Глоссарий.

 

Система цен – единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения* между участниками национального и мирового рынков.

Цены, обслуживающие национальную экономику, формируются с учетом особенностей отраслей национального хозяйства. Различают: оптовые цены на продукцию промышленности, закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, цены на продукцию строительства, тарифы транспорта и связи, розничные цены на потребительские товары, тарифы на платные услуги, внешнеторговые цены

 

Цены рыночныескладываются в процессе взаимодействия продавцов и покупателей под влиянием рыночной конъюнктуры. По условиям их формирования подразделяются на свободные, монопольные, демпинговые.

 

Цены регулируемыеформируются в процессе прямого государственного воздействия. По условиям формирования делятся на фиксированные и предельные.

 

Цена оптовая изготовителяформируется на стадии производства, отражает уровень издержек производителя и обеспечивает планируемую прибыль.

 

Цена оптовая отпускная включает оптовую цену изготовителя и косвенные налоги – акциз* и налог на добавленную стоимость*.

 

Цена оптовая закупочнаяформируются на стадии посредничества. Включает оптовую отпускную цену и посреднические надбавки (скидки).

 

Посредническая надбавка (скидка), (снабженческо-сбытовая надбавка \ скидка, комиссионный сбор) – плата за услуги посредника по продвижению товара от производителя к потребителю, компенсирует издержки обращения посредника, обеспечивает уплату НДС и формирование прибыли. «Скидка» - доля конечной цены реализации товара покупателю в процентном выражении, остающаяся в распоряжении посредника. «Надбавка» - начисление в процентном выражении на оптовую закупочную цену. В абсолютном исчислении размеры скидки и надбавки совпадают, поскольку исчисляются как разница между двумя ценами.

Цена розничная –устанавливаются в сфере розничной торговли. Включает оптовую закупочную цену и торговую надбавку (скидку), обеспечивающую возмещение издержек предприятия торговли, уплату НДС и получение прибыли.

Франкирование ценотражает порядок включения транспортных расходов в оптовую отпускную цену. Так, при цене франко-склад поставщика все расходы по доставке продукции оплачивает сам покупатель. Напротив, в цену франко-склад покупателя включены все расходы по транспортировке от поставщика к потребителю.

 

Цены фактических сделок содержат информацию о реальных ценах на конкретных товарных рынках. Эти цены фиксируются в коммерческих документах – контрактах (поэтому иногда эти цены называют контрактными) т отражают реальные условия конкретной сделки: количество и качество товара, сроки и условия поставки, условия платежа, гарантии и т.д. По способу установления цены фактических сделок подразделяются на твердые, цены с последующей фиксацией и скользящие цены.

 

Цены аукционные информируют участников рынка о возможностях покупки или продажи товара на аукционе. В качестве начальной аукционной цены выступает стартовая цена, учитывающая качество товара, соотношение продавцов и покупателей, условия сделки. Обычно на аукционе товар реализуется по максимальной цене, предложенной покупателем.

 

Цены биржевые отражают результат биржевых торгов. Информируют о состоянии спроса и предложения на данный товар.

 

Цены справочныеинформируют покупателей об условиях продажи товаров производителем (продавцом). Отражают интересы продавца, являются ориентировочными и могут отличаться от цен фактических сделок. По форме представления справочные цены подразделяются на цены предложения и прейскурантные цены.

 

Ценовые индексы - показатели динамики цен за определенный период, используются для оценки инфляционных процессов в реальном секторе экономики. Различают индивидуальные ценовые индексы (для отдельных товаров и услуг) и сводные ценовые индексы (рассчитываемые для группы товаров или услуг).

 

ТЕМА: Факторы ценообразования.

4.1. Понятие факторов ценообразования и их классификация.

4.2. Анализ наиболее значимых факторов ценообразования.

Глоссарий