Система розничных цен на потребительские товары и услуги

Ценообразование на продукцию общественного питания

Цена общественного питания является разновидностью розничной цены, поскольку она реализуется населению. Продукция общественного питания подразделяется на собственную и покупные товары.

Собственная продукция – это продукция, которая подвергается кулинарной обработке (холодные закуски, 1-е и 2-е блюда, горячие и холодные напитки, кондитерские и кулинарные изделия, полуфабрикаты, приготовленные на предприятиях общественного питания.

Покупные товары – это товары, полученные от других поставщиков и реализуемые на предприятиях общественного питания без кулинарной обработки (мороженое, пиво,…).

Цена продукции общественного питания состоит из розничной или оптовой (отпускной) цены товара и наценки общественного питания. Наценки общественного питания предназначены для покрытия расходов и получения прибыли. Наценки состоят из издержек производства и обращения и прибыли. Сумма полученных наценок от реализации продукции общественного питания составляет валовой доход общественного питания.

Наценка общ.питания = издержки производства и обращения + прибыль

 

Издержки производства и обращения определяются согласно Методическим рекомендациям, утверждённым Комитетом РФ по торговле по согласованию Мин. экономики финансов РФ от 16.03.93г. с учётом изменений и дополнений.

Различают наценки общественного питания, регулируемые государством и свободные. Конкретные размеры наценок устанавливаются самими предприятиями с учётом спроса и предложения, но не выше установленных предельных.

В соответсвии с постановлением Правительства РФ 7.03.95г. №239 «О мерах по упорядочению гос. регулирования» органам исполнительной власти РФ предоставлено право устанавливать предельные наценки общественного питания только в школьных, студенческих и столовых ПТУ.

 

Соотношение равной розничной цены по отдельным группам товаров (продовольственные и непродовольственные) и услуг определяются развитием экономического потенциала общества и той частью материальных и нематериальных благ, которые поступают в личное потребление населения. Указанные соотношения не стабильны. Объективные закономерности формирования и развития рынка потребительских товаров и услуг выступают звеном в цепочке взаимодействии м\у производством и потреблением.

В настоящее время общий уровень и общий уровень цен на продовольственные товары в своей основе имеют уровень цены на хлеб, являющийся продуктом особой соц. значимости.

Учёт индивидуальных различий потребления обеспечивается на основе расширения ассортимента продуктов питания и дифференциации качества отдельных видов товаров, например установление скидок на цены товаров худшего качества. Цены на деликатесы в настоящее время устанавливаются исходя из соотношения спроса и предложения и соответственно, их уровень стал гораздо выше, чем в условиях административно-командной системы.

Учёт индивидуальных различий потребления обеспечивается на основе расширения ассортимента продуктов питания и дифференциации качества отдельных товаров. Например, скидки с розничных цен продукции худшего качества. Размер скидок с розничных цен меньше, чем с оптовых.

Взаимозаменяемость непродовольственных товаров более ограничена, чем продуктов питания. Их разновидность удовлетворяет определённую потребность: одежда не может заменить обувь, шкаф – стол.

Общественная потребность в непродовольственных товарах больше индивидуализирована, т.к. имеет значение пол, возраст, эстетические вкусы. Спрос на них зависит от цен на эти товары и товары повседневного спроса, что отражается также на взаимозаменяемости приобретения.

Значительные различия в движении уровней издержек в сельском х-ве и в промышленности обуславливают более высокий уровень розничных цен на продовольственные товары по сравнению с непродовольственными, более 50% которых производится из искусственного сырья (трикотаж, ткани и т.д.). Такое соотношение розничных цен характерно во всём мире.

В настоящее время в России общий уровень розничных цен на продукты питания остаётся на более низком уровне, чем уровень на непродовольственные товары, что указывает на низкий уровень доходов населения.