Методы регулирования

На потребительском рынке товаров и услуг.

Регулируемые розничные цены

Регулируемые цены – это цены, на величину которых воздействует государство. В странах с динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в меньшей степени, там распространено свободное ценообразование, чем с несбалансированной. Цель гос. регулирования заключается в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырьё и топливо, монополизма производителей. Важной задачей при этом является достижение определённых социальных: поддержание достаточного прожиточного минимума, предоставление населению возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.

В настоящее время степень регулирования цен на отдельные группы потребительских товаров и услуг, осуществляемого на региональном уровне, характеризуется следующими данными, % к общему числу регионов:

Продовольственные товары (хлеб, масло, жиры, сахар, крупы и т.д.): 40-16%;

Непродовольственные товары (медикаменты, топливо 70-90%, учебники, бензин 5-8%);

Платные услуги населению ( мед. услуги 15%, бань, дошк.учр. 20%).

Кроме того, повсеместно регулируются цены и тарифы на продукцию в поездах дальнего следования, услуги телефонной и сотовой связи, оплату населением жилья и коммунальных услуг, отдельные виды топливно-энергетических ресурсов и некоторые другие.

Основными формами регулирования потребительских цен являются:

· ограничение торговой надбавки (в 28,7%) и оптовой надбавки 22,3%;

· установление фиксированной цены (20,6%), в сочетании с дотациями (4,3%);

· ограничение рентабельности предприятий-производителей (4,2%);

· установление предельной цены (3,8%);

· другие методы (16,1%).

Эффективность гос. регулирования розничных цен во многом зависит от его взаимодействия с другими методами воздействия на экономику (изменение налоговых ставок, регулирование заработной платы и др.).

Порядок формирования цены при осуществлении торговых операций

Законодательством предусмотрены следующие способы учёта товаров и затрат, связанные с их приобретением и продажей:

· Оценка товаров в бух. учёте:

- по покупной стоимости;

- по продажным ценам; (учёт товаров по продажным ценам разрешается организациям розничной торговли).

· Оценка товаров при их приобретении:

- по факт. себестоимости приобретения;

- по учётным ценам;

· Оценка товаров по покупным и продажным ценам.

Пример: расчёт продажной цены товара.

Предприятием торговли получен товар на 100000руб. , в т.ч. НДС 20000руб. торговая наценка 25%. Издержки обращения 10000руб. учётная политика «по отгрузке».

Торговая надбавка 20000 (80000 х 0,25). Стоимость товара с учётом торговой надбавки и НДС: 80000 + 20000 + 100000 х 20% = 120000 руб.

Пример продажи организацией товара по розничным и оптовым ценам.

Часть товара на 90000 руб. реализуется оптом, 30000 – в розницу.

При обретении товара покупная стоимость равна 80000руб. НДС с начальной стоимости 16000руб. оплата за полученный товар 96000руб. (80000 + 16000)

При передаче товара для розничной продажи торговая надбавка 15000 (7500 торг.надб.+7500 НДС).

Учетные цены применяются в тех случаях, когда расходы носят регулярный долгосрочный характер, складывается из нескольких видов затрат.

Чтобы не допустить существенных отклонений учётной цены от фактической себестоимости приобретаемых товаров, необходимо учитывать изменения, происходящие в условиях рынка.

Структура регулирования розничной цены включает регулируемую оптовую цену и торговую наценку (скидку):

 

Регулируемая розничная цена
Регулируемая оптовая цена   Торговая скидка

 

Торговая скидка (наценка) в регулируемой розничной цене является регулируемой со стороны местных органов власти. При этом регулируемая оптовая цена включает себестоимость, прибыль, НДС.