Розничные цены на потребительском рынке

Ценообразование на рынке потребительских товаров и услуг

Рынок потребительских товаров и услуг охватывает реализацию товаров и услуг, приобретаемых населением. Существует два способа реализации потребительских товаров – оптом и в розницу.

В соответствии со ст. 492 Гр. Кодекса РФ продажа товаров относится к розничной торговле, если товары предназначены для личного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Продажа товаров юридическими и физическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности относится к оптовой торговле. За последние 10 лет рынок потребительских товаров и услуг развивается высокими темпами.

По сравнению с показателями нач. 90-х гг.доля приобретаемых продовольственных товаров увеличилась на 3%, а непродовольственных снизилась на 3%. Эти показатели связаны с изменением цен и уровнем доходов населения.

 

Розничные цены являются денежным выражением ценности товара, оказывают значительное влияние на сферу распределения и обращения потребительских товаров, формирование соотношений м\у спросом и предложением, покупательной способностью руб., уровнем жизни населения, при этом в цене отражается изменение покупательной способности денег (инфляция).

Они функционируют во взаимосвязи с другими видами цен (оптовыми, отпускными, закупки и т.д.) и образуют в совокупности с ними единую взаимосвязанную систему цен, которая обеспечивает процесс реализации.

Розничные цены образуют фонд потребления, определяя при этом пропорцию конечного распределения национального дохода в денежном выражении. (фонд потребления (платежеспособный спрос) = все денежные доходы – налоги- сбережения).

Они выступают как цены конечной реализации потребительских товаров и услуг в отличие от оптовых цен.

В современных условиях рынка политика российского государства в области розничных цен направлена на обеспечение нормального функционирования рынка (вмешиваясь в процесс ценообразования, регулируя уровень цен, как правило в интересах потребителей), не допуская его монополизации, что ведёт к завышению цен. Например, оплата по льготным тарифам коммунальных услуг, проезда, содержание детей в дошк. и школьных заведениях.

На изменение уровня розничных цен оказывают влияние изменение издержек в обращении (транспортировка, хранение и т.д.) и производственные затраты.

В зависимости от порядка установления цены на потребительские товары делятся на свободные и регулируемые.

Свободные цены формируются на основе соотношения спроса и предложения, сигнализируя производителю о состоянии рынка, расширении или сокращении платежеспособности спроса. В марте 1992г. постановлением Правительства РФ № 141 «Об изменении порядка формирования цен на отдельные потребительские товары» разрешили местным органам власти отменять ранее установленные коэффициенты на многие виды продуктов. При этом устанавливались определённые уровни рентабельности 20-30%.

Регулируемость цен применяется к ценам, предлагаемым товаропроизводителем с учётом установления коэффициента (повышающего или понижающего) или устанавливается коридор мин.\мах.