Методология и методики ценообразования
Методы ценообразования
Методология ценообразования – это совокупность принципов и методов формирования структуры и динамики цен.
Под методом понимают способ построения цены.
Методология едина для всех уровней установления цен. Основные положения и правила не меняются в зависимости от того, кто и на какой срок устанавливает цены. Методология является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующей в экономике конкретной страны.
Методики ценообразования – это составные части методологии, которые объединяют ряд методов формирования цен. На основе методологии разрабатывается стратегия ценообразования, а методики содержат конкретные рекомендации, как ту или иную стратегию реализовать на практике.
Существующие методики различаются в зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции. Каждая методика имеет свои особенности.
Ценовые методы – конкретные способы формирования цен на товары и услуги. Система этих методов схематично представим на рис.
|
|
|
Рис.22. Система ценовых методов (методов ценообразования)
Главными принципами ценообразования являются:
1) научная обоснованность цен – необходимость учёта в ценообразовании объективных экономических законов. Сбор и анализ информации о спросе, издержках, уровне цен, макро- и микрорыночных показателей. Информация становится ключевым моментом в обосновании уровня цен;
2) принцип целевой направленности цен – определение конкретных экономических и социальных задач;
3) принцип непрерывности процесса ценообразования;
4) принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен (проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования).
Принципы ценообразования могут быть реализованы только на основе разработки и применения соответствующих методов. Принципы и методы тесно связаны между собой и образуют методологию.
7.2. Расчётные методы ценообразования
Суть расчётных методов состоит в том, что они базируются главным образом на учёте внутрипроизводственных условий фирмы. В результате использования методов данной группы фирма определяет желаемый уровень, не скорректированный в полной мере с учётом требований реальной рыночной конъюнктуры.
В рамках расчётных методов принято в первую очередь рассматривать затратные методы.
1) Метод договорного ценообразования по принципу «средние издержки + прибыль»
Данный метод основывается на начислении стандартной наценки на себестоимость товара. Существует два варианта этого метода:
– с использованием полных затрат на производство;
– с использованием предельных издержек производства.
1.1. При расчёте цены методом предельных издержек учитываются только те затраты, которые можно непосредственно отнести на производство данного изделия. Данный метод вносит в процесс ценообразования элементы экономического анализа. Он используется при планировании и контроле прибыльности.
Метод предельных издержек основан на использовании принципа добавленной стоимости (маржинального дохода).
Добавленная стоимость определяется как разница между выручкой от реализации и прямыми переменными затратами. Маржинальный доход идёт на покрытие накладных расходов, а остающаяся разница представляет собой прибыль.
Косвенные и условно–переменные затраты практически неизменны и при производстве нового продукта, и при изменении объёма. Следовательно, чем выше разница между ценой (выручкой от реализации) и переменными затратами, тем более рентабельно производство.
Более подробно………
1.2 «Метод полных затрат» полнее калькулирует цену производства. Он основан на определении себестоимости суммы всех прямых и косвенных затрат в расчёте на единицу продукции. Данный метод не учитывает фактор спроса, а потому товар может оказаться невостребованным на рынке и может быть не продан. Считается, что метод отнесения на себестоимость товара постоянных расходов является произвольным.
Цена при использовании метода «средние издержки + прибыль» определяется по формуле:
Ц = И х (1 + R/100),
Ц – цена;
И – издержки производства (полные или предельные в зависимости от выбранного варианта);
R – рентабельность продукции, %;
При использовании метода полных издержек рентабельность определяется по формуле:
(норма прибыли на вложенный капитал х итог актива баланса)
R = ( к-во ед. реализуемой продукции х полные затраты на ед. продукции)
При использовании метода предельных издержек рентабельность рассчитывается по формуле:
(норма прибыли на вложенный капитал х итог актива баланса х сумма постоянных затрат)
R = ( к-во ед. реализуемой продукции х полные затраты на ед. продукции)
Ценовой метод полных издержек – метод формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Данный метод используют фирмы, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции гарантирован. Табл. 6.