Группировка цен по форме организации торговли и характеру ценовой информации

 

В данной группе выделяют следующие виды цен:

Цены прямых контрактов, которые подразделяются на цены продавцов и покупателей и контрактные цены или фактических сделок.

Цены продавца – цены, по которым продавец предлагает (рекламирует) свой товар, желаемые продавцом.

Цены покупателя - цены, желаемые покупателем.

Цены контрактные – (фактической сделки), по которым достигается договорённость между продавцом и покупателем и которые закрепляются контрактом (договором). В зависимости от конъюнктуры рынка цены могут тяготеть к ценам продавца или покупателя.

Цены контрактные (фактических сделок), фиксируются в специальных коммерческих документах – контрактах и счетах, которые отражают реальные условия сделки – количество и качество товаров, сроки и условия поставки, платежа, гарантии, …. , согласуемые между реальными продавцами и покупателями. Цены фактических сделок в большинстве случаев выступают в качестве индикатора состояния рынка товаров и услуг. Анализ этих цен затруднён из-за значительной их дифференциации от специфики реальных сделок и зачастую информация о ценах является коммерческой тайной.

 

В зависимости от рынка выделяются аукционные цены, биржевые котировки и цены торгов (см. публикуемые и расчётные цены).

По способу получения информации об уровне цены все цены можно разделить на публикуемые и расчётные:

Публикуемые – цены, сообщаемые в специальных источниках информации (государственных, официальных или частных). К публичным ценам относятся:

– справочные цены – данные цены публикуются в каталогах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровне и соотношения цен;

прейскурантные цены – вид справочной цены, которая публикуется в прейскурантах фирм–продавцов, являются базой для уторговывания цен при заключении сделок.

– цены аукционов – цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот); устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением.

В рамках аукциона различают:

1) стартовую цену, по которой объявляется начало торгов;

2) цену аукционного шага, т.е. промежуточную цену, превышающую стартовую и объявляемую потенциальным покупателем;

3) цены фактической продажи, превышающую стартовую цену на сумму цен аукционных шагов.

цены торгов – цены особой формы специализированной торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или получение подрядов на производство отдельных работ по заранее объявленным специальном документе (тендере) условиям;

Классические торги – рынок покупателя-заказчика, в ответ на заявку которого поступают предложения (оферты) от потенциальных продавцов (оферентов). Общая тенденция развития цен здесь понижательная: при прочих равных условиях заказчик предпочитает относительно более дешевое предложение. Цены торгов являются, как правило, объектом вмешательства государства, т.к. значительная доля заказав и подрядов регламентируется правилами, устанавливаемыми государством.

Биржевые котировкицены однородной стандартизированной продукции, продаваемой на бирже. Биржевые торги проводятся регулярно, на них продаётся массовая, взаимозаменяемая продукция.

Расчётные цены– цены, которые рассчитываются поставщиками продукции с учётом индивидуального заказа потребителей. Данные цены нуждаются в обосновании, пояснении и уточнении в момент заключения договора или контракта на их поставку и чаще всего используются при выполнении индивидуальных заказов.

Цены предложений устанавливаются производителями по специальной, заказной продукции без согласования с потребителями. Однако, при их установлении учитываются основные условия сделки и конъюнктуры рынка. В некоторых случаях цены определяются на основе цен конкурентов.

При отсутствии информации об абсолютных уровнях цен, а также для повышения качества ценового анализа используются средние, удельные ценовые показатели, индексы цен.

Средние уровни цен могут рассчитываться по группам товаров, подотраслям и отраслям. В качестве удельных ценовых показателей чаще всего применяются ценовые показатели на единицу потребительного параметра.

Индексы цен – показатели динамики цен за определённый период.

Индекс цен индивидуальный информирует о динамике цен отдельных товаров и услуг и рассчитывается как отношение цены отчётного периода к цене периода, принятого за базу для сравнения:

Iи = Цj1\ Цj0, где

Iи – индивидуальный индекс цен; Цj1 и Цj0 – цены i – го товара (услуги) соответственно в базисном и отчётном периодах.

Индекс цен сводный содержит информацию о динамике цен группы товаров (услуг). Он определяется как отношение стоимости группы проданных в отчётном периоде товаров, исчисленной в фактических ценах и ценах базисного периода. Так рассчитывается, например, индекс цен предприятий-производителей на промышленную продукцию Iс:

n n

Iс = ∑ Цi1 Qi1 \ ∑ Цi0 Qi1 , где

i=1 i=1

Qi1 – количество i – го товара (услуги) отчётном периоде; n- число товаров, входящих в группу.

Сводный индекс цен используется в качестве одного из основных показателей инфляционных процессов в реальном секторе экономки.

При анализе системы цен необходимо учитывать следующее:

1) всё многообразие видов цен нужно рассматривать в единстве, изменение одних видов цен влечёт изменение других;

2) разнообразие цен, различных конкретных задач их установления не должны приводить к ценовым противоречиям, а должны быть подчинены общенациональным интересам.

 

В зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке товаров различают цены:

Единые цены с включением расходов по доставке или цена франко–станция – на свой товар фирма формирует общую, единую цену с включением в неё одинаковой суммы транспортных издержек, которая рассчитывается как средняя стоимость всех возможных перевозок.

Зональные цены – фирма выделяет несколько географических зон реализации своей продукции. В пределах одной зоны товар реализуется потребителям по единой цене.

Характеристика внешнеэкономических цен.

Цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, характеризуют состояние международной торговли конкретными товарами.

Мировые цены на товары народного потребления определяются ценами, опубликованными крупными каталогами.

Мировые цены на изделия народного потребления определяются ценами ведущих мировых производителей этой продукции.

Мировые цены на сырьё определяются уровнем цен стран–экспортёров, импортёров или ценами аукционов и бирж.

Установление экспортных цен связано со множеством переменных составляющих, различных цен отдельных рынков, его сегментов и потребителей. На уровень цен влияют не только такие факторы, как объём продаж, прибыльность сбыта на внешнем рынке, время и сроки продажи товара, но и условия экономического, политического, правового и культурного развития страны–импортёра. Обычно затраты на производство и сбыт экспортной продукции по сравнению с продажей товара на внутреннем рынке оказываются более высокими, однако продуценты, как правило, осуществляют экспорт продукции по сравнительно низким ценам за счёт различных мер государственного регулирования.