Понятие и характеристика системы цен

Система цен

Единство и взаимосвязь функций цены

Различные функции могут дополнять, так и противоречить друг другу.

Стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансированности спроса и предложения, способствует наращиванию производства товаров, которые пользуются спросом. Цена может играть и противоположную роль, способствуя сокращению товаров. Это также приводит к сбалансированию, когда последе превышает спрос.

Распределительная функция действует совместно с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствуя переливу капиталов в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и характерна высокая норма прибыли.

Учётная функция цены выступает в противоречие со всеми прочими функциями, т.к. в рыночных условиях цены как правило отклоняются от издержек производства и реализации. Поэтому взаимосвязи между функциями должны быть предметом специальных маркетинговых исследований.

 

В современном хозяйстве цены охватывают все стадии воспроизводства, представляя, таким образом, единую систему цен. Соподчинённость стадий общественного воспроизводства является основой внутренней взаимосвязи цен в пределах единой системы.

Система цен – единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.

Изменение уровня, структуры одного вида цен влечёт за собой изменение других видов цен. Это обусловлено взаимосвязью элементов рыночного механизма и субъектов рынка. Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью общей системы цен, несёт строго определённую экономическую нагрузку.

В современной системе цен следует выделить пять блоков, которые формируются в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современных рынков. Общая система цен представлена на рис.16.

 

 
 

 

 


Рис. Общая система цен в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современного рынка

 

Цена отражает не только свойство продукта, но и характер сделки купли-продажи. Многие товары продаются первоначально в составе крупных партий, а затем идут в розничную продажу непосредственно потребителю. Одна из важных позиций классификации цен- это разделение их на оптовые и розничные цены. Традиционным является различие в ценах по видам рынков (региональные, национальные, мировые); участникам сторон сделки, по видам валют.

Все цены, действующие в экономике, взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества факторов. В систему цен входят не только национальные, но и мировые цены.

Взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих единую систему объясняется следующими причинами:

– существует единый процесс формирования цен на производство. Т.е., все цены формируются на единой методологической основе: на законе стоимости, спроса и предложения;

– все субъекты рынка связаны между собой;

– имеет место тесная взаимосвязь всех элементов рыночного хозяйственного механизма.

В зависимости от сферы товарного обращения все цены принято делить на блоки.

Наиболее важными блоками единой системы цен являются:

– оптовые цены на промышленную продукцию;

– цены на строительную продукцию;

– закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и прочие виды сырья;

– розничные цены;

– тарифы на услуги грузового и пассажирского транспорта;

– тарифы на коммунальные и бытовые услуги;

– цены внешнеторгового оборота (экспортные и импортные).

Определяющую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относят топливо–энергетические отрасли (нефтяная, угольная, газовая, электроэнергетика), а также отрасли металлургии. Изменение цен на энергоносители приводит к изменению уровня цен на все без исключения отрасли экономики.

Большое влияние на цены в отраслях лёгкой и пищевой промышленности оказывает динамика закупочных цен на продукцию отраслей сельского хозяйства.

Оптовые цены на промышленную продукцию – это цены, по которым покупается и продаётся продукция предприятий и фирм–изготовителей. Данная цена применима как к государственным, так и к частным компаниям. Как правило, продукция продаётся и покупается оптовыми партиями в ходе процесса купли–продажи сменяется форма собственности.

Цены на строительную продукцию подразделяются на:

– сметную стоимость – цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения). Рассчитывается по нормативам расхода материально–технических ресурсов: затраты труда (в зависимости от сезонности) и расход материалов на единицу измерения. По нормативам Госстроя России (СНИП) определяется минимальный расход материалов строительства. Главная задача сметного ценообразования – определение количественных и стоимостных показателей необходимых затрат;

– прейскурантная цена – сметная стоимость единицы параметра для типового строительного объекта, предусмотренная проектом (цена 1 м2 полезной площади, цена малярных работ 1м2, цена 1 м3 бетонных работ, т.д.);

– договорная цена – цена, которая устанавливается в каждом конкретном случае между заказчиками и исполнителями.

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и сырьё.

Это вид цен, по которым сельскохозяйственные предприятия, население, а также другие производители сырья реализуют свою продукцию. Эти цены могут ненамного различаться, в зависимости от её реализации (по прямым связям, ч/з сельскохозяйственные рынки и проч.). Закупочные цены могут быть свободными и устанавливаться по договорам в зависимости от соотношения между спросом и предложением.

Т.к. сельскохозяйственная продукция реализуется обычно осенью, а покупка ими факторов производства осуществляется в течение всего года, на производителях наиболее чувствительно отражается инфляция.

Преодолеть негативные последствия инфляции можно посредством демпфирования (сглаживания). Эффект демпфирования достигается как прямой государственной поддержкой (льготными кредитами, обеспечением материально–техническими ресурсами и др.), так и взаимодействием с финансово–кредитной системой.

Розничные цены и их разновидности.

Розничные цены – это цены, по которым товар реализуется в сети розничной торговли, на конечное потребление. Состав цены см. выше

В состав розничных цен включаются:

оптовая цена промышленности;

торговая скидка/надбавка (издержки обращения, прибыль торгового предприятия);

акцизы (на предметы не являющиеся предметами первой необходимости: вино–водочные изделия, драгоценности, предметы роскоши). акциз уплачивается в бюджет изготовителем, но в конечном счёте указанные виды налогов оплачивает потребитель;

НДС – часть стоимости, которая создаётся на всех стадиях производства товаров, работ и услуг и полностью изымается в государственный бюджет по мере реализации. НДС включается на каждой стадии реализации товара в его розничную цену.

Разновидностями розничной цены считаются:

аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе, которая может быть в несколько раз выше рыночной цены товара. Обычно такая цена свидетельствует о уникальных свойствах товара;

коммерческая цена – цена на товар, установленная при его продаже на свободном рынке. Коммерческая цена может значительно отличаться от цен, устанавливаемых на этот товар государством.

Определённый круг проблем возникает при учёте затрат на реализацию и транспортировку. Разные схемы учёта этих затрат приводят к возникновению разных цен. Помимо транспортировки и реализации широкое распространение получило включение в цены затрат на страхование. В зависимости от того, как делятся эти затраты между поставщиком и покупателем, устанавливается тот или иной уровень цен.

Транспортные тарифы – это цена на перемещение объекта в пространстве. Они включают в себя тарифы на грузовые перевозки и пассажирские тарифы. Составные элементы тарифов включают в себя:

– издержки;

– прибыль транспортных организация;

– НДС.

Затраты грузового транспорта состоят из двух частей: операций по погрузке (разгрузке) и транспортировку груза.

Тарифы на перевозку грузов различаются по способу отражения транспортных расходов. Для этого существует экономическая категория «франко», означающее место, до которого поставщик несёт расходы по погрузке, транспортировке и страхованию товара.

Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли, если осуществляются грузовые перевозки, или к розничной торговле, если речь идёт о пассажирских перевозках.

Тарифы на бытовые и коммунальные услуги.

Это услуги, которые предоставляются службами и предприятиями быта и коммунального сервиса (цены за ремонт одежды, обуви, плата за квартиру, отопление, водоснабжение, электроэнергию, услуги связи и т.д.).

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Такие виды цен должны соответствовать внешнеэкономической политике и внешнеэкономическим связям государства и внутреннего рынка с другими странами и их рынками. Также эти цены зависят от цен, складывающихся на мировых рынках.

На уровень цен влияют не только такие факторы, как объём продаж, прибыльность сбыта на внешнем рынке, время и сроки продажи товара, но и условия экономического, политического, правового и культурного развития страны–импортёра.

При рассмотрении реальных проблем ценообразования неизбежно возникает вопрос о влиянии государства на формирование цен как части более широкого его влияния на рыночные процессы вообще.

В настоящее время экономика находится под определяющим воздействием рынка, а государство «вмешивается» в рынок только в случаях его явных «провалов», вызванных монополизацией предложения или спроса, что приводит к искажению естественных рыночных факторов и отклоняет цены от уровня равновесия.

Непосредственного согласия заинтересованных предприятий можно и недобираться, но возможность обжалования принятых решений по уровню цен должна быть обязательно предоставлена.

Вмешательство государства в определение уровня цен должно быть всегда хорошо обосновано, а главное эффективно, т.е. оно должно улучшить общую экономическую ситуацию в целом в стране и на том конкретном участке хозяйства, где такое вмешательство осуществляется.