Функции цен как проявление их сущности.

Функции цен

Понятие «функция» означает внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция цены является внешним проявлением внутреннего содержания цены.

Учётная функция цены определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Благодаря цене удаётся измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платёжному средству обрести количественную определённость в акте купли–продажи. Таким образом, цена выступает экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостной учёт различных хозяйственных процессов, изменения их результатов.

Рис. 15. Функции цены.

Учётно–измерительная функция цены даёт возможность сопоставлять самые различные потребительские свойства товаров и услуг исходя из затрат труда. Цена показывает, во что обходится производство этого товара (затраты на факторы производства). Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. В условиях рынка цена может отклоняться от прибыли, т.к. продавец заинтересован в получении максимального дохода. Чтобы противостоять конкурентам, производитель должен контролировать издержки, улучшать качество продукции.

Стимулирующая функция цены способствует изменять объёмы производства в соответствии с техническим уровнем и спросом. Высокая цена позволит получить большую прибыль, в соответствии с этим необходимо повысить качество производимой продукции. Выгодным становится применение современных технологических средств, методов организации, управления. Т.о. замена устаревшего нерентабельного оборудования осуществляется быстрее. Особенно этот вопрос остро касается России, т.к. необходимо, чтобы качество выпускаемой продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке сбыта было на высоком мировом уровне, что позволит быть конкурентоспособным.

Распределительная функция цены. В условиях рынка цена товара отлична от его стоимости, т.о., выигрыш одних участников рынка равняется проигрышу других (покупателей или продавцов). На основании перераспределения дохода между различными экономическими субъектами цены выступают инструментом распределения и перераспределения дохода между регионами, отраслями экономики, её секторами, формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.

Особенно рельефно эта функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Перераспределение денежных сумм может происходить как за счёт прямого регулирования цен, так и с помощью финансово-кредитной системы. В отличии от уровня цен, которые касаются всех, финансовые потоки могут быть адресованы определённым социальным группам населения, например з/та, пенсии, стипендии, пособия.

Функция цены балансирования спроса и предложения. Через цены осуществляется связь производства и потребления. При появлении диспропорций, равновесие в экономике можно достигнуть изменением объёма производства, или изменением цены, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров.

В условиях свободного рынка, естественной конкуренции, реализуя эту функцию, цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как следствие постоянных колебаний цен в рамках жизненного цикла товара (рост, зрелость, спад), происходит прилив капитала из одной сферы в другую. Свёртывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимых рынку товаров и услуг. Использование балансирующей функции цены реально, при проведении современного маркетинг, включающего комплексный анализ рынка (прогноз рыночной конъектуры, формирование товарной и ценовой политики).

Каким образом осуществляется функция цены балансирования спроса и предложения?

Спрос может снижаться при завышенной цене, недоступной для необходимого потребления, или насыщении потребительского рынка, при снижении предельной полезности товара. Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценной и предлагаемых товаров.

Балансирующая функция цены выступает в данном случае основным фактором регулирования предложения товаров. По каждому товару, на основании спроса цена указывает о необходимости сокращения или увеличения выпуска продукции. Уровень цен определяет уровень прибыли. Чем они выше, тем быстрее растёт на рынке предложение товаров. При нерентабельном производстве необходимо переориентировать факторы производства на другой вид продукции.

Естественное взаимодействия спроса и предложения, обеспечение их равновесия на основе цен реально лишь в условиях рынка!

Функция цены как критерия рационального размещения производства.

Под воздействием законов рынка (конкуренции и спроса) предприятия самостоятельно принимают решение о перемещении капиталов в те сектора экономики, где за счёт более высокой продажной цены можно получить более высокую прибыль на единицу продукции (законодательно предприятиям предоставлено право самостоятельно определять место нахождение и сферу деятельности). В современных условиях рынка необходимы глубокие маркетинговые исследования, т.е. изучение всех факторов рынка (динамики цен, уровня инфляции, длительность производственно-сбытового цикла и т.д).

Измерительная и соизмерительная функция цены.

Измерительная функция цены заключается в том, что, зная цену рабочей силы, а также сумму денег, которую покупатель должен заплатить, а продавец – получить за проданный товар, можно вычислить величину денежных платежей за продаваемые товары и предлагаемые услуги.

Соизмерительная функция цены заключается в том, что в условиях рынка цена отражает полезность товара для покупателя, таким образом, по соотношению цен можно судить о полезности различных товаров (трудоёмкость производства, ограниченность доступности).