Цены на Российском рынке
Экономика России, «Новая экономическая политика» (НЭП) в 20 – е годы ХХв., вышедшая из капиталистического способа производства сохранила структуры, присущие рыночному хозяйству.
Основное направления ценообразования 30-80-е гг. ХХ века – плановое ценообразование, основанное на трудовой теории стоимости К. Маркса. Среди экономистов можно было выделить представителей нескольких направлений:
«нетоварники»: основное производство считалось не товарным, а непосредственно общественным, в связи с чем производство считалось не товарным, а общественным, товарная форма производства носила ограниченный характер. Полноценными товарами считались потребительские товары, а факторы производства – нет. Цена являлась неким нормативом, счётной технической единицей;
«товарники» признавали товарный характер производства и считали, что цены могут определяться под воздействием спроса и предложения в т.ч. и на средства производства;
«математическое направление» связано с оптимальным функционированием экономики. Стоимость определялась расчётным путём, заранее до процесса обмена, что является полной утопией.
К 90 – м годамнаправление в ценообразовании зашло в тупик.Критиковался затратный метод, одной из дискуссий была проблема количественного определения общественно необходимых затрат труда. Предпринимались попытки встроить рыночные элементы в существующую систему ценообразования. К началу 90-х годов пришло осознание того, что необходим переход к принципиально иной системе, к рыночному ценообразованию.
С 1992г. начинает проводиться либерализация цен. Суть этого процесса заключается в отказе от назначения цен государством, отпуске цен и расширении свободы экономических действий субъектов в области ценообразования. До 1992г. основным субъектом ценообразования было государство, после 92г. стала фирма. Принципиальное отличие заключается в том, что цены устанавливаются их собственниками, государство же назначает цены на узкий круг товаров, а для ценообразования других товаров определяет лишь общие условия, принципы и подходы.
1) «ценовой шок», когда цены дезорганизовывали экономику субъектов, структура их резко менялась;
2) когда деньги перестали выполнять свои основные функции (в условиях высокой инфляции), в результате некоторые функции денег перешли к более сильной валюте – доллару;
3) снижение покупательной способности денег»
4) наличие высокой и неравномерной инфляции (предложения и спроса);
5) высокий уровень налогообложения, политика «дорогих денег»;
6) падение производства.
Инфляционное ценообразование, в основе которого заложено инфляционное ожидание (повышение действующих цен с целью компенсации инфляционного роста затрат), при этом цены на издержки остаются вне внимания. Данный этап закончился обвальным падением курса рубля по отношению к доллару «чёрный вторник».
Октябрь 94–август 98г. характеризуется:
– проведением жёсткой финансовой политики;
– введением валютного коридора;
– умеренной инфляции;
– усилением конкуренции на рынке за счёт иностранных производителей (особенного в потребительском секторе);
в этот период цена формируется по «затратному принципу»:
цена = возмещение издержек + прибыль.
Август 1998 – 1999г. характеризуется:
17 августа 98г. в результате расширения валютного коридора фиксированный курс уступил место плавающему с элементами регулирования при помощи валютных интервенций ЦБ. В результате чего:
– возникла паника на валютных рынках, дестабилизация банковской системы;
– произошёл рост инфляционных ожиданий;
– наблюдались массовые повышения цен на товары.
Особенность ценообразования: неустойчивый, хаотичный характер, привязанность к динамике курса доллара.
В настоящее время процесс в сфере ценообразования продолжается. Он связан с тем, что
– структура цен пересматривается и приближается к рыночной;
– внутренние цены соотносятся, сопоставляются и приближаются к мировым, в т.ч., где действует государственное регулирование цен.
1.4. Основные элементы рынка: товар, цены, предложение, спрос
Рыночная экономическая системахарактеризуется частной собственностью на средства производства и использованием рыночного механизма для координации экономической деятельности и управления ею. Система основана на личной свободе всех участников экономической деятельности. Стремлением каждого участника является максимизация своего дохода на основе индивидуального принятия решений.
Рыночная система служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, отрицает необходимость вмешательства правительства в экономический процесс. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, нормализующей функционирование свободных рынков.
Рынок –система свободных экономических отношений между продавцами и покупателями, которые самостоятельно, децентрализовано принимают хозяйственные отношения. Рынок- это сфера свободного обращения товаров и ресурсов, свобода субъектов в выборе покупателей и продавцов, определении цен, формировании и использовании ресурсных источников.
Возникновение и становление рынка – следствие длительного исторического процесса. Условиями возникновения рынка являются общественное разделения труда, экономическая обособленность производителей на базе частной собственности, самостоятельность производителей и свобода предпринимательства.
Различают совершенный (свободный) рынок, характерными признаками которого являются: экономическая свобода, неограниченное число участников, абсолютно доступный вход и выход на рынок, мобильность материальных, трудовых и финансовых ресурсов; доступность информации, однородность одноимённых продуктов, отсутствие всех форм монополизма, инфляции и безработицы (безработные те, кто не хочет работать), не оказывается влияния на решения, принимаемых участниками рынка. Свободного рынка в чистом виде не было ни в одной из стран.
Свободная конкуренция означает, что существует множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса.
Несовершенный (конкурентный) рынок предусматривает действие монополий, удерживающие высокие цены, мешающие свободному межотраслевому перемещению ресурсов и ограничивающие доступ на рынки другим производителям. Рыночные процессы искажаются под воздействием инфляции, профсоюзов, экономической политики правительства и т.д.
Роль рынка в экономике:
1) рынок, через механизм конкуренции способствует рациональному распределению ресурсов;
2) влияет на объём и структуру производства, приспосабливая его через цены к платежеспособному спросу;
3) оздоровляет экономику, освобождая её от убыточных, неконкурентоспособных предприятий.;
4) ориентирует потребителя выбирать рациональную структуру потребления, соответствующую его доходу и ценам;
5) рыночные цены выступают носителями экономической информации, сообщая о наличии или отсутствии товаров, их количестве, издержках производства, полезности для потребителей.
Функции рынка: информационная, посредническая, ценообразующая, регулирующая, санирующая.
Рынок характеризуется сложной структурой. Его классифицируют по объектом купли-продажи, различают рынки товаров, услуг, информации, капиталов, рабочей силы.
Рынок товаров состоит из рынков средств производства и предметов потребления;
Рынок услуг- это купля-продажа услуг общественного питания, образования, здравоохранения, духовных идей;
Рынок информации- важнейший элемент рыночной структуры.
Рынок капиталов – это рынок денег и рынок ценных бумаг. Денежный рынок включает рынок краткосрочных кредитных операций, казначейских и коммерческих векселей, валютный межбанковский и другие рынки. Рынок ценных бумаг – соответственно рынки средне- и долгосрочных ценных бумаг и банковских кредитов.
Важное значение в рыночном механизме имеет конкуренция, которая способствует эффективное использование ограниченных ресурсов, устремляя товаропроизводителей производить необходимую для потребителей и рентабельную для товаропроизводителя продукцию.
Таким образом, рынок – целостная система устойчивых, постоянно воспроизводимых и повторяющихся связей различного типа (производственны, торговых, технологических и др.) между его членами, реализованных в виде механизмов спроса, предложения, стоимости, ценообразования, товарно-денежных отношений и других элементов сферы обращения товаров.
Спрос характеризует поведение как фактических, так и потенциальных покупателей. Спрос представляет собой форму выражения потребности в товарах и услугах. На рынке имеет значение платежеспособный спрос, т.е. спрос, обеспеченный необходимыми денежными средствами. Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Под совокупным спросом понимают платежеспособную потребность общества в целом.
Спрос – количество продукта, которое потребители желают и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определённого периода времени цен. Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, за которую покупатели ещё согласны взять товар. Выше её рыночная цена подняться не может – у потребителей нет денег на покупку.
Закон спроса выражает обратную взаимосвязь между ценой и величиной спроса: чем меньше количество товара, тем выше потребитель оценивает его полезность, тем большую цену он согласен за него уплатить, и наоборот. Однако, если цена слишком высока, то ограничивается круг покупателей и при снижении цены товар становится более доступным, число потребителей растёт вместе с количеством продаваемых благ.
Составляющие закон спроса:
– высокая цена отбивает у потребителей возможность покупки, а низка делает эту возможность более вероятной;
– закон спроса подвержен действию принципа убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят всё меньше и меньше удовлетворения, а потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена снижается;
– при совмещении эффекта дохода и замещения возникает способность и желание купить по более низкой, чем по высокой цене.
Р D
Q
Рис. 3. Кривая спроса
Р – цена; Q – объём продукции, услуг к которым предъявляется спрос.
Кр. D представляет величину спроса; каждая точка которой представляет конкретную цену и соответствующее количество продукта.
Р
Q
Рис. 4. Изменение в спросе.
Кр. D1, D2 , D3 , Dn…….. показывают изменение спроса. Изменение спроса происходит под воздействием неценовых причин. Основными причинами сдвига кривой спроса, т.е. изменения спроса, являются: вкусы или предпочтения потребителей; число потребителей на рынке; денежные доходы потребителей; ожидание повышения цен. Повышение (снижение) спроса на продукт – это есть решение потребителей покупать больше (меньше) данного продукта по любой более возможной цене.
Т.о. на динамику спроса влияют следующие факторы:
– вкусы потребителей;
– уровень дохода потребителя при росте дохода приобретается больше предметов роскоши, направляется на сбережение, при снижении дохода –больше потребляются предметы первой необходимости (кр. Энгеля);
– количество покупателей на рынке;
– уровень цен на другие товары в сторону увеличения или уменьшения (если цена на изделия возрастает, то увеличиваются цены на сырьё).
Предложением называется количество товаров и услуг, которые производители готовы продавать по определённой цене за определённый период. Предложение показывает, какие количества продукта предъявлены к продаже по равным возможным ценам. Зависимость между ценой и предложением прямая.
Предложение товаров имеет смысл тогда, когда рыночные цены обеспечивают возмещение издержек производства и получение нормальной прибыли. Цены предложения – это такие минимальные цены, по которым производители ещё готовы продавать свои товары.
Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому, что тогда производство и сбыт станут нерентабельными. По мере повышения цены предложения возрастают и число производителей, и объём поставок товаров на рынок. Реакция предложения на цену объясняется тем, что во-первых, фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые мощности, что приведёт к увеличению предложения. Во – вторых, в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что ещё более увеличит производство и предложение.
Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса.
Изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую на одной и той же кривой предложения (в результате изменения цены на продукцию, услуги).
Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения. Увеличение предложения смещает кривую S вправо, (уменьшение предложения – влево).
Р S S1 S2
Q
Рис. 5. Изменение в предложении.
Причинами изменения предложения служат следующие факторы:
1) цены на ресурсы (снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложение;
2) технология производства (совершенствование технологии снижает издержки и увеличивает производство и качество);
3) налоги = увеличение издержек; дотации = снижение издержек;
4) изменение цен на другие товары влияют на смещение кривой S;
5) ожидание к повышению цен – увеличивают предложение; ожидание к снижению цен – к снижению;
6) число продавцов: чем больше число продавцов, тем больше рыночное предложение.