Система стоимостных экономических категорий (СЭК) и характеристика ее составляющих. Место цены в системе СЭК
Функции цены
Понятие и экономическая природа цены
Система стоимостных экономических категорий (СЭК) и характеристика ее составляющих. Место цены в системе СЭК
Тема 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЦЕНЫ
Цена и рынок - категории, обусловленные товарным производством, при котором экономические отношения проявляются не в самом процессе производства, а через рынок. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.
Выделяют следующие СЭК:
- финансы - экономические отношения, связанные с формированием фондов денежных средств и их движением;
- кредит - экономические отношения, обусловленные формированием и использованием временно свободных денежных средств;
- заработная плата - экономические отношения по поводу присвоения части стоимости общественного продукта непосредственно участникам воспроизводственного процесса;
- себестоимость - экономические отношения по поводу формирования средств, используемых на простое воспроизводство;
- прибыль - экономические отношения, связанные с формированием средств, направленных на расширенное воспроизводство;
- цена.
Все СЭК взаимосвязаны. В системе СЭК цена занимает центральное место. Представляя денежное выражение стоимости, она отражает всю совокупность экономических отношений.
2. Понятие и экономическая природа цены
Цена– это
- экономическая категория, обусловленная товарным производством, при котором экономические отношения проявляются, главным образом, через рынок;
- денежное выражение стоимости;
- сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги (Ф. Котлер);
- не только индивидуальная, личная, но и общественная, социальная категория: регулирует как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг;
- комплекс экономических понятий, входящих в единую синтетическую категорию, т. е. под ценой понимается множество ее видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.
Цены применяются в любой экономической системе, но формируются и действуют по-разному: в плановой экономике цена выступает как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства; в рыночной экономике - цена как часть саморегулирования рынка.
Цена - рыночный фактор, находящийся под воздействием рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции, монополизации.
По классической схеме возможны следующие варианты:
1) если спрос превышает предложение (рынок потребителя), то цена увеличивается, и наоборот; если спрос равен предложению, то устанавливается равновесная цена;
2) конкуренция между продавцами (рынок потребителя) ведет к снижению цены и ее стабилизации на определенном уровне; конкуренция между покупателями (рынок производителя) вызывает рост цены;
3) монополизация оборачивается установлением завышенных цен на продаваемые монополиями товары и заниженных на покупаемые ее товары.
Совокупность цен с учетом их формирования и изменения действует как ценовой механизм, который состоит из 2 частей:
- цены, их виды, структура, величина, динамика изменения;
- ценообразование - способ, правила установления, формирование новых цен и изменение действующих. Ценообразование выступает задающей частью ценового механизма, оно предопределяет величину цен.
При формирований цены существует:
- нижний предел цены, ниже которого продавец не может снизить цену и продать товар, т. к. полученный от продажи доход не компенсирует вложенных в производство (приобретение) средств;
- верхний предел, обусловленный платежеспособностью покупателя и его готовностью купить товар.
Цена может изменяться в пределах этих границ под воздействием субъективных и рыночных факторов.
Экономическая природа цены проявляется в двойной роли, которую она играет на рынке:
- цена как индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, экономический риск и т. п.);
- цена как маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов.