Государственное регулирование ценообразования
Сущность и классификация стратегий ценообразования
Сущность, виды и принципы цен. Обоснование цен на предприятии.
В рыночных условиях производственные отношения и хозяйственные связи между отраслями экономики и отдельными организациями опосредованы товарно-денежными отношениями.
Система ценообразования включает систему цен и механизм ценообразования. Она призвана обеспечивать эквивалентный обмен результатами труда товаропроизводителей с учетом общественной потребности в их продукции и платежеспособного спроса потребителей на нее. Система ценообразования включает механизм ценообразования и систему цен.
Механизм ценообразования — совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства (общества). Объектом регулирования в механизме ценообразования выступает система цен и отдельные ее виды, а также система методов, воздействующих на способ (тип) их формирования, уровни и соотношения.
Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать: юридические лица и предприниматели; республиканские органы государственного управления; областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.
Ценообразование в Законе Республики Беларусь «О ценообразовании» трактуется как «деятельность субъектов хозяйствования, органов управления, других органов исполнительной власти по определению, установлению и применению цен, а также контролю за соблюдением законодательства о ценообразовании».
Под ценой в соответствии с Законом понимается денежная оценка стоимости единицы товара. В трансформационной экономике существует система цен, которая сочетает в себе как элемент директивного ценообразования, так и рыночного саморегулирования. Многообразие цен связано с многосторонностью производственных отношений, многофункциональным характером общественного производства, иерархичностью экономики, сложной структурой рынка.
В экономической литературе в систему цен включают их классификацию по видам, разновидностям и типам установления. Наиболее важными, с точки зрения управления, являются признаки систематизации цен по видам и типам установления.
Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества рыночных факторов.
Взаимосвязь цен объясняется:
1) существованием единого процесса формирования затрат на производство;
2)взаимосвязанностью субъектов рынка между собой;
3)тесной взаимозависимостью всех элементов рыночного хозяйственного механизма.
Система цен - единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.
Изменение уровня, структуры одного вида цен влечет за собой изменение других их видов. Это обусловлено взаимосвязью элементов рыночного механизма и субъектов рынка.
Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью общей системы цен, несет строго определенную экономическую нагрузку.
В современной ценовой среде действуют разные системы цен, которые формируются в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современных рынков.
Мировые цены - цены, обслуживающие международный рынок в целом и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг в масштабе общего мирового рынка.
Цены международных региональных рынков - цены, являющиеся конкретной формой реализации мировых цен и обслуживающие международные региональные (базовые) рынки, на которых наблюдается наибольшее сосредоточение международных центров купли-продажи товаров.
Национальные (внутренние) цены - цены, обслуживающие национальную экономику, формируемые с учетом особенностей отраслей национального хозяйства и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны.
Цены в международном совместном бизнесе - цены, обслуживающие товарооборот в масштабах деятельности предприятий с иностранными инвестициями, других форм международного совместного бизнеса.
Внешнеторговые цены - цены, обслуживающие обороты импортируемой и экспортируемой продукции.
По мере углубления международной интеграции усиливается взаимосвязь правил формирования, уровней, структуры рассмотренных выше видов цен.
Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различные виды цен.
Отпускная цена предприятия-изготовителя — цена, применяемая на республиканском рынке в расчетах между предприятием-производителем продукции и предприятиями-покупателями за исключением населения. Она устанавливается с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, затрат на производство, сезонности спроса, условий поставки и других рыночных факторов. Отпускная цена предприятия-изготовителя может служить ценой приобретения продукции для оптового предприятия.
Отпускная цена оптового предприятия формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией предприятиям-покупателям с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена оптового предприятия одновременно является ценой приобретения товара для розничной торговли организации.
Розничная цена – цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий любых форм собственности, на рынках. Она является ценой конечного потребления.
Каждый из последующих видов цен в этой цепочке включает в качестве составной части предыдущие виды. Так, отпускная цена оптового предприятия включает отпускную цену предприятия-изгтовителя, а розничная цена – отпускную цену оптового предприятия.
По способу установленияразличают регулируемые и свободные (договорные цены).
Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны центральных органов управления и местных исполнительных и распорядительных органов. Они неизбежны в условиях переходного периода и применяются на важнейшую структурообразующую продукцию (нефть, газ, нефтепродукты, электроэнергию), продукцию предприятий-монополистов, оборонного значения, товары и услуги особой социальной значимости и некоторые другие. Ряд видов продукции и услуг, на которые регулируемые цены установлены ниже экономически обоснованного их уровня, убыточны для предприятий и государство вынуждено их дотировать за счет бюджетных средств (квартплата, тарифы электроэнергии и коммунального хозяйства для населения).
Cвободные (договорные цены) – цены устанавливаются по соглашению сторон – продавцов и покупателей. Они определяются также на биржах, аукционах, торгах. Эти цены формируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответствуют рыночной экономике.
Границы между регулируемыми и свободными ценами очень подвижны и постоянно меняются в зависимости от складывающейся экономической ситуации. Общей тенденцией по мере формирования рыночной среды является постоянное увеличение доли свободных цен по сравнению с регулируемыми.
В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли в сфере народного хозяйства различают:
• оптово-отпускные цены на промышленную продукцию;
• закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
• сметные цены в строительстве;
• тарифы на различные производственные (транспортные, энергетического хозяйства, ремонтные и др.) и непроизводственные (бани, фото
графии, медицинские, юридические и др.) услуги.
Эти виды цен тесно взаимодействуют между собой. Так, уровень оптово-отпускных цен на промышленные товары, вырабатываемые из сельскохозяйственного сырья, во многом определяется уровнем закупочных цен на это сырье, транспортных и других тарифов на производственные услуги, используемые в процессе производства продукции. На цены также влияет амортизация оборудования и производственных зданий и сооружений, которые, в свою очередь, зависят от отпускных цен на это оборудование и сметных цен на здания и сооружения и т.д.
В отечественной практике хозяйствования широкое распространение получили виды цен с учетом условий поставки. Традиционно в зависимости от доли включаемых в цены размеров транспортных расходовиспользуются различные виды цен «франка». Во внешнеторговой деятельности предприятий с этой целью применяются стандартизированные термины, которые обозначают наиболее часто используемые условия поставки, объединяемые в системе «Инкотермс» в редакции 2000 г. ("EXW", "FCA", "FAS", "FOB", "CIF", "DAF" и др.).
Цены могут различаться с учетом их территориального распространения. При этом выделяют:
• единые республиканские цены;
• местные цены.
Единые цены, т.е. цены одного уровня, действуют по всей территории республики. Они устанавливаются и контролируются центральными органами управления (электроэнергия, тарифы на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, квартирная плата и др.). Местные цены формируются по определенным территориям (областям, районам) под воздействием как рыночных факторов, так и под влиянием регулирования со стороны местных органов власти.
В зависимости от рынка, на который поставляется продукция, выделяют:
• цены для внутреннего (республиканского) рынка;
• цены для внешнего рынка (на экспортируемые товары).
В зависимости от движения потоков во внешней торговле выделяют:
• цены на импортируемые товары;
• цены на экспортируемые товары.
В зависимости от сроков действия используются:
• постоянные (долговременные) цены;
• скользящие цены;
• ступенчатые цены;
• сезонные цены.
Постоянные (долговременные) цены устанавливаются без ограничения срока их действия на большинство товаров массового спроса.
Скользящие цены могут использоваться в долгосрочных договорах на поставку продукции или выполнение заказа, в течение срока исполнения которых могут существенно измениться экономические условия производства и сбыта, а также в периоды высокой инфляции. Первоначально согласованная цена к моменту исполнения договора может быть скорректирована с учетом изменения цен на материалы, ставок заработной платы или других факторов. Такие цены применяются с целью страхования продавцов от ценовых рисков.
Ступенчатые цены можно устанавливать на продукцию, подверженную быстрому моральному старению с учетом фаз ее жизненного цикла. Цены первой ступени обеспечивают предприятию повышенную прибыльность, а последней - могут лишь возмещать затраты на производство или их часть.
Сезонные цены определяются дифференцированно по сезонам (периодам) года и обусловливаются сезонностью производства или реализации продукции, услуг (овощи, фрукты, услуги фотографии, химчистки и др.).
Дифференциация цен может осуществляться и по другим признакам, например, в зависимости от характера потребителя (предприятия или населения), для различных категорий населения (престижные цены - для обеспеченных покупателей, льготные - для детей, инвалидов и т.д.). Отдельный блок в системе цен представляют цены, используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии и в статистике:
• планово-расчетные цены;
• учетные цены;
• цены производителей;
• потребительские цены;
• текущие цены;
• сопоставимые цены.
Планово-расчетные цены используются во внутрипроизводственном планировании на крупных предприятиях в расчетах между цехами и подразделениями предприятия. Они являются элементом внутрипроизводственного хозрасчета.
Учетные цены применяются для оценки движения продукции на предприятии. В зависимости от выбранной и оговоренной в приказе предприятия учетной политике в учете товаров могут использоваться покупные или продажные цены.
Цены производителей продукции характеризуют изменение стоимости продукции непосредственно на производстве. Они не используются в расчетах между предприятиями. Цена производителя состоит только из себестоимости и прибыли предприятия без учета косвенных налогов и неналоговых платежей.
Потребительскими считаются цены на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Индексы цен производителей и потребительских цен являются важнейшими показателями инфляции и характеризуют тенденции в динамике основных видов цен.
Для анализа стоимостных показателей на всех уровнях управления широко используются текущие, т.е. цены на текущий период времени, и сопоставимые цены. Сопоставимые (или неизменные) цены применяются как в статистике, так и в планировании в течение ряда лет для оценки стоимостных показателей и их динамики. Эти цены позволяют исключить влияние изменения цен.
В ходе осуществления своей деятельности субъекты ценообразования должны соблюдать принципы ценообразования. В Республике Беларусь ими являются:
• определение основ государственной политики в области ценообразования;
• сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
• разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению цен (тарифов);
• установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли и других мер государственной поддержки;
• государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).
Главные составляющие политики цен определены в Концепции ценообразования в Республике Беларусь. Она была утверждена в 1999 г. и определила главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Целью совершенствования системы ценообразования является формирование системы цен, которая создает условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке, и повышение на этой основе жизненного уровня населения.
Изменение системы ценообразования направлено на постепенное расширение сфер рыночного ценообразования по мере создания экономических условий для его реализации.
Сегодня в ценовой политике предприятий возможно использование двух различных способов обоснования решений по ценам:
• метод «прямой калькуляции»;
• метод «обратной калькуляции».
Первый способ часто называют методом «прямой калькуляции» или затратным ценообразованием, поскольку все расчеты начинаются с определения затрат. Это значит, что цена рассчитывается как сумма отдельно исчисленных составляющих (себестоимости, прибыли, косвенных налогов).
Затратное ценообразование довольно популярно как в отечественной, так и в зарубежной практике. Это объясняется тем, что производители лучше владеют информацией о собственных затратах, чем о конъюнктуре рынка. Рассматриваемый способ единственно возможный способ при государственном установлении или регулировании цен.
Обоснование цены начинается с определения плановой себестоимости производства и реализации единицы (партии) продукции (работ, услуг) в соответствии с действующими положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость (Сед).
Следующим этапом расчета будет определение размера прибыли в цене товара с помощью обоснованной предприятием (или установленной государственными органами) нормы рентабельности.
Расчет суммы прибыли в цене изделия в том случае, если применяется норма рентабельности по отношению к себестоимости, будет выглядеть так:
П = НР*Сед/100,
где П - сумма прибыли в цене, руб.;
HP - норма рентабельности по отношению к себестоимости, %; Сед - себестоимость единицы продукции, руб.
Транспортные расходы по доставке продукции собственным транспортом (ТРсоб) выделяют самостоятельным элементом, если продукция перемещается дальше железнодорожной станции отправления. Это связано с тем, что по действующему законодательству расходы по доставке продукции до станции отправления включаются в себестоимость. Сумма транспортных затрат рассчитывается исходя из определенных договором условий поставки с учетом расстояния перевозки, массы груза, установленных транспортных тарифов.
Акцизы включаются в цены товаров, имеющих по специфике своих в монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Акцизами облагаются такие товары, как спирт гидролизный технический, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, вино и иная алкогольная продукция), пиво, табачная продукция, нефть сырая, автомобильные бензины, дизельное топливо, ювелирные изделия, автомобили легковые и микроавтобусы.
Ставки акцизов могут быть установлены твердые (специфические), т.е в евро или рублях за физическую единицу и адвалорные (процентные). Если действует твердая ставка в евро, то сумма акциза определяется путем перевода количества евро по курсу в рубли.
В тех случаях, когда установлена адвалорная ставка акциза, расчет суммы акциза в цене нужно провести следующим.образом:
А = (Сед + П + ТРсоб)/(100-СА)*СА,
где А - сумма акцизного налога, руб.; СА - ставка акцизного налога, %.
Сбор (РФ) в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды является следующим элементом, включаемым в состав отпускной цены предприятия-изготовителя.
С января 2006 г. в Республике Беларусь установлена единая ставка данного сбора в размере 3 %. Расчет суммы сбора для включения ее в отпускную цену выглядит следующим образом:
РФ = (Сед + П + ТРсоб + А)/(100 - СРФ) *СРФ ,
где СРФ — ставка отчислений в республиканский фонд, %.
Транспортные расходы по доставке продукции привлеченным транспортом (ТРпр) включаются в цену, если продукция перемещается дальше железнодорожной станции отправления и для этого используется привлеченный транспорт. Сумма транспортных затрат рассчитывается исходя из определенных договором условий поставки с учетом расстояния перевозки, массы груза, действующих транспортных тарифов.
Суммирование всех рассчитанных составляющих позволит определить отпускную цену предприятия-изготовителя (ОЦ) той или иной продукции.
Цена приобретения товара покупателем с учетом НДС (ОЦсндс) может быть рассчитана следующим образом:
ОЦсндс = ОЦ *( 100 + СНДС)/ 100 ,
где ОЦ- отпускная цена предприятия-изготовителя, руб.;
СНДС- ставка НДС, %.
Несмотря на относительную простоту расчета, а также такое достоинство способа «прямой калькуляции» как справедливость (продавец довольствуется прибылью, необходимой для нормальной работы предприятия), сфера его использования все же ограничена. В условиях, когда из рынке многих товаров цены определяются, в первую очередь, рыночными факторами и предприятия должны проявлять гибкость в принятии решений по ценам, ориентация на затраты не позволяет в полной мере реализовывать все возможности для товара, предоставляемые рынком. Поэтому во многих случаях отправной точкой при определении цены и разработке деловой стратегии предприятия должны быть конъюнктура рынка и его потенциальные возможности. Издержки при этом выполняют лишь вспомогательную функцию и служат лишь для оценки эффективности принимаемых решений.
Использование обратного счета («обратной калькуляции») дает возможность эффективно вести бизнес и еще до выведения товара на рынок выяснить его будущую целесообразность исходя из цены, диктуемой рынком. Схема всех вычислений базируется на выявлении влияния состояния рынка и налоговой системы на прибыль предприятия и его выручку от продажи товара по рыночным ценам. При этом следует проделать следующие шаги.
Прежде всего, с учетом конъюнктуры рынка, качества продукции определяется возможная рыночная цена конкретного выпускаемого или намеченного к выпуску товара. При этом используются методы, ориентированные на качество, потребительские свойства продукции, спрос, уровень конкуренции. Определяемый уровень рыночной цены будет соответствовать максимальному уровню отпускной цены предприятия — изготовителя товара (ОЦ), т.е. отпускной цене с учетом НДС.
Далее, исходя из уровня отпускной цены, рассчитывается сумма НДС:
НДС = ОЦ • СНДС /(100 + СНДС),
где ОЦ - отпускная цена предприятия-изготовителя, руб.; СНДС - ставка НДС, %
Затем рассчитывается отпускная цена без НДС и производятся все вычисления исходя из отпускной цены предприятия-изготовителя без НДС, двигаясь в обратном направлении от замыкающего ее элемента.
Если предприятие будет использовать для доставки продукции до покупателя привлеченный транспорт, то в первую очередь следует определить транспортные затраты исходя из определенных договором условий поставки с учетом расстояния перевозки, массы груза, действующих транспортных тарифов (ТРпр).
Сбор в республиканский фонд (РФ) определяется по следующей формуле:
РФ = (ОЦбезНДС -ТРпр)*СРФ/100,
СРф - ставка отчислений в республиканский фонд, %.
Если продукция облагается акцизным налогом, следует рассчитать сумму акциза, которую придется уплатить с цены. При установленной адвалорной ставке расчет будет выглядеть следующим образом:
А=(ОЦбезНДС -ТРпр -РФ)*СА/100,
где А - сумма акцизного налога, руб.;
СА - ставка акцизного налога, %.
Если продукция доставляется собственным транспортом, то отдельно необходимо рассчитать транспортные расходы (ТРсоб) исходя из определенных договором условий поставки с учетом расстояния перевозки, массы груза, действующих транспортных тарифов.
Предприятие должно знать свою плановую себестоимость продукции (Сед), которую можно определить на любом этапе обоснований. В итоге, как остаточную величину, определяем прибыль (П). Она будет представлять собой разницу между отпускной рыночной ценой и всеми рассчитанными выше элементами:
П = ОЦбезНДС -ТРпр -РФ-А-ТРсоб -Сед.
Если в итоге всех расчетов получена положительная величина, можно говорить о целесообразности выведения товара на рынок. Однако сама по себе абсолютная сумма прибыли еще не может выступать в качестве критерия принятия решения. Наиболее распространенным показателем эффективности затрат является рентабельность. Поэтому на следующем этапе необходимо рассчитать ее уровень по конкретному товару, услуге. Если она окажется выше, чем средняя рентабельность в целом по предприятию, то можно принять решение о выпуске изделия или об оказании какой-либо услуги. Если она окажется ниже средней, целесообразно проанализировать собственные издержки с целью их снижения и увеличения прибыли либо изучить возможности других рынков, либо вообще отказаться от изделия из-за неэффективности его изготовления в конкретно рассматриваемых условиях.
В практике хозяйственной деятельности использование метода обратного счета дает возможность управлять прибылью, формируя ассортимент изделий из наиболее рентабельных их видов
2.Сущность и классификация стратегий ценообразования Ценообразование — комплексный и противоречивый процесс. В ходе его приходится прибегать к различным компромиссам: учитывать задачи маркетинга и финансовых служб, действия конкурентов; решать, стоит ли придерживаться традиционных путей и методов или предпринять что-либо новое.
На стратегию ценообразования в торговых организациях оказывают постоянное влияние проводимая политика государственного регулирования цен и торговых надбавок, объективно действующие на рынке ценообразующие факторы, с которыми вынуждена считаться организация. Например, для торговой организации к таким ценообразующим факторам относятся, прежде всего, уровень денежных доходов населения, уровень конкуренции в сфере обращения, уровень отпускных цен поставщиков, товарооборачиваемость отдельных товаров, уровень тарифов и цен на услуги и т.п.
Уровень цен определяет ту выручку и доходы, которые могут быть получены в результате сделки по продаже товара. Любые принимаемые решения по ценообразованию должны быть направлены на создание условий, при которых доходы росли бы в большей степени, чем издержки, что обеспечивало бы увеличение массы получаемой прибыли, т.е. на разработку и реализацию эффективной стратегии и политики ценообразования.
Ценовая политика - деятельность организации в области разработки-стратегии, выбора методов ценообразования и принятия управленческих решений по ценам в целях достижения максимальной прибыли при сложившейся рыночной конъюнктуре. Ценообразование требует высокого уровня взаимодействия между маркетинговой и финансово-экономической службами организации. Оно предполагает поиск баланса между необходимостью организации покрыть затраты и получить прибыль и желанием покупателей получить требуемую ценность товара по доступной цене.
Разработка ценовой политики организации должна включать в себя ряд этапов:
1) анализ совокупности условий ценообразования на товар
(внешних и внутренних ограничений в деятельности организации);
2)постановка стратегических задач;
3)определение стратегических целей ценообразования;
4)разработка тактики ценообразования.
Следует понять, как затраты, спрос и конкуренция определяют совокупность условий ценообразования на товар. Одним из наиболее значимых аспектов поведения фирмы в рыночной среде является формирование стратегии ценообразования. Ее можно определить как обоснованный выбор из нескольких вариантов цены (или перечня цен), направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для организации в рамках планируемого периода.
Стратегии ценообразования, по Джерарду Дж. Тэллису, подразделяются в зависимости от разнообразия покупателей, конкурентоспособности фирмы или продуктового набора в три большие группы:
1)дифференцированное ценообразование;
2)конкурентное ценообразование;
3)ассортиментное ценообразование.
Стратегии дифференцированного ценообразования основаны на неоднородности категорий покупателей и возможности продажи одного и того же товара по нескольким ценам.
Стратегия скидки на втором рынке заключается в том, что фирма предлагает один и тот же товар для разных слоев потребителей или на других рынках по различным ценам. Так называемый второй рынок характеризуется определенными географическими, демографическими особенностями. Как правило, скидка предоставляется детям, низкооплачиваемым слоям населения, пенсионерам, студентам.
Стратегия периодической скидки предполагает дифференциацию цен в зависимости от временного фактора, например, предоставление сезонной скидки для потребителей, совершающих внесезонные покупки товаров и услуг.
Стратегия случайной скидки заключается в том, что потребителям предоставляется скидка в силу их информированности. Как правило, информированный покупатель, который наиболее чувствителен к цене, купит товар по самой низкой цене. Неинформированный покупатель предпочтет купить по обычной цене, хотя иногда может случайно приобрести товар со скидкой.
Стратегии конкурентного ценообразования строятся на учете в ценах конкурентоспособности фирмы.
Стратегия внедрения на рынок предполагает установление низких цен, способствующих привлечению большого числа потребителей и завоеванию большой доли рынка.
Стратегия «снятия сливок» предполагает установление относительно высоких цен, которые характеризуют повышенные качественные параметры, престижность товара. Установление престижных цен позволяет привлечь потребителей, заинтересованных в качестве товара или услуги, его уникальности, статуса.
Ценовая стратегия сигнализирования ценами строится на использовании фирмы доверия покупателя к ценовому механизму, созданного конкурирующими фирмами. Сигнализирование ценами чаще всего применяется, когда рассчитывают на новых или неопытных покупателей, которые не осведомлены о конкурентных товарах, но считают качество важным.
Стратегии ассортиментного ценообразования применяются, когда фирма имеет набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров.
Стратегию «имидж», как правило, используют фирмы, пользующиеся устойчивым положением на рынке. Основным фактором является стратегическое решение относительно положения фирмы на рынке.
Сущность стратегии комплектного ценообразования состоит в том, что цена комплекта существенно ниже, чем сумма на составляющие его изделия.
Стратегия различной прибыльности предполагает установление максимальных цен на дорогостоящие товары и минимальных – на дешевые, а в целом по предприятию получается средняя норма прибыли.
При выборе одной из рассмотренных ценовых стратегий фирма должна учитывать изменения спроса, политики конкурентов, уровня покупательной способности, временной фактор и другие факторы.