Виды тарифов на автомобильные перевозки.
Механизмы ценообразования
Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами и ,с другой стороны, способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования и изменения во времени.
Очевидно, что правильно установленная цена должна полностью возмещать все издержки производства, распределения и сбыта товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли.
Возможны три метода ценообразования:
1. Установление минимального уровня цены, определяемого затратами;
2. Установление максимального уровня цены, сформированного спросом;
3. Установление оптимального уровня цены.
Существуют два основных механизма ценообразования:
1. Затратный. Цена формируется на основе затрат.
Ц=Себестоимость+Прибыль
В данном случае предприятие использует активную ценовую политику. Может применяться для предприятий, занимающих устойчивое или доминирующее положение на рынке.
2. Противозатратный. Предприятие проводит пассивную ценовую политику и вынуждено продавать свой товар по ценам, которые диктует ему рыночная среда. Можно выделить 4 основных типа рыночной среды с точки зрения ценообразования:
а) Среда в которой цена контролируется предприятием. Здесь важно: данным (вашим) или другим (не вашим) предприятием контролируется рынок (т.е. являетесь ли вы лидером или аутсайдером);
б) Среда в которой цена контролируется группой предприятий (алигополии и монополии),
в) Среда в которой цена контролируется рынком (соотношением спроса и предложения);
г) Среда, в которой цена контролируется государством (общественный транспорт).
Стратегия ценообразования- это выбор предприятием динамики изменения исходной цены товара в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели предприятия.
Цель предприятия+ метод установления исходной цены+ движение (изменение) исходной цены= стратегия ценообразования.
Стратегия ценообразования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке. Методика расчета исходной цены состоит из шести этапов:
1. постановка задач ценообразования,
2. определение спроса,
3. оценка издержек,
4. анализ цен и товаров конкурентов,
5. выбор метода ценообразования,
6. установление окончательной цены.
Тариф- это денежное выражение стоимости услуги.
Автотранспортные предприятия и хозяйственные организации (перевозчики) определяют тарифы исходя из коньюктуры рынка с учетом себестоимости перевозок и предельного уровня рентабельности 35%.
На грузовом автотранспорте до 1992 года был обязателен прейскурант №13-01-01 “Тарифы на перевозку грузов и другие услуги, выполняемые автомобильным транспортом”.
Прейскурант- это документ, содержащий список наименований товаров или услуг и соответствующих цен или тарифов.
Сегодня многие АТП продолжают пользоваться этим прейскурантом с применением индекса цен (Iц).
Выбор расчетной базы и вида тарифов определяется конкретными условиями доставки грузов, объемами перевозок, их регулярностью, постоянством технологических нормативов, возможностями стандартизации количественных и качественных характеристик транспортного процесса.
Виды тарифов:
1. Сдельные тарифы. Применяется при перевозках массовых однородных грузов при постояннодействующих стимулах получения выгоды при повышении производительности труда и снижении издержек. Установлены в рублях на перевозку 1 т груза с учетом массы отправки, расстояния перевозок и класса груза.
2. Повременные тарифы. Применяются при неопределенности количественных характеристик перевозок. Устанавливаются в зависимости от грузоподъемности автомобиля за 1 автомобиле-час и дополнительно в рублях за каждый км пробега.
3. Покилометровые тарифы. Применяются при перемещении самих транспортных средств (перегон, подача и возврат, порожний пробег по объективным причинам и т.п.). Устанавливаются в зависимости от грузоподъемности автомобиля за 1 км пробега
4. Тарифы за перевозку грузов в условиях платных автотонно-часов. Устанавливаются в зависимости от грузоподъемности автомобиля за 1 ч работы по перевозке грузов и за 1 км пробега с грузом.
5. Договорные тарифы. Устанавливаются по согласованию между АТП и грузоотправителями (грузополучателями) на перевозки грузов и другие услуги при особых требованиях грузоотправителя к качеству перевозок и выполняемых услуг.
К тарифам на перевозки грузов и другие транспортные услуги установлены надбавки, скидки и штрафы (раздел 5 прейскуранта №13-01-01).
Суммы, которые клиенты перечисляют АТП за перевозку включают:
1. сумма за перевозку, рассчитанная исходя из тарифов;
2. надбавки и скидки (5 раздел прейскуранта...)
3. суммы за выполнение дополнительных операций (очистка кузова, увязка груза и т.д.)
4. суммы за выполнение дополнительных услуг (экспедирование груза, погрузка-разгрузка и т.д.);
5. доплата за перевозку в данном районе (приложение №1 в прейскуранте №13-01-01 “Поясные поправочные коэффициенты к тарифам” для Иркутской обл.- 1.2);
6. налог на добавленную стоимость (20% от всей суммы перевозки), от НДС освобождены пассажирские перевозки.
7. Налог с продаж (для услуг и товаров, продаваемым за наличный расчет). В курсовом не брать!!