Розничные цены и тарифы

Оптовые цены предприятия

ВИДЫ ЦЕН И ИХ СТРУКТУРА.

В зависимости от структуры предприятия и сферы использования товарной продукции различают:

Оптовые цены отрасли

Договорные цены

Лимитные цены.

Оптовая цена предприятия – это цена, которая предусматривает возмещение затрат на производство и реализацию продукции и получения прибыли. По этой цене производятся расчеты с предприятиями изготовителями продукции. По оптовым ценам предприятия определяют прибыль предприятия в соответствии с уровнем рентабельности:

,

где R- уровень рентабельности.

С –полная себестоимость продукции предприятия.

По оптовой цене промышленности сбытовые организации реализуют продукцию торгующим организациям. Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятий, входящих в отрасль, налог с оборота, наценку сбытовых организаций:

,

где Ноб – налог с оборота включает налог с продаж при продаже за наличный расчет, НДС, налог на пользователей автодорог.

Нсбыт – наценка сбытовых организаций, включающая затраты сбытовой организации и прибыль сбытовой организации, т.е

Нсбытсбыт+ Приб.сбыт.

В машиностроении оптовая цена предприятия и оптовая цены промышленности в большинстве случаев совпадают, если продукция реализуется без посреднических организаций.

Розничная цена продукции включает оптовую цену промышленности и наценку торгующих организаций:

где Нторг –наценка торгующих организаций.

Другая разновидность наценки –акцизы - это государственная наценка на отдельные виды продукции на товары, не первостепенного спроса.

Цены, которые устанавливаются на услуги, называются тарифами.

В условиях хозрасчета существуют следующие виды цен:

-договорные

-самостоятельно устанавливаемые.

Договорные цены- устанавливаются предприятиями на продукцию разового производства или по индивидуальным заказам. Такие цены устанавливаются не более. чем на 2 года. Если эта цена устраивает потребителя и изготовителя, то она может перейти в разряд постоянных цен.

Самостоятельно устанавливаются цены на продукцию, которая не имеет централизованных цен.

Рис.

 

 

Внешние факторы ценообразования:

1. Потребительский спрос.

2. Рыночная среда (чистая конкуренция, олигополия, чистая монополия, монополистическая конкуренция)

3. Участники каналов товародвижения, т.е. технологическая цепочка участников производства и реализации продукции и их контроль за ценами.

государственный контроль за ценами. Государство ограничивает свободу в установлении цены путем:

а) установления государственных цен и тарифов на товары и услуги. Обычно это товары ценообразующие: энергия, газ, железнодорожные и авиационные тарифы, жилищно-коммунальные тарифы, городской транспорт. Экономика очень чувствительна к колебаниям таких цен. Поэтому фиксируя эти цены, государство оказывает влияние на всю систему цен.

б) государство может зафиксировать цены монополиста. В России таким считается предприятие, чья доля на рынке составляет более 35 %.

в) государство может не установить верхний предел цен, а установить основные параметры, определяющие уровень цен:

-величину прибыли, скидки, величину косвенных налогов, которыми облагается товар.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСХОДНОЙ ЦЕНЫ ТОВАРА,

1. Затратный метод

2. Агрегатный метод.

3. Параметрический метод.

Затратный основан на определении издержек производства плюс фиксированный процент прибыли.

Преимущества этого метода:

- производитель имеет информацию об издержках, поэтому является простым для производителя;

- если этим методом пользуются все производители отрасли, то ценовая конкуренция может быть сведена к минимуму.

Недостатки этого метода.

- не связан с текущим спросом;

- не учитывает потребительские свойства данного товара, а также товаров заменителей.

Анализируя + и – метода можно определить границы его применения:

1 этот метод применяется при установлении цены на принципиально новую продукцию, когда невозможно ее сопоставить с ранее выпускаемой

2 при установлении цены на опытные образцы и продукцию, выпускаемую по разовым заказам (единичное производство)

3 при определении цены на товары, спрос на которые хронически превышает предложение

4 для определения цен в отрасли. где большинство предприятий используют этот метод

 

АГРЕГАТНЫЙ МЕТОД – цена определяется суммированием цен на отдельные конструктивные элементы, т.е. Цтов = SЦэл.

Используется для товаров, состоящих из отдельных элементов, узлов, деталей или элементов (мебель). Является простым для потребителя. Однако ошибки в определении цен на элементы приводят к ошибкам в определении цены всего товара.

ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД – цена товара определяется из соотношения качественных параметров товара и их оценки независимыми экспертами.

Состоит из нескольких этапов:

1 выбираются качественные параметры оцениваемого товара и базового товара.

2 выбираются несколько независимых экспертов, которые используют оба товара, оцениваемый и базовый.

3 Эксперты оценивают важность каждого параметра. Самому важному параметру присваивают высший бал. По каждому параметру для обеих товаров определяют средний бал.

4 Определяется бальная оценка параметров обеих товаров с учетом важности параметра : БО=СПВ*СОП, где

БО- бальная оценка параметра изделия с учетом важности данного параметра для потребителя

СПВ- средний показатель важности параметра для потребителя

СОП- средняя оценка параметра изделия.

5. определяется цена 1 бала

 

6. Зная цену 1 бала можно определить цену каждого параметра оцениваемого изделия

или

по более точной формуле:

 

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ТЕКУЩИХ ЦЕН.- основан на учете спроса на товар, цен конкурентов на этот товар.

Ценообразование на основе безубыточности:

отсюда: