Особенности ценообразования на различных типах рынка
СТРУКТУРА РЫНКА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
ГЛАВА 4
Вопросы для самопроверки
1. Сформулируйте закон спроса.
2. Какие факторы влияют на изменение спроса?
3. Объясните понятия «изменение в спросе» и «изменение объема спроса».
4. Сформулируйте закон предложения.
5. Назовите неценовые факторы, воздействующие наизменениепредложения.
6. Что показывает равновесная (рыночная) цена?
7. Дайте определение понятию эластичность.
8. Что дает предпринимателю знание эластичности спроса?
9. Как ценовая эластичность влияет на общую выручку фирмы?
10. Назовите факторы, воздействующие на цены.
11. Охарактеризуйте влияние финансово-кредитной сферы на уровень и динамику цен.
12. Какое влияние оказывают потребители товаров на принятие фирмой ценовых решений?
13. В чем сущность горизонтального и вертикального фиксирования цен?
14. Рассмотрите влияниеконкуренции на уровень цен.
15. Охарактеризуйте среду, цены в которой контролируются рынком, фирмой, правительством.
Ценовая политика предприятия зависит от конкурентной структуры рынка.
Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.
Существуют разнообразные варианты сочетания элементов рыночной структуры, другими словами, возможны разные модели рынка, в зависимости от которых предприниматели либо вступают в конкурентную борьбу, либо нет. При однотипности мотива экономического интереса предпринимателей – максимизации прибыли – результаты конкурентной борьбы могут быть различными, что зависит от характера конкуренции1.
1 Конкуренция (от позднелат. – сталкиваться) – борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров. Конкурировать - соперничать, сталкиваться, участвовать в конкуренции.
Основой для конкуренции, как характерного свойства рыночной системы, является свобода выбора, которая проявляется в стремлении получить максимальный денежный доход.
Обычно выделяют четыре типа рынка: совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия (табл. 1). Совершенная конкуренция и чистая монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) модели рыночных структур, которых в реальной практике не существует.
Монополистическая конкуренция и олигополия характерны для большинства рынков.
Таблица1