Регулирующие факторы

Конъюнктурные факторы

Макроэкономические факторы.

Содержание.

Факторы ценообразования.

1Понятие факторов ценообразования и их классификация.

2Анализ наиболее значимых факторов ценообразования.

 

 

.1.Понятие о факторах ценообразования и их классификация.

 

Факторы ценообразованиясущественные обстоятельства, влияющие на процесс установления цен. Такими обстоятельствами являются уровень развития техники и технологии, состояние экономики и политики, развитие психологии и другие. В разные периоды времени на процесс ценообразования оказывают влияние различные факторы, действующие с различной силой в разные периоды времени. Классифицировать действующие факторы можно следующим образом:

1.1. Общественная цена производства, учитывающая:

- издержки производства;

- среднюю прибыль;

1.2. Состояние финансово-кредитной сферы:

- валютный курс;

- покупательная способность денег;

1.3. Соотношение спроса и предложения:

- объем спроса;

- объем предложения;

1.4. Конкуренция:

- тип конкуренции* (совершенная или несовершенная);

- способ конкуренции* (ценовая и неценовая).

a. Качество товара;

b. Объем поставок;

c. Условия платежей;

d. Участники каналов товародвижения;

e. Сегментация потребителей;

f. Состояние системы цен

3.1.Административное (прямое)* государственное регулирование;

3.2.Экономическое (косвенное)* государственное регулирование;

 

Конкретная цена является результатом комплексного и одновременного влияния всей совокупности факторов. Учесть влияние всех факторов практически невозможно, поэтому в практике ценообразования учитывают, как правило, только некоторые из перечисленных.

4.2. Анализ наиболее значимых факторов ценообразования.

По экспертной оценке, на основе анализа практики ценообразования на производственных предприятиях России, к наиболее существенным факторам ценообразования относятся:

- Издержки* предприятия;

- Конкуренция*;

- участники каналов товародвижения*;

- потребители*;

- государственное регулирование* ценообразования.

Проанализируем более подробно, как каждый из этих факторов влияет на процесс ценообразования.

 

Одним из определяющих факторов ценообразования является уровень издержек* на производство и обращение продукции, так как именно средние совокупные издержки являются базой для определения расчетной цены. Чтобы рассчитать средние совокупные издержки необходимо выяснить, как издержки могут быть сгруппированы по видам.

Издержки могут быть отнесены либо к постоянным, либо к переменным. Постоянными (от английского fixed cost) называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от обьема производства. Постоянные издержки (FC)связаны с непосредственным существованием предприятия, даже в тех случаях, когда предприятие ничего не выпускает, они должны быть оплачены. К ним относятся: арендные платежи, амортизация, жалование высшему управленческому персоналу и т.д.

Переменными (от английского variable cost - VC) называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема выпуска. Это затраты на сырье, топливо, электроэнергию, большую часть трудовых ресурсов и т.д.

Совокупные издержки (от английского total cost -TC) - сумма постоянных и переменных издержек:

TC = FC+VC

Средние издержки (от английского average cost)- это издержки на единицу продукций.

Средние постоянные издержки (AFC) определяются путем деления суммарных постоянных издержек на соответствующее количество произведенной продукций:

AFC = FC / Q.

Так как постоянные издержки по определению не зависят от объема выпускаемой продукций, то и средние постоянные издержки будут уменьшаться с увеличением объема производства.

Средние переменные издержки (AVC) определяются путем деления суммарных переменных издержек на соответствующее количество произведенной продукций:

AVC = TVC / Q.

Средние совокупные издержки (ATC) рассчитываются при помощи деления общих издержек TC на объем произведенной продукций Q или же совокупностью средних постоянных и средних переменныхи для каждого из возможных способов производства:

ATC = TC / Q = AFC + AVC

Предельные издержки (от английского marginal cost)

Предельными издержками называются дополнительные издержки, связанные с увеличением выпуска продукций на 1 единицу.

MC = Δ TC / Δ Q Δ TC / Δ Q

Издержки – один из важных элементов в составе* цены, доля которого в структуре* цены может изменяться. Так как потребитель при прочих равных условиях руководствуется величиной цены при совершении покупки, снижение уровня издержек позволит снизить цену и увеличить количество продаж.

Объясняется это тем, что в рыночных условиях на предприятиях часто возникают ситуации связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей*. Подобные колебания ведут к изменениям в объемах продаж. Это существенно влияет на себестоимость продукции, так как при увеличении загрузки оборудования средние затраты снижаются, что приводит к росту массы прибыли предприятия. Однако для такого экономического анализа влияния характера затрат ( постоянные, переменные, средние) необходимо изменение подходов к калькулированию себестоимости и введение системы «директ-костинг».

Более подробно о влиянии средних и предельных издержек на цену, а следовательно, на размер выручки* и прибыли*, мы поговорим, анализируя затратный метод* ценообразования.

 

Вторым важным фактором, оказывающим существенное влияние на процесс ценообразования, является конкуренция.

Конкуренция - экономическое состязание за достижение лучших результатов в области какой-либо экономической деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, долю рынка и прибыли.

Различают два основных типа конкуренции: совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция – характеристика рынка*, где много фирм продают стандартный товар, и ни одна из них не имеет достаточной доли, чтобы контролировать рынок и цены. Рынок совершенной конкуренции должен отвечать следующим условиям:

- неограниченное количество продавцов и покупателей;

- отсутствие барьеров для входа;

- равный доступ к информации для всех участников рынка;

- невозможностью какого-либо одного участника рынка повлиять на установление цены.

На таких рынках продается товар, стандартизированный по качеству и объемам партий. В современной экономике к таким рынкам относятся рынки зерна, черных и цветных металлов, угля, нефти и нефтепродуктов. На рынках совершенной конкуренции в результате свободных торгов может действовать рыночная* или биржевая* цена.

Несовершенная конкуренция – характеристика рынка, где ограниченное количество продавцов (или покупателей), обладая некоторым контролем над ценой, конкурируют между собой за объемы продаж. Рынком несовершенной конкуренции считают такую рыночную структуру, которая обеспечивает взаимодействие достаточно большого количества продавцов и покупателей. Однако на рынке несовершенной конкуренции часто продается однородный, но не стандартизированный товар. Например, рынок верхней одежды, которая различается по качеству, фасонам, тканям и т.д. На рынке несовершенной конкуренции отдельные группы продавцов и покупателей могут влиять на установление цены, которая формируется как бы в ходе состязания либо покупателей, либо продавцов. В первом случае, покупает тот, кто готов заплатить наибольшую цену. Во втором, продает тот, кто готов снизить цену. По способности оказывать влияние на формирование цен различают следующие организационные структуры рынка несовершенной конкуренции: монополию, монопсонию, олигополию, олигопсонию.

Монополия – тип рыночной структуры, при которой единственный производитель имеет исключительное право на продажу какого-либо продукта или осуществление некоего вида деятельности. Различают:

- билатеральную монополию – противоборство единого производителя и единого потребителя;

- чистую монополию – тип отраслевого рынка, доступ на который ограничен различными барьерами, вследствие чего одна фирма создает продукт, не имеющий заменителей, и может диктовать цену на свой товар;

- естественная монополия – рыночная структура, при которой один производитель выпускает продукцию с более низкими издержками*, чем продукция других производителей. Возникновению естественных монополий способствуют природные (уникальные месторождения полезных ископаемых) и технико-экономические барьеры (например, технически сложно и экономически нерационально создание в городе двух канализационных систем).

- легальная монополия – право быть единственным поставщиком каких либо товаров или услуг.

Одной из разновидностей конкурентной борьбы является монополистическая конкуренция, которая имеет место, когда продавцы конкурируют предлагая дифференцированный товар на рынке, вход куда ограничен для новых продавцов рядом барьеров.

Барьер для вступления в отрасль - легальное или естественное препятствие проникновению в отрасль новых фирм. Барьером для входа в монополизированную отрасль могут служить юридические, естественные или экономические причины.

К юридическим барьерам относятся законодательные акты, ограничивающие возможности отдельных товаропроизводителей.

Патент - это документ правовой защиты интеллектуальной собственности, подтверждающий, как авторство изобретателя, так и исключительное право собственности на изобретение патентообладателя. Патентная система фактически приводит к образованию монополий на рынках научно-технической продукции. Однако патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата нового продукта или технологического процесса конкурентами. На практике законодательно устанавливается срок действия патента, по истечении которого патентообладатель теряет монопольные преимущества. Существует практика продажи патентообладателем своих преимущественных авторских прав.

К юридическим барьерам относится и так называемая государственная монополия – способ предотвращения появления на рынке каких-либо продавцов, кроме уполномоченных государством. Например, производство и продажа алкогольных напитков возможны только при получении специальной государственной лицензии, обеспечивающей государству дополнительные источники дохода.

Естественные барьеры назвали естественными потому, что в этом случае входные барьеры основаны на особенностях технологии, отражающих естественные законы производства, а не законы о правах собственности или государственные лицензии.

Экономическими барьерами, препятствующими проникновению в отрасль новых фирм являются:

1) уровень среднеотраслевых издержек. Из-за высокого уровня издержек на подготовку и освоение производства, а следовательно из-за более высокого, чем среднеотраслевой, уровня цен предприниматели не стремятся создавать новые фирмы в капиталоемких отраслях (например, металлургии).

2) создание ассоциаций, холдингов и финансово-промышленных групп с целью организации сбыта, раздела рынка и контроля за ценами на своих рынках.

Человечество накопило немалый опыт столкновения с монополиями и убедилось, что это – экономическое зло. Появление монополии нарушает работу рыночного механизма (в первую очередь – системы цен), а это губительно для экономики в целом. Большинство стран мира законодательно ограничивают возможности для монополизации экономики. В России также действует антимонопольное законодательство.

Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существует единственный покупатель на определенные товары или услуги.

Олигополия - тип рыночной структуры, при котором господствующее положение по объемам продаж занимают несколько крупных фирм.

Олигопсония – тип рыночной структуры, при котором существует группа крупных потребителей определенного товара или услуги.

Одним из следствий несовершенной конкуренции является ценовая дискриминация – экономическое явление, при котором две единицы одного и того же товара (то есть товара, произведенного при одинаковых затратах и имеющих одинаковое качество) продаются по разным ценам одному и тому же либо разным потребителям.

Различают ценовые и неценовые способы конкуренции.

Ценовая конкуренция способы экономического состязания за объемы продаж через изменение уровня цен. Обычно, ценовая конкуренция присутствует на рынке совершенной конкуренции, когда производители, предлагающие к продаже стандартизированный товар, конкурируют не качеством и сервисным обслуживанием, а только уровнем цен на предлагаемый к продаже товар. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким, чем у конкурентов ценам. Снижение цены возможно за счет снижения издержек или за счет сокращения размеров прибыли.

Неценовая конкуренция способы экономического состязания, которые используют конкурирующие фирмы, отличные от изменения цен на их продукцию. Неценовая конкуренция может быть основана на предложении товара более высокого качества, с большей надежностью или сроками службы, с большей производительностью. В последнее время большое значение стали приобретать такие параметры как экологичность, эргономические и эстетические качества, безопасность. Важными инструментами неценовой конкуренции становятся товарные знаки и торговые марки фирм. Неценовая конкуренция развита на рынках несовершенной конкуренции.

К сожалению, в отечественной экономике встречается недобросовестная конкуренция – использование нерыночных форм конкурентной борьбы: недоброкачественной рекламы, незаконное использование товарного знака, распространение ложных сведений о конкурентах. Антимонопольное законодательство РФ преследует недобросовестную конкуренцию. В законе отражены санкции за использование таких методов, которые связаны с нарушением принятых в рыночной экономике норм и правил. Например, продажа по ценам, ниже себестоимости (демпинговые* цены), установление контроля над хозяйственной деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности; злоупотребление господствующим положением на рынке продукции (чрезмерное завышение цен или отказ от поставок); установление дискриминационных цен или коммерческих условий (установление различных возможностей для получения кредитов, организации поставок и т.п.).

 

Так как абсолютная величина цены зависит от стадий ценообразования, важным фактором этого процесса становятся каналы товародвижения.

Каналы товародвиженияпути, по которым товары движутся от производителей к потребителям. Влияние каналов товародвижения на ценообразование можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней.

Уровень канала – это любой участник товародвижения, который выполняет ту или иную работу по доведению товара и права собственности на него к конечному потребителю.

Канал нулевого уровня состоит из производителя, продающего товар непосредственно потребителям. На этом уровне действует оптовые отпускные* цены.

Одноуровневый канал включает в себя одного посредника - розничного продавца (агента по сбыту или брокера). В этом случае оптовая отпускная цена увеличивается на величину торговой надбавки.

Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. Например, оптовый и розничный торговец, дистрибьютор и дилеры. В этом случае розничная цена включает снабженческо-сбытовую и торговую надбавку.

Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Некоторые товары распространяются от оптового торговца к розничному не напрямую, а через мелкий и средний опт, который становится дополнительным звеном в канале товародвижения. Таким образом в розничной цене помимо торговой надбавки дважды учитываются посреднические надбавки.

Схематически это можно представить следующим образом.

 

 
 
Канал 0 уровня  


Производитель