Установление цен в зависимости от порядка возмещения транспортных расходов по доставке груза.

Классификация цен.

Понятие и сущность системы цен.

Содержание

Система цен.

:

.1.Понятие и сущность системы цен.

.2. Классификация цен.

 

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянном движении под воздействием ряда факторов*. Система цен состоит из отдельных блоков цен, взаимозависимых и взаимодействующих.

Система цен – единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения* между участниками национального и мирового рынков.

В основе взаимосвязи всех цен лежат следующие принципы:

1. Все цены формируются на основе законов стоимости, спроса и предложения, конкуренции.

2. Все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых находит отражение в реализации товаров и услуг, а, следовательно, в ценах, взаимосвязаны.

Изменение цен в одном из блоков системы быстро передается во все другие блоки. Вместе с тем, взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не исключает самостоятельного движения отдельных цен на конкретный экономический продукт внутри блоков. Так же необходимо отметить тесную связь между системой цен и внешней экономической средой. На изменения в системе цен оказывают влияния следующие составляющие факторы*:

- Объемы и способы организации товарного производства;

- Наличие различных форм собственности;

- Типы конкуренции и другие, о которых мы более подробно будем говорить ниже.

 

По ряду экономических признаков все цены разделяются на виды и подвиды. Выделяют следующие виды цен:

1. В зависимости от обслуживаемых отраслей экономики.

2. В зависимости от участия государства в ценообразовании.

3. В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов по доставке.

4. В зависимости от стадий ценообразования

5. В зависимости от характера информации.

 

Цены, обслуживающие национальную экономику, формируются с учетом особенностей отраслей национального хозяйства.

Различают:

1. Оптовые цены на продукцию промышленности это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Оптовые цены подразделяют на два подвида – оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.

Оптовые цены предприятия - цены изготовителей продукции, по которым они реализуют производственную продукцию потребителям (другим предприятиям и организациям, сбытовым и оптовым предприятиям торговли).

Разновидностью оптовой цены предприятия является трансфертная цена, применяемая при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы. Трансфертная цена может использоваться как в отношении сырья, полуфабрикатов, готовых изделий, так и по услугам. Оптовые (отпускные) цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации потребители оплачивают продукцию сбытовым (оптовым) организациям.

2. Розничные цены – цены на потребительские товары - цены, по которым товары реализуются в торговой сети населению при относительно небольшом объеме индивидуальных продаж. Они обслуживают оборот товаров, которые, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.

3. Цены на строительную продукцию – устанавливаются на объекты типового и индивидуального строительства.

Оптовые цены типовых строительных объектов, учитывающие максимальные размеры затрат на строительство отдельного типового объекта называются сметная стоимость.

Усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м. жилой площади, 1 кв.м. малярных работ и др.) называется прейскурантной ценой.

На строительные объекты, возводимые по индивидуальным проектам, устанавливается договорная цена, учитывающая объем и сложность строительно-монтажных работ, сроки и качество исполнения.

4. Закупочные цены – оптовые цены государственных сельхоззакупок у предприятий, организаций, населения, по которым сельскохозяйственная продукция закупается у предприятий, организаций и населения. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции осуществляются для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии, и создания государственных стратегических запасов.

5. Тарифы транспорта и связи - цена перемещения грузов, пассажиров, почтовых отправлений и информации.

Транспортные тарифы – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая с отправителей, - различаются по видам транспорта (автомобильные тарифы, железнодорожные тарифы, авиационные тарифы и т.д.). Устанавливаются различные ставки тарифов для перевозки грузов и пассажиров. В тариф включают время и расстояние, на которое производится перемещение. Тарифы также учитывают классность грузо - и пассажироперевозок.

Тарифы связи – плата за перемещение почтовых отправлений и информации взимаемая с пользователей услугами связи. Учитывают расстояние и скорость перемещения отправлений и информации, способ связи (телеграф, телефон, факс и т.д.)

6. Тарифы на платные услуги населению – обладают определенной спецификой, так как отражают цену не на продукт в материально-вещественной форме, а на изменяемое качество имеющегося продукта. При установлении тарифов (расценок) учитывается объем работ, качество и сроки исполнения. Типичным примером таких тарифов является оплата бытовых услуг.

6. Внешнеторговые цены – цены, по которым осуществляются экспорт и импорт товаров и услуг. Формирование этой группы цен отличается от формирования других групп национальных цен. Экспортные цены – цены, по которым российские производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары и услуги на мировом рынке. Алгоритм формирования этих цен таков:

- Выбор на мировом рынке товара-ориентира.

- Приведение этой цены к реальным условиям сделки (с учетом качества товара, условий транспортировки, страхования, хранения, платежа и т.п.).

- Включение экспортной пошлины.

- Перевод в российскую валюту по курсу Банка России на дату заключения сделки.

Импортные цены – цены, по которым российские фирмы закупают товары и услуги за рубежом. Цена на импортируемую продукцию устанавливается с учетом таможенных импортных пошлин*, валютного курса*, расходов на реализацию товара* внутри страны.

 

Установление цен по степени участия государства в ценообразовании. Государство может участвовать или не участвовать в процессе ценообразования. Если цены формируются свободно, в результате взаимодействия спроса и предложения, то их называют рыночными.

Рыночные цены (товаров, работ, услуг)цены, складывающие в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Рыночные цены по условиям их формирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые.

Свободные цены – рыночные цены, складывающиеся в результате взаимодействия спроса и предложения в условиях конкуренции*.

Монопольные цены – рыночные цены, формирующиеся в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования

Демпинговые цены - рыночные цены. Уровень которых сознательно занижен одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся уровнем рыночных цен. Используются как средство вытеснения конкурентов* с рынка и увеличения объемов продаж. К ним обычно относят цены ниже издержек производства.

Регулируемые цены – цены, складывающиеся на рынке в процессе государственного воздействия. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные цены.

Фиксированные цены – регулируемые цены строго определенной величины. Их уровень определяется правительством. Действуют для ограниченной группы товаров и услуг.

Предельные цены – регулируемые цены, ограниченные верхним либо нижним пределом, размерами снабженческо-сбытовой* или торговой* надбавки, уровнем рентабельности*.

Регулируемые цены вводятся после предварительного уведомления об изменении цен и их декларирования.

 

Установление цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере движения товаров (работ, услуг) от производителя к конечному потребителю. Цена каждой предыдущей стадии движения товаров является элементом цены последующей стадии. Формирование различных видов цен в процессе движения товаров (работ, услуг) представлено на схеме 1.

Схема 1.

Формирование цен в процессе движения товаров (работ, услуг).

Элементы цены
Себестоимость (издержки) производства и реализации Прибыль Изготовителя Косвенные Налоги Снабженчиско-сбытовая надбавка Торговая надбавка
Акцизы НДС Издер-жки посредника При-быль посредника НДС посредника Издержки торговли Прибыль торговли НДС торговли
Цены Оптовые изготовителя  
Цены оптовые отпускные  
Цены оптовые закупки  
Цены розничные
                   

Цены оптовые изготовителя – формируются на стадии производства товаров (работ, услуг) являются базой для дальнейшего ценообразования и должны компенсировать затраты производителя на изготовление и реализацию и обеспечивать планируемую предприятием прибыль.

Пример. Расчет оптовой цены изготовителя.

Себестоимость выпуска товара 4 рубля за единицу. Планируемая производителем рентабельность – 20% к издержкам.

Свободная оптовая цена изготовителя составит:

4 + (4*20:100) = 4,8 (руб.)

Цены оптовые отпускные включают помимо цен изготовителя косвенные налоги – акциз и налог на добавленную стоимость. Эти цены должны обеспечивать начисление косвенных налогов, важнейшей статьи доходов федерального бюджета. Ставка акциза по подакцизным товарам отечественного производства установлена в процентах к отпускной цене без НДС (но с акцизом!) и показывает долю акциза в этой цене. Наиболее часто встречающаяся ошибка в расчетах – применение ставки акциза в процентах ук цене изготовителя. Ставка НДС также установлена в процентах к отпускной цене без этого налога, но имеет другой смысл. Ставка НДС показывает, на сколько процентов надо увеличить отпускную цену без НДС, чтобы включить в нее этот косвенный налог.

Пример. Расчет оптовой отпускной цены.

Свободная отпускная цена изготовителя 4,8 рубля за единицу товара, ставка акциза 20%, ставка НДС – 20%.

Свободная оптовая отпускная цена товара с акцизом (без НДС) составляет: 4,8 : (100% -20%)*100% = 6 (руб.)

Свободная оптовая отпускная цена с НДС равна:

6 + (6*0,2) = 7,2 (руб.)

Цены оптовые закупки формируются на стадии посредничества. Помимо оптовой отпускной цены они включают снабженческо-сбытовые надбавки (скидки), которые обеспечивают необходимые финансовые условия для работы посреднического звена. Снабженческо-сбытовая скидка (надбавка) в практике имеет различные названия – посредническая надбавка, комиссионное вознаграждение или сбор и другие, но в любом случае – это стоимость услуги посредника по продвижение товара от производителя к потребителю.

В абсолютном выражении посредническая скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница между двумя ценами: розничной и оптовой отпускной. Разница между «надбавкой» и «скидкой» проявляется, если они приводятся в относительном выражении (в %). Тогда надбавка – это начисление на оптовую отпускную цену поставщика, а скидка – это доля розничной цены, остающаяся в распоряжении посредника.

Посредническая надбавка (скидка) используется для компенсации издержек обращения посредника (транспортировка, хранение, реклама и т.п.), уплаты НДС и формирования прибыли. Ставки НДС для посреднических снабженческо-сбытовых организаций установлены в процентах к посреднической надбавке (скидке).

Возможны два варианта оптовой цены закупки.

По первому варианту она определяется как разница между ценой реализации продукции посредником потребителю (другому посреднику, предприятию торговли) и ценой, по которой товар был куплен у поставщика ( изготовителя или посредника).

По второму варианту, наиболее часто применяемому, оптовая цена закупки рассчитывается как сумма составляющих ее элементов.

Пример. Расчет оптовой цены закупки (по второму варианту).

Оптовая отпускная цена товара – 7,2 рубля. Издержки обращения посредника – 0,7 рубля на единицу товара. Планируемая рентабельность 30%, НДС для посредника – 16,5%.

Сначала определим прибыль посредника: 0,7* 0,3 = 0,21 (руб.)

С учетом того, что в надбавке НДС составляет 16,5%, а издержки обращения с прибылью – 83,5%, величина посреднической надбавки будет равна:(0,7+0,21):83,5*100% =1,09 (руб.)

Минимальная оптовая цена закупки: 7,2 + 1,09 = 8,29 (руб.)

Розничные цены устанавливаются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки они включают торговые надбавки (скидки), которые обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли. Как правило, торговые надбавки (скидки) определяются в процентах от оптовой цены закупки.

Пример. Расчет розничной цены.

Оптовая цена закупки составляет 8,29 рубля за единицу товара.

Планируемая магазином торговая надбавка – 25%.

Розничная цена рассчитывается следующим образом:

8,29 + 8,29* 0,25 = 10,36 (руб.)

Группировка цен по их транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. Франкирование означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в цену.

современной практике применяется система цен «франко». Их взаимосвязь показана на схеме 2.

 

 

Схема 2.