Функции цен.

Цена активно участвует в решении многих экономических, социальных, политических задач. Именно потому государство, товаропроизводители, потребители и другие субъекты рынка* учитывают и используют все качества цены в своих действиях. Роль цены, ее место в экономической системе проявляется через функции* - виды работ, которые она выполняет. Всего таких функций 8.

1. Измерительная функция проявляется в том, что цена обслуживает оборот по реализации товаров*, а, следовательно, обслуживает экономические интересы участников товарооборота: производителя – посредника - покупателя. В этом качестве она выступает как количество денег*, уплачиваемое и получаемое за единицу товара. Таким образом, благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Зная цены различных товаров и услуг и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного платежа за товары и услуги. Зная цену рабочей силы, труда, можно определить размер зарплаты в отрасли*, на предприятии* и т.д.

2. Соизмерительная функция цены позволяет сопоставлять полезность* разных товаров. Сравнивая цены разных товаров, мы можем их дифференцировать на дорогие и дешевые. Если учитывать, что цена отражает полезность*, то по соотношению цен можно судить о соотношении полезности разных товаров.

3. Учетная функция проявляется в денежном выражении в цене общественно признанных затрат труда и его полезности. С помощью цен разнообразный и многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в денежную оценку. На практике с помощью цены в ее учетной функции исчисляются все стоимостные показатели на макро* и микро* уровне: валовый внутренний продукт*, национальный доход*, объем розничного товарооборота*, объем произведенной и реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий и т.д. Цена выступает также как инструмент расчета таких количественных показателей, как производительность труда*, рентабельность*, фондоотдача* и т.п.

4. Являясь инструментом учета, измерения и соизмерения цена выступает в качестве носителя важной экономической информации и влияет на поведение основных субъектов рынка покупателей и продавцов. Это качество она реализует через функцию анализа, планирования и прогнозирования всех показателей в денежном выражении и занимает ключевое место в системе хозяйственного механизма управления как предприятия*, региона, так и национальной экономики* в целом.

5. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов. Регулирующая функция цены проявляется в балансировании спроса* и предложения*, увязке их с денежно-платежной способностью производителя* и потребителя*. На конкурентном рынке цена равновесия* устанавливается в результате стихийного взаимодействия спроса* и предложения*. На рынках с разной степенью монополизации производители и потребители могут оказывать непосредственное влияние на формирование и движение цены*. В итоге цена теряет свою регулирующую функцию. Уровень цены становится результатом регулирования, производимого либо монополистом производителем, либо монополистом потребителем, либо государством.

6. Так как в условиях рыночной экономики каждый производственный ресурс* имеет свою цену*, которая как и цена товара реагирует на изменения спроса* и предложения, одной из важных функций цены становится функция критерия размещения производства. Действующие уровни цен на производственные ресурсы* делают возможным выбор таких производственных ресурсов, при которых определенный объем производства достигается при минимуме издержек*. Так, общеизвестно, что более высокая ставка заработной платы* - цены труда - стимулирует внедрение технически более оснащенных процессов производства*. И наоборот, низкая оплата труда способствует концентрации устаревших и трудоемких процессов производства. Тем самым, цены производственных ресурсов, ориентируя предпринимателей* на использование дешевых ресурсов* и экономии* дорогих, воздействуют на более эффективное распределение производственных ресурсов в масштабах общества.

7. Стимулирующая функция. Рыночное ценообразование создает возможности для альтернативного выбора* хозяйственных решений, что способствует эффективности* производства. Например, есть альтернатива для создания определенной продукции между капиталоемкими процессами, требующими значительных затрат, но затем дающих большую экономию* на издержках*, и более трудоемким, требующим меньших капиталовложений, но зато с большей величиной издержек. К этому добавляется выбор рынков, выбор инвесторов, кредиторов и т.п. Цена входит в состав экономического механизма, стимулирующего воздействие на производство через повышенную (пониженную) рентабельность*, надбавки (скидки) к цене, применение различных видов цен. Учитывая стимулирующее воздействие перечисленных ориентиров-показателей, предприятие может иметь различный уровень доходов*. Следовательно, предприятие буде пересматривать ассортимент выпускаемой продукции, расширяя производство тех товаров, рентабельность которых наибольшая (или, может быть, наибольший сбыт). С помощью розничных цен стимулируется потребление продукции. Так, при снижении абсолютного уровня цен и снижении розничных цен, например, на бытовую технику, расширяется объем потребления указанной продукции. Таким образом, стимулирующее воздействие цены проявляется в том, что ее уровень служит стимулом к применению более экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.

8. Перераспределительная функция цен проявляется в распределении и перераспределении доходов. Другими словами, с помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями*, регионами страны, социальными группами и тем самым происходит регулирование доходов предприятий*, отраслей*, населения. Перераспределение доходов через цены осуществляется через уровень цен, их структуру*, соотношения цен на различные виды продукции добывающих и обрабатывающих отраслей, продукции сельского хозяйства и промышленности. Более конкретно это достигается путем действия относительно низких или высоких цен, с помощью включения (или не включения) в цену налогов* и других мер ценового регулирования. Перераспределительная функция сходна со стимулирующей, так как обе предполагают дифференциацию чистого дохода в цене. Однако между ними есть различия. Стимулирующая функция поощряет дополнительные усилия производителя* на повышение качества, увеличение объемов производства, снижение уровня издержек и т.д., то есть она призвана учесть в цене товара интересы и потребителя и производителя. Перераспределительная функция связана либо с государственным воздействием на уровень и структуру цен*, либо с действиями монополий* или олигополий*, которые с помощью цен регулируют свои доходы и перспективу.

Изучая функции ценообразования, необходимо учитывать, что одни и те же экономические процессы осуществляются под воздействием различных элементов хозяйственного механизма. Разница состоит лишь в том, что финансово-кредитный и плановый аппараты воздействуют на производство и распределение продукции, как правило, административными методами. Цена же всегда воздействует на экономические интересы. Например, процентную ставку налогов*, которые платят и производители*, и потребители*, они не в силах ни отменить, не изменить. Цены же можно снижать, повышать, покупать сырье и товары с разным уровнем цен. Предприятия используют систему скидок (надбавок)*, договорных цен*, чтобы улучшить свои экономические показатели.