Современные подходы к теории цен

Теоретические основы ценообразования.

Содержание:

1. Современные подходы к теории цен

.2. Состав и структура цены

.3. Функции цены

 

 

Противоречивый характер экономической категории цены обусловил различные подходы к ее изучению. Теория цен рассматривалась многими поколениями ученых и с точки зрения ценности (полезности*) потребляемого блага для потребителей и с точки зрения стоимости затрат* на его производство и реализацию.

На протяжении веков теория ценности разрабатывалась в рамках общего, не дифференцированного знания. Философы, правоведы, финансисты стремились найти некую сущность, первооснову реальных цен. Эту первооснову называли по разному:

- «справедливой ценой» (justum pretium – лат.);

- «внутренней» (intrinsic – англ.);

- «естественной» (naturale – лат.) ценностью вещей.

Именно в контексте этих поисков лежит гипотеза о застывшем или «овеществленном в товаре труде». Однако ученые не могли объяснить с точки зрения труда, овеществленного в товаре*, формирование цены на капитал, землю, некоторые услуги. Цены на эти продукты были объявлены иррациональными. Это показало несостоятельность теории ценности.

В 1776 г. французский экономист Кондильяк писал, что ценность не является чем-то присущим определенной вещи. Она отражает наше представление о ее полезности и о том, насколько она соответствует нашим нуждам. Он отмечал, что ценность растет или уменьшается соответственно тому, как расширяются или снижаются наши потребности*.

Отказавшись от поиска сущности цены и разработки теории ценности, ученые перешли к теории формирования цен на основе стоимости* товаров.

В процессе этих исследования появилось немало замечательных идей, оказавших влияние на развитие экономической науки. Одна из таких идей состоит в предположении, что цена – результат взаимодействия спроса* и предложения*.

Первоначальные положения теории были разработаны А. Смитом*, который рассматривал процесс установления цены с точки зрения ценности в потреблении (value in use) и ценности в обмене (value in exchange). В своей книге “Исследования о природе и причинах богатства народов” он спрашивал: “Почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможна жизнь, имеет столь низкую цену, в то время как у алмазов, совершенно бесполезных, такая высокая цена?”

Как увязать стоимость товара с его полезностью, если весьма полезные вода, воздух и даже хлеб ценятся намного ниже совершенно бесполезных бриллиантов? А. Смит* не нашел ответа и обратился к затратам. Затем это сделали Рикардо*, Милль и Маркс*. Только у Рикардо и Милля стоимость сводится к затратам труда, земли, капитала, а у Маркса – только затрат труда.

Маркс в своем труде «Капитал» дал следующее определение цены «Цена – денежное выражение стоимости товара», однако при этом стоимость он отождествлял только с затраченным трудом.

Коллега и ближайший сподвижник Маркса* – Ф. Энгельс в конце своей жизни пришел к убеждению, что стоимость – абстрактная категория, не отражающая сути цены уже потому, что она есть количественная сторона труда, исключающая результативность последнего.

Однако наибольший вклад в развитие теории цен внесли исследования А. Маршалла*. В принципиальных позициях Ф. Энгельса и А. Маршалла есть существенное отличие, заключающееся в следующем. Энгельс считал, что «стоимость* есть отношение издержек* производства к полезности*». Маршалл рассматривал данные факторы (издержки* и полезность*) как равноправные. Он писал: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли цена полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

Такой подход к теории цен называется количественным или кардиналистским подходом.

Использование понятия “ценность” в столь разных значениях (полезность, стоимость) привело к путанице, и вскоре было отброшено. Понятие ценность в потреблении было вытеснено термином полезность* - свойство товара* удовлетворять потребности* людей. Понятие «ценность в обмене» стал рассматриваться как синоним цены*.

Другой подход называют порядковым или ординалистским. В его основе - исследования В. Парето, И. Фишера и других ученых, которые считали, что, стремясь максимизировать полезность* благ, приобретаемых в соответствии с уровнем доходов*, потребитель* вынужден сравнивать между собой цены на различные блага или их сочетания. Выбор может быть осуществлен на основе выявления предпочтений, отдаваемых индивидом конкретным наборам благ при сравнении их с другими наборами.

Порядковая (ординалистская) теория получила широкое распространение в 30х годах двадцатого столетия и считается наиболее современной.

Однако количественная теория, законченный вид которой придал А. Маршалл*, в силу неопровержимости основных положений и законов, не утратила своих позиций. Поэтому в современной экономике рассматриваемые подходы (количественный и порядковый) сосуществуют.

Оба этих подхода не исключают, а дополняют друг друга, что позволяет решить проблему, стоящую перед экономической наукой на протяжении длительного времени. Все дело в том, что большинство случаев потребительского выбора не сводится к ситуации «все или ничего», например: есть или не есть, носить или не носить одежду. В силу изменения наших потребностей* и доходов* мы принимаем такие решения: покупать ежемесячно фруктов больше или меньше, расширить свой гардероб или сократить покупку одежды, покупать более дорогие или более дешевые вещи, анализируя полезность, уровень доходов и сложившихся цен на товары в зависимости от их качества, а следовательно от издержек производителя..