ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

К

Контрактная цена – основа расчетов экономической эффективности внешнеторговых сделок.

Цена товара - один из существенных элементов контракта купли-продажи. Каждая внешнеторговая сделка должна обязательно содержать в себе условие о цене, по которой продается товар, или указание способа определения цены этого товара.

Основой расчетов экономической эффективности внешнеторговых сделок является контрактная цена.

Контрактные цены являются ценами реальных сделок, поэтому они представляют наиболее достоверную информацию о ценах. В зависимости от условий контракта контрактная цена может быть твердой, т.е. зафиксированной на определенном уровне в момент подписания контракта; ценой с последующей фиксацией, которая осуществляется в согласованные сторонами в контракте сроки и на основании определенных согласованных источников; скользящей -- изменяемой в течение периода действия контракта в соответствии с согласованной сторонами формулой скольжения цены.

Контрактная цена устанавливается на основе изучения конкурентных материалов по данному товару, выбора цены конкурентов на аналогичные товары и внесения необходимых поправок на реальную сопоставимость технического уровня, качества, коммерческих условий сделок и т. п.

Данные о контрактных ценах хранятся в банке ценовой информации на конфиденциальной основе и сообщаются пользователям. Пользователи банка ценовой информации могут обращаться в него как по каналам различных средств связи, так и через региональных уполномоченных МВЭС РФ.

Участники внешнеэкономических связей, представляющие в этот банк данных сведения о ценах своих контрактов и предложений, имеют льготный режим ценового информационного обеспечения.

 

Суть базируются главным образом на учете

внутрипроизводственных условий фирмы.

В рамках этих методов принято в первую очередь рассматривать затратные методы:

1. ценовой метод полных издержек - метод формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Главное достоинство - простота.

Таблица 1. Формирование цены по методу полных издержек.

 

    Изделия  
Основные элементы цены А В С
1. Прямые издержки всего в т.ч. сырье и материалы оплата труда основных производственных рабочих прочие прямые 480 240 195 45 345 165 460 205 140 115
2. Косвенные расходы ■ 310
Итого издержек:
3. Прибыль
4. Рентабельность (прибыль к издержкам), % 8,5
5. Выручка от реализации (цена изделия)

Недостатки метода:

• отражает ориентацию главным образом на производство, а не на
рыночный спрос;

• не позволяет выявить резервы снижения затрат и в полной мере
учесть все факторы, влияющие на цену.

2. ценовой метод стандартных (нормативных) издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных.


Таблица 2. Формирование цены по методу стандартных отклонений.

 

      Изд елия    
Основные элементы цены А   В   С  
  Ст. Отк. Ст. Отк. Ст. Отк.
1. Прямые издержки всего в т.ч. сырье и материалы оплата труда основных производственных рабочих прочие прямые 500 250 200 50 +20 +10 +5 +5 350 150 +5 -15 +5 +15 430 200 ПО -30 -5 -10 -15
2. Косвенные расходы +10 -10 +20
Итого издержек: +30 -5 -10
3. Прибыль +30 -5 -10
4. Выручка от реализации (цена изделия)      

В результате снижения сырья и материалов составили: (20+250*5/100) = 262,5 (руб.), т.е. поданному изделию получен перерасход относительно стандарта: (262,5-250) = 12,5 (руб.).

В результате экономии сырья и материалов затраты снизились: (262,5-262,5*8,6/100) * 240 (руб.), т.е. получена экономия: (262,5-240) = +22,5

(руб.).

Тогда отклонение в +10 руб. можно представить, как сумму отклонений: -12,5 (руб.), полученных в результате изменения цен, и +22,5 (руб.), полученных в результате изменения норм.

Достоинство метода стандартных (нормативных) издержек состоит в возможности управлять издержками по отклонениям от норм, а не по их общей величине; контролировать не только затраты, но и прибыль, сопоставить затраты и финансовые результаты вне зависимости от изменений эффективности производства.


3. ценовой метод формирования прямых издержек- метод формирования цен основе определения прямых издержек, исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продаж.

Таблица 3.

Общая схема ценового метода прямых издержек.

 

    Изделия  
Основные элементы цены А В С
1 .Выручка от реализации (цена изделия)
2.Сырье и материалы
3.Оплата труда основных производственных рабочих
4.Прочие прямые издержки
5.Итого прямых издержек
б.Покрытие (валовая прибыль)
7.Рентабельность (валовая прибыль к прямым издержкам), %
8.Косвенные расходы

Основное достоинство данного метода заключается в возможности выявить наиболее выгодные виды продукции. Предполагается, что косвенные расходы практически не меняются, ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных пределах масштабов производства. Поэтому, чем выше разница между ценой изделия и суммой сокращенных издержек, тем больше покрытие (валовая прибыль) и соответственно рентабельность.

Использование- ценового метода прямых издержек позволяет формировать цены с учетом оптимальной загрузки производственных мощностей, и получения максимальной прибыли. Выявляются изделия, вносящие больший вклад в валовую прибыль фирмы, и, при наличии свободного рынка в стране, фирма может так построить программу производства, чтобы более рентабельные изделия заменили менее прибыльные и убыточные.


Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных (нормативных) прямых издержек, сочетающий достоинства метода стандартных издержек и метода прямых издержек.

Таблица 4.

Формирование цены по методу стандартных (нормативных) прямых издержек.


 

      Изд елия    
Основные элементы цены А   В   С  
  Ст. Отк. Ст. Отк. Ст. Отк.
1 .Выручка от реализации (цена изделия)      
2.Сырье и материалы + 10 -15 -5
3.Оплата труда основных производственных рабочих +5 +5 -10
4.Прочие прямые издержки +5 +15 -15
5.Итого прямых издержек +20 +5 -30
б.Покрытие (валовая прибыль) +20 +5 -30
7. Рентабельность (валовая прибыль к прямым издержкам), % - -• -

 

Если отклонения с "+" - экономия, с "-" - перерасход.

Ценовой метод стандартных (нормативных) прямых издержек позволяет управлять сокращенными издержками по отклонениям.

4. параметрические методы ценообразования используются при расчете цены на аналогичную продукцию, т.е. продукцию, удовлетворяющую одинаковую потребность и идентичную по физико-химическому составу.

Эти методы применяются, когда основные потребительские параметры аналогичной продукции поддаются четкому количественному определению.

 

 


Применительно к продукции одного ряда основных параметров может быть несколько. Цена на каждый новый продукт ряда рассчитывается путем корректировки цен базового изделия этого ряда.

Если новая цена рассчитывается лишь с учетом изменения самих параметров, то данный метод называется параметрическим. В общем виде он может быть представлен формулой:



 


КП - совокупность изменений параметров (П) нового изделия по сравнению с параметрами базового изделия; К - корректирующий коэффициент, значение которого связано с тем показателем ли улучшение параметров количественное их снижение или увеличение по сравнению с базовыми.

Если новая цена рассчитывается с помощью показателя нормативных затрат на единицу параметра, то такой метод называется нормативно-параметрическим. Он может быть представлен формулой:

КП - новые потребительские параметры, скорректированные на повышающие или понижающие коэффициенты в зависимости от характера самих параметров.

Формулы № 1 и № 2 могут дополняться суммами скидок и надбавок за изменение вспомогательных параметров. В качестве параметрических используются методы удельной цены, баллов и регрессии.


5. метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена получается, как частное от деления цены на основной параметр качества товара.

Во избежание грубых ошибок метод удельной цены используется лишь для ориентировочных оценок. Его недостаток в том, что цена определяется на основе только одного параметра, а воздействие на цену других параметров не учитывается.

б ценовой метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товара. При использовании данного метода для определения конкретных цен действует следующий алгоритм:

Цена на искомый (новый) товар (Ц/г) ценовым методом баллов рассчитывается по формуле:


Ценовой метод баллов целесообразно применять при формировании цен на товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство использования, дизайн, цвет, вкус и т.д. )

7. ценовой .метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает, как функция от параметров:



 


- основные параметры качества товара.


Этот метод позволяет моделировать изменения цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары.

8. метод с учетом потребительского эффекта. Если продукция является взаимосвязанной, т.е. удовлетворяет одинаковые потребности, но различается по физико-химическому составу, в параметрический ряд ее выстроить нельзя. Вместе с тем, поскольку эта продукция удовлетворяет одинаковые потребности, цены на нее не могут строиться изолированно. Взаимосвязь цен на новое и ранее выпускавшееся изделие обеспечивается по средствам показателя потребительского эффекта, т.е. эффекта, который потребитель может получить при использовании нового изделия (материала) вместо прежнего. Согласно этому методу цену можно рассчитать по формуле:



- эффект у потребителя от замены прежнего изделия новым.


К - коэффициент торможения или морального старения изделия; чем

выше темпы НТП, тем меньше величина коэффициента для понижения значения эффекта.

Расчетные методы в условиях административно-регулируемой экономики является практически единственный ценовой методикой, поскольку при таких условиях нет объективной необходимости учитывать конъюнктуру рынка.

В условиях рыночной экономики цена рассчитывается продавцом - это лишь база формирования цены фактической сделки. Расчетная цена может совпадать с ценой фактической сделки и даже быть выше, если продавец является монополистом и проводит политику реализации своего исключительного положения на рынке. Если же продавец придерживается умеренной ценовой политики, но не только цена фактической сделки, но и цена предложения может быть ниже расчетной цены.

Когда продавец работает в условиях конкурентного рынка, расхождение между расчетной ценой и ценой фактической реализации значительно.

//. Методы стимулирования сбыта продукции:

1. методы максимизации продаж' с учетом эластичности спроса.

При эластичном спросе в качестве рычага стимулирования сбыта используется снижение цены, при неэластичном спросе - повышение цены. Эластичный спрос характерен для конкурентного рынка и для таких категорий продукции, как продукты питания не первой необходимости, товары длительного пользования, подверженные быстрому моральному старению, рост цены на которые может вызвать более значительное снижение спроса из-за наличия возможности выбора. Вместе с тем эластичный спрос может наблюдаться, когда при относительно незначительном снижении цены спрос возрастает в заметно большей степени. Неэластичный спрос наблюдается, если рост цен на данный товар не


вызывает существенного сокращения объема покупок. Соль, сахар, крупы при росте цен служат примером неэластичного спроса.

2. методы .максимизации продаж с использованием ценовых скидок. Основными видами скидок являются:

• скидки с цены за увеличение объема покупок.

Эти сделки базируются на учете эластичности спроса - чем эластичнее спрос, тем более действенны скидки данного вида. Их разновидностью можно считать скидки при сезонных распродажах.

скидки с цены при использовании формы оплаты более
выгодной для продавца,
что указано в его справочной цене;

• скидки с цены продавец предоставляет в случае
длительного сотрудничества с покупателями - скидки "за верность ";

специальные скидки предоставляются покупателям, в
которых продавец особенно заинтересован.
К ним относятся так называемые
привилегированные покупатели, обеспечивающие продавцу выгодные
заказы, хорошую рекламу и т.д.

скидки за возврат предоставляются покупателю при
возврате им ранее купленного у данной фирмы товара устаревшего образца.

Эти скидки особенно распространены в электротехнической промышленности и автомобилестроении.

экспортные скидки предоставляются продавцами при
продаже товаров иностранным покупателям для повышения
конкурентоспособности своего товара на внешнем рынке.

Эти скидки предоставляются сверх скидок, которые применяются на внутреннем рынке.

///. Методы "психологического ценообразования".

Методы данной группы базируются на активном использовании особенностей психологии покупателей, поэтому наиболее широко применяются при продаже потребительской продукции и обстоятельно рассматриваются в системе маркетинга.


Примером является метод расчленения цен. Суть метода заключается в том, что продавец объявляет на данный товар не один, а несколько ценовых показателей. Например, при продаже мебельных гарнитуров на ценнике стоит цена за сам гарнитур. Затем, когда покупатель принимает решение заключить договор о покупке, продавец объявляет ему дополнительные показатели: расценки за транспортировку, сборку и т.д. Чем длиннее ряд ценовых показателей, тем труднее покупателю провести сопоставление.

Другим ярким примером "психологического" ценообразования является метод ценовых подарков. При этом методе различают подарки: действительные и мнимые.

Действительные подарки являются, по сути, скидками с цены и используются в случае угрозы прекращения сбыта товара в силу его морального старения. Выбор прямой скидки с цены или действительного подарка диктуется особенностями психологии покупателей. Однако чаще прибегают к мнимым подаркам. В этих случаях при продаже основного относительно более дорого изделия продавец предлагает в качестве подарка относительно более дешевое изделие. Стоимость последнего включается в стоимость основного изделия.

Тема №5: "Особенности формирования цен в современной российской политике9'.

1. Калькуляционная единица. Статьи калькулирования. Порядок
формирования элементов чистого дохода в цене.

2. Правила учета и регламентирования посреднических услуг.

1. Общая структура цены в современных российских условиях принципиально соответствует той, что отработана всеми экономически развитыми странами и представлена на рис. 13.


Рис. 13. Общая структура цены в современных российских условиях

Ип - издержки производства (себестоимость); П - прибыль

изготовителя; Нк - косвенные налоги, включаемые в структуру цены; Нпоср

- надбавки оптового посредника; Ио - издержки обращения; Тн - торговая

надбавка.

Издержки производства (себестоимость) — выраженные в денежной форме текущие затраты фирмы на производство и реализацию продукции, являющиеся расчетной базой цены.

Для ценообразования значение имеет показатель себестоимости на калькуляционную единицу, т.е. на единицу конкретного изделия по калькуляционным статьям - калькуляции. Калькуляция составляет на принятую с учетом производственной специфики единицу измерения количества выпускаемой продукции (1 метр, 1 штука, 100 штук, если производятся одновременно).

Перечни калькуляционных статей отражают особенности производств. Наиболее характерным можносчитать- следующий перечень статей калькуляции:


1. сырье и материалы;

2. топливо и энергия на технологические цели;

3. заработная плата производственных рабочих;

4. начисление на заработную плату производственных рабочих;

5. общепроизводственные расходы;

6. общехозяйственные расходы;

7. коммерческие расходы.

Статьи 1-7 называются производственными расходами, т.к. они непосредственно связаны с обслуживанием производственного процесса. Сумма производственных расходов составляют производственную себестоимость.Статья 8 - коммерческие расходы - расходы, связанные с реализацией продукции: затраты на упаковку, рекламу, хранение, частично транспортные расходы. Сумма производственных и коммерческих расходов -это полная себестоимость продукции.

Различают прямые и косвенные расходы. Прямые расходыотносятся непосредственно на себестоимость конкретного изделия. Согласно приведенному перечню прямые расходы представлены статьями 1-3, что характерно для большинства производств. Косвенные расходыобычно связаны с производством всей продукции или нескольких ее видов и относятся на себестоимость конкретных изделий косвенно - с помощью коэффициентов или процентов.

Различают также условно-постоянные и условно-переменные расходы. Условно-постоянныминазывают расходы, объем которых не меняется или слабо меняется с изменением объема выпуска продукции. Условно-переменнымисчитаются расходы, объем которых прямо пропорционально зависит от изменения объема выпуска продукции.

Прибыль изготовителя в цене - величина прибыли за вычетом косвенных налогов, получаемая изготовителем от реализации единицы товара.


Если цены на товар свободные, то величина этой прибыли зависит напрямую от ценовой стратегии изготовителя-продавца.

Если цены регулируемые, то величина прибыли определяется нормативом рентабельности, установленным органами власти, и с помощью других рычагов прямого ценового регулирования.

В российской практике при государственном регулировании цен и в подавляющем большинстве случаев при системе свободных цен в качестве базы для использования процента рентабельности при исчислении прибыли в расчет принимается полная себестоимость единицы товара.

Пример.Структура себестоимости по статьям калькуляции в расчете на 1000 изделий выглядит следующим образом.

1. сырье и материалы 3000 руб.

2. топливо и энергия на технологические цели ■ 1500 руб.

3. оплата труда основных производственных рабочих
2000 руб.

4. начисление на заработную плату производственных рабочих
40% к оплате труда основных производственных рабочих

 

5. общепроизводственные расходы 10% к оплате труда
основных производственных рабочих

6. общехозяйственные расходы 20% к оплате труда
основных производственных рабочих

7. коммерческие расходы 5% к производственной
себестоимости

Необходимо определить уровень цены изготовителя за одно изделие и размер прибыли от реализации одного изделия, если приемлемая для изготовителя рентабельность составляет 15%.

Расчет. 1.Исчисляем в абсолютном выражении косвенные расходы, данные в процентах к оплате труда основных производственных рабочих, на 1000 изделий:

а. начисления на оплату труда = 2000 руб.*40%/100%=800 руб.


b. общепроизводственные расходы =» 2000 руб.*10%/100%=200руб.

c. общехозяйственные расходы = 2000 руб.*20%/100%=400 руб.

2. Определяем производственную себестоимость как сумму
расходов статей 1-6.

Производственная себестоимость 1000 изделий =

3000+1500+2000+800+200+400-7900 руб.

3. Расходы на транспортировку и упаковку =
7900руб.*5%/100%=395 руб.

4. Полная себестоимость 1000 изделий = 7900 руб.+395
руб.=8295 руб.; полная себестоимость одного изделия = 8,3 руб.

5. Цена изготовителя на одно изделие = 8,3 руб.+8,3
руб.*15%/100%=9,5 руб.

6. В том числе прибыль от реализации одного изделия = 8,3
руб.*15%/100%=1,2руб.

Фактическая реализация товаров (услуг) по ценам изготовителя(цена производителя, заводская цена) возможна лишь в том случае, когда в структуре цен нет косвенных налогов. Как правило, в структуре цены в качестве непосредственных ценообразующих элементов присутствуют косвенные налоги. В цены абсолютно большинства товаров (услуг) включен налог на добавленную стоимость(НДС).

В структуре цен на ряд товаров присутствует акциз.Данный косвенный налог включается в цену товаров, для которых характерен неэластичный спрос, т.е. повышение уровня цены в результате включения в нее акциза не ведет к снижению объема покупок данного товара. Тем самым реализуется фискальная налоговая функция - обеспечение доходов бюджета. Подакцизными являются в первую очередь алкогольная продукция и табачные изделия. Такие товары, как сахар и спички, характеризующиеся самой высокой степенью неэластичности спроса, подакцизными не являются, поскольку входят в перечень товаров первой необходимости.


Наряду с основными федеральными налогами (НДС и акцизов) в цены могут включаться другие косвенные налоги.Например, до 1997г. в России в структуре цены был предусмотрен специальный налог. В 1999г. практически во всех регионах РФ был введен налог с продаж.

Методика расчета величины НДС в цене как наиболее распространенного налога:

Базой для исчисления НДС является цена без НДС. Ставки НДС устанавливаются в процентах к этой базе.

Пример.Уровень цены изготовителя - 9,5 руб. за одно изделие. Ставка НДС равна 205. Тогда уровень отпускной цены, т.е. цены, превышающей цену изготовителя на величину НДС, оставит:

Цопт = Цизг + НДС =9,5pv6. + 9,5pv6.*20%100% =11,4pv6.

Элементами цены являются также посредническая оптовая надбавкаи торговая надбавка,если товар реализуется через сеть розничной торговли.

2. И оптовая посредническая и торговая надбавки по экономической природе являются ценами услуг соответственно посреднической и торговой организаций.

Как любая цена, посредническое ценовое вознаграждение содержит три элемента:

1. затраты посредника или издержки обращения;

2. прибыль;

3. косвенные налоги.

По мере развития конкуренции цепочка посредников уменьшается.

В хозяйственной практике ценовое вознаграждение посредникаможет рассчитываться в форме надбавкии скидки.

В абсолютном выражении посреднические скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница между ценой, по которой посредник закупает товар - цена закупки,и ценой, по которой его продает -


отпускная цена.Разница между понятиями "скидка" и "надбавка" появляется, если они приводятся в процентном выражении: 100%-ная база для исчисления надбавки - цена, по которой посредник приобретает товар, а 100%-ная база для исчисления скидки - цена, по которой посредник реализует этот товар.

Пример.Посредник приобретает товар по цене 11,4 руб. и реализует его по цене 13 руб.

В абсолютном выражении скидка = 13 руб.-11,4 руб.^1,6 руб. Процент надбавки составляет 1,6 руб.*100%/11,4 руб.=14%, а процент скидки составляет 1,6 руб.*100%/13 руб.=12,3%.

Широкое распространение получила такая форма вознаграждения посредника, как установление для него процента от стоимости проданных товаров.

Прибыль посредника определяется с использованием процента рентабельности к издержкам обращения. Издержки обращения-собственные затраты посредника.

Пример.С учетом условий предыдущего примера определим максимально допустимые издержки обращения для посредника, если минимальная приемлемая для них рентабельность равна 15%, а ставка НДС на посреднические услуги - 20%.

Абсолютную величину посреднического вознаграждения мы можем представить уравнением, приняв за х максимально допустимые издержки обращения:

х+х*0, 15+(х+0, 15)*0,2=1,6 х=1, 16 руб.

Если реализация товара сопровождается услугами не одного, а нескольких посредников, то процент надбавки каждого последующего посредника рассчитывается к цене его закупки.


Пример.Посредник реализует товар торговой организации. С учетом указанных выше условий эта реализация будет проведена по цене 13 руб. (11,4+1,6).

Тогда розничная цена при предельно допустимом уровне торговой надбавки в 20% составит 15,6 руб.(13+0,2*13).

Посреднические скидки и надбавки необходимо отличать от ценовых скидоки надбавок.

Первые, как указано выше, являются вознаграждением за посреднические услуги, поэтому их наличие всегда связано не с одной, а с несколькими ценовыми стадиями.

Ценовые скидки и надбавки - инструменты стимулирования сбыта. Они используются по отношению к одному ценовому уровню и связаны с одной ценовой стадией.

Тема №6: "Мировые цены. Цены международных контрактов".

1. Понятие мировой цены.

2. Основные виды мировых. Источники информации о мировых
ценах и правила их использования.

3. Цены международных контрактов. Ценовые поправки при
формировании цены международного контракта.

1. Мировая цена- цена, отражающая наиболее представительные сделки по данному товару на международном рынке. Представительными считаются наиболее регулярные сделки, проходящие в свободном торгово-политическом режиме и свободно конвертируемой валюте. Во избежание методических ошибок и разночтений информация о мировых ценах должна быть доступной.


2. Основные виды мировых цен в зависимости от особенностей рынков различных товаров и источники информации о них:

1. цены международных бирж' (международные биржевые
котировки)
цены постоянно действующего оптового рынка массовых,
однородных товаров. Биржевые цены рассчитываются и публикуются
котировочной комиссией биржи в биржевых бюллетенях,
информационными, телеграфными агентствами, а также в массовых
периодических изданиях. Биржевые цены распространяются главным
образом на сырьевые товары.

Официальные котировки международных товарных бирж считаются наилучшим источником информации о мировых ценах, поскольку в наибольшей степени соответствуют всем признакам мировой цены.

Биржевой рынок - рынок конкурентный: продавцы и покупатели здесь не связаны торгово-политическими соглашениями и взаимной системой зачетов. Стандартность, однородность биржевых товаров обуславливает регулярность и масштабность сделок и, следовательно, регулярность подачи ценовой информации. Официальные биржевые котировки - это цены фактических сделок, наиболее полно отражающие рыночную конъюнктуру. В силу названных причин биржевые котировки являются наиболее объективной, методически ясной ценовой информацией. Ради чистоты официальных биржевых котировок комиссионный сбор на бирже включается в цены непрофильных биржевых товаров.

2. справочные цены - цены на товары, реализуемые по каналам
внутренней оптовой и международной торговли. Эти цены рассчитываются и
публикуются объединениями производителей в периодической печати, а
также информационными агентствами и брокерскими фирмами. Справочные
цены - это цены продавцов, а не цены фактических сделок. В справочной
цене всегда предусматривается "запас" на уторговывание, что затрудняет
использование справочных цен в информационных целях.


3. цены международных товарных аукционов цены, действующие
на специально организованных, на определенный срок в заранее
обусловленных местах рынках публичной продажи. Эти цены
распространяются в основном на продукцию сельского хозяйства,
рыболовства, охотоводства, драгоценные камни, произведения искусств, т.е.
преимущественно нестандартную продукцию, требующую предварительного
осмотра и демонстрации. В отличие от биржевых цен цены аукционов
устанавливаются только на наличный товар. Уровень стартовой цены
определяется стоимостью реализуемого товара, частотой проведения
аукциона (чем больше регулярность, тем меньше амплитуда колебаний
стартовой цены).

4. международные аукционы - обычно крупные акционерные
компании, монополизирующие торговлю данным товаром. Они скупают
товар у производителей и перепродают его оптовым посредникам.

Другой формой организации аукциона являются специализированные брокерские фирмы, занимающиеся перепродажей товаров на условиях комиссии по поручению своих клиентов - продавцов и покупателей. Клиенты в аукционе не участвуют, а выплачивают брокерам вознаграждение.

Устроители аукционной продажи могут получать вознаграждение как разницу цен покупки и продажи товара или в виде комиссионного процента от стоимости и уровня цены продажи.

5. цены международных торгов - цены при специализированной
форме международной торговли, основанной на выдаче заказов на поставку
товаров или сдаче подрядов на проведение определенных работ.

Ценовая информация аукционов и торгов преимущественно нерегулярная и закрытая.

6. очень важной ценовой информацией являются цены фактических
сделок при заключении прямых международныхконтрактов.
Эти цены
наиболее объективно отражают конъюнктуру рынка. Однако свежая
информация о них составляет коммерческую тайну.


3. Основным ориентиром при формировании цен международных контрактов служат цены мирового рынка.

Цена международного контракта— цена, зафиксированная в международной сделке купли-продажи товара. Данные об уровне цены, как и другие показатели контракта, скрепляются подписями участников международного договора.

Переход от мировой цены-ориентира к цене конкретной сделки осуществляется посредством ценовых поправок.

Независимо от особенностей товара обычно проводятся следующие общие поправки:

1. участники сделки оговаривают вид валюты,в которой эта
сделка будет заключена. Как правило, это свободно конвертируемая валюта,
прежде всего - американский доллар.

2. поправка на условия платежа.Платеж может быть
осуществлен наличными, авансом или в кредит. Контрактная цена товара при
платеже наличными (тем более - авансом) ниже, чем при продаже в кредит,
т.к. большие преимущества в этом случае на стороне продавца.

3. поправки на базисные условия.Эти поправки особенно важны
и количественно ощутимы при большом расхождении транспортной
составляющей в мировой цене-ориентире и цене конкретной сделки.
Практически при любых сделках учитываются форс-мажорные
обстоятельства.

4. поправки с учетом параметрических методов
ценообразования.
Формулы, с помощью которых параметры цены-
ориентира приводятся к параметрам товара конкретной сделки, отработаны
на многолетней отраслевой практике. В основном эти поправки касаются
продукции машиностроения.

5. поправки на комплектацию.В этом случае для корректировки
цены-ориентира собирают ценовую информацию не только по основным
механизмам, но и по отдельным узлам, деталям.


6. поправки на серийность.Если заказывается серия изделий, расходы распределяются между изделиями всей серии. При этом каждое изделие становится дешевле. В случае заказа серии продавец получает дополнительный выигрыш от покупки необходимых средств производства оптом, от возможности не искать нового контрагента в течение относительно большого срока.

Если заказ поступил на одно изделие, цена рассчитывается укреплено по формуле:

ц ед = с + и + н , где

Ц - цена единичного изделия;

С - стоимость проектирования, опытных испытаний;

И - издержки производства на изготовление продукции (переменные затраты);

Н - неизменная часть цены (обязательные платежи, нормальная прибыль).

При заказе серии формула расчета цены изделия принимает следующий вид:

Цп = С/п+К1*М*И+К2*Р*И+Н,

где Цп - цена одного изделия в серии;

п - число изделий в серии;

М - доля стоимости материальных затрат в издержках производства;

Р - доля затрат по оплате труда в издержках производства;

К1 - коэффициент, учитывающий снижение стоимости материальных затрат за счет серийности заказа;

К2 - коэффициент, учитывающий снижение расходов по заработной

плате за счет серийности заказа.


7. при большом временном разрыве между датой подписания контракта и датой фактической поставки товара часто значительно меняется цена этого товара. Обычно это связано с удорожанием сырья, топлива, увеличением оплаты труда. В этом случае используются поправки на скольжение.

Контрактная цена, определенная с учетом названных поправок, является базой формирования внешнеторговых цен.

Тема_____ №7:____ "Основные____ принципы

формирования внешнеторговых цен'9.

1. Основные принципы формирования внешнеторговых цен.

2. Правила формирования цен на экспортную продукцию.

3. Правила формирования цен на импортную продукцию.

1. Внешнеторговые ценыформируются в рамках внешнеторговой и таможенной политики, проводимой государством, поэтому вопросы внешнеторгового ценообразования рассмотрены на примере российской практики.

Основные задачи внешнеторговой политики:

• обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции
на внешнем рынке;

• защита отечественных производителей;

• фискальные задачи.

Инструментами реализации внешнеторговой политики являются:

• дифференциация таможенных пошлин;

• использование демпинговых цен;

• введение прямых запретов на ввоз продукции, способной нанести
ущерб отечественным производителям и населению;


• государственные субсидии экспортерам.

Главными экономическими рычагами являются дифференциация таможенных пошлин и установление порядка определения таможенной стоимости. Для лучшего усвоения этого вопроса необходимо дать определения некоторых понятий.

Таможенные пошлины- федеральные налоги, взимаемые через таможенные учреждения с товаров, провозимых через границу страны. В зависимости от направления движения товаров различают таможенные пошлины импортные, экспортные и транзитные (хотя последние не во всех странах оформляются в виде пошлин). В зависимости от формы начисления различают: таможенные пошлины адвалорные, начисляемые в процентах; специфические, ставки которых установлены в абсолютном выражении, комбинированные - сочетание первых двух видов.

Сверх таможенных пошлин таможня взимает таможенные сборы:сбор за сохранность и складирование товаров, марочный, санитарный сбор и

др.

Таможенный тариф- систематизированный по определенным правилам перечень таможенных пошлин, оформляемый в виде специального документа. Перечень импортных таможенных пошлин гораздо шире перечня экспортных пошлин, т.к. при экспорте применяются государственные субсидии и квоты. Пошлины для повышения конкурентоспособности продукции на внешнем рынке при экспорте часто снимаются. Импортные таможенные пошлины направлены на защиту отечественных производителей (повышение пошлины), а также на стимулирование ввоза прогрессивных технологий, сырья, материалов, социально важной продукции, масштабы отечественного производства которых недостаточно (понижение пошлины).

Таможенная стоимость- цена товара, пересекающего границу, заявляемая участником внешнеторговой сделки и являющаяся базой для обложения таможенной пошлины и другими налогами и сборами.


Одним из основных методов расчета таможенной стоимости, используемых в современной практике, является метод по цене сделки с ввозимым товаром.

Метод по цене сделки с ввозимым товаромприменяется в подавляющем большинстве сделок. За основу принимается контрактная цена сделки. Дополнительно могут учитываться расходы по доставке товара до пункта таможенной границы страны, комиссионные вознаграждения, лицензионные платежи и др. В отечественной практике в соответствии с принятым порядком таможенная стоимость формируется при экспорте на условиях FOB, FCA - таможенная граница РФ, при импорте на условиях CIF, CIP - таможенная граница РФ. Базисные условия внешнеторговых контрактов могут быть различными, но при расчете таможенной стоимости контрактные цены приводятся к названным стандартным условиям. Это обеспечивает участникам внешнеторговых сделок относительную равнонапряженность при уплате налогов.

Расчет таможенной стоимости согласно данному методу может не приниматься таможенными органами, если контрактная цена данного товара значительно отклоняется от контрактных цен этого товара по большинству сделок. Такая ситуация возникает в случаях взаимозависимости участников сделки, неграмотных расчетов и пр.

В этой ситуации используются другие методы: метод по цене сделки с идентичными товарами (по потребительским характеристикам, физическому составу, стране происхождения); метод по цене сделки с однородными товарами (одинаковыми по назначению, стране происхождения, но разными по физическому составу); расчетные методы вычитания и сложения и др.

2. Для повышения конкурентоспособности продукции на внешнем рынке правительства всех стран субсидируют экспортеров, снижают и снимают экспортные пошлины, предоставляют экспортерам льготные


условия налогообложения. Все это является основанием для предложения экспортируемых товаров по относительно более низкой цене.

Особого внимания заслуживает вопрос о льготном налогообложении экспортеров в отечественной практике. Это вопрос не только налогообложения, но и ценовой. В соответствии с действующим порядком отечественные экспортеры освобождаются от уплаты в бюджет НДС и акциза (по подакцизным товарам) в рамках экспортируемой продукции.

Вопрос получения льгот, по сути, сводится к вопросу подтверждения факта экспорта.

Для получения льгот экспортеры должны представить в налоговые органы, следующие документы:

1) контракт (или копию контракта), подтверждающий экспорт
товара;

2) грузовую таможенную декларацию (или ее копию);

3) копии транспортных или товаросопроводительных документов с
отметками пограничных таможенных государств - участников СНГ и
таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий
государств - участников СНГ;

4) платежные документы и выписку банка, подтверждающие
фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному
лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке.

До подачи названных документов российский экспортер обязан необходимую налоговую сумму перечислить в налоговые органы. При поступлении указанных документов в налоговые органы ранее уплаченная налоговая сумма возвращается экспортеру или зачисляется в счет будущих расчетов.

Из сказанного следует важный вывод: в отличие от цен на товары, предназначенные для внутренней реализации, в ценах эксплуатируемых товаров внутренние косвенные налоги не учитываются.


Четкого порядка регламентации процесса формирования цен при экспорте нет, но справедливо говорить о ее пределах.

Нижний предел цены на экспорт - это, как правило, сумма затрат на производство и нормативная прибыль производителя, а также расходов, связанных с доставкой товара до пункта, оговоренного в контракте, и сборов за его таможенное оформление.

Экспортная таможенная пошлина, как отмечалось выше, взимается далеко не со всех товаров, но если взимается, то в качестве обязательного платежа входит в расчет нижнего предела цены экспортера.

Верхний предел цены при экспорте - контрактная цена экспортера.

3. Импортируемая продукция поступает на внутренний рынок страны, поэтому цены на нее обязательно согласовываются с ценами на аналогичную отечественную продукцию. Разница между показателями, формирующимися в условиях национального и внешнего рынков, обычно покрывается ставкой импортной таможенной пошлины. В целях стимулирования импорта (наиболее дефицитных товаров на национальном рынке) ставки пошлин могут быть снижены или сняты. Такие же льготные меры применяются при импорте товаров из слаборазвитых стран и стран, в отношении которых проводится политика благоприятствования. Внутренние косвенные налоги (НДС и акциз по подакцизным товарам) включаются в структуру цены.

Расчетный уровень цены при импорте является, по сути, нижним ее порогом и может быть представлен формулой:

Цир=Цк+Тп+Тср.+А+Рвн+НДС,где

Цир - расчетная цена импортируемого товара;

Цк- контрактная цена товара, пересчитанная в рубли; Т - импортная таможенная пошлина;


Tп - таможенный сбор;

А - акциз (если товар подакцизный);

Рвн - внутренние расходы импортера, связанные с движением товара

на внутреннем рынке и не оговоренные в контракте;

НДС - налог на добавленную стоимость.

Верхний предел цены при импорте - цена, по которой импортируемая продукция может быть реализована на внутреннем рынке в соответствии с его конъюнктурой.

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

(ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ)