Влияние базисных условий поставки на цену товара и расходы, приходящиеся на продавца и покупателя при различных базисах поставки.
Поправка на базисные условия поставки «Инкотермс-2000».
Поправка на различия в базисных условиях поставки. Базисные условия поставки определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара, устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя и определяют, соответственно, кто несет расходы, связанные с транспортировкой и страхованием товара от продавца до покупателя.
На практике условия поставки могут очень сильно различаться в зависимости от многих факторов, в том числе и особенностей национальных законодательств, торговых обычаев и правил в отдельных странах.
Нередко при заключении сделки стороны (или одна из сторон) бывают незнакомы с особенностями торговой практики своего партнера, что может служить причиной разной трактовки используемых в контракте терминов, возникновения недопонимания, споров и судебных разбирательств, потерь времени и валютных средств.
Для решения этих проблем существует международно признанное толкование основных условий поставки, наиболее часто встречающихся в коммерческой практике. "Международные коммерческие термины" ("Intеrnаtiоnаl Соmmеrсiаl Tеrms", сокращенно "Inсоtеrms").ИНКОТЕРМС-2000. Условия "Инкотермс", если на них в контракте сделана ссылка, являются базисными условиями поставки до тех пор, пока в контракт не включены другие, противоречащие им условия.
Приведение цен к одинаковым условиям поставки осуществляется на основе фрахтовых ставок и тарифов за перевозку конкретного товара железнодорожным, морским и другими видами транспорта, а также с учетом стоимости страхования разных видов грузов, налогов, сборов, пошлин, взимаемых на границе или в порту страны-экспортера либо страны-импортера. Транспортная составляющая в цене контракта зависит прежде всего от расстояния от страны-покупателя до страны-продавца, способа и маршрута транспортировки, стоимости самого товара. По ряду товаров, преимущественно сырьевых, она может достигать 4 0-50 % от цены. По готовым изделиям доля расходов на транспортировку существенно ниже и в среднем не превышает 3-7 %.
Весь комплекс основных положений контракта, обязанностей экспортера и импортера, вытекающих из него, получил название базисных условий контракта или, как говорят по-другому, базисных условий поставки. Те или иные базисные условия контракта предопределяют, кто несет расходы по транспортировке, погрузке, разгрузке, хранению и страхованию товаров, являющихся предметом внешнеторговой сделки купли-продалей, а также возможные риски при осуществлении сделки. Указанные расходы очень разнообразны и довольно ощутимы по размерам, достигая по массовым сырьевым грузам до 40-50% от цены соответствующего товара. Здесь обычно используется термин "франкировка", означающий, что покупатель свободен "франко" до пункта (станции, пристани, порта, склада, борта судна и т. п. ) или аналога "франко" на другом, как правило, английском языке. К числу расходов на поставку, учитываемых в базисных условиях, относятся разнообразные их виды при внешнеторговых операциях.
Это:
• затраты на подготовку товара к отгрузке с предприятия, фирмы, проверка количества и качества, отбор проб и проведение испытаний, упаковка;
• доставка и оплата доставки товара с погрузкой, выгрузкой и хранением при перевозке на транспортных средствах перевозчика внутри страны;
• перевозка и оплата перевозки товара от пункта отправления до транспортных средств международного сообщения;
• погрузка и расходы по погрузке продукции на транспортные средства международного сообщения;
• доставка и расходы по доставке товара средствами международных перевозок;
• страхование и затраты на страхование при международных перевозках;
• оплата выгрузки, перегрузки и хранения продукции в пункте назначения;
• оплата таможенных пошлин при пересечении границы и , наконец, расходы по доставке товара из пункта прибытия до склада покупателя.
Рассмотрим в общем виде схему расчета, в которой в зависимости от условий поставки учитываются все виды расходов:
1) себестоимость товаров + скалькулированная прибыль = цена EXW;
2) цена EXW + перевозка к указанному покупателем пункту + стоимость услуг экспедитора + +страхование + стоимость погрузки - цена FCA;
3) цена FCA + фрахт до границы -= цена СРТ или DAF;
4) цена СРТ или DAF + фрахт до порта отгрузки = = цена FAC;
5) цена FAC + расходы в порту: перевалка, складирование, портовые сборы, комиссия экспедитора в порту, дополнительные расходы (телекс, телефон, почта) = цена FOB;
6) цена FOB + расходы на документы + расходы на коносамент + морской фрахт = цена CFR;
7) цена CFR + страхование = цена CIF, или DES, или CIP, или DDU;
8) цена CIF, или DES, или CIP, или DDU + + ввозные таможенные пошлины = цена DEQ, или DDP.
Формирование тарифов на транспортировку и тарифов на страхование. (?)
Транспортные тарифы - это плата и различные сборы, которые взыскиваются за перевозку за перевозку грузов. Тарифы рассматриваются как форма цены за транспортную услугу, тарифы должны обеспечивать возмещение затрат и получение прибыли. Традиционно тарифы делят от способа их формирования на 2 группы.
1) Тарифы по отношению к перевозимому объему. Данный вид тарифов исключают, когда увеличение объема перевозимого груза обеспечивает перевозчику снижение общих издержек. При формировании тарифов таким образом можно выделить 2 случая:
-оговаривается мин объем груза: при перевозке V кратных таре, либо вместимости транспортного средства.
-когда помимо V учитывается номенклатура перевозимых грузов.
2) Тарифы по отношению к расстоянию. Выделяют 3 вида тарифов:
1. Единый тариф - не зависит от расстояния и перевозки и действует вне зависимости от пункта отправления или назначения (почтовое отправление) Это обосновано тем, что большая доля затрат приходится на затраты по переработке в конечных пунктах (до 90 %).
2. Пропорциональные. Они являются компромиссом между затратами на обслуживание и легкостью назначения тарифов. Пропорциональные тарифы дают преимущества на короткие расстояния. Фирма невыгодность коротких перевозок компенсирует доходами, которые будут получены от дальних перевозок.
3. Сужающиеся тарифы характерны для ж/д транспорта по той причине, что основными в структуре издержек - являются постоянные издержки. Чем больше расстояние, тем меньше постоянных издержек приходится на км. пути
Тарифы включают в себя:
• Непосредственно плату, взимаемую за перевозку грузов.
• Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов.
Страхование, тарифы:
Тарифы по страхованию грузов обычно составляют от 0.1% до 0.4% от страховой суммы.
Размер тарифа зависит от следующих факторов:
- вид перевозимого груза
- стоимость груза
- маршрут перевозки
- вид транспорта
- застрахованные риски
- компания – перевозчик
- количество перевозок