Ценообразование и инфляционные процессы. Инфляция, ее сущность, причины возникновения, динамика, возможности и пути преодоления.
Факторы, формирующие конъюнктуру на товарном рынке.
Изучение конъюнктуры товарных рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.
Все коньюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на :
- постоянные
- временные;
- циклические;
- нециклические.
К постоянно действующим факторам относится государственное регулирование экономики, научно-технический процесс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.
Факторы воздействующие на конъюнктуры периодически называются временными. Это например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.
В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров ( выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.
Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.
Инфляция представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен.
В этом определении важны следующие слова:
1. устойчивая, что означает, что инфляция – это длительный процесс, устойчивая тенденция, и поэтому ее следует отличать от скачка цен;
2. общего уровня цен. Это значит, что инфляция не означает роста всех цен в экономике. Цены на отдельные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения. Важно, чтобы увеличился общий индекс цен, т.е. дефлятор ВВП.
Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
1. монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;
2. структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;
3. внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.
Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков. В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:
1. Монетарные факторы:
неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства;
финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке).
2. Высокий уровень монополизации экономики. Поскольку монополия обладает рыночной властью, она в состоянии влиять на цены. Монополизация может усилить инфляцию, начавшуюся вследствие других причин.
3. Милитаризированность экономики. Производство вооружений, увеличивая ВВП, не повышает производственный потенциал страны. С экономической точки зрения высокие военные расходы сдерживают развитие страны. Последствиями милитаризации являются бюджетный дефицит, диспропорции в структуре экономики, недопроизводство потребительских товаров при повышенном спросе, т.е. товарный дефицит и инфляция.
В зависимости от причин возникновения рассматривают два основных источника возникновения инфляции: спрос и предложение.
1. Инфляция спроса
Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен.
2. Инфляция предложения (издержек)
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов
Инфляция предложения возникла в результате изменения издержек на единицу продукции и изменения рыночного предложения товара. В этом случае отсутствует избыточный спрос. Издержки на единицу продукции растут по причине подорожания сырья, полуфабрикатов, роста заработной платы, но при этом рост уровня цен на готовую продукцию отстает от роста издержек.
Если правительство не регулирует инфляцию предприятия (не снижает налоги), то в итоге экономика остановится, т. е. произойдет экономический крах.
Классификация инфляционных процессов
В зависимости от того, какую форму принимает инфляционное неравновесие экономики, принято различать «подавленную» и «открытую» инфляцию. Подавленная инфляция имеет место в условиях тоталитарной административной системы с жёстким государственным контролем над ценами и доходами населения. Внешне подавленная инфляция проявляется в росте дефицитов и очередей. Открытая инфляция характерна в основном для стран с рыночной экономикой.
В международной практике инфляцию, в зависимости от темпов роста цен, условно подразделяют на «ползучую» – средний темп роста цен не превышает 10 % в год; «галопирующую» – с годовым темпом роста цен от 11 до 100 % и «гиперинфляцию» – свыше 100 %.
Гиперинфляция обычно вызывается экстремальными условиями – стихийными бедствиями, войнами, революциями и т. п. Инфляционные процессы со сравнительно низкими годовыми темпами роста цен заставляют задумываться над их природой и представляют собой особый интерес для исследования.
Методы борьбы с инфляцией
Различают административные и экономические методы борьбы с инфляцией. К административным методам относят установленные государством ограничения на повышение цен и заработной платы. С помощью этих методов можно достаточно эффективно сдерживать рост общего уровня цен. Следует учитывать, однако, что централизованный контроль над ценами, во-первых, создает основу для развертывания подавленной инфляции, а во-вторых, и это главное, блокирует рыночные механизмы и, тем самым, препятствует становлению рыночной экономики, тормозит процесс преодоления кризисных явлений переходного этапа. В этом плаке предпочтительнее выглядят экономические методы, заключающиеся в создании экономических условий, сдерживающих стремление и возможности продавцов повышать цены.
Экономические методы регулирования позволяют воздействовать как на инфляцию спроса, так и на инфляцию издержек. Экономические методы сдерживания инфляции можно подразделить на две группы. Первая - это совокупность мер антимонопольной политики. Известно, что чем выше степень конкурентности рынка, тем выше, при прочих равных условиях, объем предложения и ниже уровень цен. Борьба с монополизмом, таким образом, способствует росту совокупного предложения и, следовательно, сдерживает инфляцию издержек.
Вторая группа — это совокупность мер, способствующих сокращению удельных издержек производства. Сюда входят: сокращение налогов на бизнес, понижение импортных пошлин на ввозимые средства производства, а также весь комплекс мероприятий по стимулированию технического прогресса. Заметим, однако, что влияние экономической политики на динамику издержек и совокупного предложения относительно невелико. Гораздо шире возможности политики воздействия на совокупный спрос.