Стоимость и цена.

Общественно необходимое рабочее время.

 

Общественно необходимое рабочее время — время, затрачиваемое на изготовление товара при общественно нормальных условиях производства (при среднем для данного этапа развития уровне технической оснащенности, умелости и интенсивности труда). Определяя величину стоимости товара, общественно необходимое рабочее время влияет на пропорции, складывающиеся в производстве. В товарном производстве, основанном на частной собственности, это влияние играет регулирующую роль. Осуществляется оно через конкурентную борьбу товаропроизводителей. Те из них, чьи затраты рабочего времени на производство товаров выше общественно необходимых, в конце концов неизбежно разоряются; те, что производят товары с затратами ниже общественно необходимых, обогащаются. Наибольшую остроту конкурентная борьба приобретает при капитализме.

 

 

 

Регулирующий механизм закона стоимости заключается в колебании цен, в их отклонении от общественной стоимости в результате конкурентной борьбы под влиянием спроса и предложения и сводится к следующему: превышение рыночной цены над стоимостью связано с ростом потребления, а, следовательно, с ростом производства товаров; отклонение рыночной цены ниже стоимости вызывает сокращение производства; когда уменьшается рабочее время, затрачиваемое на производство товара, цены падают, когда оно увеличивается – повышаются при прочих равных условиях. И, таким образом, рыночная стоимость товаров является "центром тяготения", вокруг которого колеблются цены. В то же время на динамику цены оказывают влияние и другие факторы, как – то, эластичность спроса, валютные курсы, социальные факторы, которые могут вызывать отклонения цены от стоимости, и, как утверждали классики-экономисты - К.Маркс и Ф. Энгельс, "возможность количественного несовпадения цены с величиной стоимости, или возможность отклонения цены от величины стоимости, заключена уже в самой форме цены". Однако в общественном масштабе эти отклонения взаимно погашаются, и сумма цен совпадает с суммой стоимостей товаров. Тем не менее, соотношение цен конкретных товаров устанавливаются с учетом различий в их потребительских свойствах. И с этой точки зрения следует говорить уже о цене производства как превращенной форме стоимости в условиях товарного производства. Это значит, что разность между ценностью продукции предприятия или отрасли, или общей выручкой, полученной от продажи этой продукции, и стоимостью затрат сырья, комплектующих изделий и услуг, покупаемых для обеспечения выпуска этой продукции выражается в добавленной стоимости, величине, которую предприятие, фирма присоединяет к купленным материалам и услугам в процессе производства и реализации продукции. Т.е затраты покупателя на приобретение и использование товара на протяжении нормативного периода его эксплуатации формируют цену потребления.

Таким образом, рыночная цена товара складывается из цены производства, в которую входит стоимость затрат сырья, комплектующих изделий и услуг, добавленной стоимости и затрат покупателя на приобретение и использование товара.