Экономическая природа цены.

Сущность цены.

Ценообразование в условиях рыночной экономики.

 

Методология ценообразования - это совокупность общих правил, принципов и методов ценообразования. Это концепция определения и обоснования цен, формирования видов цен, управления ценообразованием. Методология едина для всех уровней установления цен, на основе которых разрабатывается ценовая стратегия и тактика достижения стратегической цели, т.е. конкретные рекомендации и действия для реализации стратегии. Как и всякая методология, методология ценообразования опирается на принципы ценообразования. Принципы - это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен, лежащие в основе ценообразования. Важнейшими принципами ценообразования являются:

- научность обоснования цен, которая базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, учете факторов, оказывающих влияние на формирование уровня и видов цен;

- выявление тенденций и динамики развития мировых цен;

- прогнозирование изменения уровня издержек производства и качества товаров в соответствии с жизненным циклом товара для установления дифференцированных цен по стадиям его жизненного цикла;

- единство процесса ценообразования и контроля за ценами на отраслевом, государственном и международном уровнях;

- сравнение планируемой внешнеторговой цены с уровнем нескольких мировых конкурентных цен;

- недопущение в качестве конкурентного материала, используемого для сравнения, случайных поставщиков товара, т.е ориентация на ведущих мировых производителей и экспортеров данного товара;

- использование при расчете внешнеторговой цены, как правило, поправок на разницу в коммерческих и технико-экономических показателях качества товара;

- не привлечение в качестве конкурентного материала цены аналогов, которые по своим технико-экономическим и коммерческим показателям, а также по условиям поставки сильно отличаются от конкурентного товара;

- обеспечение механизмом ценообразования бюджетной эффективности товара;

- ориентация на конечную продукцию, комплектация которой включает различные поставки по кооперации;

- использование принципов ценообразования.

Цена - это экономическая категория, обусловленная товарным производством, при котором экономические отношения проявляются, главным образом, через рынок;

- денежное выражение стоимости;

- категория конъюнктурная;

- сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги (Ф. Котлер);

- не только индивидуальная, личная, но и общественная, социальная категория: регулирует как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг;

- комплекс экономических понятий, входящих в единую синтетическую категорию, т. е. под ценой понимается множество ее видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.

 

Цены применяются в любой экономической системе, но формируются и действуют по-разному: в плановой экономике цена выступает как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства; в рыночной экономике - цена как часть саморегулирования рынка.

Цена - рыночный фактор, находящийся под воздействием рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции, монополизации.

По классической схеме возможны следующие варианты:

1) если спрос превышает предложение (рынок потребителя), то цена увеличивается, и наоборот; если спрос равен предложению, то устанавливается равновесная цена;

2) конкуренция между продавцами (рынок потребителя) ведет к снижению цены и ее стабилизации на определенном уровне; конкуренция между покупателями (рынок производителя) вызывает рост цены;

3) монополизация оборачивается установлением завышенных цен на продаваемые монополиями товары и заниженных на покупаемые ее товары.

 

При формирований цены существует:

- нижний предел цены, ниже которого продавец не может снизить цену и продать товар, т. к. полученный от продажи доход не компенсирует вложенных в производство (приобретение) средств;

- верхний предел, обусловленный платежеспособностью покупателя и его готовностью купить товар.

Цена может изменяться в пределах этих границ под воздействием субъективных и рыночных факторов.

 

Экономическая природа цены проявляется в двойной роли, которую она играет на рынке:

- цена как индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, экономический риск и т. п.);

- цена как маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов.