Установление цены на товар-имитатор
Особенности формирования цен некоторых видов товаров. Модификации цен.
При установлении цены необходимо точно определять долю рынка, при этом цена напрямую будет зависеть то того, на какой фазе жизненного цикла находятся предлагаемые товары или услуги. Как правило, принято различать четыре его основные фазы: внедрение; рост; зрелость и спад.
1. Фаза внедрения. Обычно она совпадает с периодом значительных капитальных вложений, связанных в основном с закупкой оборудования, проведением научно-исследовательских и подготовительных работ. Поэтому фирма на этой стадии может маневрировать между двумя стратегиями ценообразования: стратегией "проникновения" и стратегией "снятия сливок".
2. Фаза роста.На этой стадии объемы производства и реализации увеличиваются, а так как на современных предприятиях значительную долю расходов занимают постоянные затраты, то на этой фазе жизненного цикла товара обычно происходит снижение цены.
3. Фаза зрелости.На этой стадии фирма может достичь максимальной прибыльности, так как доля на рынке завоевана и относительно стабильна, отработана технология производства, налажены устойчивые каналы снабжения и сбыта. В этот период для выигрыша в конкурентной борьбе фирма может снижать цены продукции либо увеличивать ее функциональные свойства без изменения цены.
4. Фаза спада.Эта стадия характеризуется падением объема продаж и, соответственно, увеличением себестоимости, а следовательно, и снижением цен с целью удержания потребительского спроса.
Благодаря научно-техническому прогрессу значимость жизненного цикла в процессе ценообразования становится более существенной. Поэтому появился метод калькулирования себестоимости по фазам жизненного цикла товаров.
Такой подход позволяет занять позицию, более четко ориентированную на рынок и стратегические цели, и в большей степени сконцентрировать внимание не только на динамике затрат, но и на взаимосвязи затрат, цены, товара и рынка.
Большое значение при выборе стратегии ценообразования имеет также правильное позиционирование товара на рынке. Различают два основных типа товаров: товар-имитатор и товар-новинка.
Применяются различные варианты стратегии качественно-ценового позиционирования. На ее выбор в этом случае будут влиять следующие характеристики представляемого на рынок товара:
· качество предлагаемого товара по отношению к качеству исходного товара;
· размеры рынка фирмы-лидера и возможных конкурентов;
· влияние выбранной стратегии на изменение рыночной ситуации.