Тема 15. Методология расчета цен на экспортируемую и импортируемую продукцию.

Таблица 1

Наименование группы Условия поставки (торговые термины) Условия возмещения трансп транспортных расходов, возмещения рисков, таможенных пошлин и сборов Транспорт (способ транспортировки)
      водный автомо-бильный ный железнодорожный воздушный комбинированный
Группа «Е» ЕХВ Франко-завод + + + + +
Группа «Ф» ФКА Свободно у перевозчика + + + + +
«Ф» ФАС Свободно вдоль борта судна (название порта отгрузки) + - - - -
  ФОБ Свободно на борту судна (название порта отгрузки) + - - - -
Группа «С» СФР Цена и фрахт (оплачен фрахт до порта назначения) + - - - -
  СИФ Цена, страховка, фрахт + - - - -
  СПТ Перевозка оплачена до... (указывается пункт назначения) + + + + +
  СИП Провозная плата и страхова­ние оплачены до... + + + + +
Группа «Д» ДАФ Доставлено до границы + + + + +
«Д» ДЕС Доставлено с судна + - - - -
  ДЕК Доставлено на пристань + - - - -
  ДДУ Доставлено без оплаты пошлины + + + + +
  ДДП Доставлено с оплатой по­шлины + + + + +

Из табл. 1 видно, что всего насчитывается 13 терминов, которые сгруппированы в четыре группы (Е, Ф, С, Д) — базисные категории. Базисные условия поставки включаются в ту или иную группу по двум критериям:

1) распределение транспортных расходов;

2) рисков, которые несет продавец в зависимости от применяемого базиса поставки.

Группа «Е»Согласно данному условию поставки, продавец передает товар покупателю у себя на предприятии (на складе). Товар при этом подготовлен для отправки в транспортном состоянии (полностью готов к отгрузке). Погрузка осуществляется за счет покупателя. Именно покупатель подает транспортное средство и организует погрузку. Покупатель несет все риски за доставку до места назначения. Он же осуществляет таможенную очистку и должен получить экспортную лицензию. Таким образом, у продавца минимальные обязательства. Он не несет никаких рисков и расходов по доставке груза.

При данном условии поставка может осуществляться как с использованием различных видов транспорта в их комбинации, так и какого-либо одного.

Группа «Ф» (основной фрахт не оплачен) включает условия, согласно которым продавец обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем, предусмотрены три условия поставки.

1. ФКА — FCA (Free Carrier... named place) (франко-перевозчик) — свободно у перевозчика в поименованном пункте.

Продавец передает товар, прошедший вывозную таможенную очистку, на попечение перевозчика, указанного покупателем в обозначенном месте или пункте. При этом в соответствии с «Инкотермс-2000» у продавца есть выбор. Он может поставить товар на своем предприятии (если, например, у предприятия имеется железнодорожная колея) либо доставить за свой счет товар на терминал магистрального транспорта (железнодорожная станция, автомобильная станция, аэропорт), где уже перевозчик за счет покупателя разгружает товар, прибывший на транспортном средстве продавца. Продавец в подтверждение сдачи товара перевозчику должен представить коносамент («коносамент» от французского connaissement — документ, содержащий условия договора морской перевозки груза), накладную или расписку перевозчика о приеме груза. При данном условии поставки в перевозке могут участвовать любые виды транспорта, включая смешанные перевозки.

2. ФАС — FAS (Free along side ship... named port of shipment) — свободен у борта судна.

При данном условии поставки товар должен быть размещен вдоль борта судна на причале (на набережной) или на лихтерах (самоходных баржах) в обозначенном порту погрузки. Продавец должен за свой счет поставить товар в порт погрузки, в указанное покупателем место (например, на грузовой причал № 3) и расположить товар вдоль борта зафрахтованного покупателем судна (в зоне досягаемости судовых кранов).

Покупатель обязан своевременно зафрахтовать судно, заблаговременно сообщить продавцу его название, время прибытия, условия погрузки и нести все расходы, падающие на товар с момента его размещения вдоль борта судна. С этого момента риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя. Обязанность по обеспечению таможенной очистки и получению экспортной лицензии лежит на продавце.

Условие ФАС может применяться только при морских или внутренних водных перевозках.

3. ФОБ — FOB (Free on Board... named port of shipment) — свободно на борту судна в обозначенном порту отгрузки.

Продавец обязан поставить за свой счет товар на борт судна, зафрахтованного покупателем в согласованном порту погрузки, в установленные сроки и вручить покупателю бортовой коносамент — водную транспортную накладную. С этого момента (перехода товара через поручни судна в порту отгрузки) покупатель дол­жен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара.

По условиям ФОБ на продавца возлагается обязанность по очистке товара от пошлин для экспорта.

Цена ФОБ обычно традиционно понимается как экспортная цена. Данное условие поставки применяется при перевозке груза водными видами транспорта (морским и речным).

Группа «С» включает четыре условия поставки и означает, что основная поставка (перевозка) оплачена.

1. СФР — CFR (Cost and Freight... named port of destination) — стоимость и фрахт.

По данному условию поставки продавец должен за свой счет зафрахтовать судно, оплатить стоимость фрахта до согласованного порта назначения, погрузить товар на борт судна в порту отгрузки в установленные сроки. Это означает, что в экспортную цену, уплачиваемую покупателем, входят стоимость товара и фрахт до порта назначения. Риск утраты, порчи или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отправления. При данной поставке на продавце лежат обязательства по экспортной очистке товара от пошлин. Применяется такая поставка при водных перевозках (морской, речной транспорт).

2. СИФ — CIF (Cost, Insurance, Freight... named port of destination) — стоимость, страхование, фрахт.

Продавец несет те же обязанности, что и при поставке СФР, но должен дополнительно обеспечить страхование груза от рисков в пользу получателя, т. е. в цену товара при поставке СИФ включается стоимость товара, фрахт до порта назначения и страхование от согласованных рисков. Если покупатель специально не оговаривает страхование, оно осуществляется на минимальных условиях, т. е. груз будет автоматически страховаться на минимальных условиях— 110%. Продавец должен вручить покупателю страховой полис, выписанный (оформленный) на имя покупателя.

Данная поставка применяется при водных перевозках.

Условие поставки СИФ, так же как и ФОБ, является самым старым и наиболее широко применяемым термином, они появились еще до опубликования «Ин-котермс-1936». Если цена ФОБ, как отмечалось выше, традиционно понимается как экспортная, то цена СИФ — как импортная.

3. СПТ — СРТ (Carriage Paid to... named of destination) — провозная плата оплачена до поименованного пункта.

Данная поставка является сухопутно-воздушным эквивалентом СФР. При данной поставке продавец оплачивает доставку товара до поименованного пункта в стране назначения. Риск утраты, порчи, хищения и т. д. переходит с продавца на покупателя в момент передачи товара в распоряжение первого перевозчика в пункте отправления. Поставка СПТ может применяться при любых видах транспорта, в том числе и в смешанных сообщениях.

В обязанности продавца входит очистка товара для экспорта. Расходы по выгрузке товара в пункте назначения несет покупатель.

4. СИП — CIP (Carriage and Insurance Paid to... named place of destination) —провозная плата и страхование оплачены до поименованного пункта.

При данной поставке дополнительно к обязанностям, что и при поставке на условиях СПТ, продавец должен обеспечить страхование товаров от рисков во время транспортировки. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию. Он обязан также обеспечить таможенную очистку товара для экспорта. Расходы по выгрузке товара в пункте назначения несет покупатель. При отсутствии специальных указаний от покупателя продавец будет страховать товар на минимальных условиях — 110% («свободен от частной аварии»). Риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя с момента передачи товара в распоряжение первого перевозчика (например, на складе перевозчика в пункте отправления).

Данная поставка является «сухопутным, неводным» эквивалентом базиса СИФ, т. е. применима для сухопутных и воздушных поставок товара, хотя может быть применима и для водных поставок, т. е. применима для любых способов перевозки, включая смешанную.

Группа «Д означает доставку или прибытие: поставщику необходимо оплатить транспортировку и нести риски до места назначения. Эта группа включает пять условий доставки.

1. ДАФ — DAF (Delivered at Frontier... named place) — поставлено на границе в поименованном пункте.

Продавец обязан поставить неразгруженный товар, очищенный для экспорта, в распоряжение покупателя в согласованный в контракте срок в согласованный пункт (место) на границе.

Под термином «граница» понимается любая граница, включая и границу страны назначения. В этой связи необходимо точно оговаривать пограничный переход или место на соответствующей границе (например: «пограничный переход Лужайка на российско-финской границе»).

Риск случайной гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя с момента передачи товара в его распоряжение в согласованном пункте поставки на границе.

Данная поставка предназначена для применения при поставках товара по железной дороге или автодорожным транспортом, т. е. когда товар поставляется до сухопутной границы.

2. ДЕС — DES (Delivered Ex Ship.... named port of destination) — поставлено с судна в поименованном порту.

Продавец обязан за свой счет в установленный в контракте срок доставить товар в согласованный порт назначения и предоставить его в распоряжение покупателя на борту судна в обычном пункте разгрузки (например, на грузовом причале) таким образом, чтобы была возможность переместить товар с судна разгрузочными средствами, соответствующими характеру товара.

Расходы по выгрузке товара и по его таможенной очистке для импорта несет покупатель. Все риски по доставке товара в порт назначения несет продавец.

Данная поставка используется только при морских перевозках и перевозках внутренним водным транспортом.

3. ДЕК — DEQ (Delivered Ex Quay Duty Paid... named port of destination) —поставлено с причала с уплатой пошлины в поименованном пункте.

Продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя на причале (пристани). Он несет расходы по доставке товара в порт назначения плюс расходы по выгрузке товара и расположению его на причале (пристани). Продавец за свой счет представляет покупателю документы, необходимые для того, чтобы покупа­тель мог принять поставку товара и вывезти его с пристани.

Импортная таможенная очистка товара и получение импортной лицензии, как и при ДЕС, осуществляется покупателем.

Данное условие поставки применительно при морских перевозках и перевозках внутренним водным транспортом.

4. ДДУ — DDU (Delivered Duty Unpaid... named place of destination) — поставлено без оплаты пошлины в поименованном пункте. Продавец оплачивает все расходы по доставке товара и все риски по утрате, хищению и пр., связанные с доставкой товаров. Все обязанности продавца считаются выполненными с момента поставки товара в поименованный пункт в стране назначения. Все расходы по уплате ввозных таможенных пошлин лежат на покупателе. Эта поставка может применяться независимо от вида транспорта.

5. ДДП — DDP (Delivered Duty Paid.... named place of destination) — поставлено с оплатой пошлины в поименованном пункте.

Продавец оплачивает все расходы, все сборы по доставке товара, включая таможенные пошлины страны назначения, несет все риски по утрате, хищению и т. д.

Обязательства продавца считаются выполненными с момента предоставления товара в согласованном пункте назначения.

Аналогично базису поставки ДДУ покупатель оплачивает расходы по разгрузке прибывших транспортных средств, а в случае, когда поставка осуществляется не на предприятии покупателя, она считается выполненной после погрузки или перегрузки товара на транспортное средство покупателя.

Как видим из представленных условий поставки, из 13 рассматриваемых в «Инко-термс» терминов только два (СИФ, СИП) включают условие обязательного страхования, все остальные условия поставки, включая ДДУ, ДДП, заключения договора страхования не требуют. Поэтому если покупатель хочет застраховать товар на других условиях поставки (от других рисков), он должен своевременно сообщить продавцу, от каких конкретных рисков товар должен быть застрахован.

Что касается деления между покупателем и поставщиком товара пошлин, на­логов и других официальных сборов, а также затрат на выполнение таможенных процедур, то «Инкотермс» объясняет, в каком размере эти расходы делятся между сторонами. Например, может случиться, что покупатель пожелает принять товар на складских площадях, согласно условиям ЕХВ, либо получит товар в соответ­ствии с условиями ФАС, но желает, чтобы продавец произвел таможенную очист­ку товара по экспорту. В этом случае после соответствующего торгового термина следует добавить формулировку «включая таможенную очистку по экспорту». Наоборот, в условиях ДЕК или ДДП можно указать «пошлины не оплачены» или указать, какие конкретные налоги или сборы не оплачены (например, налог на добавленную стоимость).

 

1. Вопрос. Методы определения цены предложения на экспортируемую продукцию:

2. Вопрос. Методология расчета цен на импортную продукцию.

 

1. Вопрос. Методы определения цены предложения на экспортируемую продукцию.

 

Четкого порядка регламентирования процесса формирования цены при экспорте нет, но справедливо говорить о ее пределах.