Метод экспертной оценки потребительской ценности товара и его цены

Тема 11. Потребительское поведение и ценообразование.

Метод экспертной оценки потребительской ценности товара и его цены основан на результатах опроса или коллективного суждения экспертов о возможной рыночной ценности товара, размерах спроса на него и выработке предложений о цене.

Методы экспертной оценки, как правило, требуют продуманной организации работы с экспертами, которая заключается:

· в четкой постановке цели и задач экспертной оценки, иногда в разработке карты экспертных выводов и оценок или анкеты с соответствующими вопросами;

· подборе экспертов, достаточно компетентных в области исследуемых объектов, независимых в своих выводах и свободных от тенденциозных подходов;

· коллективном, групповом обсуждении или, наоборот, в исключении непосредственного общения между экспертами;

· возможной поэтапности работы экспертов, когда на последующих этапах участники экспертизы информируются о результатах и выводах предыдущего этапа. Это позволяет приблизиться к более определенным выводам, разделяемым большинством экспертов, входящих в группу;

· выборе наиболее подходящих методов обработки выводов и предложений экспертов;

· четком формулировании итоговых выводов в результате экспертной работы.

В практической работе руководство предприятия широко пользуется такой формой, как проведение совещаний, которые в некотором отношении также носят характер экспертных обсуждений, хотя подготовка их не всегда является продуманной. Применение разработанных на основе научной и практической деятельности методов экспертных оценок позволяет квалифицированнее решать сложные вопросы ценообразования.

Нормативно-параметрические методы ценообразования широко использовались нашими специалистами еще в период централизованной плановой экономики для разработки прейскурантов, обоснования цен новых видов продукции. Между тем рыночное ценообразование вносит в практику применения нормативно-параметрических методов принципиально новые моменты. Во-первых, в настоящее время формирование цен осуществляется в основном на предприятиях, в их объединениях. Во-вторых, если в условиях планового ведения хозяйства использовались главным образом производственные характеристики, и, прежде всего, себестоимость изделий, то при рыночной экономике нормативно-параметрические методы ценообразования основываются на рыночных ценах и потребительских параметрах. Эти методы служат важным инструментом для оценки позиции предприятия и его продукции на рынке по сравнению с положением конкурентов (оценка конкурентоспособности товарной продукции предприятия).

Наиболее эффективное применение нормативно-параметрических методов для анализа и обоснования цен предполагает использование экономико-математических моделей и многообразных способов определения цен изделий, в частности:

· расчетных экономико-математических методов: удельных показателей, экспертных оценок, балльного, технической эквивалентности, агрегатного, рациональной функции, сложного коэффициента качества;

· методов математической статистики: дисперсионного, регрессивного, корреляционного, факторного анализа, методов главных компонентов, матричной регрессии и др.

Применение параметрических методов для обоснования цен на изделие предполагает наличие:

· системы справочно-информационного обеспечения (нормативно-технической документации, основных ценообразующих параметров);

· унифицированных форм хранения и передачи информации.