Отделочная деталь и виде одинарной или сложенной вдвое полоски ткани, втачивают между деталями или настрачивают на них
Отделочная деталь в виде узкой полоски материала, тесьмы, втачанной в шов, или в виде широкой настроченной или притачанной полосы
Выпуск сгиба одной из деталей одежды вобтачном шве
Деталь в виде полосы проходит через плечо и служит для поддержания изделия (юбки, брюк, сарафана, платья) наплечах
Деталь застежки из шнура, тесьмы, полоски ткани и других материалов или элемент застежки в виде отверстия, обработанного нитками, полосками ткани
Функционально-декоративный элемент в виде разреза ткани с различной длиной сторон, для формообразования в видескладок, сборок, вытачек
Функционально-декоративный элемент одежды в виде сложенной вдвое ткани, сгибы которой закрепляют утюжкой, строчкой и т. п., может быть бантовая, встречная, односторонняя
Декоративный элемент одежды в видеузкой застроченной
складки шириной 0,1—0,3 см
Декоративный элемент одежды ввиде собранной ткани на нитку, резинку, шнур, служит для создания объемной формы
Элемеш отделки в виде строчки различной конфигурации, выполненнойнитками различных цветов и фактур
Функционально-декоративный элемент в виде шва,отстроченною с лицевой стороны,служит для создания формы одежды И для украшения
Функционально-декоративный элемент одежды в видемного
рядных Сборок, равномерно ипоочередно скрепленных по
определенной схеме для получения объемной формы или для
украшения, могут быть со шн (рельные, со складкой,
комбинированные
Мягкая ниспадающая складка, образована отдельнымидета-! лями кроя, обычно в изделиях расширенного силуэта
Отделкаодежды ввиде мягких складок
Отделка одежды ввиде плоских параллельных складок разованных с помощью специальной гермообработки
Отделка одежды ввиде складок той поверхностью,
часто расширяющихся книзу, 1ны> помощью спе-
циальной гермообработки
7Г,
3.5.25 |
Ц*\ .■ \ |
Рис. 245
Рис. 246
Рис. 247
Рис. 248
Рис. 249
Рис. 250
Рис. 251
Рис. 252
Рис. 253
Рис. 254
Рис. 255
Рис. 256
Рис. 257
Рис. 258
Рис. 259
Рис. 260
Рис. 261
Рис. 262
Продолжение
Условное обозначение | Рисунок | Термин | Определение |
3.5.45 | Рис. 262 | Кайма | Отделка в форме полосы с узором |
3.5.46 | Рис. 263 | Вышивка | Декоративный прием украшения одежды в виде рисунка, выполненного на ткани с помощью ниток, стекляруса, бисера и т. п. ф |
3.5.47 | Рис. 264 | Аппликация | Декоративный прием украшения одежды художественными Сражениями путем наклеивания или настрачивания на изделие по определенному рисунку отделочной ткани или других материалов |
3S.48 | Рис. 265 | Эмблема | Декоративный элемент с условным изображением какого-либо понятия в виде вышивки или аппликации |
3.5.49 | Рис. 266 | Бахрома | коративный элемент одежды в виде ряда нитей, закрепленных с одного конца и свободно спадающих с другого |
3.5.50 | Рис. 267 | Кисти | орапшнып элемент одежды из нитей, собранных и законных в пучок с одного конца |
3.5.51 | Рис. 268 | чративная тесьма | Элемент отделки в виде тканой или набивной полоски с орнаментальным узором |
3.5.52 | Рис. 269 | Кружево | Материал с рисунком в виде сквозных сетчатых узорных изо-кении из различных ниток, служит главным образом для отделки |
3.5.53 | Рис. 270 | Застежка | Функционально-декоративный элемент (устройство), предназначено для соединения краев отдельных частей одежды, позволяет при необходимости соединить и разъединить их с помощью пуговиц, крючков, кнопок, молний, петель, специальной тесьмы |
3.5.54 | Рис. 270 | Застежка центральная бортовая | Застежка центральная с одним рядом пуговиц, ширина борта от линии полузаноса 2.5—5.0 см |
3.5.55 | Рис. 271 | Застежка смещенная бортовая | Застежка смещенная с двумя рядами пуговиц, ширина борта от линии полузаноса 6—10 см |
3.5.56 | Рис. 272 | Застежка встык | |
3.5.57 | Рис. 270 | Застежка центральная (спереди, сзади) | |
3.5.58 | Рис. 273 | Застежка асимметричная | |
3.5.59 | РИС. 274 | Застежка потайная | |
3.5.60 | Рис. 275 | Застежка открытая | |
3.5.61 | Рис. 276 | Застежка сквозная | |
3.5.62 | Рис. 277 | Застежка комбинированная | |
3.5.63 | Рис. 278 | Застежка-моли и и (разъемная, неразъемная) | |
3.5.64 | Рис. 279 | Застежка на крючки | |
3.5.65 | Рис. 280 | Застежка на кнопки | |
3.5.66 | Рис. 281 | жка-шнуровка | |
3.5.67 | Рис. 282 | Застежка с запахом на пояс | |
3.5.68 | Рис. 283 | Застежка специальной тесьмой | |
3.5.69 | Рис. 284 | Застежка на воздушных петлях | |
3.5.70 | Рис. 285 | Застежка на планке | |
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ОДЕЖДЫ | работка проекта модели одежды от разработки эскиза до утверждения образца модели, включает комплекс техни-|1\ документов, содержащих эскиз модели, описание, обоснование, расчеты и чертежи конструкции модели, макеты, образцы |
so
I'll'
Рис. 264
Pec. 265
Рис. 266
Рис. 267
Рис. 268
/
Рис. 260
Рис
Рис. 271
Рис. 272
Рис. 273
Рис. 274
Рис. 275
Рис. 27G
РИС. 277
Рис. 278
I'lir. 279
Рис. 280
Рис. 281
Рис. 282
Рис. 283
Рис. 284
Рис. 285
Продолжение | |||
iBHoe начение | Рисунок | Термин | Определение |
4.1 | Общие понятия | ||
4.1.1 | Моделирование одежды | Разработка эскизного проекта модели с изготовлением образца изделия | |
4.1.2 | : (в одежде) | Господство тех или иных вкусов и стилевых признаков в одежде, и определенной общественной среде на определенном отрезке времени | |
4.1.3 | lb (в одежде) | Исторически сложившаяся устойчивая общность образной си-стемы, средств и приемов художественной выразительности. обусловленная единством идейного общественно-исторического ржания (например, одежда в стиле ампир») | |
4.1.4 | Классический стиль одежды | Наиболее усвойчивые формы одежды со стилевыми призна-и, характеризующимися строгостью и простотой линий, минимумом деталей, рациональностью, пропорциями, соответствующими естественным пропорциям фигуры, основными членениями, проходящими в местах естественных членений фигуры | |
4.1.5 | Спортивный стиль одежды | Одежда в основном характеризуется деталями функционально утилитарного стиля, а также свободной формой, разнообразным покроем рукавов, отделками и деталями из трикотажа, кожи, искусственного и натурального меха | |
4.1.6 | Одежда стиля «фантази» | кда характеризуется большим разнообразием и декоративностью форм и деталей, сложным покроем, композиционное построение может быть необычным, асимметричным | |
4.1.7 | Пропорции в одежде | Соотношение частей и деталей одежды между собой и к длине, ширине и объему изделия в целом | |
4.1.8 | Модуль | Исходная единица измерения, служит мерилом для придания соразмерности отдельным частям фигуры или одежды | |
4.1.9 | Композиция | Сочетание и расположение деталей и элементов изделия, их форм, пропорций, отражающее единство художественного решения модели | |
4.1.10 | Ритм | Закономерное чередование соизмеримых элементов формы, является одним из средств связи некоторых элементов композиции | |
4.1.11 | Гармония | Согласованность, стройное сочетание, взаимное соответствие, соразмерность деталей и элементов модели и цветового решения | |
4.1.12 | грия | Расположение точек, детален, элементов композиции модели относительно вертикальной оси (или плоскости) симметрии, лежащих на одном перпендикуляре к этой оси (или плоскости), на одинаковом расстоянии от нее | |
4.1.13 | Динамика | Зрительное движение, создаваемое объемными и плоскими формами при определенном неравенстве или контрастности отношений размеров основных элементов, цвета, достигается асимметричным построением композиции или свободной подвижностью формы модели относительно фигуры | |
4 1.14 | Статичность | Зрительная неподвижность, со:;. иным равенством или сходством отношений [химеров основных элементов, достигается симметрией и приближенностью к реальным объемам фигуры, сглаживанием переходов одного объема к другому | |
4.1.15 | Декор | Украшение, совокупность декоративных гов | |
4.1.16 | Образность | Выражение художественной идеи q ную форму | |
4.1.17 | Пластичность модели | имное соответствие формы | |
4.1.18 | Техничность модели | Взаимное соответствие формы модели и определенной логин ее изготовления | |
4.1.19 I | Тектоничность модели | Взаимное соответствие деталей, " " кон-уктивного решения |
iBHoe обозначение | Рис | 'HOK | Термин |
4.1.20 | жды | ||
4.1.21 | Силуэт модели одежды | ||
4.1.22 | Рис. | Силуэт прилегающий | |
4.1.23 | Рис. | Силуэт полуприлегаю!:: | |
4.1.24 | Рис. | Силуэт прямой | |
4.1.25 | Рис. | Силуэт расширенный (трапе | |
ция) | |||
4.1.26 | Модель одежды | ||
4.1.27 | Фасон | ||
4.1.28 | Эскиз модели | ||
4.1.29 | Техническое моделирование | ||
4.1.30 | Технический рисунок модели | ||
4.1.31 | Образец модели | ||
4.1.32 | Модели-аналоги | ||
4.1.33 | ство моделей | ||
4.1.34 | Гарнитур одежды | ||
4.1.35 | Комплект одежды | ||
4.1.36 | Ансамбль одежды | ||
4.1.37 | екция моделей одежды |
Продолжение
Определение
Пространственная трехмерная структура (строение) модели и соотношение ее с фигурой
Плоскостное, контурное изображение объемной формы модели одежды' подчеркивающее наиболее характерные очертания
Силуэт одежды, плотно прилегающий к фигуре человека в ги верхней части туловища, талии, иногда бедер
Силуэт одежды, повторяющий сглаженный контур фигуры, неплотно облегающий ее в области талии
Силуэт одежды, контуры которого приближены к прямоугольной цилиндрической форме
Силуэт одежды, имеющий форму трапеции, расширенной книзу
Произведение декоративно-прикладного искусства, воплощенный в материале эскиз модели, характеризуется определенной формой, силуэтом, композиционным и конструктивным решением и декоративными элементами
Совокупность характерных черт и особенностей художественного решения внешней формы модели с помощью конструк-1 нвно-декоративных элементов
Рисунок модели, дающий заостренно образное выражение художественной идеи, выполнен карандашом, пером, красками, углем и т. п.
Разработка моделей на основе базовых конструкций путем трансформации чертежей (изменение пропорций деталей, нанесение модельных линий, рельефов, складок, перевод вытачки на выпуклость груди, лопаток, ягодиц в различные места и т. п.)
Графическое условное изображение модели, содержит ряд данных, необходимых для ее изготовления (конструктивные линии, отделочные детали, вид застежки и т. п.), может содержать как вид спереди, сзади, так и сбоку
Модель одежды, на основе которой изготовляют серию
же изделий, служит для последующем! проверки точности
изготовления
Модели одежды одного вида, типа, назначения, имею ную конструктивную основу (одинаковые конструктивные эле менты, членения, силуэт, покрой), но отличаются декоративными элементами, материалом и т. п.
Модели одежды, разработанные на одной конструктивной основе в пределах данного комплекта основных деталей: полочек, спинок, рукавов в сопряженных узлах (местах соединений) при максимальном разнообразии внешнего вида изделии за счет различных декоративных элементов, фурнитуры, длины и формы деталей
НаГюр предметов одежды, объединенных общностью стиля, цвета материала, отделки, гарнитур объединяет предметы белья, корсетные изделия,пляжные и т. п.
Набор предметов, связанных между собой единством художественного решения формы, дополняющих одежду и составляющих вместе с ней костюм, служит определенному, конкретному назначению
Совокупность предметов одежды и дополнений к ним, решенных по определенному идейно-художественному смыслу
Совокупность моделей (или проектов моделей), построенная на согласованной связи и развитии определенных художественных идей формы одежды, наиболее полной последовательно раскрывающая эмоционально художественную выразительность
Pile
Рис. 287
Рис. 288
Рис. 289
55.37
Продолжение
-зное ^значение | Рисунок | Термин | Определение |
.30 | Классификация деталей | Распределение деталей по группам на основе родства по определенным признакам | |
Типизация деталей | Сведение большого количества разнообразных деталей к определенному числу типов, которые обеспечивают нужды соответствующей области | ||
Унификация деталей | Приведение размеров, типов, форм деталей одного функционального назначения к оптимальному единообразию | ||
1.33 | Унифицированные ряды деталей | Комплекс унифицированных деталей, комбинация которых позволяет получить новые варианты моделей | |
.34 | Покровный материал | Основной верхний слой материала одежды, покрывает нижележащие слои | |
1.35 | Подкладочный материал | Нижний слой материала одежды, служит для скрытия швов, срезов, для сохранения формы | |
.36 | Прокладочный материал | Специальный материал, находится между слоями подкладочного и покровного материалов одежды, служит для формообразования | |
51.37 | Утепляющая прокладка | Теплоизоляционный слой одежды | |
1.38 | Пакет одежды | Набор слоев одежды, надетой на человека (белье, сорочка, пиджак, пальто с подкладками и прокладками и т. п.) | |
Внутренний пакет одежды | Толщина всех нижележащих под проектируемой одеждой ев материалов | ||
5.1.40 | Внешний пакет изделия | Толщина всех слоев материалов проектируемого изделия | |
.41 | Толщина пакета изделия | [марная толщина всех слоев материалов изделия | |
5.1.42 | Лицевая сторона материала | Наружная, верхняя сторона материала | |
Изнаночная сторона материала | Внутренняя сторона материала | ||
Общая деформация материала | Деформация материала при данных условиях испытания, состоит из упругой, эластической, остаточной или пластической деформации | ||
Остаточная деформация материала | Часть общей деформации материала, не исчезающая после снятия нагрузки | ||
Упругая деформация материала | Часть общей деформации материала, мгновенно исчезающая после снятия нагрузки | ||
Эластическая деформация материала | Часть общей деформации материала, исчезающая со временем после снятия нагрузки | ||
а материала | Свойство материала уменьшаться в размерах при влажно-тепловой обработке | ||
Уработка материала | Сокращение ра (меров деталей при технологической обработке | ||
Дублирование материала | Соединение двух или нескольких различных по свойствам слоен материала | ||
Фиксирование формы деталей | Закрепление формы деталей одежды различными способами | ||
Влажно-тепловая обработка | Комплекс гермофизических процессов, происходит в материале с помощью специального оборудования при одновременном тепловом, влажиостном и механическом воздействии на него в течение определенного времени, применяемый с целью придания деталям изделия пространственной и устойчивой формы | ||
оживание деталей | (еньшение размеров отдельных участков деталей с целью получения объемной формы с помощью влажно-тепловой обработки |
Phcvhok
Продолжена
Определение
Увеличение размеров отдельных участков деталей с целью получения объемной формы с помощью влажно-тепловой обработки
Предусмотренное конструкцией уменьшение, сжатие материала на определенных участках соединяемых деталей, чаще по срезу, для формообразования (по окату, по боковому срезу и т. п.)
Предварительная усадка деталей материала с помощыс увлажнения, пропаривания и просушивания утюгом, на прессе, каландре перед изготовлением изделий
Способность материалов увеличивать линейные размеры пох действием растягивающих усилий при шитье, утюжке, в процессе эксплуатации
Способность материала образовывать свободно провисающие под собственной массой мягкие складки
Составная часть конструктивного отрезка, которая увеличивает или уменьшает размерный признак с учетом физиолого-гигиенических требований, толщины пакета, свободы в зависимости от назначения одежды, модного направления, сил та, влияет на размеры готового изделия
Величина прибавки, учитывающая физиолого-гигиеническ требования, воздушные прослойки, зависящие от назначен одежды, динамики, моды, силуэта
Величина прибавки, учитывающая дыхание, кровообращен" пищеварение, терморегулирование, газообмен и служащая д. создания микроклимата и комфортных условий для органи
Величина прибавки, учитывающая изменения размеров тел при движении
Минимально необходимая величина прибавки, которая пр
бавляется к размерным признакам для построения основ
конструкции одежды с целью проверки посадки на
кене
Величина прибавки, учитывающая свободу одежды различных силуэтов (прилегающий, полуприлегающий, прямой, расширенный) в основном по линии груди, талии, бедер
Величина прибавки, учитывающая модное направление в
де (сужение, расширение, снижение, повышение линии пле-.
груди, талии, бедер, низа по сравнению с базовой конструк-
Величина прибавки, учитывающая толщину всех слоев материалов под проектируемой одеждой, которая распределяется на внутренний пакет (находящийся под проектир одеждой) и внешний (собственный пакет проектир одежды)
Величина прибавки, учитывающая толщину всех слоев материалов, находящихся под проектируемым изделием
Величина прибавки, учитывающая толщину всех слоев риала проектируемого изделия
Составная часть конструктивного отрезка, учитывающая способ и конструкцию соединения деталей, влажно-теплов>х обработку, свойства материалов, не влияет иа размеры готе вого изделия
Величина припуска, учитывающая изменение конструк отрезков в зависимости от усадки материала при влаж! ловой обработке
Продолжение
Определение
Припуск на усадку при термодублировании
Припуск на сутюживание Припуск на соединение Припуск на подгибку Припуск на посадку
Припуск на огибание
Припуск на вытачку, складку, защип
Припуск на подгонку Допу
Виды линий
Линия
Линии конструктивные
Линии исходные
Линии вспомогательные Линии осевые Линии декоративные
Линии конструктивно-декоративные
Линии контурные
Линии средние (центральные)
Линии передние
Линии задние
Линии боковые Линии внутренние
Линии внешние
Величина припуска, учитывающая изменение конструктивных отрезков в зависимости от усадки тканей при термодублировании
Величина припуска, учитывающая изменение конструктивных отрезков, служащая для формообразования изделия с помощью влажно-тепловой обработки
Величина припуска, учитывающая способ и конструкцию соединения деталей с учетом применяемого оборудования, свойств материалов
Величина припуска, учитывающая способ обработки краев деталей, применяемое оборудование, свойства материалов, форму изделия
Величина припуска, служащая для формообразования (по линии оката рукава, плечевой линии, в углах воротников, лацканов и т. п.) или для декоративного оформления
Величина припуска, н ая на огибание толщины тка-
ни по краю борта, воротника, окату рукава и т. п.
Величина припуска, служащая для формообразования и :вного оформления
Величина припуска, прибавляемая К контурам шаблонов для подгонки рисунка ткани (по среднему шву спинки и т. п.)
Дои- :кими нормами о от треб
мого при изготовлении и
Геометрическое понятие, определяющее границу, очертания, контур, направление, предел, уровень и т. п.
Линии построения чертежа конструкции одежды, исходные конструктивные и контурные линии разверток деталей одеж-
Начальные, отправные вертикальные и горизонтальные линии построения чертежа основы конструкции, определяют габаритные размеры и членение на участки
Линии, служащие для построения сложных контуров, разверток деталей одежды
Линии, являющиеся осями симм< лен
одежды
Линии, дополняющие основу конструкции одежды декоративными элементами, изменение которых не нарушает основу конструкции (линии лацкана, воротника и т. п.)
Липни служат для построения чер1 нетрукиин и для
украшения
Линии, ограничивающие внешнюю одежды
Линии, расположенны века
Линии, расположенные спереди от фронтально; проходящей через середину плечевоп
Линии, расположенные сзади от фронтально ги. про-
ходящей через середину плечевого с:
Линии расположены на боковой поверхности тела
Линии, расположенные на вн\ ерхности верхних
п нижних конечностей
Линии, расположенные на вне кности верхних и
нижних конечно
■
Продолжение
Условное обозначение
Рисунок
Термин
Определение
5.3.15 5.3.16
5.3.17
5.3.18
5.3.19
5.3.20 5.3.21 5.3.22 5.3.23 5.3.24 5.3.25
5.3.26
5.3.27 5.4
О
/
2
3
1 5
7 8 9
1
2 3 4
Рис. 290
Линия низа Линия горловины
Линия плечевая
Линия проймы
Линия оката рукава
Линия отлета Линия раскепа Линия перегиба Линия подгиба Линия разреза Линия подреза
Линия полузаноса
Линия переката рукава