Вопрос. Экономическая природа цены.

Введение.

Теоретические основы цены.

Тема 2. Цена и стоимость, их сущность и взаимосвязь в рыночной экономике

1. Вопрос. Экономическая природа цены.

2. Вопрос. Цена в трудовых теориях стоимости.

3. Вопрос. Цена в нетрудовых теориях стоимости.

4. Вопрос. Современный взгляд на теорию цены.

Для понимания специфики ценообразования как научной и учебной дисциплины важно определить ее место в структуре экономического знания.

Цена, будучи фундаментальной экономической категорией, является объектом рассмотрения экономической теории. В трактовке экономической теории как единства микроэкономики (экономики фирмы), мезоэкономики (экономики региона, сферы, комплекса), макроэкономики (национального хозяйства), метаэкономики (мировой экономики) вопросы цен и их особых форм

раскрываются на всех названных уровнях. Эти общетеоретические положения получают конкретизацию в комплексе прикладных функциональных экономических дисциплин, прежде всего таких как «Ценообразование» и «Маркетинг». Определенный аспект ценообразования входит в систему маркетинга (обоснование ценовой политики фирмы), но общеэкономическое содержание «Ценообразование» получает от экономической теории.

Первым в истории экономической мысли ученым, который попытался найти закон образования и изменения цен, был Аристотель (IV в. до н. э.). Вопрос о первооснове рыночных цен разрабатывался мыслителями — сначала философами и богословами — на протяжении многих столетий. Эту первооснову называли «справедливой ценой», «внутренней», или «естественной», ценностью благ, В частности, канонисты-богословы формулировали учение о «справедливой цене» как цене, установленной Богом и определяемой трудом. Отсюда вытекало: присвоение торговой прибыли и процента нарушает обмен по «справедливой цене». Тем самым обосновывалось за­прещение крупной торговли и ростовщичества.

Что собой представляет цена? Цена — экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. В ней фокусируются практичес­ки все основные экономические отношения в обществе. Цена опосредует все товарно-денежные отношения.

Цена — очень сложный и тонкий элемент рынка. Разобраться в действии этого инструмента без теоретических установок невозможно.

Опираясь на опыт рыночной экономики, учебные пособия и учебники, в частности учебник «Цена и Ценообразование» под редакцией доктора экономических наук В.Е. Есипова можно выделить следующие концепции или теории стоимости:

1. Теория трудовой стоимости;

2. Теория факторов производства;

3. Теория предельной полезности;

4. Теория спроса и предложения.

Первые две относятся к трудовым теориям стоимости, вторые к нетрудовым теориям стоимости.