Вопрос. Понятие и сущность цены.
Содержание.
Вопрос. Предмет, содержание и задачи курса.
Тема 1. Роль цены в условиях рынка.
Предметом курса ценообразования является теоретическая и практическая система знаний и приемов установления цен, способствующих достижению маркетинговых целей фирм и развитию общественного производства.
Теоретической основой курса служит экономическая теория, изучающая механизмы экономического поведения людей под влиянием законов развития общества, теоретические основополагающие положения, формирующие теорию ценообразования.
В основе предлагаемого вниманию читателей курса лежат материалы учебных пособий авторов Есипова В.Е, Салимжанова И. К. «Цены и ценообразование», «Ценообразование и налогообложение», Шуляка П. Н.: «Ценообразование», а также нормативно-правовые акты, регулирующие ценообразование. В курсе лекций изложены основные положения теории рыночного ценообразования, механизм формирования цен, особенности ценовой политики, стратегии и тактики предприятия, методы ценообразования.
1.3. ЗадачиВ связи с этим учебный курс ценообразования включает вопросы как теоретического содержания, так и практического маркетинга, использующего цены как один из инструментов достижения стратегических целей фирмы.
Основными задачами курса являются:
1) рассмотреть теоретические основы ценообразования;
2) овладеть методами расчета исходной цены;
3) проанализировать стратегии ценообразования с учетом целевых установок фирм;
4) раскрыть тактические приемы изменения цен с учетом рыночных колебаний.
Одним из ключевых элементов в рыночной экономике являются цены, ценовая политика, ценообразование.
Цена –это важнейшая экономическая категория, отражающая в денежном выражении ценность товара или предоставляемой услуги. Ее сущность проявляется в двоякой роли:
- цена выступает в качестве индикатора экономической ситуации, рыночной конъюнктуры, уровень цены, ее динамика отражает изменения, происходящие в сфере общественного производства. Цена сигнализирует о состоянии сбалансированности спроса и предложения, о последствии роста доходов, денежной эмиссии, развитии импорта и т.д;
- цена является маркетинговым регулятором, с помощью которого осуществляется воздействие на производство, торговлю, потребление. Цена непосредственно влияет на сбалансированность важнейших пропорций экономического развития отраслей национального хозяйства, на емкость рынка, на покупательную способность населения.
В обществе, где подавляющее большинство товаров и услуг продается и покупается, значение цены усиливается. В современных условиях цена выступает посредником при купле-продаже и совершении любых коммерческих сделок, служит инструментом образования прибыли и управления эффективностью, является фактором налогообложения.
Цена – это главная составляющая информационных процессов, средство влияния на инвестиционную политику; цена выступает как орудие конкурентной борьбы, которая в конечном итоге ведет к поступательному развитию общества. С ценой связаны основные проблемы развития экономики – формирование стоимости товара; процесс производства и реализации продукции; создание, распределение и использование валового внутреннего продукта и национального дохода.
Ценовая политика часть экономической политики, которая в свою очередь является составной частью финансовой политики государства, которая направлена, прежде всего, на формирование максимально-возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.
С одной стороны, ценообразование выступает как объективный процесс, происходящий под воздействием рыночных сил, и, прежде всего, соотношения спроса и предложения. Этот аспект ценообразования является предметом теоретических исследований и изучается микроэкономикой.
С другой стороны, ценообразование является субъективным процессом, осуществляемым специалистами, обладающими определенными знаниями и опытом установления цен на конкретные товары и услуги.
Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный вопрос экономической теории, который до сих пор вызывает ожесточенные споры двух диаметрально противоположных школ.
До перехода к рынку, в условиях командно-административной экономики и планового развития хозяйства, цена утверждалась директивно, действовал затратный механизм ценообразования, формирование цены происходило в сфере производства. В этот период рыночный механизм ценообразования искусственно подменялся расчетом директивно назначенных цен, которые слабо учитывали спрос и предложение на продукцию, влияние рыночных факторов, конечные финансовые результаты деятельности предприятий.