МИНОБРНАУКИ РОССИИ

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Таблица 16 - Экономическое обоснование к договору

Таблица 15 - Расчет учетной цены товара Б

Таблица 14 - Расчет учетной цены товара А

Показатели На 1 ед. товара А, руб.
1. Полная себестоимость, руб. 15 000
2. Прибыль, 25%
3. Таможенные платежи (сбор за таможенное оформление)
4. Цена с учетом ФР/С, 3% 19 536
5. Транспортные расходы по доставке продукции до границы
6. Учетная цена до границы 19 536 + 300=19 836
7. Учетная цена с учетом НДС 19 836×= 23 407
8. Контрактная цена в долл. США 23 407/2150 = 11

 

Показатели На 1 ед. товара Б, руб.
1. Контрактная цена (таможенная стоимость) 20долл.×2150 = 43 000
2. Таможенная пошлина 3 300:1,25=4 125
3. Таможенное оформление
4. НДС, уплаченный на границе (43000+4 125+200)×18% = 8 518,5
5. Цена с учетом транспортных расходов 43.000 + 4125 + 200+1500 = = 48 825
6. Цена с учетом входного НДС 57 343,5
7. Контрактная цена в долл. США 57 343,5/2 150 = 26,68

Рассчитаем эквивалентность обмена, если импортировать 100 шт. товара Б: 57343,5 × 100 шт. = 5734350 руб., тогда необходимое количество товара А: = 245 шт.

Если для товарообменной операции используется не то­вар, произведенный организацией, а иной товар, то ранее учетная цена определялась как цена приобретения, увели­ченная на установленный законодательством размер опто­вой надбавки, в настоящее время в соответствии с допол­нениями, внесенными в постановление Совета Министров Республики Беларусь № 405 от 24 марта 1999 г. постановле­нием Совета Министров Республики Беларусь № 409 от 9 ап­реля 2001 г., она рассчитывается как цена приобретения.

 

Показатели Экспортируемый товар Импортируемый товар
1. Наименование товара А Б
2. Рыночная цена    
3. Подтверждение рыночной цены    
4. Договорная (контрактная) цена с учетом условий поставки 26,68
5. Количество товара
6. Стоимость в договорных контрактных ценах (стр.4×стр.5)
7. Учетная цена 23 407 57 343,5
8. Стоимость в учетных ценах, руб. (стр. 5 • стр. 7) 5 734 715 7 734 350
9. Расчетный коэффициент (стр. 8 : стр. 6)

 

Продукция, которую субъект хозяйствования Республики Беларусь получил по товарообменным операциям, поставляется субъектам хозяйствования на территории Республики Беларусь по ценам приобретения (учетная цена, включая таможенные платежи и другие расходы по выпуску товаров для свободного обращения на территории республики, расходы по доставке при их документальном подтверждении, суммы рентного сбора от учетной цены поставляемых в республику товаров) с добав­лением оптовой надбавки в размере, не превышающей 20%, независимо от количества участвующих оптовых посредников.

 

 

Литература

 

  1. Ценообразование: учеб.пособие/ Т.В.Емельянова – Мн.: Вышк.шк, 2005, с.69-88
  2. Ценообразование: учебник /под общ. ред. И.И.Полещук – Мн.: БГЭУ, 2001, с.234-270
  3. Ценообразование: ответы на экзаменационные вопросы/О.Э.Шаркова – Минск:ТетраСистемс, 2009, с.137-146

 


 

А

Аванс- денежная сумма, выдаваемая в счет предстоящих пла­тежей.

Авуары- средства банка в национальной валюте, ценных бу­магах и золоте, хранящиеся в зарубежных банках.

Акцептант- лицо, подписывающее вексель и берущее этим на себя обязательство уплатить по нему при наступлении срока пла­тежа.

Акциз- вид косвенного налога на товары массового потреб­ления, который включается в цену соответствующего товара или плату за услуги.

Аналог- товар, сопоставимый по своим потребительским свойствам со сравниваемым изделием, на которое устанавливается цена.

Аренда- основанное на договоре взаимное возмездное вла­дение каким-либо имуществом.

Арендная плата- сумма, выплачиваемая арендатором за пользование арендуемым имуществом. Уровень ставок арендной платы зависит от многих причин, в том числе от срока аренды, условий платежа, кредитоспособности клиента, условий эксплуатации и т.п.

Аукцион- продажа с публичного торга. Способ продажи то­варов на основе конкурса покупателей, при котором товар предвари­тельно выставляется для осмотра.

Аукцион международный- продажа с публичного междуна­родного торга. Основными предметами торга являются: пушно-меховые товары, чай, табак, овощи, фрукты, цветы, рыба и др. Для аук­ционного товара сложились свои центры аукционной торговли.

 

Б

Базис- разница между ценой товара, проданного с условием поставки в определенные сроки, и ценой этого же товара, проданно­го за наличные с условием незамедлительной поставки.

Бартерная сделка (бартер)- торговая операция по обмену оп­ределенного количества одного или нескольких товаров в обмен на эквивалентное по цене количество другого товара или товаров. Бар­терные сделки используются как во внешней, так и во внутренней торговле.

Банкнота (банковский билет)- разновидность бумажных де­нег, выпускаемых банками, имеющими разрешение государства на денежную эмиссию. Банкноты используются наравне с казначей­скими билетами в качестве средства обращения и платежа. Банкно­та по сути вексель банка, который обычно обеспечивается золотым запасом или иными активами банка (ценными бумагами, казначейс­кими билетами и т.д.).

Безработица- превышение объема предложения над объемом спроса на рынке труда.

Бизнес- дело, занятие, предпринимательство, направленное на получение прибыли.

Биржа валютная- особый вид рынка, на котором товаром выступают валюты стран, участвующих в торгах. Способствует сво­бодному перемещению валют, установлению их рыночного (бирже­вого) курса.

Биржа фондовая- рынок, на котором происходит торговля цен­ными бумагами.

Биржевой курс- стоимость ценных бумаг, обращающихся на фондовой бирже.

Брутто- масса товара с упаковкой.

 

В

Валюта- 1) денежная единица данной страны; 2) денежные знаки иностранных государств; 3) международные счетные едини­цы и платежные средства (евро и др.). Роль всеобщего эквивалента выполняет золото.

Валютный курс- цена денежной единицы одной страны, вы­раженная в денежной единице другой страны. Определяется их по­купательной способностью и рядом других факторов (состоянием платежного баланса, уровнем инфляции и пр.).

Варрант- свидетельство, выдаваемое товарным складом о при­еме товара на хранение. Дает его владельцу право получить заем под залог указанного в варранте товара.

Взвинчивание цен- несоразмерное поднятие, увеличение цен.

Виза- 1) подпись должностного лица на каком-либо документе, означающая согласие этого лица с содержанием документа; 2) разре­шение на въезд данного лица на территорию другого государства.

Внешний долг (государственный)- общая сумма задолжен­ности государства по непогашенным внешним займам и невыпла­ченным по ним процентам.

Вторичные ресурсы- отходы производства, которые могут быть повторно использованы.

Выручка- сумма денег, полученная от продажи товара.

 

Г

Гарантирование цен- установление государственными орга­нами единой гарантированной для всех производителей цены, по которой закупается данный вид товара.

География цен- дифференциация цен и тарифов на базе ре­гиональных различий.

Гибкость цены- величина, обратная эластичности.

Государственное регулирование- форма целенаправленного воздействия государства на экономику с целью обеспечения или под­держания ее функционирования в заданном режиме.

Государственный бюджет- ежегодная смета доходов и расходов государства; инструмент перераспределения национального дохода.

 

Д

Девальвация рубля- официальное снижение курса рубля по отношению к иностранным валютам.

Декларирование цен- один из методов государственного ре­гулирования цен; осуществляется путем сообщения в органы цено­образования о повышении цен с соответствующей мотивацией и каль­куляцией.

Демпинг- экспорт товаров по ценам, значительно более низ­ким, чем они установлены внутри страны или на мировом рынке.

Денежные знаки- виды денег, участвующих в обращении. Но­миналы денежных знаков устанавливаются с учетом рационального обеспечения наличных расчетов, платежей.

Денежное обращение- движение денег в наличной и безна­личной формах, обслуживающее оборот товаров, а также нетовар­ные платежи и расчеты.

Депозит- денежные средства или ценные бумаги, помещаемые для хранения в кредитные учреждения (банки).

Депонировать- отдавать на хранение, делать взнос, вклад (де­позит).

Дизайн- комплексная деятельность, интегрирующая в себе эле­менты конструирования и художественного замысла.

Динамика цен- изменение уровней и соотношений цен (тари­фов) товаров и услуг во времени.

Диспач- вознаграждение (премия), выплачиваемая судовладель­цем грузовладельцу (фрахтователю) за досрочное окончание послед­ним погрузки и выгрузки судна.

Диспаша- расчет убытков по общей аварии и распределение их между сторонами, участвующими в организации рейса (фрахто­вателем, судовладельцем, фрахтовщиком).

Диспонент- уполномоченный по делам фирмы, распорядитель, управляющий.

Дистрибьютор- фирма-импортер (или иная посредническая фирма), организующая сбытовую деятельность в стране (регионе).

Дисциплина цен- соблюдение требований нормативных доку­ментов, регламентирующих порядок и правила ценообразования.

Дотация- отрицательный налог; государственное пособие (доп­лата), выдаваемое в безвозвратном порядке для компенсации превы­шения расходов над доходами предприятий и организаций.

Доход - сумма денег, полученная за определенный период вре­мени.

 

Ж

Жизненный цикл товара (ЖЦТ) - период времени от разра­ботки до снятия товара с производства.

 

Заменяемые (взаимозаменяемые) продукты - товары, удовлет­воряющие одну потребность и способные заменить при этом друг друга.

Заработная плата - денежное вознаграждение за труд.

Зачет- уменьшение цен за участие в осуществлении какой-либо программы.

Золотое обеспечение - запас золота в центральном банке стра­ны для покрытия банкнотной эмиссии.

Золотой запас - резервный фонд золота в слитках и монетах, принадлежащий центральному банку.

Зонтик цен - поддержание цен на определенном уровне, уста­новленном фирмой-лидером в данной отрасли производства или тор­говли; «зонтик цен» обычно поддерживается большинством пред­приятий данной отрасли. Методы такой поддержки различны, наи­более распространенным из них является регулирование основны­ми производителями отрасли своих объемов предложения таким образом, чтобы обеспечить устойчивость цены лидера.

 

И

Имидж - представление покупателей о престиже фирмы, каче­стве изготовленных ею товаров и оказываемых услуг, репутации ру­ководителей.

Импорт - ввоз товаров из-за границы для реализации их на внут­реннем рынке ввозящей страны.

Инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей (денежные средства, целевые банковские кредиты, акции и другие ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество и др.), вкладываемых в объекты различных отраслей экономики в целях по­лучения прибыли.

Инвестор- юридическое или физическое лицо, принимающее решение и осуществляющее вложение собственных, заемных или иных привлеченных имущественных и интеллектуальных ценнос­тей в инвестиционный проект.

Индекс- относительный показатель, используемый для изме­рения динамики экономических явлений и процессов.

Индекс Доу-Джонса - средний показатель изменения курсов акций группы крупнейших компаний США.

Индекс потребительских цен (индекс стоимости жизни) - показатель изменения стоимости потребительской корзины.

Инжиниринг- одна из форм международных коммерческих связей в сфере науки и техники, основное назначение которой со­стоит в предоставлении услуг по доведению научно-исследователь­ских и опытно-конструкторских разработок до стадии производства.

Инкассация - процесс сбора наличных денег в кассах предпри­ятий и доставка их в кассы банков или предприятий связи.

Инфляция- обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленные повышением их качества. Инфляция связана прежде всего с переполнением каналов денежно­го обращения, избыточной денежной массой при отсутствии адек­ватного увеличения товарного предложения.

Инфраструктура рыночная - комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых сводится к доведению товаров от производителей к потребителям (транспорт, снабжение, сбыт, торговля и т.д.). Развитая рыночная инфраструктура создает предпосылки для ускорения оборачиваемости средств в экономике, процесса реализации вновь созданной стоимости.

Ипотечный кредит- кредит, предоставляемый под залог недвижимости.

 

К

Качество продукции- совокупность свойств товара, обуслав­ливающих его пригодность для удовлетворения определенных по­требностей.

Клиринг- система безналичных расчетов за товары и услуги, базирующаяся на зачете взаимных требований и обязательств.

Конкуренция- соперничество, состязательность между това­ропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные усло­вия производства и сбыта товаров, экономическое соревнование меж­ду фирмами.

Конкурентоспособность - сравнительная характеристика по­требительских и стоимостных параметров данного товара по отно­шению к товару-конкуренту, способность выдержать конкуренцию в сравнении с аналогичными товарами и услугами других произво­дителей. Уровень конкурентоспособности определяется ценой и по­требительскими свойствами товара.

Коносамент- расписка, выдаваемая судовладельцем (капита­ном судна или агентом морского транспортного предприятия) грузо­отправителю и удостоверяющая принятие груза к перевозке.

Контрабанда - перемещение через государственную границу ценностей и иных предметов, ввоз которых на территорию государ­ства или вывоз которых за его пределы воспрещен.

Контрольный пакет акций- доля акций, необходимая для ус­тановления полного контроля над деятельностью акционерного об­щества. Теоретически контрольный пакет акций должен составлять более 50 % акционерного капитала. Однако вследствие того, что мелкие держатели акций участия в управлении акционерным обще­ством не принимают, для практического контроля над деятельнос­тью акционерной компании достаточно 20-30 %, а в отдельных слу­чаях 5-6 % акционерного капитала.

Конъюнктура- сложившаяся на рынке экономическая ситуа­ция; она характеризуется непостоянством, изменчивостью, частыми колебаниями, противоречивостью. Изучение конъюнктуры осуще­ствляется с помощью показателей, характеризующих данные о про­мышленном производстве, динамике капиталовложений, изменении спроса и потребления, международной торговле, ценах. Изучение конъ­юнктуры производится с целью ее прогнозирования (на 1-1,5 года).

Котирование цен- публичное предложение цен покупателем и продавцом на бирже с их последующей регистрацией; необходимо для проведения расчетов по сделкам; обеспечивает открытость и поддержание конкурентных условий торговли.

Кредит- экономические отношения, обусловленные формиро­ванием и использованием временно свободных денежных средств. Временная передача другому лицу денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности в виде процента за пользова­ние кредитом. В хозяйственной практике используются две основ­ные формы кредита: банковский и коммерческий.

Курс ценных бумаг- цена, по которой продаются и покупают­ся ценные бумаги, она зависит от соотношения спроса и предложе­ния; различного рода экономические, политические, психологичес­кие и другие факторы могут вносить элементы непредсказуемости в развитие конъюнктуры на рынке ценных бумаг.

 

Л

Лесные подати (таксы)- плата, взимаемая за древесину на кор­ню, недревесные ресурсы леса и другие виды пользования лесом (охотоводство, туризм и пр.).

Лизинг- сдача в аренду различных видов технических средств. Осуществляется в рамках трехсторонней сделки: лизинговая фирма (арендодатель) приобретает у изготовителя (владельца) имущество по выбору клиента (арендатора), которое и передается в распоряже­ние (аренду) последнему.

Ликвидность- мобильность активов предприятий, предостав­ляющая им возможность беспрепятственного осуществления плате­жей по кредитам и иным финансовым средствам.

Лицензионная торговля- экспортно-импортные операции с ли­цензиями на изобретения, патентами, ноу-хау, товарными знаками и т.д.

Локо- условие сделки, означающее, что цена, назначаемая про­давцом за товар, не включает начислений, связанных с дальнейшей транспортировкой товара.

 

М

Масштаб цен- весовое количество металла (золота), принятое в стране в качестве денежной единицы. Денежной единицей России является рубль. Официальное соотношение между рублем и золо­том не устанавливается.

Менеджмент производственный- управление производством в целях повышения его эффективности и роста прибыли.

Местные налоги- налоги, установленные местными органами власти и поступающие в местный бюджет.

Модель ценообразования- модель, отражающая механизм фор­мирования цен.

Мониторинг- комплекс наблюдений и исследований, опреде­ляющих изменения в окружающей среде, вызываемое деятельнос­тью человека.

Монополия(моно + полия) - один продавец.

Монопсония(моно + псония) - один покупатель.

 

Н

Надбавка к цене- надбавка, устанавливаемая в зависимости от особых требований покупателя, в частности при выполнении спе­циального, индивидуального заказа, за повышенное качество това­ра, предоставление дополнительных сервисных услуг, рассрочку пла­тежа и т.д.

Налоги- форма платежа, взимаемого с дохода или имущества юридических и физических лиц, характеризующаяся обязательнос­тью, регламентацией размеров и сроков внесения. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. Косвен­ные налоги - это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф.

Налоговая ставка- величина налога, уплачиваемая с единицы объекта налогообложения.

Налоговые льготы- полное или частичное освобождение от налогов в соответствии с действующим законодательством.

Налоговые санкции- воздействие налоговых органов на плателыциков налогов, не соблюдающих действующего законодатель­ства о налогообложении.

Наценка торговая- наценка к цене товара при его реализации, необходимая для покрытия затрат и получения прибыли.

Нетто– масса товара без упаковки.

Неустойка- сумма, которую должник обязан уплатить креди­тору в случае неисполнения или некачественного исполнения обяза­тельства.

Неценовая конкуренция- соперничество вне маневрирования ценами (повышение качества продукции, овладение передовой тех­нологией и т.п.).

Новация (обновление)- соглашение сторон о замене одного заключенного ими соглашения другим, т.е. новым обязательством.

Номинал- нарицательная стоимость; цена товара, указанная в прейскуранте, ценнике или на самом товаре.

Нормативно-параметрический метод ценообразования- ме­тод построения цен на продукцию, образующую параметрический ряд в основе которого лежат математические зависимости между ценами и параметрами продукции.

 

О

Облигация- ценная бумага, удостоверяющая внесение вла­дельцем денежных средств и подтверждающая обязательство воз­местить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в пре­дусмотренный в ней срок и других предусмотренных обязательств (процентный доход, погашение займов, приобретение товаров и др.). Отличается от акции также тем, что размер дохода меняется в зави­симости от доходности предприятия.

Олигополия(олнго + полия) - несколько продавцов.

Оптовая торговля- закупка и продажа товаров крупными партиями.

Опцион- вид сделки, заключаемой между двумя участниками рынка ценных бумаг.

Ошибки в ценообразовании- огрехи в процессе формирова­ния цен (отсутствие гибкости цен, недооценка рыночных условий, ориентация на учет затрат и др.).

 

П

Пеня- вид неустойки, представляющий собой санкцию за несвое­временное выполнение обязательств (платежей). Исчисляется за каж­дый день просрочки в процентах к подлежащей к оплате сумме.

Покупательная способность денег- способность денежной единицы обмениваться на определенное количество товаров и ус­луг; выражает наполненность денежной единицы в обороте массой товаров и услуг при данном уровне цен и тарифов. Исчисляется в виде индекса, обратного индексу цен. Зависит в основном от сто­имости и цен, обслуживаемой ею товарной массы и структуры това­рооборота.

Полезность- удовлетворение, получаемое от потребления бла­га; предельная полезность - увеличение общей полезности, вызван­ное потреблением дополнительной единицы продукта.

Потребительская корзина- набор товаров, соответствующий некоторому стандартному уровню потребления и используемый при расчете индекса стоимости жизни.

Потребительские свойства товара- совокупность свойств то­вара (технических, эргономических, эстетических, экологических и др.), которые обеспечивают покупателю удовлетворение его потреб­ностей.

Пошлины таможенные-денежный сбор, взимаемый таможен­ными органами с товаров при пересечении ими границы страны.

Предельные цены- высшая (или низшая) шкала договорной цены.

Предприятие- самостоятельная хозяйственная единица, создан­ная для производства продукции, выполнения работ и оказания ус­луг в целях удовлетворения спроса и получения прибыли.

Преференции- предпочтительные, особо льготные таможен­ные пошлины, устанавливаемые государством в отношении части или всех ввозимых в страну товаров отдельных стран или групп стран.

Прибыль- превышение доходов над расходами; разность между выручкой и затратами; экономические отношения, связанные с форми­рованием средств, направляемых на расширение воспроизводства.

Простые проценты- форма образования дохода на процент, при которой доход за равные последовательные промежутки време­ни начисляется в размере определенной доли от начальной суммы вклада.

Процент (ссудный)- плата, получаемая кредитором от заем­щика за пользование отданными в ссуду деньгами.

 

Р

Рабат- скидка с цены товара, предоставляемая при закупке то­вара крупными партиями.

Разнобой цен- необоснованные различия в ценах на одни и те же услуги и товары.

Ревальвация- официальное повышение золотого содержания национальной валюты или повышение ее валютного курса.

Рекламация- заявление (жалоба) по поводу ненадлежащего ка­чества или сортности поставляемой продукции или выполненных работ, содержащее требование об устранении обнаруженных дефек­тов, снижении цены или возмещении убытков.

Риск в предпринимательстве- вероятность возникновения убытков или каких-либо потерь в результате неосуществления наме­чавшегося события.

Рынок- сфера товарного обмена. Различают рынок товаров, услуг, капитала (инвестиций), рабочей силы, ценных бумаг и др.

Рыночный механизм- механизм взаимосвязи и взаимодействия трех основных элементов: предложения, спроса и цены.

 

С

Себестоимость- экономические отношения по поводу форми­рования средств, используемых на простое воспроизводство. Затраты, связанные с производством и реализацией продукции, выражен­ные в денежной форме.

Сегментация рынка- дифференцированный подход к иссле­дованию или различного рода воздействиям (включая рекламное) на покупателя в зависимости от его социальных, возрастных, обра­зовательных и других особенностей.

Сегмент рынка- совокупность покупателей, предъявляющих одинаковые требования к потребительским свойствам и цене товара.

Сертификат- удостоверение, свидетельство.

Скидки дилерские- скидки, предоставляемые производителя­ми своим постоянным представителям или посредникам по сбыту, в том числе и заграничным. Эти скидки широко распространены при продаже автомобилей, тракторов и некоторых видов стандартного оборудования. Составляют в среднем 15-20 % розничной цены.

Скидки за объем покупаемого товара- соразмерное умень­шение цены для покупателей, закупающих большое количество ана­логичного товара. Обычно скидка предоставляется в процентах к об­щей стоимости или цене установленного объема поставки, напри­мер, 10 % скидки при закупке свыше 1000 шт.

Скидки за оборот, бонусная скидка- скидка, предоставляе­мая постоянным покупателям на основании специальной доверен­ности. В контракте в этом случае устанавливается шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного сро­ка (обычно одного года), а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок. По некоторым видам оборудования бонусные скидки достигают 15-30 % оборота, а по сырьевым и сельскохозяйственным товарам они обычно исчисляются несколькими процентами.

Скидки за платеж наличными- уменьшение цены для поку­пателей, которые оперативно оплачивают счета наличными средства­ми. Покупатель, расплачивающийся в течение 10 дней, получает, например, 2-3 %-ое снижение от суммы платежа.

Скидки-зачеты- различные виды скидок с цены. Например, товарный зачет - уменьшение цены нового товара при условии сда­чи старого. Товарообменный зачет наиболее часто применяется при продаже автомобилей и некоторых товаров длительного пользования.

Скидки при продаже оборудования, бывшего в употребле­нии- скидки на подержанное оборудование, составляющие порой 50 % и более от первоначальной цены товара.

Скидки прогрессивные- скидки за качество или серийность предоставляются покупателю при условии покупки им заранее оп­ределенного и увеличивающегося в количестве товара.

Скидки сезонные- скидки, предоставляемые покупателям за покупку товара или услуги вне периода активного сезона. Напри­мер, скидки розничным торговцам лыж весной и летом; скидки пас­сажирам на авиационные билеты в период, спада перевозок и др.

Скидки скрытые- скидки, предоставляемые покупателям в виде скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов, пу­тем оказания бесплатных услуг и т.д.

Скидки специальные- скидки, предоставляемые специальным покупателям, в заказах которых особенно заинтересованы продавцы (пробные партии заказов, регулярность и устойчивость заказов и т.п.).

Скидки экспортные- скидки, предоставляемые продавцами при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка. Их цель - повысить конкурентоспособность того или иного товара на внешнем рынке.

 

Т

Таксация- оценка леса.

Таможенная политика- целенаправленная деятельность госу­дарства, устанавливающая определенный режим таможенного на­логообложения на импортируемые товары.

Тариф- разновидность цены, плата за различные услуги произ­водственного и непроизводственного характера.

Тариф автомобильный- тариф на оплату перевозок автотран­спортом.

Тариф автономный-таможенный тариф, вводимый в действие государством односторонне (без какой-либо договоренности с дру­гими государствами).

Тариф двухставочный- тариф за доступ к услуге (в виде фик­сированной суммы) и тариф за каждую потребляемую услугу.

Тариф железнодорожный- тариф на оплату перевозок желез­нодорожным транспортом.

Тариф одноставочный- тариф с одинаковой ставкой за потреб­ляемую услугу.

Тариф связи- цена на услуги предприятий связи.

Тариф страховой- ставка платежей по страхованию.

Тариф таможенный- свод ставок таможенных пошлин, систе­матизированный по группам товаров.

Тариф тарный- ставка платы, применяемая при перевозке по­рожней тары.

Тариф транспортный- цена на перевозки грузов и людей, а также погрузо-разгрузочные работы (формируется по виду транс­порта).

Тарификация- установление тарифа на выполнение услуг.

Товар- продукт деятельности, предназначенный для продажи или обмена.

Товарный знак- допускаемые законом изображения или сим­волы, которые помещаются на товар (или упаковке) для их индиви­дуализации у потребителя.

Товары дополняемые- товары, которые совместно удовлетво­ряют одну потребность. См. Заменяемые (взаимозаменяемые) про­дукты.

 

У

Убыток- превышение расходов над доходами. Потери пред­приятия, организации, выражаемые в денежной форме.

Уровень жизни- совокупность условий жизни, труда и быта людей, достигнутая в данном обществе при удовлетворении разнооб­разных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных).

 

Ф

ФАК- условие, предполагающее обязанность продавца нести все издержки по доставке товара к борту судна.

Фиксация цен- сохранение цен на товары, услуги, ценные бу­маги на определенном стабильном уровне.

Финансы- экономические отношения, связанные с формиро­ванием фондов денежных средств и их движением.

ФОР- условие отгрузки товаров, согласно которому в стоимость товара включаются расходы по его доставке до железнодорожной станции.

Франко-вагон- условие, по которому продавец обязан арендо­вать вагон и погрузить в него проданный товар.

Фрахт- установленная плата, которую фрахтователь (отправи­тель) обязан уплатить судовладельцу за перевозку груза.

Функция цены балансирующая- установление рыночного рав­новесия между спросом и предложением посредством цен.

Функция цены измерительная- учет в цене затрат на произ­водство и реализацию товара.

Функция цены информационная- представление информа­ции об уровне цен для принятия хозяйственных решений.

Функция цены распределительная- распределение доходов посредством цен.

Функция цены стимулирующая- ориентация предприятий на применение наиболее экономичных методов производства и рацио­нальное использование ресурсов.

 

X

Холдинг- вид предпринимательства, суть которого состоит в приобретении контрольных пакетов акций различных компаний в целях установления контроля над их деятельностью и получения до­ходов в виде дивидендов.

Ц

Цена аукционная- цена, формирующаяся при продаже товара на аукционе; максимальная цена, предложенная за данный товар на аукционе.

Цена базисная- 1) цена товара стандартного качества, на осно­ве которой определяется цена товара более высокого или более низ­кого качества; 2) база, точка отсчета при определении индекса цен в международной торговле, в том числе и по отдельным группам това- ров. Базисные цены публикуются в международной и национальной внешнеторговой статистике, периодических изданиях ООН.

Цена безубыточности- цена товара, при которой производи­тель может покрывать свои издержки; цена, равная издержкам про­изводства.

Цена биржевая- цена, устанавливающаяся в результате бир­жевых торгов.

Цена брутто- цена, определяемая с учетом условий купли -продажи.

Цена валовая- цена, включающая стоимость перевозки, стра­хования и другие расходы.

Цена влекущая- пониженная цена на недорогие товары, име­ющая целью привлечь покупателя в магазин, где он может приобре­сти покупки других товаров по более высокой цене.

Цена гибкая- цена, быстро реагирующая на изменение соот­ношения спроса и предложения на рынке.

Цена государственная- цена, устанавливаемая государствен­ными органами.

Цена демпинговая- экспортная цена, которая ниже, чем на внутреннем рынке (на 20 % и более) или ниже мировой цены (на 8 % и более).

Цена дискриминационная- разные цены на одинаковый то­вар, устанавливаемые одним продавцом.

Цена договорная- цена по договоренности сторон (произво­дителя и заказчика продукции) в контракте; цена, удовлетворяющая продавца и покупателя.

Цена долговременная- цена, устанавливаемая на товары мас­сового спроса. Эта цена не подвержена изменениям на протяжении длительного времени, однако в зависимости от рыночной конъюн­ктуры могут вноситься изменения в изделия (уменьшается их раз­мер (вес), незначительно ухудшается качество) при сохранении цены.

Цена закупочная- цена, по которой государство осуществляет приобретение сельскохозяйственных продуктов, других видов това­ров у производителей для государственных нужд, в целях поддержа­ния сельскохозяйственного производства.

Ценаземли - капитализированная земельная рента, с учетом спроса и предложения.

Цена иска- денежное выражение имущественных требований, заявленных истцом в суде или арбитражном суде.

Цена КАФ- цена франко по договоренности с покупателем, не включающая расходы на страхование груза.

Цена капитала- смысл термина состоит в том, что обслужива­ние того или иного источника обходится предприятию не одинако­во. Каждый источник финансирования имеет свою цену. Цена капи­тала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяю­щего не оказаться в убытке.

Цена консалтинговых услуг- величина оплаты за консульта­ционные услуги.

Цена контрагентная- цена, фиксируемая в контракте.

Цена лимитная- верхний предел цены на данный вид продук­ции; обычно устанавливается до и (или) в процессе разработки про­дукции.

Цена льготная- цена, устанавливаемая на пониженном уровне в целях стимулирования сбыта определенных видов продукции на отдельных товарных рынках или рыночных сегментах (для отдель­ных групп покупателей).

Цена мировая- денежное выражение стоимости и потребитель­ной стоимости реализуемого на мировом рынке товара.

Цена монопольная- цена, устанавливаемая на рынке монопо­листами в целях извлечения сверхприбыли.

Цена на изделия, снятые с производства- цена, ориентиро­ванная на ограниченный круг потребителей. В данном случае цена обычно выше, чем на обычные товары.

Цена назначенная- цена, формируемая не на рынке, а назна­ченная предпринимателями (например, контролируемая картелем) или государством.

Цена начальная- минимальная (иногда максимальная) цена партии товара, предлагаемого к продаже на аукционе; устанавлива­ется владельцем товара.

Цена нетто- цена на месте купли - продажи.

Цена ноу-хау- показатель, аналогичный по своей природе и формам оплаты цене лицензии.

Цена облагаемая- цена, по которой товар облагается пошлиной.

Цена образования- цена потребительской услуги; рассчиты­вается на основе себестоимости с добавлением прибыли.

Цена оптовая- цена товара, продаваемого крупными партия­ми. Обычно оптовые цены ниже рыночных благодаря экономии на торговых издержках.

Цена открытия- стоимость ценной бумаги на момент откры­тия биржи, т.е. на начало биржевой сессии. Стоимость ценной бума­ги на момент закрытия биржи называется ценой закрытия.

Цена относительная- цена товара или услуги, определяемая в виде отношения к цене другого, базисного товара (услуги).

Цена паушальная- цена всего количества товара вне зависи­мости от сорта, качества.

Цена подвижная- цена, зафиксированная при заключении кон­тракта, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если ры­ночная цена данного товара к моменту его поставки изменится. При установлении подвижной цены в контракт вносятся соответствую­щие ценовые оговорки.

Цена предложения- цена, которая указывается в оферте (офи­циальном предложении продавца (без скидок)).

Цена предельная- цена, выше которой предприятие не может установить цену своей продукции или услуг.

Цена поясная- цена, дифференцированная с учетом географи­ческого положения места сделки; цена одного и того же товара, ха­рактерная для ряда регионов.

Цена прейскурантная- цена на продукцию, товары, услуги, зафиксированная в прейскуранте.

Цена престижная- цена, устанавливаемая на изделия очень высо­кого качества известной фирмы, обладающие уникальными свойствами. Цена производства- часть цены товара, обусловленная издер­жками производства, равная сумме издержек производства и прибы­ли производителя (без включения издержек обращения).

Цена равновесная- цена, при которой объем спроса совпадает с объемом предложения.

Цена разовая- цена на продукцию производственно-техничес­кого назначения, изготавливаемую по разовому заказу.

Цена расчетная- цена, применяемая в контрактах на нестан­дартное оборудование, производимое, как правило, по индивидуаль­ным заказам.

Цена розничная- цена на товар, продаваемый в личное потребле­ние в малых, единичных количествах; цена товара в розничной торговле.

Цена рыночная- цена, по которой товар распределяется на рынке.

Цена сдаточная- цена на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую государству госсельхозпредприятиями.

Цена сезонная- цена, меняющаяся в зависимости от времени года (сезонные колебания цен).

Цена сегмента рынка- цена, устанавливаемая примерно на одни и те же виды товаров и услуг, реализуемых различным соци­альным группам населения с неодинаковым уровнем доходов по раз­личным ценам.

Цена СИФ- цена, в которую включены расходы продавца вплоть до доставки товара покупателю.

Цена скользящая- цена, устанавливаемая в зависимости от спроса и предложения и постепенно снижающаяся по мере насыще­ния рынка (особенно оптовая цена, розничная же цена может быть относительно стабильной).

Цена спроса- цена, которая складывается на рынке покупателя.

Цена справочная- цена, публикуемая в различных печатных изданиях (газеты, журналы, бюллетени, каталоги, прейскуранты).

Цена «СПОТ»- цена, по которой товар продается с немедлен­ной оплатой.

Цена ступенчатая- цена на товар серийного выпуска, после­довательно снижающаяся по мере роста производства, снижения се­бестоимости и морального старения.

Цена твердая- цена, устанавливаемая в момент подписания контракта; не подлежит изменению в течение всего срока его дей­ствия и не зависит от сроков и порядка поставки товарной партии.

Цена трансфертная- внутрифирменная цена, применяемая в сделках, расчетах между отдельными подразделениями, филиалами корпораций; как правило, конфиденциальна.

Цена уторговывания- цена, возникающая в результате пере­говоров, в ходе которых покупатель стремится снизить первоначально назначенную продавцом цену, используя тактические и психологи­ческие приемы, чем добивается снижения цены.

Цена фактурная- цена, указываемая в счете (фактуре) на по­ставленный товар.

Цена ФАС- (франко-вдоль борта судна) - цена товара, исчис­ляемая с учетом транспортных расходов отправителя, доставляющего товар до пункта погрузки на транспортное судно.

Цена фиксированная- цена, которая не подлежит изменению; устанавливается, как правило, государством.

Цена ФОБ (франко-борт)- цена товара, исчисляемая с учетом транспортных расходов отправителя по доставке товара на транс­портное средство.

Цена франко- цена товара, определяемая с учетом возмеще­ния транспортных расходов по доставке товара до пункта, указанно­го после слова «франко» (например, цена франко-вагон, цена франко-склад получателя и т.д.).

Ценовая война- конкуренция между двумя или более фирма­ми одной отрасли, стремящимися повысить свою рыночную долю путем снижения цен на продукцию.

Ценовая поддержка- минимальная цена, гарантируемая госу­дарственными органами производителям (чаще фермерам). Если цена на рынке падает ниже этого уровня, правительство компенсирует разницу.

Цена эластичная- цена, быстро реагирующая на изменение соотношение спроса и предложения товаров.

Ценовая эластичность- эластичность спроса или предложе­ния по отношению к цене; реакция изменения спроса (предложе­ния) на изменение цены. Отличают эластичность дуговую, измеряе­мую как среднюю на дуге кривой спроса и предложения, и точеч­ную, измеряемую в точке кривой.

Ценовой сквиз- картельное снижение цены до минимума, ве­дущее к устранению конкурентов, но сохраняющее прибыльность операций для участников картеля.

Ценовое соглашение- контракт (договор), имеющий юриди­ческую силу, в котором фиксируется цена на товар.

Ценовой потолок- законодательно установленный максималь­ный уровень цен на товары и услуги.

Ценообразование- процесс формирования цен, их уровней, структуры и динамики.

Ценообразование географическое- ценообразование на това­ры и услуги, основанное на различном месторасположении произ­водителей и потребителей продукции.

Ценообразование грабительское- незаконная деятельность продавцов, продающих.

Ценообразование государственное- установление цен госу­дарственными органами.

Ценообразование затратное- ценообразование, в основе кото­рого лежат затраты предприятия на производство и реализацию товара.

Ценообразование мошенническое- провозглашение, что то­вар продается по ценам более низким, чем на самом деле.

Ценообразование на основе конкуренции- метод ценообра­зования, определяющий цену товара исходя из цен, устанавливае­мых конкурентами.

Ценообразование на основе полных затрат- метод ценообра­зования на товары с учетом полных затрат на их производство (по­стоянных и переменных издержек).

Ценообразование рыночное- ценообразование, базирующее­ся на взаимодействии спроса и предложения.

Ценообразование ценностное- ценообразование, в основе ко­торого лежит ценность товара, за которую покупатель готов платить.

 

Ч

Чек- 1) специальный документ, содержащий письменное рас­поряжение банку выдать (перечислить) указанную в нем сумму де­нег с текущего счета лица, подписавшего чек; 2) талон из кассы с обозначением суммы, которую необходимо оплатить.

Черный рынок- совокупность отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг, складывающихся в нарушение дей­ствующего законодательства.

 

Ш

Штраф- взыскание в денежной форме, накладываемое на юри­дическое лицо за нарушение им договорных обязательств и законо­дательства. Различают экономический и административный штра­фы.

 

Э

Экспорт- вывоз товара, капитала и услуг за границу для их реализации на внешних рынках в целях получения иностранной ва­люты.

Эмблема - часть товарной марки, которую легко визуально опо­знать (символ, изображение, рисунок, специальное шрифтовое офор­мление).

Эмиссия денег- выпуск в обращение денежных знаков во всех формах; ведет к увеличению денежной массы в обороте.

Эргономика- научная дисциплина, изучающая трудовые про­цессы в целях создания человеку оптимальных условий труда.

 

Я

Ярмарка- выставка образцов товаров, действующая в течение определенного периода времени в одном и том же месте. Во время ее проведения заключаются торговые сделки и проводится распро­дажа товаров.

 

Издатель: Витебский филиал Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»

 

Лицензия № 02330/00552605 от 14.10.2004 г. № 180, продлена на основании решения от 01 октября 2009 г. № 113 сроком на 5 лет и действительна до 14 октября 2014 г.

220099 г. Минск, ул. Казинца, д. 21, корпус 3.

 

 

Подписано в печать ___ ____________2009 г. Формат 60´84 1/16 Бумага офсетная

Гарнитура Times. Усл.печ.л.______________

Уч.изд.л.____________

Тираж _____ экз. Заказ № ___________

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)

Факультет/филиал_ Экономический_________________

Кафедра_________Маркетинга и коммерции________________