МИНОБРНАУКИ РОССИИ
СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Таблица 16 - Экономическое обоснование к договору
Таблица 15 - Расчет учетной цены товара Б
Таблица 14 - Расчет учетной цены товара А
Показатели | На 1 ед. товара А, руб. |
1. Полная себестоимость, руб. | 15 000 |
2. Прибыль, 25% | |
3. Таможенные платежи (сбор за таможенное оформление) | |
4. Цена с учетом ФР/С, 3% | 19 536 |
5. Транспортные расходы по доставке продукции до границы | |
6. Учетная цена до границы | 19 536 + 300=19 836 |
7. Учетная цена с учетом НДС | 19 836×= 23 407 |
8. Контрактная цена в долл. США | 23 407/2150 = 11 |
Показатели | На 1 ед. товара Б, руб. |
1. Контрактная цена (таможенная стоимость) | 20долл.×2150 = 43 000 |
2. Таможенная пошлина | 3 300:1,25=4 125 |
3. Таможенное оформление | |
4. НДС, уплаченный на границе | (43000+4 125+200)×18% = 8 518,5 |
5. Цена с учетом транспортных расходов | 43.000 + 4125 + 200+1500 = = 48 825 |
6. Цена с учетом входного НДС | 57 343,5 |
7. Контрактная цена в долл. США | 57 343,5/2 150 = 26,68 |
Рассчитаем эквивалентность обмена, если импортировать 100 шт. товара Б: 57343,5 × 100 шт. = 5734350 руб., тогда необходимое количество товара А: = 245 шт.
Если для товарообменной операции используется не товар, произведенный организацией, а иной товар, то ранее учетная цена определялась как цена приобретения, увеличенная на установленный законодательством размер оптовой надбавки, в настоящее время в соответствии с дополнениями, внесенными в постановление Совета Министров Республики Беларусь № 405 от 24 марта 1999 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 409 от 9 апреля 2001 г., она рассчитывается как цена приобретения.
Показатели | Экспортируемый товар | Импортируемый товар |
1. Наименование товара | А | Б |
2. Рыночная цена | ||
3. Подтверждение рыночной цены | ||
4. Договорная (контрактная) цена с учетом условий поставки | 26,68 | |
5. Количество товара | ||
6. Стоимость в договорных контрактных ценах (стр.4×стр.5) | ||
7. Учетная цена | 23 407 | 57 343,5 |
8. Стоимость в учетных ценах, руб. (стр. 5 • стр. 7) | 5 734 715 | 7 734 350 |
9. Расчетный коэффициент (стр. 8 : стр. 6) |
Продукция, которую субъект хозяйствования Республики Беларусь получил по товарообменным операциям, поставляется субъектам хозяйствования на территории Республики Беларусь по ценам приобретения (учетная цена, включая таможенные платежи и другие расходы по выпуску товаров для свободного обращения на территории республики, расходы по доставке при их документальном подтверждении, суммы рентного сбора от учетной цены поставляемых в республику товаров) с добавлением оптовой надбавки в размере, не превышающей 20%, независимо от количества участвующих оптовых посредников.
Литература
- Ценообразование: учеб.пособие/ Т.В.Емельянова – Мн.: Вышк.шк, 2005, с.69-88
- Ценообразование: учебник /под общ. ред. И.И.Полещук – Мн.: БГЭУ, 2001, с.234-270
- Ценообразование: ответы на экзаменационные вопросы/О.Э.Шаркова – Минск:ТетраСистемс, 2009, с.137-146
А
Аванс- денежная сумма, выдаваемая в счет предстоящих платежей.
Авуары- средства банка в национальной валюте, ценных бумагах и золоте, хранящиеся в зарубежных банках.
Акцептант- лицо, подписывающее вексель и берущее этим на себя обязательство уплатить по нему при наступлении срока платежа.
Акциз- вид косвенного налога на товары массового потребления, который включается в цену соответствующего товара или плату за услуги.
Аналог- товар, сопоставимый по своим потребительским свойствам со сравниваемым изделием, на которое устанавливается цена.
Аренда- основанное на договоре взаимное возмездное владение каким-либо имуществом.
Арендная плата- сумма, выплачиваемая арендатором за пользование арендуемым имуществом. Уровень ставок арендной платы зависит от многих причин, в том числе от срока аренды, условий платежа, кредитоспособности клиента, условий эксплуатации и т.п.
Аукцион- продажа с публичного торга. Способ продажи товаров на основе конкурса покупателей, при котором товар предварительно выставляется для осмотра.
Аукцион международный- продажа с публичного международного торга. Основными предметами торга являются: пушно-меховые товары, чай, табак, овощи, фрукты, цветы, рыба и др. Для аукционного товара сложились свои центры аукционной торговли.
Б
Базис- разница между ценой товара, проданного с условием поставки в определенные сроки, и ценой этого же товара, проданного за наличные с условием незамедлительной поставки.
Бартерная сделка (бартер)- торговая операция по обмену определенного количества одного или нескольких товаров в обмен на эквивалентное по цене количество другого товара или товаров. Бартерные сделки используются как во внешней, так и во внутренней торговле.
Банкнота (банковский билет)- разновидность бумажных денег, выпускаемых банками, имеющими разрешение государства на денежную эмиссию. Банкноты используются наравне с казначейскими билетами в качестве средства обращения и платежа. Банкнота по сути вексель банка, который обычно обеспечивается золотым запасом или иными активами банка (ценными бумагами, казначейскими билетами и т.д.).
Безработица- превышение объема предложения над объемом спроса на рынке труда.
Бизнес- дело, занятие, предпринимательство, направленное на получение прибыли.
Биржа валютная- особый вид рынка, на котором товаром выступают валюты стран, участвующих в торгах. Способствует свободному перемещению валют, установлению их рыночного (биржевого) курса.
Биржа фондовая- рынок, на котором происходит торговля ценными бумагами.
Биржевой курс- стоимость ценных бумаг, обращающихся на фондовой бирже.
Брутто- масса товара с упаковкой.
В
Валюта- 1) денежная единица данной страны; 2) денежные знаки иностранных государств; 3) международные счетные единицы и платежные средства (евро и др.). Роль всеобщего эквивалента выполняет золото.
Валютный курс- цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны. Определяется их покупательной способностью и рядом других факторов (состоянием платежного баланса, уровнем инфляции и пр.).
Варрант- свидетельство, выдаваемое товарным складом о приеме товара на хранение. Дает его владельцу право получить заем под залог указанного в варранте товара.
Взвинчивание цен- несоразмерное поднятие, увеличение цен.
Виза- 1) подпись должностного лица на каком-либо документе, означающая согласие этого лица с содержанием документа; 2) разрешение на въезд данного лица на территорию другого государства.
Внешний долг (государственный)- общая сумма задолженности государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Вторичные ресурсы- отходы производства, которые могут быть повторно использованы.
Выручка- сумма денег, полученная от продажи товара.
Г
Гарантирование цен- установление государственными органами единой гарантированной для всех производителей цены, по которой закупается данный вид товара.
География цен- дифференциация цен и тарифов на базе региональных различий.
Гибкость цены- величина, обратная эластичности.
Государственное регулирование- форма целенаправленного воздействия государства на экономику с целью обеспечения или поддержания ее функционирования в заданном режиме.
Государственный бюджет- ежегодная смета доходов и расходов государства; инструмент перераспределения национального дохода.
Д
Девальвация рубля- официальное снижение курса рубля по отношению к иностранным валютам.
Декларирование цен- один из методов государственного регулирования цен; осуществляется путем сообщения в органы ценообразования о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией.
Демпинг- экспорт товаров по ценам, значительно более низким, чем они установлены внутри страны или на мировом рынке.
Денежные знаки- виды денег, участвующих в обращении. Номиналы денежных знаков устанавливаются с учетом рационального обеспечения наличных расчетов, платежей.
Денежное обращение- движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее оборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.
Депозит- денежные средства или ценные бумаги, помещаемые для хранения в кредитные учреждения (банки).
Депонировать- отдавать на хранение, делать взнос, вклад (депозит).
Дизайн- комплексная деятельность, интегрирующая в себе элементы конструирования и художественного замысла.
Динамика цен- изменение уровней и соотношений цен (тарифов) товаров и услуг во времени.
Диспач- вознаграждение (премия), выплачиваемая судовладельцем грузовладельцу (фрахтователю) за досрочное окончание последним погрузки и выгрузки судна.
Диспаша- расчет убытков по общей аварии и распределение их между сторонами, участвующими в организации рейса (фрахтователем, судовладельцем, фрахтовщиком).
Диспонент- уполномоченный по делам фирмы, распорядитель, управляющий.
Дистрибьютор- фирма-импортер (или иная посредническая фирма), организующая сбытовую деятельность в стране (регионе).
Дисциплина цен- соблюдение требований нормативных документов, регламентирующих порядок и правила ценообразования.
Дотация- отрицательный налог; государственное пособие (доплата), выдаваемое в безвозвратном порядке для компенсации превышения расходов над доходами предприятий и организаций.
Доход - сумма денег, полученная за определенный период времени.
Ж
Жизненный цикл товара (ЖЦТ) - период времени от разработки до снятия товара с производства.
Заменяемые (взаимозаменяемые) продукты - товары, удовлетворяющие одну потребность и способные заменить при этом друг друга.
Заработная плата - денежное вознаграждение за труд.
Зачет- уменьшение цен за участие в осуществлении какой-либо программы.
Золотое обеспечение - запас золота в центральном банке страны для покрытия банкнотной эмиссии.
Золотой запас - резервный фонд золота в слитках и монетах, принадлежащий центральному банку.
Зонтик цен - поддержание цен на определенном уровне, установленном фирмой-лидером в данной отрасли производства или торговли; «зонтик цен» обычно поддерживается большинством предприятий данной отрасли. Методы такой поддержки различны, наиболее распространенным из них является регулирование основными производителями отрасли своих объемов предложения таким образом, чтобы обеспечить устойчивость цены лидера.
И
Имидж - представление покупателей о престиже фирмы, качестве изготовленных ею товаров и оказываемых услуг, репутации руководителей.
Импорт - ввоз товаров из-за границы для реализации их на внутреннем рынке ввозящей страны.
Инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей (денежные средства, целевые банковские кредиты, акции и другие ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество и др.), вкладываемых в объекты различных отраслей экономики в целях получения прибыли.
Инвестор- юридическое или физическое лицо, принимающее решение и осуществляющее вложение собственных, заемных или иных привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в инвестиционный проект.
Индекс- относительный показатель, используемый для измерения динамики экономических явлений и процессов.
Индекс Доу-Джонса - средний показатель изменения курсов акций группы крупнейших компаний США.
Индекс потребительских цен (индекс стоимости жизни) - показатель изменения стоимости потребительской корзины.
Инжиниринг- одна из форм международных коммерческих связей в сфере науки и техники, основное назначение которой состоит в предоставлении услуг по доведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до стадии производства.
Инкассация - процесс сбора наличных денег в кассах предприятий и доставка их в кассы банков или предприятий связи.
Инфляция- обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленные повышением их качества. Инфляция связана прежде всего с переполнением каналов денежного обращения, избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарного предложения.
Инфраструктура рыночная - комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых сводится к доведению товаров от производителей к потребителям (транспорт, снабжение, сбыт, торговля и т.д.). Развитая рыночная инфраструктура создает предпосылки для ускорения оборачиваемости средств в экономике, процесса реализации вновь созданной стоимости.
Ипотечный кредит- кредит, предоставляемый под залог недвижимости.
К
Качество продукции- совокупность свойств товара, обуславливающих его пригодность для удовлетворения определенных потребностей.
Клиринг- система безналичных расчетов за товары и услуги, базирующаяся на зачете взаимных требований и обязательств.
Конкуренция- соперничество, состязательность между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, экономическое соревнование между фирмами.
Конкурентоспособность - сравнительная характеристика потребительских и стоимостных параметров данного товара по отношению к товару-конкуренту, способность выдержать конкуренцию в сравнении с аналогичными товарами и услугами других производителей. Уровень конкурентоспособности определяется ценой и потребительскими свойствами товара.
Коносамент- расписка, выдаваемая судовладельцем (капитаном судна или агентом морского транспортного предприятия) грузоотправителю и удостоверяющая принятие груза к перевозке.
Контрабанда - перемещение через государственную границу ценностей и иных предметов, ввоз которых на территорию государства или вывоз которых за его пределы воспрещен.
Контрольный пакет акций- доля акций, необходимая для установления полного контроля над деятельностью акционерного общества. Теоретически контрольный пакет акций должен составлять более 50 % акционерного капитала. Однако вследствие того, что мелкие держатели акций участия в управлении акционерным обществом не принимают, для практического контроля над деятельностью акционерной компании достаточно 20-30 %, а в отдельных случаях 5-6 % акционерного капитала.
Конъюнктура- сложившаяся на рынке экономическая ситуация; она характеризуется непостоянством, изменчивостью, частыми колебаниями, противоречивостью. Изучение конъюнктуры осуществляется с помощью показателей, характеризующих данные о промышленном производстве, динамике капиталовложений, изменении спроса и потребления, международной торговле, ценах. Изучение конъюнктуры производится с целью ее прогнозирования (на 1-1,5 года).
Котирование цен- публичное предложение цен покупателем и продавцом на бирже с их последующей регистрацией; необходимо для проведения расчетов по сделкам; обеспечивает открытость и поддержание конкурентных условий торговли.
Кредит- экономические отношения, обусловленные формированием и использованием временно свободных денежных средств. Временная передача другому лицу денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности в виде процента за пользование кредитом. В хозяйственной практике используются две основные формы кредита: банковский и коммерческий.
Курс ценных бумаг- цена, по которой продаются и покупаются ценные бумаги, она зависит от соотношения спроса и предложения; различного рода экономические, политические, психологические и другие факторы могут вносить элементы непредсказуемости в развитие конъюнктуры на рынке ценных бумаг.
Л
Лесные подати (таксы)- плата, взимаемая за древесину на корню, недревесные ресурсы леса и другие виды пользования лесом (охотоводство, туризм и пр.).
Лизинг- сдача в аренду различных видов технических средств. Осуществляется в рамках трехсторонней сделки: лизинговая фирма (арендодатель) приобретает у изготовителя (владельца) имущество по выбору клиента (арендатора), которое и передается в распоряжение (аренду) последнему.
Ликвидность- мобильность активов предприятий, предоставляющая им возможность беспрепятственного осуществления платежей по кредитам и иным финансовым средствам.
Лицензионная торговля- экспортно-импортные операции с лицензиями на изобретения, патентами, ноу-хау, товарными знаками и т.д.
Локо- условие сделки, означающее, что цена, назначаемая продавцом за товар, не включает начислений, связанных с дальнейшей транспортировкой товара.
М
Масштаб цен- весовое количество металла (золота), принятое в стране в качестве денежной единицы. Денежной единицей России является рубль. Официальное соотношение между рублем и золотом не устанавливается.
Менеджмент производственный- управление производством в целях повышения его эффективности и роста прибыли.
Местные налоги- налоги, установленные местными органами власти и поступающие в местный бюджет.
Модель ценообразования- модель, отражающая механизм формирования цен.
Мониторинг- комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемое деятельностью человека.
Монополия(моно + полия) - один продавец.
Монопсония(моно + псония) - один покупатель.
Н
Надбавка к цене- надбавка, устанавливаемая в зависимости от особых требований покупателя, в частности при выполнении специального, индивидуального заказа, за повышенное качество товара, предоставление дополнительных сервисных услуг, рассрочку платежа и т.д.
Налоги- форма платежа, взимаемого с дохода или имущества юридических и физических лиц, характеризующаяся обязательностью, регламентацией размеров и сроков внесения. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф.
Налоговая ставка- величина налога, уплачиваемая с единицы объекта налогообложения.
Налоговые льготы- полное или частичное освобождение от налогов в соответствии с действующим законодательством.
Налоговые санкции- воздействие налоговых органов на плателыциков налогов, не соблюдающих действующего законодательства о налогообложении.
Наценка торговая- наценка к цене товара при его реализации, необходимая для покрытия затрат и получения прибыли.
Нетто– масса товара без упаковки.
Неустойка- сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или некачественного исполнения обязательства.
Неценовая конкуренция- соперничество вне маневрирования ценами (повышение качества продукции, овладение передовой технологией и т.п.).
Новация (обновление)- соглашение сторон о замене одного заключенного ими соглашения другим, т.е. новым обязательством.
Номинал- нарицательная стоимость; цена товара, указанная в прейскуранте, ценнике или на самом товаре.
Нормативно-параметрический метод ценообразования- метод построения цен на продукцию, образующую параметрический ряд в основе которого лежат математические зависимости между ценами и параметрами продукции.
О
Облигация- ценная бумага, удостоверяющая внесение владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок и других предусмотренных обязательств (процентный доход, погашение займов, приобретение товаров и др.). Отличается от акции также тем, что размер дохода меняется в зависимости от доходности предприятия.
Олигополия(олнго + полия) - несколько продавцов.
Оптовая торговля- закупка и продажа товаров крупными партиями.
Опцион- вид сделки, заключаемой между двумя участниками рынка ценных бумаг.
Ошибки в ценообразовании- огрехи в процессе формирования цен (отсутствие гибкости цен, недооценка рыночных условий, ориентация на учет затрат и др.).
П
Пеня- вид неустойки, представляющий собой санкцию за несвоевременное выполнение обязательств (платежей). Исчисляется за каждый день просрочки в процентах к подлежащей к оплате сумме.
Покупательная способность денег- способность денежной единицы обмениваться на определенное количество товаров и услуг; выражает наполненность денежной единицы в обороте массой товаров и услуг при данном уровне цен и тарифов. Исчисляется в виде индекса, обратного индексу цен. Зависит в основном от стоимости и цен, обслуживаемой ею товарной массы и структуры товарооборота.
Полезность- удовлетворение, получаемое от потребления блага; предельная полезность - увеличение общей полезности, вызванное потреблением дополнительной единицы продукта.
Потребительская корзина- набор товаров, соответствующий некоторому стандартному уровню потребления и используемый при расчете индекса стоимости жизни.
Потребительские свойства товара- совокупность свойств товара (технических, эргономических, эстетических, экологических и др.), которые обеспечивают покупателю удовлетворение его потребностей.
Пошлины таможенные-денежный сбор, взимаемый таможенными органами с товаров при пересечении ими границы страны.
Предельные цены- высшая (или низшая) шкала договорной цены.
Предприятие- самостоятельная хозяйственная единица, созданная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения спроса и получения прибыли.
Преференции- предпочтительные, особо льготные таможенные пошлины, устанавливаемые государством в отношении части или всех ввозимых в страну товаров отдельных стран или групп стран.
Прибыль- превышение доходов над расходами; разность между выручкой и затратами; экономические отношения, связанные с формированием средств, направляемых на расширение воспроизводства.
Простые проценты- форма образования дохода на процент, при которой доход за равные последовательные промежутки времени начисляется в размере определенной доли от начальной суммы вклада.
Процент (ссудный)- плата, получаемая кредитором от заемщика за пользование отданными в ссуду деньгами.
Р
Рабат- скидка с цены товара, предоставляемая при закупке товара крупными партиями.
Разнобой цен- необоснованные различия в ценах на одни и те же услуги и товары.
Ревальвация- официальное повышение золотого содержания национальной валюты или повышение ее валютного курса.
Рекламация- заявление (жалоба) по поводу ненадлежащего качества или сортности поставляемой продукции или выполненных работ, содержащее требование об устранении обнаруженных дефектов, снижении цены или возмещении убытков.
Риск в предпринимательстве- вероятность возникновения убытков или каких-либо потерь в результате неосуществления намечавшегося события.
Рынок- сфера товарного обмена. Различают рынок товаров, услуг, капитала (инвестиций), рабочей силы, ценных бумаг и др.
Рыночный механизм- механизм взаимосвязи и взаимодействия трех основных элементов: предложения, спроса и цены.
С
Себестоимость- экономические отношения по поводу формирования средств, используемых на простое воспроизводство. Затраты, связанные с производством и реализацией продукции, выраженные в денежной форме.
Сегментация рынка- дифференцированный подход к исследованию или различного рода воздействиям (включая рекламное) на покупателя в зависимости от его социальных, возрастных, образовательных и других особенностей.
Сегмент рынка- совокупность покупателей, предъявляющих одинаковые требования к потребительским свойствам и цене товара.
Сертификат- удостоверение, свидетельство.
Скидки дилерские- скидки, предоставляемые производителями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту, в том числе и заграничным. Эти скидки широко распространены при продаже автомобилей, тракторов и некоторых видов стандартного оборудования. Составляют в среднем 15-20 % розничной цены.
Скидки за объем покупаемого товара- соразмерное уменьшение цены для покупателей, закупающих большое количество аналогичного товара. Обычно скидка предоставляется в процентах к общей стоимости или цене установленного объема поставки, например, 10 % скидки при закупке свыше 1000 шт.
Скидки за оборот, бонусная скидка- скидка, предоставляемая постоянным покупателям на основании специальной доверенности. В контракте в этом случае устанавливается шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного срока (обычно одного года), а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок. По некоторым видам оборудования бонусные скидки достигают 15-30 % оборота, а по сырьевым и сельскохозяйственным товарам они обычно исчисляются несколькими процентами.
Скидки за платеж наличными- уменьшение цены для покупателей, которые оперативно оплачивают счета наличными средствами. Покупатель, расплачивающийся в течение 10 дней, получает, например, 2-3 %-ое снижение от суммы платежа.
Скидки-зачеты- различные виды скидок с цены. Например, товарный зачет - уменьшение цены нового товара при условии сдачи старого. Товарообменный зачет наиболее часто применяется при продаже автомобилей и некоторых товаров длительного пользования.
Скидки при продаже оборудования, бывшего в употреблении- скидки на подержанное оборудование, составляющие порой 50 % и более от первоначальной цены товара.
Скидки прогрессивные- скидки за качество или серийность предоставляются покупателю при условии покупки им заранее определенного и увеличивающегося в количестве товара.
Скидки сезонные- скидки, предоставляемые покупателям за покупку товара или услуги вне периода активного сезона. Например, скидки розничным торговцам лыж весной и летом; скидки пассажирам на авиационные билеты в период, спада перевозок и др.
Скидки скрытые- скидки, предоставляемые покупателям в виде скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов, путем оказания бесплатных услуг и т.д.
Скидки специальные- скидки, предоставляемые специальным покупателям, в заказах которых особенно заинтересованы продавцы (пробные партии заказов, регулярность и устойчивость заказов и т.п.).
Скидки экспортные- скидки, предоставляемые продавцами при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка. Их цель - повысить конкурентоспособность того или иного товара на внешнем рынке.
Т
Таксация- оценка леса.
Таможенная политика- целенаправленная деятельность государства, устанавливающая определенный режим таможенного налогообложения на импортируемые товары.
Тариф- разновидность цены, плата за различные услуги производственного и непроизводственного характера.
Тариф автомобильный- тариф на оплату перевозок автотранспортом.
Тариф автономный-таможенный тариф, вводимый в действие государством односторонне (без какой-либо договоренности с другими государствами).
Тариф двухставочный- тариф за доступ к услуге (в виде фиксированной суммы) и тариф за каждую потребляемую услугу.
Тариф железнодорожный- тариф на оплату перевозок железнодорожным транспортом.
Тариф одноставочный- тариф с одинаковой ставкой за потребляемую услугу.
Тариф связи- цена на услуги предприятий связи.
Тариф страховой- ставка платежей по страхованию.
Тариф таможенный- свод ставок таможенных пошлин, систематизированный по группам товаров.
Тариф тарный- ставка платы, применяемая при перевозке порожней тары.
Тариф транспортный- цена на перевозки грузов и людей, а также погрузо-разгрузочные работы (формируется по виду транспорта).
Тарификация- установление тарифа на выполнение услуг.
Товар- продукт деятельности, предназначенный для продажи или обмена.
Товарный знак- допускаемые законом изображения или символы, которые помещаются на товар (или упаковке) для их индивидуализации у потребителя.
Товары дополняемые- товары, которые совместно удовлетворяют одну потребность. См. Заменяемые (взаимозаменяемые) продукты.
У
Убыток- превышение расходов над доходами. Потери предприятия, организации, выражаемые в денежной форме.
Уровень жизни- совокупность условий жизни, труда и быта людей, достигнутая в данном обществе при удовлетворении разнообразных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных).
Ф
ФАК- условие, предполагающее обязанность продавца нести все издержки по доставке товара к борту судна.
Фиксация цен- сохранение цен на товары, услуги, ценные бумаги на определенном стабильном уровне.
Финансы- экономические отношения, связанные с формированием фондов денежных средств и их движением.
ФОР- условие отгрузки товаров, согласно которому в стоимость товара включаются расходы по его доставке до железнодорожной станции.
Франко-вагон- условие, по которому продавец обязан арендовать вагон и погрузить в него проданный товар.
Фрахт- установленная плата, которую фрахтователь (отправитель) обязан уплатить судовладельцу за перевозку груза.
Функция цены балансирующая- установление рыночного равновесия между спросом и предложением посредством цен.
Функция цены измерительная- учет в цене затрат на производство и реализацию товара.
Функция цены информационная- представление информации об уровне цен для принятия хозяйственных решений.
Функция цены распределительная- распределение доходов посредством цен.
Функция цены стимулирующая- ориентация предприятий на применение наиболее экономичных методов производства и рациональное использование ресурсов.
X
Холдинг- вид предпринимательства, суть которого состоит в приобретении контрольных пакетов акций различных компаний в целях установления контроля над их деятельностью и получения доходов в виде дивидендов.
Ц
Цена аукционная- цена, формирующаяся при продаже товара на аукционе; максимальная цена, предложенная за данный товар на аукционе.
Цена базисная- 1) цена товара стандартного качества, на основе которой определяется цена товара более высокого или более низкого качества; 2) база, точка отсчета при определении индекса цен в международной торговле, в том числе и по отдельным группам това- ров. Базисные цены публикуются в международной и национальной внешнеторговой статистике, периодических изданиях ООН.
Цена безубыточности- цена товара, при которой производитель может покрывать свои издержки; цена, равная издержкам производства.
Цена биржевая- цена, устанавливающаяся в результате биржевых торгов.
Цена брутто- цена, определяемая с учетом условий купли -продажи.
Цена валовая- цена, включающая стоимость перевозки, страхования и другие расходы.
Цена влекущая- пониженная цена на недорогие товары, имеющая целью привлечь покупателя в магазин, где он может приобрести покупки других товаров по более высокой цене.
Цена гибкая- цена, быстро реагирующая на изменение соотношения спроса и предложения на рынке.
Цена государственная- цена, устанавливаемая государственными органами.
Цена демпинговая- экспортная цена, которая ниже, чем на внутреннем рынке (на 20 % и более) или ниже мировой цены (на 8 % и более).
Цена дискриминационная- разные цены на одинаковый товар, устанавливаемые одним продавцом.
Цена договорная- цена по договоренности сторон (производителя и заказчика продукции) в контракте; цена, удовлетворяющая продавца и покупателя.
Цена долговременная- цена, устанавливаемая на товары массового спроса. Эта цена не подвержена изменениям на протяжении длительного времени, однако в зависимости от рыночной конъюнктуры могут вноситься изменения в изделия (уменьшается их размер (вес), незначительно ухудшается качество) при сохранении цены.
Цена закупочная- цена, по которой государство осуществляет приобретение сельскохозяйственных продуктов, других видов товаров у производителей для государственных нужд, в целях поддержания сельскохозяйственного производства.
Ценаземли - капитализированная земельная рента, с учетом спроса и предложения.
Цена иска- денежное выражение имущественных требований, заявленных истцом в суде или арбитражном суде.
Цена КАФ- цена франко по договоренности с покупателем, не включающая расходы на страхование груза.
Цена капитала- смысл термина состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится предприятию не одинаково. Каждый источник финансирования имеет свою цену. Цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке.
Цена консалтинговых услуг- величина оплаты за консультационные услуги.
Цена контрагентная- цена, фиксируемая в контракте.
Цена лимитная- верхний предел цены на данный вид продукции; обычно устанавливается до и (или) в процессе разработки продукции.
Цена льготная- цена, устанавливаемая на пониженном уровне в целях стимулирования сбыта определенных видов продукции на отдельных товарных рынках или рыночных сегментах (для отдельных групп покупателей).
Цена мировая- денежное выражение стоимости и потребительной стоимости реализуемого на мировом рынке товара.
Цена монопольная- цена, устанавливаемая на рынке монополистами в целях извлечения сверхприбыли.
Цена на изделия, снятые с производства- цена, ориентированная на ограниченный круг потребителей. В данном случае цена обычно выше, чем на обычные товары.
Цена назначенная- цена, формируемая не на рынке, а назначенная предпринимателями (например, контролируемая картелем) или государством.
Цена начальная- минимальная (иногда максимальная) цена партии товара, предлагаемого к продаже на аукционе; устанавливается владельцем товара.
Цена нетто- цена на месте купли - продажи.
Цена ноу-хау- показатель, аналогичный по своей природе и формам оплаты цене лицензии.
Цена облагаемая- цена, по которой товар облагается пошлиной.
Цена образования- цена потребительской услуги; рассчитывается на основе себестоимости с добавлением прибыли.
Цена оптовая- цена товара, продаваемого крупными партиями. Обычно оптовые цены ниже рыночных благодаря экономии на торговых издержках.
Цена открытия- стоимость ценной бумаги на момент открытия биржи, т.е. на начало биржевой сессии. Стоимость ценной бумаги на момент закрытия биржи называется ценой закрытия.
Цена относительная- цена товара или услуги, определяемая в виде отношения к цене другого, базисного товара (услуги).
Цена паушальная- цена всего количества товара вне зависимости от сорта, качества.
Цена подвижная- цена, зафиксированная при заключении контракта, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится. При установлении подвижной цены в контракт вносятся соответствующие ценовые оговорки.
Цена предложения- цена, которая указывается в оферте (официальном предложении продавца (без скидок)).
Цена предельная- цена, выше которой предприятие не может установить цену своей продукции или услуг.
Цена поясная- цена, дифференцированная с учетом географического положения места сделки; цена одного и того же товара, характерная для ряда регионов.
Цена прейскурантная- цена на продукцию, товары, услуги, зафиксированная в прейскуранте.
Цена престижная- цена, устанавливаемая на изделия очень высокого качества известной фирмы, обладающие уникальными свойствами. Цена производства- часть цены товара, обусловленная издержками производства, равная сумме издержек производства и прибыли производителя (без включения издержек обращения).
Цена равновесная- цена, при которой объем спроса совпадает с объемом предложения.
Цена разовая- цена на продукцию производственно-технического назначения, изготавливаемую по разовому заказу.
Цена расчетная- цена, применяемая в контрактах на нестандартное оборудование, производимое, как правило, по индивидуальным заказам.
Цена розничная- цена на товар, продаваемый в личное потребление в малых, единичных количествах; цена товара в розничной торговле.
Цена рыночная- цена, по которой товар распределяется на рынке.
Цена сдаточная- цена на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую государству госсельхозпредприятиями.
Цена сезонная- цена, меняющаяся в зависимости от времени года (сезонные колебания цен).
Цена сегмента рынка- цена, устанавливаемая примерно на одни и те же виды товаров и услуг, реализуемых различным социальным группам населения с неодинаковым уровнем доходов по различным ценам.
Цена СИФ- цена, в которую включены расходы продавца вплоть до доставки товара покупателю.
Цена скользящая- цена, устанавливаемая в зависимости от спроса и предложения и постепенно снижающаяся по мере насыщения рынка (особенно оптовая цена, розничная же цена может быть относительно стабильной).
Цена спроса- цена, которая складывается на рынке покупателя.
Цена справочная- цена, публикуемая в различных печатных изданиях (газеты, журналы, бюллетени, каталоги, прейскуранты).
Цена «СПОТ»- цена, по которой товар продается с немедленной оплатой.
Цена ступенчатая- цена на товар серийного выпуска, последовательно снижающаяся по мере роста производства, снижения себестоимости и морального старения.
Цена твердая- цена, устанавливаемая в момент подписания контракта; не подлежит изменению в течение всего срока его действия и не зависит от сроков и порядка поставки товарной партии.
Цена трансфертная- внутрифирменная цена, применяемая в сделках, расчетах между отдельными подразделениями, филиалами корпораций; как правило, конфиденциальна.
Цена уторговывания- цена, возникающая в результате переговоров, в ходе которых покупатель стремится снизить первоначально назначенную продавцом цену, используя тактические и психологические приемы, чем добивается снижения цены.
Цена фактурная- цена, указываемая в счете (фактуре) на поставленный товар.
Цена ФАС- (франко-вдоль борта судна) - цена товара, исчисляемая с учетом транспортных расходов отправителя, доставляющего товар до пункта погрузки на транспортное судно.
Цена фиксированная- цена, которая не подлежит изменению; устанавливается, как правило, государством.
Цена ФОБ (франко-борт)- цена товара, исчисляемая с учетом транспортных расходов отправителя по доставке товара на транспортное средство.
Цена франко- цена товара, определяемая с учетом возмещения транспортных расходов по доставке товара до пункта, указанного после слова «франко» (например, цена франко-вагон, цена франко-склад получателя и т.д.).
Ценовая война- конкуренция между двумя или более фирмами одной отрасли, стремящимися повысить свою рыночную долю путем снижения цен на продукцию.
Ценовая поддержка- минимальная цена, гарантируемая государственными органами производителям (чаще фермерам). Если цена на рынке падает ниже этого уровня, правительство компенсирует разницу.
Цена эластичная- цена, быстро реагирующая на изменение соотношение спроса и предложения товаров.
Ценовая эластичность- эластичность спроса или предложения по отношению к цене; реакция изменения спроса (предложения) на изменение цены. Отличают эластичность дуговую, измеряемую как среднюю на дуге кривой спроса и предложения, и точечную, измеряемую в точке кривой.
Ценовой сквиз- картельное снижение цены до минимума, ведущее к устранению конкурентов, но сохраняющее прибыльность операций для участников картеля.
Ценовое соглашение- контракт (договор), имеющий юридическую силу, в котором фиксируется цена на товар.
Ценовой потолок- законодательно установленный максимальный уровень цен на товары и услуги.
Ценообразование- процесс формирования цен, их уровней, структуры и динамики.
Ценообразование географическое- ценообразование на товары и услуги, основанное на различном месторасположении производителей и потребителей продукции.
Ценообразование грабительское- незаконная деятельность продавцов, продающих.
Ценообразование государственное- установление цен государственными органами.
Ценообразование затратное- ценообразование, в основе которого лежат затраты предприятия на производство и реализацию товара.
Ценообразование мошенническое- провозглашение, что товар продается по ценам более низким, чем на самом деле.
Ценообразование на основе конкуренции- метод ценообразования, определяющий цену товара исходя из цен, устанавливаемых конкурентами.
Ценообразование на основе полных затрат- метод ценообразования на товары с учетом полных затрат на их производство (постоянных и переменных издержек).
Ценообразование рыночное- ценообразование, базирующееся на взаимодействии спроса и предложения.
Ценообразование ценностное- ценообразование, в основе которого лежит ценность товара, за которую покупатель готов платить.
Ч
Чек- 1) специальный документ, содержащий письменное распоряжение банку выдать (перечислить) указанную в нем сумму денег с текущего счета лица, подписавшего чек; 2) талон из кассы с обозначением суммы, которую необходимо оплатить.
Черный рынок- совокупность отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг, складывающихся в нарушение действующего законодательства.
Ш
Штраф- взыскание в денежной форме, накладываемое на юридическое лицо за нарушение им договорных обязательств и законодательства. Различают экономический и административный штрафы.
Э
Экспорт- вывоз товара, капитала и услуг за границу для их реализации на внешних рынках в целях получения иностранной валюты.
Эмблема - часть товарной марки, которую легко визуально опознать (символ, изображение, рисунок, специальное шрифтовое оформление).
Эмиссия денег- выпуск в обращение денежных знаков во всех формах; ведет к увеличению денежной массы в обороте.
Эргономика- научная дисциплина, изучающая трудовые процессы в целях создания человеку оптимальных условий труда.
Я
Ярмарка- выставка образцов товаров, действующая в течение определенного периода времени в одном и том же месте. Во время ее проведения заключаются торговые сделки и проводится распродажа товаров.
Издатель: Витебский филиал Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»
Лицензия № 02330/00552605 от 14.10.2004 г. № 180, продлена на основании решения от 01 октября 2009 г. № 113 сроком на 5 лет и действительна до 14 октября 2014 г.
220099 г. Минск, ул. Казинца, д. 21, корпус 3.
Подписано в печать ___ ____________2009 г. Формат 60´84 1/16 Бумага офсетная
Гарнитура Times. Усл.печ.л.______________
Уч.изд.л.____________
Тираж _____ экз. Заказ № ___________
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
(ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)
Факультет/филиал_ Экономический_________________
Кафедра_________Маркетинга и коммерции________________