Отражение в цене транспортных расходов. Франкирование цен

Таблица 7 - Калькуляция себестоимости единицы продукции при формировании цены на основе полных трат

№ п/п Наименование статьи план факт откло-нение
1. Сырье и основные материалы      
2. Возвратные отходы (вычитаются)      
3. Вспомогательные материалы      
4. Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия      
5. Топливо и энергия на технологические цели      
6. Транспортно-заготовительные расходы      
7. Основная заработная плата производственных рабочих      
8. Дополнительная заработная плата производственных рабочих      
9. Начисления на заработную плату      
10. Общепроизводственные расходы      
11. Общехозяйственные расходы      
12. Прочие расходы      
13. Отчисления в инновационные фонды      
14. Производственная себестоимость      
15. Коммерческие расходы      
16. Полная себестоимость      

 

Рассмотрим формирование всех статей калькуляции. Затраты на материалы, топливо, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты (п. 1, 3, 4, 5) включаются в себестоимость отдельных изделий и заказов прямым путем исхо­дя из утвержденных на предприятии норм расхода на единицу продукции и цен. В зависимости от применяемой на предприятии учетной политики расчет этих затрат может производиться по средневзвешенным ценам, учетным ценам либо по ценам последнего приобретения.

Если в производстве используются импортные материальные ресурсы, то цены на них учитывают таможенные пошлины (при импорте материальных ре­сурсов), таможенные сборы и другие расходы, связанные с импортом. Учет в ценах импортируемых материальных ресурсов осуществляется с пересчетом в рубли по курсу Национального банка республики.

Возвратные отходы (п. 2) исключаются из себестоимости и могут быть оценены двумя способами:

• по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования);

• по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону в качестве полноценного ресурса.

Транспортно-заготовительные расходы (п. 6), осуществляемые как сто­ронними организациями, так и силами предприятия, могут быть выделены от­дельной строкой в себестоимости или включаться в материальные затраты (п. 1, 3, 4, 5). В обоих случаях их сумму можно определять как прямым путем, так и косвенно в процентах к стоимости материальных затрат.

Расходы по основной зарплате производственных рабочих, непосредст­венно занятых в процессе производства (п. 7), включают оплату работ по сдельным нормам и расценкам, повременную оплату труда, доплаты по сдель­но-премиальным и повременно-премиальным системам.

По статье «Дополнительная заработная плата производственных рабо­чих» (п. 8) планируются выплаты, предусмотренные законодательством о труде и положениями по оплате труда, принятыми на предприятии, за непроработанное на производстве, время: оплата очередных и дополнительных отпусков, оп­лата льготных часов подростков, оплата перерывов в работе кормящих матерей, времени, связанного с прохождением медосмотров, выполнением гособязанно­стей, единовременные вознаграждения за выслугу лет, оплата учебных отпус­ков и др. Дополнительная заработная_плата распределяется между отдельными видами продукции пропорционально основной заработной плате производст­венных рабочих.

Отчисления в Фонд социальной защиты и фонд занятости (п. 9), включа­ются в себестоимость по установленным нормативам в процентах к сумме ос­новной и дополнительной заработной платы.

В статью «Общепроизводственные расходы» (п. 10) включаются затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, расходы, связанные с организацией, обслуживанием и управлением производства, затраты на гаран­тийное обслуживание и ремонт продукции. Наибольший удельный вес в струк­туре этих затрат на предприятиях промышленности занимают расходы на со­держание и эксплуатацию оборудования, куда входят расходы на амортизацию оборудования и транспортных средств, затраты на ремонтные работы, заработ­ная плата наладчиков, электромонтеров, слесарей и других рабочих, обслужи­вающих оборудование, затраты на вспомогательные материалы, расходы на то­пливо и энергию для производственных механизмов и др.

Очень важно с точки зрения управления затратами, чтобы предприятия самостоятельно разрабатывали нормы и нормативы затрат на эксплуатацию и ремонт различных групп оборудования, лимиты потребления смазочных и об­тирочных материалов, топлива, энергии инструмента, лимиты численности об­служивающего персонала и другие и периодически их пересматривали. Сегодня такая работа проводится, к сожалению, не на всех предприятиях.

В отдельных отраслях с учетом особенностей технологии и организации производства из состава общепроизводственных расходов в качестве самостоятельных статей могут быть выделены «Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования», «Износ инструментов и приспособлений», «Расходы на подго­товку и освоение производства».

Расходы на организацию, обслуживание и управление производством содержат: расходы на оплату труда работников аппарата управления цехом, а также специалистов и других работников, обслуживающих производства; амор­тизацию и затраты на содержание и ремонт зданий, сооружений и инвентаря общецехового назначения: затраты на опыты, исследования, рационализацию и изобретательство цехового характера; затраты на мероприятия по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности и некоторые другие расхо­ды. Общепроизводственные расходы определяются в себестоимости конкрет­ного изделия косвенным путем с помощью заранее рассчитанных коэффициен­тов.

«Общехозяйственные расходы» (п. 11) объединяют комплекс затрат: на содержание административно-управленческого и общехозяйственного персона­ла предприятия; канцелярские; почтово-телеграфные и командировочные рас­ходы; затраты на аренду, содержание, ремонт и амортизацию помещений управленческого и общехозяйственного назначения; расходы на оплату инфор­мационных, аудиторских и консультационных услуг; проценты за кредиты бан­ков, представительские расходы, затраты на подготовку и переподготовку кад­ров (по нормам); платежи по обязательному страхованию имущества и отдель­ных категорий работников, износ нематериальных активов, земельный, эколо­гический налоги, отчисления на содержание детских дошкольных учреждений и в дорожные фонды и некоторые другие. Сумма общепроизводственных и общехозяйственных рас­ходов в себестоимости конкретного изделия рассчитывается косвенно с помо­щью коэффициента.

Отдельной статьей целесообразно выделить отчисления в инновационные фонды (п. 13), если они предусмотрены в определенной отрасли. Их сумма пла­нируется по централизованно устанавливаемым нормам в процентах от произ­водственной себестоимости и может быть непосредственно определена.

Самостоятельную статью представляют «Коммерческие расходы», т.е. расходы, связанные со сбытом продукции (п. 15). В условиях развития рыноч­ных отношений их доля имеет тенденцию к повышению. В их состав включа­ются расходы: на тару и упаковку, хранение, транспортировку продукции, погрузку ее в транспортные средства, связанные с исследованием рынка (марке­тинговые расходы), на рекламу (по нормам), комиссионные сборы, уплачивае­мые сбытовым и другим посредническим организациям.

Затраты на тару и упаковку должны относится к коммерческим расходам в тех случаях, когда затаривание и упаковка готовой продукции производится после ее сдачи на склад. Если затаривание продукции производится в цехах до сдачи ее на склад готовой продукции, стоимость тары включается в производ­ственную себестоимость по соответствующим калькуляционным, статьям или отдельной комплексной статьей, если тара изготовляется в тарном цехе.

Транспортные расходы и расходы на погрузку продукции в транспортные средства включаются в коммерческие расходы при использовании предприяти­ем условий поставки франко-вагон-станция (пристань) отправления. Расходы на доставку продукции до станции назначения или склада покупателя сверх указанных в себестоимость не включаются, а выделяются в цене в качестве са­мостоятельного элемента.

Затраты по маркетингу планируются (в пределах норм) в составе коммер­ческих расходов, если они проводятся с целью поиска рынков сбыта для выпус­каемой продукции. Если такие расходы достигают значительных величин и осуществляются с целью исследования рынков сбыта на перспективу, их необ­ходимо отнести к нематериальным активам и включить в себестоимость в тече­ние срока проведения исследований в виде износа нематериальных активов в составе общехозяйственных расходов.

Расходы на упаковку и транспортировку продукции, а также расходы, имеющие значительный удельный вес и относящиеся только к определенным видам продукции, целесообразно включать в себестоимость отдельных изделий прямым путем (при этом они должны выделяться в качестве самостоятельной статьи затрат). Сумма коммерческих расходов в себестоимости изделия опре­деляется косвенно с помощью заранее рассчитанного коэффициента пропорционально производственной себестоимости.

Пример. Определить себестоимость производства и реализации двигателя. Известны сле­дующие данные о составе затрат и нормативах их формирования. Сырье, основные материалы, полуфабрикаты и топливо на технологические цели - 75 тыс. р., возвратные отходы - 0,5 тыс. р. Транспортно-заготовительные расходы - 10% стоимости материальных затрат, основная заработная плата производственных рабочих - 5 тыс. р., дополнительная заработная плата- 12%. Отчисления в госу­дарственный Фонд социальной защиты - 35%, Фонд занятости - 1%, инновационный фонд - 0,5%. Нормы общепроизводственных и общехозяйственных расходов по отно­шению к основной зарплате производственных рабочих соответственно 180 и 160%. Коммерчески расходы составляют 16% производственной себестоимости.

Найдем суммы затрат по действующим на предприятии нормативам и установленным госу­дарственными органами ставкам налогов и отчислений:

транспортно-заготовительные расходы составят:

75× 10/100 = 7,5 тыс. р.;

дополнительная заработная плата:

5 × 12/100 ==0,6 тыс. р.;

отчисления в государственный Фонд социальной защиты:

(5+ 0,6)×35/100 =1,96 тыс. р.;

отчисления в государственный Фонд занятости:

(5 + 0,6)- 1/100 = 0,06 тыс. р.;

общепроизводственные расходы:

5 × 180/100 = 9 тыс. р.;

общехозяйственные расходы:

5×160/100 = 8 тыс. р.;

производственная себестоимость двигателя:

75 - 0,5 + 7,5 + 5 + 0,6 + 1,96 + 0,06 + 9 + 8= 106,62 тыс.р.

коммерческие расходы: , -

106,62× 16/100= 17,1 тыс. р.;

полная себестоимость двигателя:

106,62+17,1 = 123,72тыс. р.

Несмотря на недостатки, калькулирование по полным затратам во многих случаях незаменимо. Оно в наибольшей степени подходит для крупных пред­приятий, объединений. Об этом свидетельствует опыт крупнейших трансна­циональных корпораций, где полные затраты определяются в отношении 75% всех промышленных товаров. Такое калькулирование с поправками и уточне­ниями целесообразно использовать крупным отечественным предприятиям, объединениям, особенно государственным предприятиям, относящимся к есте­ственным монополиям, а также при назначении цен, регулируемых государст­вом (на продукцию базовых отраслей, социально значимую).

 

 

4. Варианты отнесения условно-постоянных расходов на себестоимость единицы продукции

Как было рассмотрено в методике калькулирования полной себестоимости продукции, условно-постоянные расходы, составляющие комплексные статьи затрат (п.6, 10, 11, 15 табл.7), включатся в себестоимость конкретных из­делий косвенно с помощью заранее рассчитанных коэффициентов распределения этих затрат. Эти коэффициенты должны быть включены в базы экономических нормативов на предприятиях.

Обоснование коэффициентов распределения условно-постоянных затрат и методика их расчета в себестоимости заключаются в следующем. Первоначально суммы того или иного вида расходов определяются на основе составления смет в целом по предприятию за определенный период времени, а затем рассчитываются специальные коэффициенты их отнесения на себестоимости конкретных изделий пропорционально одному из показателей: заработной плате, стоимости материальных ресурсов, переменным расходам или себестоимости в целом (производственной или полной).

Предприятия имеют право выбора способа распределения условно-постоянных расходов в зависимости от специфики своего производства. Этот способ оговаривается в учетной политике предприятия на год и в течение этого периода не может быть изменен.

В практической работе наиболее часто используется способ распределе­ния постоянных затрат и платежей пропорционально основной заработной пла­те производственных рабочих. Для этого за определенный период (за предше­ствующий год, полугодие или квартал) подсчитывают общие постоянные за­траты по предприятию и относят их к фонду оплаты труда производственных рабочих за тот же период. Если в планируемом периоде предвидятся сущест­венные изменения в их соотношении, то необходимо внести корректировки и учесть влияние действующих факторов. Расчет можно выразить следующей формулой:

Котн = Зпост.общз

где Котн - коэффициент отнесения постоянных затрат на себестоимость единицы продукции; 3пост.общ. - сумма постоянных затрат (или их вида) по пред­приятию, руб.; Ф3 - фонд заработной платы основных производственных рабо­чих по предприятию, руб.

После этого можно рассчитать распределяемое значение этих расходов, подлежащих включению в себестоимость единицы изделия:

Руп = Зосн.ед×Котн

где Руп - размер включаемых в себестоимость единицы продукции услов­но-постоянных расходов, руб.; Зосн.ед - сумма основной заработной платы производственных рабочих в себестоимости единицы продукции, руб.

Если значительную долю в себестоимости составляют материальные затраты, можно использовать способ отнесения условно-постоянных расходов пропорционально стоимости материальных ресурсов. В этом случае делаю следующие расчеты.

Котн = Зпост.общ/МЗ Руп = Мз×Котн

МЗ - сумма расходов на материальные ресурсы в затратах предприятия на производство и реализацию продукцию «а определенный период времен р.; М3 - сумма материальных затрат на единицу продукции, руб.

Когда с учетом особенностей работы предприятия важно в качестве базы для распределения условно-постоянных расходов использовать переменные затраты (материальные и заработную плату), то их можно рассчитать следующим образом:

Котн = Зпост.общ/ (Мзз) Руп = (Мзосн.ед)×Котн

Для удобства не только планирования, но и анализа состава затрат в качестве одного из вариантов распределения условно-постоянных расходов на себестоимость можно рекомендовать также использование коэффициента распределения условно-постоянных затрат пропорционально полной (или произвол венной) себестоимости с использованием следующей формулы:

Котн = Зпост.общ/ Ст.п

где Ст.п. - себестоимость всей товарной продукции предприятия, руб.

В этом случае величина условно-постоянных расходов, подлежащая включению в себестоимость единицы продукции, составит:

Руп = С ед/(1 - Котн )×Котн

где Сед - себестоимость единицы продукции, руб.

Пример. Рассчитать коэффициенты распределения общехозяйственных расходов на себе­стоимость продукции предприятия по отношению к основной заработной плате производственных рабочих, материальным затратам и к себестоимости. За предшествующий квартал сумма общехозяй­ственных расходов по предприятию составила 168 млн. руб., фонд основной заработной платы про­изводственных рабочих - 105 млн. руб., материальные затраты - 1575 млн. руб., себестоимость про­дукции - 2100 млн. руб.

Коэффициент распределения общехозяйственных расходов по отношению к основной зара­ботной плате производственных рабочих:

168/105 = 1,6 (или 160%).

Коэффициент распределения общехозяйственных расходов по отношению к материальным затратам:

168/1575 = 0,1067 (или 10,67%).

Коэффициент распределения общехозяйственных расходов по отношению к себестоимости:

168/2100 = 0,08 (или 8%).

 

 

 

На республиканском уровне для определения распреде­ления прав и обязанностей сторон по транспортировке про­дукции существуют 6 видов цен «франке». Цена «франко» (условие поставки) указывает, до какого момента на пути продвижения продукций от продавца к потребителю оп­лачивает транспортные расходы поставщик. Данные виды действуют только в пределах Республики Беларусь, если контрагенты находятся в разных странах, то вступают в действие условия поставки Incoterms.

Виды цен «франко» условно подразделяются на две группы:

1 группа: цены, тяготеющие к местам производства или отправки продукции:

♦ франко - склад поставщика;

♦ франко - станция отправления;

♦ франко - транспортное средство станция отправления.

2 группа: цены, тяготеющие к местам потребления или доставки продукции:

♦ франко - транспортное средство станция назначения;

♦ франко - станция назначения;

♦ франко - склад покупателя.

Франко – склад поставщика: все расходы по транспорти­ровке продукции от предприятия-поставщика до покупате­ля оплачивает покупатель. Расходы по доставке продукции в цену не включаются.

Франко – станция отправления (франка-отправления): в отпускную цену включаются расходы по доставке продук­ции До станции отправления, расходы по взвешиванию и отправке, остальные расходы покупатель оплачивает сверх цены. Транспортные расходы в данном размере относятся на себестоимость продукции.

Франко – транспортное средство станция отправления: в отпускную цену включаются все расходы, указанные в пре­дыдущем условии поставки плюс затраты по Погрузке про­дукции в транспортное средство на станции отправления.

Франко – транспортное средство станция назначения: в цену входят расходы по доставке продукции до станции на­значения и расходы по перегрузке ее в пути следования.

Франко – станция назначения (франко-назначения): в цену включаются все расходы по доставке Продукций до станции назначения и выгрузка товара из транспортного средства.

Франко – склад покупателя: в отпускную цену предпри­ятия-производителя включаются все расходы по транспор­тировке, погрузочно-разгрузочные затраты, связанные с доставкой продукции до покупателя.

Самыми низкими по уровню ценами из перечисленных и наиболее выгодными предприятию-производителю, яв­ляются цены франко - склад поставщика; самыми высоки­ми - франко - склад покупателя, и определенным образом выгодными для покупателя. Под выгодностью в данном случае понимается не отвлечение дополнительных средств на транспортировку и трата времени, которой сопровождается организация поставки товара. В любом случае расходы по доставке продукции несет покупатель, только в первом случае (франко - склад поставщика) они не включаются в цену, а во втором (франко - склад покупателя) они в полном: объеме войдут в отпускную цену предприятия-поставщика. Помимо вышеуказанных причин, включение транспортных расходов в цену приводит к повышению ее уровня, косвен­ные налоги и неналоговые платежи пропорционально уве­личивают ее размеры, что может сделать данную продукцию неконкурентоспособной.

В прейскурантах отпускных цен в обязательном порядке должна быть указана франкировка. Принимая в расчет то обстоятельство, что поставка товаров покупателям может производиться как на условиях франко-отправления, так и на условиях франко-назначения, рекомендуется при составлении прейскуранта отпускных цен указывать две цены (для каждого вида поставки). В прейскурантах помещаются отпускные цены, сформированные без налога на добавленную стоимость. По усмотрению организации в прейскурантах можно указывать дополнительную информацию, например, о размере ставки НДС, уровне отпускной цены с учетом НДС и др.