Основанные на издержках производства

Система методов ценообразования. Методы ценообразования,

Основу методологии ценообразования составляет система методов обоснования цен, которые базируются на основных ценообразующих факторах. (рисунок 9)

Затратный метод (метод полных издержек) – к рассчитан­ной себестоимости единицы продукции добавляется задан­ный размер прибыли, косвенные налоги и обязательные от­числения во внебюджетные фонды:

 

Ц= С/С + П + Н,

Н = КН + ВФ Û Ц = С/С + П + КН +ВФ,

 

где Ц - цена единицы продукции, руб.;

С/С - себестоимость изделия, руб.;

П- прибыль на единицу товара, руб.;

КН - сумма косвенных налогов в цене, руб.;

ВФ - сумма отчислений во внебюджетные фонды в цене, руб.

Преимущества данного метода:

- обеспечивает полное покрытие всех затрат и получение планируемого размера прибыли

- относительная простота, универсальность.

Недостатки:

- игнорирует влияние эластичности спроса по цене,

- не отражает изменения в предпочтениях потребителей;

- снижает конкурентоспособные стимулы к минимизации издержек.

Рисунок 9 - Методы ценообразования

Пример. Производственное объединение выпускает ку­хонные комбайны. Нормальные условия для работы объеди­нения обеспечивает норма прибыли в 28% на вложенные за­траты. Налоги и обязательные отчисления во внебюджетные фонды составляют 25% цены, по которой продукция реализу­ется потребителю. Себестоимость изделия равна 40 тыс. руб­лей. Рассчитать цену изделия затратным методом.

Решение:

Метод маржинальных издержек: к переменным издержкам на единицу продукции добавляется сумма (процент), покры­вающая постоянные затраты и обеспечивающая достаточную норму рентабельности. Данный метод ценообразования обеспечивает покрытие постоянных затрат и максимизации прибыли, внедрение данного метода облегчается официальным введением в учетную практику и отчетность классификации затрат на условно-переменные и условно-постоянные.

Пример. Предприятие по производству предметов до­машнего обихода желает установить цену на новое изделие. Прогнозируемый годовой объём производства -10 000 штук. Предположительно затраты составят: прямые затраты на сы­рье и материалы на единицу изделия 1000 руб.; прямые за­траты заработной платы на единицу изделия 400 руб. Итого переменные затраты на единицу изделия составят 1400 руб.

Фирма планирует сумму постоянных издержек 2 000 000 руб. в год и прибыль 4 000 000 руб. Рассчитать цену.

Решение:

Желательный результат от реализации после возмеще­ния переменных издержек (постоянные издержки + при­быль): 2 000 000 руб. + 4 000 000 руб. = 6 000 000 руб. Же­лательный результат от реализации после возмещения пе­ременных затрат на единицу изделия: 6 000 000 руб.: 10 000 штук = 600 руб. Цена (переменные издержки на единицу изделия + желательный результат от реализации после воз­мещения переменных затрат на единицу изделия): 1400 руб. + 600 руб. = 2000 руб.

Часто в затратных методах ценообразования выделяют метод рентабельности инвестиций. Он не применяется в практике отечественного ценообразования

Метод рентабельности инвестиций: любой производствен­ный проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит.

Это единственный метод, учитывающий платность фи­нансовых ресурсов, необходимых для производства и реа­лизации товара. Однако его применение усложняется высо­ким уровнем ставок за кредит и их относительной неопреде­ленностью во времени в условиях инфляции.

Применяется:

♦ на предприятиях с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих переменных затрат;

♦ как для традиционно производимых товаров с устояв­шейся рыночной ценой, так и для новых изделий;

♦ при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой.

Пример. Фирма устанавливает цену на новое изделие. Про­гнозируемый годовой объем производства - 40 000 штук, пред­полагаемые переменные затраты на единицу продукции — 30 у е. Общая сумма постоянных затрат - 800 000 у.е. Проект потре­бует дополнительного финансирования (кредита} в размере 1 000 000 у.е. под 20% годовых. Рассчитать цену.

Переменные затраты на единицу продукции 30 у.е.  
Постоянные затраты на единицу продукции 800 000 у.е.: 40 000 шт.= 20 у.е.  
Суммарные затраты на единицу изделия 30 у.е.+ 20 у.е. = 50 у.е.  
Желательная прибыль 1 000 000 у.е.´0,20: 40 000 шт.= 5 у.е. (не ниже)
Цена Не ниже 55 у.е.

Метод структурной аналогии: применяется на предприяти­ях с широкой номенклатурой однотипных изделий, работ, ус­луг. Для определения цены на новое изделие необходимо:

1) установить структуру цены или себестоимости (в за­висимости от того, что является объектом определения) на аналогичное изделие. Для этого используются статистичес­кие или фактические данные о доле каждого вида затрат в цене или себестоимости аналогичного изделия;

2) выбрать основные элементы затрат в себестоимости или цене аналогичного товара или один из основных (за основу выделения берется удельный вес каждого элемента затрат в себестоимости или цене аналогичного изделия);

3) определить денежную величину основного вида затрат нового изделия (это можно сделать по чертежам, опытному образцу, нормам расхода и т. д.);

4) цена на новое изделие определяется по формуле:

где Цн, Цб — цена нового или базового изделия соответс­твенно, руб.;

ИЗосн — абсолютное значение основного вида затрат при производстве данного товара.

Пример. Производство новой детали потребует 15 000 руб. затрат на материалы. На предприятии выпускается одно­типная продукция, структура цен которой практически одинакова (70% - материальные затраты, 20% - заработная плата, 10% — прочие расходы). Определить возможную цену новой детали.

Агрегатный метод: применяется в тех случаях, когда то­вар состоит из сочетаний отдельных изделий, а также на продукцию, собираемую из унифицированных элементов, узлов, деталей. Цена равна сумме цен отдельных конструк­тивных элементов, которые уже ранее были определены, с добавлением затрат по их сборке и компоновке:

где Цн - цена нового изделия, руб.;

Элк — стоимость К-го элемента.

Пример. Минский фарфоро-фаянсовый завод произво­дит чайные сервизы, состоящие из заварного чайника, сахарницы и шести чашек с блюдцами. Цена такого набора будет складываться из цен входящих в набор компонентов, которые рассчитываются отдельно на основе затратного ме­тода. В качестве примера, может быть предложено и любое предприятие, производящее сложно-техническую продук­цию, когда в производстве используются детали, узлы, схе­мы и т.д.