Последствия инфляционного роста цен и их влияние на экономику

Инфляция проходит следующие стадии, для каждой из которых характерен определенный вид инфляции и соответствующий рост цен.

На первой стадии – инфляция протекает сравнительно медленно, е называют умеренной или ползучей. Деньги обесцениваются на 2-3% в год. Опасность такой инфляции для экономики в целом не высока, хотя темпы экономического роста снижаются.

На второй стадии инфляции повышение цен измеряется уже двухзначными цифрами. Такая инфляция называется галопирующей, при ней цены повышаются от 20 до 50% в год. Деньги вкладываются в материальные ценности. При гиперинфляции цены и количество денег в обращении растут очень большими темпами, увеличивается разрыв между уровнем цен и заработной платой, что ведет к резкому падению уровня жизни даже обеспеченных категорий населения.

В связи с тем, что стоимость жизни повышается, рабочие добиваются роста номинальной зарплаты, которая покрыла бы не только прошлое повышение цен, но и компенсировала бы ожидаемую инфляцию, то есть до гиперинфляционного уровня реальной зарплаты. Это, в конечном счете, приводит к увеличению издержек и как следствие к росту цен, что порождает новые требования о повышении заработной платы, вслед за чем наступает новый виток повышения цен. В результате возникает инфляционная спираль зарплаты и цен.

Резко снижается инвестирование в реальный сектор, многие потенциальные инвесторы вкладывают капитал в золотые изделия, бриллианты, драгоценные металлы, недвижимость и др.

В условиях гиперинфляции деньги перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости, средства накопления.

Гиперинфляция, как правило, всегда является следствием необдуманного увеличения государством объема денежной массы. При рациональной денежно-кредитной политике умеренная инфляция не может перерасти в гиперинфляцию.

При очень высоком уровне инфляции экономика страны входит в состояние стагинфляции, то есть происходит полная остановка ее развития (стагнация).

В практических расчетах для оценки уровня инфляции используются:

индексы потребительских цен;

индексы цен производства;

дефлятор.

Дефлятор – отношение номинального ВНП данного года к ВНП, измеренному в ценах базового года, т.е. к реальному ВНП. Дефлятор характеризует не только изменение цен, но и изменения структуры корзины благ.

Инфляция и особенно гиперинфляция разрушающе действуют на экономику, прежде всего в связи с дестабилизацией системы ценообразования, выражающейся в неравномерном росте цен по стадиям производства и обращения, по их видам (оптовым, розничным). Неодинаковые темпы изменения разных видов цен приводят к потерям для хозяйствующих субъектов и многих слоев населения.

Главным отрицательным последствием инфляционного роста цен является стихийное, непредсказуемое перераспределение доходов.

Во-первых, инфляционный рост цен приводит к снижению доходов населения, имеющих фиксированные номинальные доходы (пенсионеры, студенты, бюджетники и т.д.). Поэтому важное значение в этих условиях приобретает индексация доходов в соответствии с темпами инфляции. Во-вторых, группы населения, получающие нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции, если рост их номинальных доходов опережает рост цен. Инфляция обогащает так менеджеров и акционеров предприятий, выпускающих продукцию, цены на которую растут быстрее, чем издержки.

В-третьих, инфляционный рост цен обесценивает сбережения и другие нематериальные активы с фиксированной стоимостью.

Инфляционный рост цен приводит к увеличению ставки процента за кредит, так как кредитор устанавливает уровень ставки, превышающей темп роста цен. При высоких ставках процента за кредит резко сокращается ссуды не только для инвестирования, но и для пополнения оборотных средств на текущие нужды. Это в свою очередь снижает рентабельность производства, приводит к его сокращению или остановке.

При высоком уровне инфляции нарушаются сложившиеся хозяйственные связи, появляется цепь неплатежей, что ухудшает финансовое состояние предприятий и экономики в целом.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что полностью избавиться от инфляции невозможно: она стала постоянным спутником развития экономики. Поэтому главной задачей государства является нахождение оптимального уровня инфляции на разных этапах развития экономики. Для этого надо научиться управлять инфляцией и жестко удерживать ее в определенных границах на основе анализа причинно-следственных связей, вызывающих инфляцию.

 

Литература

 

1. О ценообразовании. Закон Республики Беларусь № 255-3 от 10.05.1999/ Формирование цен и тарифов: сборник нормативных документов – 12 – с издан. – Мн.: Иформпресс, 2006, с.31-40.

2. О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь. Указ Президента Республики Бларусь № 285 от 12.05.1999г./Формирование цен и тарифов – сборник нормативных документов – 12-ое изд. доп. – Мн.: ИнформПресс, 2006, с 50-55.

3. Об утверждении Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь №43 от 22.04.1999г./Формирование цен и тарифов – сборник нормативных документов – 12-ое изд.доп. – Мн.: ИнформПресс, 2006, с 3-31.

4. Полещук И.И. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. - Мн.: БГЭУ, 2002, с.26-44.

5. Емельянова Т.В. Ценообразование: учеб. пособие. - Мн.: Выш. шк., 2005, с. 13-39.

6. Тарасов В.И. Ценообразование: учеб.пособие. – Мн.: Книжный Дом, 2005, с. 68-94.

7. Цена и ценообразование: Учебник / И.К. Салижанов и др.; Под ред. И.К. Салижанова - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2003, с. 134-181.

8. Липсиц И.В. Ценообразование. Учебник. – 3-е изд. – М.: Экономист, 2004, с44-52.

9. Трацевский И.П. Ценообразование: учеб. пособие/ И.П.Трацевский, И.Н.Грекова - Мн.: Новое знание, 2000, с. 160.

10. Прогнозирование и планирование экономики: учеб.пособие/В.И.Борисевич, Г.А. Кандаурова, Г.Н. Кандауров и др.; Под общ.ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001, с. 380

11. Цены и ценообразование: учебник для ВУЗов, 3-е изд. /под ред. В.Е.Есикова – Спб: издательство «Питер», 2000, с 238-261.

12. Шаш Н.Н. Ценообразование. Пособие для сдачи экзамена. - М.: Юрайт-Издат, 2004, с. 138-151.

13. Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга: учеб.пособие – 2-е изд. – М.:Информационно-издательский дом «Филини», 1998, с.32-39.

14. Ценообразование: ответы на экзаменационные вопросы/ О.Э.Шаркова – Минск: Тетра Системс, 2009 – с.146-170.

 

Тема 4: МЕТОДЫ И СТРАТЕГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

1. Система методов ценообразования. Затратный метод ценообразования.

2. Методы ценообразования, ориентированные на качество и потребительские свойства продукции.

3. Методы ценообразования, учитывающие спрос и уровень конкуренции.

4. Рыночные стратегии ценообразования.