Роль цены в инфляционных процессах

Таблица 5 - Значение минимальной предельной величины дня хозяйствующих субъектов-производителей товаров народного потребления и субъектов, оказывающих услуги

Таблица 4 - Структура Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь

РАЗДЕЛЫ РЕЕСТРА
I II III
Предприятия естест­венной монополий Предприятия, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны антимонопольных органов   Предприятия, в отношении которых применяется государственный контроль и регулирование отдельных параметров
Отрасли производства, в которых минимум издержек в расчете на единицу продукции достигается при сосре­доточении производс­тва на единственном предприятии. Создание конкуренции путем рассредоточения производства в таких отраслях экономически нецелесообразно Если предприятие допустит злоупотребление доминирующим положением, оно исключается из раздела. II и включается в раздел III В зависимости от вида и назначения товаров (услуг), выпускаемых предприятием-монополистом, используются следующие методы ценового регулирования: - установление предельного норматива рентабельности; - предельного уровня цен; -декларирования повышения свободных отпускных цен.
Каждый из разделов Реестра содержит два подраздела: республиканс­кий, включающий предприятия-монополисты на республиканском то­варном рынке, и местный, состоящий из предприятий-монополистов на, местных товарных рынках

Предприятия из второго раздела реестра находятся в поле зрения антимонопольного комитета Министерства предпринимательства инвестиций. По установленной форме они обязаны раз в квартал отчитываться по объемам выпуска и реализации в натуральном и стоимостном выражении, рентабельности продукции, реализованной на республиканском рынке. В случае выявленных нарушений или установления факта доминирования предприятие попадает в третий раздел Государственного реестра.

Предприятия третьего раздела находятся в сфере ценового регулирования. Это значит, что они должны обосновывать и декларировать в соответствующем органе государственного управления местного или республиканского уровня повышение цены.

Данная схема регулирования цен очень несовершенна в силу отсутствия необходимой статистической отчетности об общем объеме реализации в республике того или иного товара и малочисленности проверяющих специалистов.

 

 

5. Выявление монопольных цен и доминирующего положения на рынке

 

Выявление монопольных цен происходит согласно сле­дующему алгоритму. Под монопольной ценой понимает­ся цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается домини­рующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступив­шими в сговор хозяйствующими субъектами в целях реали­зации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью.

Выделяют следующие виды монопольных цен:

монопольно высокой является цена, которая устанавливается с целью получения сверхприбыли и/или компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других хозяйствующих субъектов или граждан;

монопольно низкой является цена, которая при устой­чивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам и тем самым огра­ничивает конкуренцию на рынке данного товара;

монопсонически низкой ценой является цена, уста­навливаемая хозяйствующим субъектом, доминирующим на рынке данного товара в качестве покупателя, в целях по­лучения- сверхприбыли и/или компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.

Признаками монопольно высоких цен могут служить:

1) повышение цены в целях компенсации необоснованных затрат и/или получение сверхприбыли в результате:

- преднамеренного сокращения объёмов производства и реализации при наличии устойчивого спроса;

- скрытого уменьшения объемов производства и реализа­ции, под этим подразумевается, как правило, снижение качест­ва продукции при формально неизменной величине выпуска;

2) скрытое повышение цены (неизменность цены при снижении качества) в целях компенсации необоснованных затрат и/или получения сверхприбыли;

3) различные комбинации вышеуказанных признаков, ущемляющих интересы других хозяйствующих субъектов или населения.

Признаками монопольно или монопсонически низких цен могут служить:

1) создание на рынке ситуации, при которой приобрете­ние товара у других хозяйствующих субъектов становится экономически невыгодным;

2) покупка продукции по ценам Ниже того уровня, кото­рый сложился бы на конкурентных рынках, или по ценам, не обеспечивающим продавцу получения прибыли на сред­неотраслевом (среднерегиональном) уровне или возмеще­ния себестоимости, если это не предопределено рыночной конъюнктурой;

3) не обусловленное конъюнктурой рынка повышение прибыли хозяйствующего субъекта, занимающего в качест­ве покупателя доминирующее положение на данном товар­ном рынке (или уровня заработной платы его работников), путем снижения собственных издержек производства (реа­лизации) за счет поставщика.

Признаки монопольных цен могут быть выявлены двумя способами — прямым и косвенным:

прямой: сравнение фактических цен и объемов произ­водства с соответствующими значениями, которые имеются или имелись бы на конкурентном рынке;

косвенный: анализ и сопоставление динамики цен, объ­емов производства (изменение объемов производства учи­тываются в натуральном выражении), прибыли, рентабель­ности, средней заработной платы и других показателей со среднеотраслевыми или региональными показателями.

Однако обнаружение признаков монопольной цены само по себе не является достаточным доказательством злоупотреб­ления доминирующим положением на рынке, а лишь предполагает проведение дальнейшего экономического анализа.

Установление факта доминирующего положения осуществляется департаментом антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь и управлениями антимонопольной и ценовой политики областных исполнительных комитетов и Минским городским исполнительным комитетом при:

1) принятии решений о включении (исключении) в (из) Государственный (ого) реестр(а) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее – Реестр);

2) изучении уровня монополизации товарных рынков;

3) рассмотрении вопросов реорганизации хозяйствующих субъектов, а также создания их объединений;

4) выдаче заключений по сделкам с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов в соответствии с антимонопольным законодательством.

Количественная оценка положения хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) на товарном рынке базируется на расчете следующего комплексного показателя:

 

где dij – доля хозяйствующего субъекта i по реализации товара j на товарном рынке,

Vij – объем товара j, реализованного субъектом i на товарном рынке,

Эij – объем товара j хозяйствующего субъекта I, реализованного за пределами соответствующего товарного рынка.

Показатель, характеризующий доминирующее положение, для хозяйствующих субъектов:

- розничной торговли – рассчитывается как отношение объема розничного товарооборота данного хозяйствующего субъекта к общему объему розничного товарооборота в пределах установленных географических границ рынка;

- общественного питания – рассчитывается как отношение валового товарооборота (розничный товарооборот вместе с оптовым товарооборотом по отпуску продукции собственного производства иным хозяйствующим субъектам) данного хозяйствующего субъекта к общему валовому товарообороту в пределах установленных географических границ рынка;

- оптовой торговли – рассчитывается как отношение поставок товаров данного хозяйствующего субъекта к общему объему реализации в розничной торговле и общественном питании в пределах установленных географических границ рынка;

- оказывающих банковские услуги, рассчитывается как отношение суммы активов данного хозяйствующего субъекта к общей сумме активов всех хозяйствующих субъектов, оказывающих банковские услуги в пределах установленных географических границ рынка;

- оказывающих страховые услуги, рассчитывается как отношение суммы страховых взносов данного хозяйствующего субъекта к общей сумме страховых взносов всех хозяйствующих субъектов, оказывающих страховые услуги в пределах установленных географических границ рынка.

Факт доминирования хозяйствующего субъекта устанавливается в случае, если величина его доли на соответствующем товарном рынке превышает предельные величины согласно табл. 5, 6 .

 

Количество крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенные товары на товарный рынок Значение минимальной предельной величины
Один 30%
Два 54%
Три 78%
Четыре 95%

 

Примечание: при рассмотрении двух и более крупнейших производителей, выступающих на товарном рынке, факт доминирования хозяйствующего субъекта устанавливается в, случае, если доля одного из них в общем объеме реализации данного товара на рынке превышает 20%.

 

Таблица 6 - Значение минимальной предельной величины для хозяйствующих субъектов – производителей товаров производственно-технического назначения

Количество крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенные товары на товарный рынок Значение минимальной предельной величины
Один 45%
Два 67%
Три 86%
Четыре 100%

Примечание: При рассмотрении двух и более крупнейших производителей товаров производственно-технического назначения согласно таблице факт доминирования хозяйствующего субъекта устанавливается в случае, если доля одного из них в общем объеме реализации данного товара на рынке превышает 25%.

При определении признаков доминирующего положения хозяйствующего субъекта и принятии решения по установлению факта доминирования хозяйствующего субъекта учитываются и другие условия, позволяющие хозяйствующему субъекту ограничивать конкуренцию, в том числе наличие одного или нескольких следующих признаков:

- отсутствие у хозяйствующего субъекта конкурента на рынке соответствующего товара;

- способность хозяйствующего субъекта, не являющегося единственным производителем (продавцом) или потребителем (покупателем) соответствующего товара, навязывать неприемлемые для покупателя или продавца условия при продаже или покупке товара, при заключении договора о поставках;

- способность хозяйствующего субъекта ограничивать конкуренцию других хозяйствующих субъектов на рынке материально-технических ресурсов (сырье, материалы, оборудование, энергоресурсы и прочее);

- способность хозяйствующего субъекта сокращать или ограничивать поставку товаров на рынок сбыта с целью получения односторонних выгод при продаже товаров, при заключении договоров и соглашений о поставках товаров.

При определении доминирующего положения факт объединенного доминирования группы хозяйствующих субъектов устанавливается, когда возможность для злоупотребления на данном рынке есть, но ни один из присутствующих на рынке хозяйствующих субъектов в отдельности ею не обладает. При исследовании на предмет объединенного доминирования группы хозяйствующих субъектов необходимо оценит степень их возможного взаимодействия. К формам взаимодействия можно отнести:

- взаимодействие, основанное на обладании акциями, паями, долями в уставных фондах друг друга;

- формирование организационно-правовых структур, в состав которых входят несколько юридически самостоятельных хозяйствующих субъектов, проводящих единую экономическую политику.

Оценка доминирующего положения группы хозяйствующих субъектов основывается на двух подходах:

- хозяйствующие субъекты рассматриваются как единый хозяйствующий субъект (например, в случае обладания пакетами акций друг друга, позволяющем осуществлять необходимый взаимный контроль). При этом доля группы хозяйствующих субъектов, определенных в процессе анализа, считается как сумма долей всех хозяйствующих субъектов;

- определение доминирующего положения осуществляется на основе анализа поведения хозяйствующих субъектов-лидеров с учетом признаков, характеризующих доминирующее положение отдельного хозяйствующего субъекта (например, в случаях с олигополистическими рынками и слабым фактическим контролем друг над другом).

Установление факта доминирования хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) является основанием для включения его (их) в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.