Антимонопольное регулирование в национальной экономике

Национальная экономика Беларуси характеризуется зна­чительным числом предприятий-монополистов, наличием административных монополий в виде концернов, ассоциа­ций, министерств, сохранением монополии государствен­ной собственности, чрезмерным уровнем концентрации и недостаточным развитием малого бизнеса, что затрудняет формирование конкурентной среды.

Основными законодательными актами, регулирующими антимонопольную деятельность, являются (с учетом изме­нений и дополнений):

♦ Закон Республики Беларусь «О противодействии мо­нополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10.01.2000 г. №364-3;

♦ Инструкция по определению доминирующего положе­ния хозяйствующих субъектов на товарных рынках Респуб­лики Беларусь (утверждена постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 г. № 229);

♦ Инструкция по выявлению и пресечению антиконку­рентных ценовых соглашений (согласованных действий) о ценах (утверждена постановлением Министерства пред­принимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. N° 9);

♦ Инструкция по выявлению монопольных цен (утверж­дена постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. N» 10);

♦ Положение о Государственном реестре хозяйствую­щих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (утверждено поста­новлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 07.07.2000 с № 13).

♦ Инструкция по организации и проведению проверок по соблюдению антимонопольногозаконодательства хо­зяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках (утверждена постановлением Министерства пред­принимательства и инвестиций Республики Беларусь от 31.07.2000 г. № 14).

На их основе определен Государственный реестр хозяйс­твующих субъектов, занимающих доминирующее положе­ние на товарных рынках Республики Беларусь, областей и г. Минска.

В первом разделе находятся естественные монополии, цены на продукцию которых устанавливают соответству­ющие министерства (Министерство экономики — цены на нефть, газ, лекарственные препараты, социально значимые продукты питания и т.д., Министерство транспорта — цены на грузовые и пассажирские перевозки и т.д.). В республике выделяют следующие виды монополий:

- государственная монополия — система общественных отношений, при которой исключительное право осущест­влять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномо­ченных субъектов права;

- естественная монополия — система общественных от­ношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением из­держек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), соответствующие товары не мо­гут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения лены, чем спрос на другие товары;

- чрезвычайная монополия— система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени;

- правомерная монополия – государственная, естествен­ная или чрезвычайная монополии.