Антимонопольное регулирование в национальной экономике
Национальная экономика Беларуси характеризуется значительным числом предприятий-монополистов, наличием административных монополий в виде концернов, ассоциаций, министерств, сохранением монополии государственной собственности, чрезмерным уровнем концентрации и недостаточным развитием малого бизнеса, что затрудняет формирование конкурентной среды.
Основными законодательными актами, регулирующими антимонопольную деятельность, являются (с учетом изменений и дополнений):
♦ Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10.01.2000 г. №364-3;
♦ Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь (утверждена постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 г. № 229);
♦ Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных ценовых соглашений (согласованных действий) о ценах (утверждена постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. N° 9);
♦ Инструкция по выявлению монопольных цен (утверждена постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. N» 10);
♦ Положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (утверждено постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 07.07.2000 с № 13).
♦ Инструкция по организации и проведению проверок по соблюдению антимонопольногозаконодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках (утверждена постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 31.07.2000 г. № 14).
На их основе определен Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, областей и г. Минска.
В первом разделе находятся естественные монополии, цены на продукцию которых устанавливают соответствующие министерства (Министерство экономики — цены на нефть, газ, лекарственные препараты, социально значимые продукты питания и т.д., Министерство транспорта — цены на грузовые и пассажирские перевозки и т.д.). В республике выделяют следующие виды монополий:
- государственная монополия — система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права;
- естественная монополия — система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения лены, чем спрос на другие товары;
- чрезвычайная монополия— система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени;
- правомерная монополия – государственная, естественная или чрезвычайная монополии.