Факторы, оказывающие влияние на уровень и динамику цен
Экономическое содержание цены. Функции цен
Ценообразование — это процесс установления, регулирования цен (тарифов) и контроль за применением установленного законодательством порядка формирования цены юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования.
Также основными понятиями являются цена и тариф.
Цена — это денежная оценка стоимости единицы товара.
Тариф - денежная оценка стоимости единицы работы, услуги.
Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов купить его.
В рыночной экономике всё имеет цену: каждый товар и каждая услуга. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором общественного производства.
Цены обслуживают все уровни экономики и играют активную роль в сферах микро-, макро- и интерэкономики. На микроуровне цены регулируют хозяйственную деятельность предприятия. Экономика любого предприятия начинается с цен на сырьё, материалы, полуфабрикаты, топливо и заканчивается ценами на произведённую продукцию для внутреннего или внешнего рынка. Цены связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг.
На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию её важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления, и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т.д.). Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорциях. Когда, например, какая-либо продукция на рынке становится дефицитной, т.е. спрос превышает предложение, цены реагируют повышением. Высокие цены привлекают для производства такой продукции свободный капитал, инвестиции. В результате предложение товара увеличивается, и цены постепенно снижаются.
На уровне интерэкономики, в международной торговле цены в определённой степени определяют структуру мирового хозяйства, влияют на потоки экспорта и импорта.
Играя исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд важнейших функций, связанных с действием объективных экономических законов в обществе.
Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни общества, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями.
Выделяют следующие виды функций цены:
Ø учетная функция: ценз служит средством исчисления всех стоимостных показателей, к ним относятся как количественные (валовой внутренний продукт, объем выпускаемой и реализуемой продукции и так далее), так и качественные показатели (рентабельность, производительность труда, и так далее);
Ø стимулирующая (дестимулцрующая) функция: сущность этой функции цены выражается в поощрительном или сдерживающим ее воздействии на производство и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирующее (дестимулирующее) воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли;
Ø распределительная или перераспределительная функция:
это свойстве цены связано с ее отклонением от стоимости под воздействием рыночных факторов. Цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения;
Ø балансирующая функция или функция сбалансирования рыночного спроса и предложения: через цену осуществляется связь между производителями и потребителями, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях и сферах производства и обращения и указывает на необходимость принятия мер по их преодолению;
Ø информационная функция: цена в какой-то мере служит индикатором состояния дел во всей национальной экономике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка, ее уровень и динамика помогает фирме, желающей вступить. на рынок, принять, окончательно решение, выступая в качестве решающего аргумента «за» или «против».
Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют, а в ряде случаев вступают в противоречие.
Так стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако в случае превышения предложения над спросом цена будет играть дестимулирующую роль (при ее снижении), что приведет к сокращению предложения товаров.
Учебная функция цены нередко вступает в противоречие почти со всеми остальными функциями, особенно с функцией сбалансирования спроса и предложения, так как в рыночных условиях под воздействием множества факторов цена довольно часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации.
Существуют различные подходы к классификации факторов, оказывающих влияние на динамику и уровень цены.
В зависимости от влияния на уровень цены выделяют:
v факторы. содействующие росту иены:
Ø кризисное состояние производства и экономики в целом;
Ø разбалансированность финансово-кредитной системы;
Ø несовершенство налоговой политики;
Ø высокая налоговая нагрузка;
Ø недостаточный объем производства продукции;
Ø завышение платы за услуги государственных учреждений, государственных сборов, таможенных платежей;
Ø отсутствие в отрасли конкуренции;
v факторы, способствующие снижению цены:
Ø снижение материалоемкости;
Ø эффективное использование трудовых ресурсов;
Ø хорошее знание конъюнктуры рынка и умение прогнозировать спрос;
Ø умение прогнозировать появление конкретной потребности и спрос на товары, которые удовлетворяют данную потребность;
Ø совершенствование технологии производства и продаж;
Ø упорядочение налогообложения, снижение налоговой нагрузки;
Ø конкуренция;
В зависимости от уровня формирования цены выделяют:
v факторы, определяющие уровень цен на микроуровне (помимо факторов на макроуровне):
Ø индивидуальная себестоимость и ее соотношение со среднеотраслевой себестоимостью;
Ø средняя норма прибыли, наличие экономической прибыли;
Ø качество товара;
Ø объемы поставок, взаимоотношения продавца и покупателя;
Ø условия платежа;
Ø франкировка цен: базисные условия поставки;
Ø уровень сервиса и срок послепродажного обслуживания;
Ø длительность цикла товародвижения;
Ø жизненный цикл товара;
Ø мобильность производства;
Ø затраты на рекламу;
Ø имидж предприятия;
Ø уровень спроса и предложения на данную продукцию;
Ø характер государственного регулирования цен конкретных товаров;
Ø характер антимонопольного регулирования;
Ø платежеспособность населения;
Ø и другие.
Факторы, оказывающие воздействие на уровень цен и их динамику на макроуровне:
Выделенные нами факторы оказывают разнонаправленное действие на уровень цен. При этом большая их часть не контролируется предприятием и учитывает изменения общеэкономических пропорций, уровень конкуренции, спрос и предложение, вкусы, прямое государственное регулирование и др.
Факторы микроэкономического уровня в основном контролируемы предприятием, поэтому степень их влияния на цены более предсказуема как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективу.