Факторы, оказывающие влияние на уровень и динамику цен

Экономическое содержание цены. Функции цен

Ценообразование — это процесс установления, регулиро­вания цен (тарифов) и контроль за применением установлен­ного законодательством порядка формирования цены юри­дическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юри­дического лица, и другими субъектами ценообразования.

Также основными понятиями являются цена и тариф.

Цена — это денежная оценка стоимости единицы товара.

Тариф - денежная оценка стоимости единицы работы, услуги.

Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хо­чет продать свой товар, а покупатель готов купить его.

В рыночной экономике всё имеет цену: каждый товар и каждая услуга. Рыночные равновесные цены становятся важнейшим регулятором обществен­ного производства.

Цены обслуживают все уровни экономики и играют активную роль в сферах микро-, макро- и интерэкономики. На микроуровне цены регули­руют хозяйственную деятельность предприятия. Экономика любого предпри­ятия начинается с цен на сырьё, материалы, полуфабрикаты, топливо и заканчивается ценами на произведённую продукцию для внутреннего или внешнего рынка. Цены связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами различных видов продукции и услуг.

На макроуровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию её важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления, и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т.д.). Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорциях. Когда, например, какая-либо продукция на рынке становится дефицитной, т.е. спрос превышает предложение, цены реагируют повышением. Высокие цены привлекают для производства такой продукции свободный капитал, инвестиции. В результате предложение товара увеличива­ется, и цены постепенно снижаются.

На уровне интерэкономики, в международной торговле цены в опреде­лённой степени определяют структуру мирового хозяйства, влияют на потоки экспорта и импорта.

Играя исключительную роль в экономике, цены выполняют ряд важней­ших функций, связанных с действием объективных экономических законов в обществе.

Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни общества, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями.

Выделяют следующие виды функций цены:

Ø учетная функция: ценз служит средством исчисления всех стоимостных показателей, к ним относятся как количес­твенные (валовой внутренний продукт, объ­ем выпускаемой и реализуемой продукции и так далее), так и качественные показатели (рентабельность, производитель­ность труда, и так далее);

Ø стимулирующая (дестимулцрующая) функция: сущность этой функции цены выражается в поощрительном или сдер­живающим ее воздействии на производство и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирующее (дестимулирующее) воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли;

Ø распределительная или перераспределительная функция:
это свойстве цены связано с ее отклонением от стоимости под воздействием рыночных факторов. Цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения;

Ø балансирующая функция или функция сбалансирования рыночного спроса и предложения: через цену осуществляется связь между производителями и потребителями, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях и сферах производства и обращения и указывает на необходимость принятия мер по их преодолению;

Ø информационная функция: цена в какой-то мере служит индикатором состояния дел во всей национальной эко­номике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка, ее уровень и динамика помогает фирме, желающей вступить. на рынок, принять, окончательно решение, высту­пая в качестве решающего аргумента «за» или «против».

Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют, а в ряде случаев вступают в противоречие.

Так стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако в случае превышения предложения над спросом цена будет играть дестимулирующую роль (при ее снижении), что приведет к сокращению предложения товаров.

Учебная функция цены нередко вступает в противоречие почти со всеми остальными функциями, особенно с функцией сбалансирования спроса и предложения, так как в рыночных условиях под воздействием множества факторов цена довольно часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации.

 

 

Существуют различные подходы к классификации фак­торов, оказывающих влияние на динамику и уровень цены.

В зависимости от влияния на уровень цены выделяют:

v факторы. содействующие росту иены:

Ø кризисное состояние производства и экономики в целом;

Ø разбалансированность финансово-кредитной системы;

Ø несовершенство налоговой политики;

Ø высокая налоговая нагрузка;

Ø недостаточный объем производства продукции;

Ø завышение платы за услуги государственных учрежде­ний, государственных сборов, таможенных платежей;

Ø отсутствие в отрасли конкуренции;

 

v факторы, способствующие снижению цены:

Ø снижение материалоемкости;

Ø эффективное использование трудовых ресурсов;

Ø хорошее знание конъюнктуры рынка и умение прогнозировать спрос;

Ø умение прогнозировать появление конкретной пот­ребности и спрос на товары, которые удовлетворяют дан­ную потребность;

Ø совершенствование технологии производства и продаж;

Ø упорядочение налогообложения, снижение налоговой нагрузки;

Ø конкуренция;

 

В зависимости от уровня формирования цены выделяют:

v факторы, определяющие уровень цен на микроуровне (по­мимо факторов на макроуровне):

Ø индивидуальная себестоимость и ее соотношение со среднеотраслевой себестоимостью;

Ø средняя норма прибыли, наличие экономической прибыли;

Ø качество товара;

Ø объемы поставок, взаимоотношения продавца и поку­пателя;

Ø условия платежа;

Ø франкировка цен: базисные условия поставки;

Ø уровень сервиса и срок послепродажного обслуживания;

Ø длительность цикла товародвижения;

Ø жизненный цикл товара;

Ø мобильность производства;

Ø затраты на рекламу;

Ø имидж предприятия;

Ø уровень спроса и предложения на данную продукцию;

Ø характер государственного регулирования цен конкретных товаров;

Ø характер антимонопольного регулирования;

Ø платежеспособность населения;

Ø и другие.

Факторы, оказывающие воздействие на уровень цен и их динамику на макроуровне:

Выделенные нами факторы оказывают разнонаправленное действие на уровень цен. При этом большая их часть не контролируется предприятием и учитывает изменения общеэкономических пропорций, уровень конкуренции, спрос и предложение, вкусы, прямое государственное регулирование и др.

Факторы микроэкономического уровня в основном контролируемы предприятием, поэтому степень их влияния на цены более предсказуема как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективу.