Факторы, оказывающие влияние на эластичность спроса по цене.

1.Наличие товаров-субститутов (товаров-заменителей): чем их больше, тем спрос эластичнее.

2.Значимость товара. Этот фактор, как правило, не относят к товарам первой необходимости. Для остальных же товаров обычно действует следующее правило. Чем больше удельный вес в бюджете занимают расходы на товар, тем большей эластичностью от цен характеризуется спрос на него. Это можно объяснить следующим образом. Если на данный товар приходится значительная часть расходов покупателя, то при снижении цен на него у покупателя возникает относительно большая экономия, достаточная для увеличения потребления данного товара. Если же на товар приходится незначительная доля бюджета, экономия от снижения не позволит увеличить его потребление.

3.Длительность периода времени, в течение которого продавец изменяет цены: в короткий промежуток времени спрос менее эластичен, чем в долгосрочный.

4.Привычность, значимость (степень полезности) товара для потребителя (консерватизм потребителя): чем более привычен и значим товар для потребителя, тем менее эластичен спрос.

5.Степень срочности приобретения товара: когда товар срочно потребителю необходим, то спрос на него неэластичен.

6.Универсальность использования товара: более универсальные товары в потреблении обладают более эластичным спросом.

Перекрестная эластичность спроса (ED/AB) показывает зависимость процентного изменения спроса на товар А от процентного изменения цены на товар В.

Характер изменения спроса на товар А от изменения цены на товар В зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся товары А и В, если:

ED/AB>0 – речь идет о товарах субститах (например: масло и маргарин, кофе и чай и т.п.);

ED/AB<0 – речь идет о комплементарных товарах (автомобиль и бензин, фотоаппарат и пленка и т.п.);

ED/AB=0 – речь идет о нейтральных товарах (для нейтральных товаров перекрестную эластичность не имеет смысла рассчитывать: например, как изменится объем спроса на джинсы при изменении цены на цемент – зависимости нет).

Эластичность предложения (ES) – это мера чувствительности объема предложения к изменениям какой-либо детерминант предложения:

Эластичность предложения по цене (ES/P) показывает, насколько изменится объем предложения на товар при изменении цены на данный товар.

Предложение в зависимости от принимаемых значений может быть:

v эластичным: если процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению величины спроса ES/P>1;

v неэластичным: процентное изменение спроса меньше процентного изменения 0< ES/P<1;

v совершенно (абсолютно) неэластичным: ES/P=0.

Факторы, оказывающие влияние на эластичность предложения по цене:

1) период времени: чем меньше времени у производителей на осуществление реакции на изменение ситуации на рынке, тем менее эластично предложение;

2) типы предлагаемых к продаже товаров и услуг;

3) наличие свободных (незагруженных) производственных мощностей (уровень достигнутого использования ресурсов): если у предприятия есть свободные производственные мощности, тем более эластичным предложением оно обладает;

4) возможность длительного хранения продукции и стоимость хранения: чем дольше предприятие может хранить товар, тем более эластично предложение;

5) ситуация, складывающаяся на данном рынке в данный период времени;

6) степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей;

7) технологические особенности налаживания производства определенного товара (постройка самолетов и производство кондитерских изделий, хлебопечение).

Перекрестная эластичность предложения (ES/AB) показывает зависимость процентного изменения объема предложения на товар А (DQA) от процентного изменения цены на товар В (DРВ)

.

С практической точки зрения исследование эластичности спроса и предложения важно осуществлять с учетом фактора времени. В частности, покупатель, ожидая изменения цен, может совершить покупку немедленно, если предвидится повышение цен или отложить, если предполагается снижение цен. Аналогично могут вести себя и продавцы, придерживая товар, если предвидят повышение цен, и, наоборот, увеличивают объем продаж, если ожидается снижение цен.

Степень воздействия ценовых ожиданий на спрос и предложение называют эластичностью ценовых ожиданий. Высокая эластичность ценовых ожиданий имеет место, когда в будущем ожидается большое повышение цен, чем в текущем году. В этом случае ED>1. Если ED<1 – это низкая эластичность ценовых ожиданий и означает, что в планируемом периоде предвидится меньшее увеличение цен, чем в предыдущем.

Теория эластичности ценовых ожиданий лежит в основе разработки стратегии гибкого ценообразования и, в частности, политики продажи по сниженным ценам.