Теории ценообразования
Философов и экономистов всегда интересовал вопрос, что лежит в основе цены товара, который до сих пор вызывает споры у представителей различных теорий ценообразования.
Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Пети, Адам Смит и Давид Риккардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.
Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К.Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной основе стоимости. Согласно марксистской теории: товар имеет стоимость и цену.
Стоимость – это воплощенные в товаре общественно-необходимые затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости, интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.
Отношение же стоимостей различных видов товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товарами (или купли-продажи).
Согласно другой концепции, воплощенной в западной экономической теории «экономик» цена товара зависит в большей степени не от затрат производителя, а от оценки полезности таких затрат покупателем. Представители австрийской школы, в частности считали, что цена не имеет под собой никакой объективной основы (трудовая теория стоимости полностью отрицалась) и определяется субъективными представлениями потребителей о полезности товара.
В итоге спор сводится к следующему: что определяет цену товара – предложение (стоимость) или спрос (полезность).
Современная экономическая теория пытается синтезировать оба подхода к ценообразованию, совместив в цене объективность (стоимость) и субъективность (полезность).
Так английский экономист Альфред Маршалл объясняя природу рыночных цен, опирался как на теорию трудовой стоимости, так и на положения теории предельной полезности. Рыночная цена по Маршаллу, это та максимальная цена спроса, которую готов уплатить потребитель, исходя из субъективной оценки полезности товара, и одновременно минимальная цена предложения, по которой продавец согласен продать товар, исходя из уровня издержек на его производство и определенной цели прибыли.
В связи с тем, что на отдельных этапах развития, реальные процессы перестали укладываться в концепцию «автоматической» самонастройки экономики, стали появляться и развиваться теории «регулируемого капитализма», «монетаризма». Так автор теории «регулируемого капитализма» ДЖ.М.Кейнс отверг вывод классической теории о свободном ценообразовании как главном инструменте достижения рыночного равновесия. Он утверждал, что равновесный совокупный спрос и равновесное совокупное предложение совместимы с такими негативными явлениями, как инфляция, безработица, падение производства, преодолеть которые можно только в результате целенаправленного государственного регулирования совокупного спроса. Основными способами увеличения спроса он рекомендовал налоговые льготы и субсидии производителям, прямые инвестиции государства и т.д.
Стагинфляционный характер рыночной экономики последних десятилетий послужил причиной появления новой концепции – «монетаризма», автором которой является американский экономист Милтон Фридман. Взамен кейнсианской теории «политики государственной экономики» предложена «политика сдерживания», суть которой заключается в целенаправленном ограничении прироста денежной массы.
М. Фридман утверждает, что главную роль в определении объемов производства товаров, услуг играют деньги, поскольку именно они влияют на уровень цен, ставку процента за кредиты и, в конечном счете, на уровень и темпы роста национального дохода, занятость населения. Политика сдерживания, направленная на уменьшение спроса, вызывает снижение инфляции и рост безработицы. Представление большей свободы повышает рост объемов производства, рост занятости, ослабление инфляционного роста цен.