Информация, необходимая для принятия решения по ценам
Решая вопрос о цене товара, фирма-производитель должна собрать необходимую информацию. Не следует отождествлять информацию и данные. Решения по ценам фирма может принимать, только всесторонне изучив информацию. Данные служат лишь исходным материалом, анализируя который, можно получить доброкачественную информацию. Не проведя такой анализ, фирма будет иметь просто набор фактов и цифр, которые не только не помогут принять правильное решение по ценам, но и будут его затруднять.
Данные надо собирать, будучи уверенным в том, что они послужат потенциальным источником информации. Поэтому руководство фирмы должно определить: в каких направлениях собирать данные;
по каким вопросам потребуется информация; какой объем информации потребуется по каждому вопросу.
Как правило, компании собирают информацию по следующим основным направлениям: рынок товара (тип конкуренции); отрасль промышленности, в которой действует фирма; конкурирующие отрасли; правительственная деятельность.
Самые важные вопросы, по которым компании необходима информация: конкуренты и конкурирующие товары; производство и затраты; соотношения между выручкой от реализации товара и прибылью; правительственная политика.
Фирмы, собирая и обрабатывая информацию по ценам, должны решить несколько задач:
изучить рынок, на котором она продаст свои товары;
изучить все потенциальные возможности производимого товара;
изучить свою и смежные отрасли для выявления существующих и потенциальных конкурентов;
принять во внимание решения правительства.
Приведем примерный перечень информации, необходимой фирме для принятия решения по ценам.
Рынок. Товар.
В каких сегментах рынка реализуется товар фирмы?
Какое требование предъявляют покупатели к товару?
Каково их географическое положение?
Какова его новизна?
Какова емкость рынка?
Каково его качество по сравнению с товаром конкурентов?
Кто основные конкуренты?
Каково соответствие по ценам?
Каковы перспективы роста объема продажи?
Какова способность удовлетворять потребности покупателя, в том числе перспективные?
Какова конъюнктура на 0,5 — 2 года?
Какова необходимость модификации, в том числе в соответствии с выявленными требованиями покупателей?
Как воспринимается цена товара покупателем?
Конкуренция на рынке Правительственная политика
Какие конкурирующие товары продаются?
Какое влияние оказывает правительственная политика на рынок?
Какова доля рынка конкурентов?
Каково ее влияние на отдельные фирмы?
Каковы возможности для изменения цен?
Какие фирмы являются постоянными поставщиками правительства?
Каково финансовое положение конкурентов?
Каковы предполагаемые действия конкурентов в случае изменения условий рынка?
Какие имеются официальные данные о прибылях и убытках?
Производство и затраты. Выручка от продажи товаров и прибыль
Каковы объемы производства и складские запасы товаров у фирмы в настоящее время?
Каково соотношение между выручкой от продажи, прибылью и затратами по различным товарам, выпускаемым фирмой?
Какие затраты соответствуют данному уровню производства складских запасов?
Каково влияние объема производства на выручку от продажи и прибыль?
Какое влияние на затраты окажут изменения объемов производства и складских запасов?
Каков удельный вес прибыли в цене единицы товара фирмы и как он отличается от аналогичного показателя конкурентов?
Какие затраты имеют отношение к принятию решения по вопросам цен?
Фирма должна принимать все меры для получения приведенной информации. Если она не сможет собрать и проанализировать информацию собственными силами, то необходимо обратиться к услугам фирм, которые специализируются на маркетинговых исследованиях.
Процесс ценообразования на продукцию фирмы не заканчивается установлением окончательной цены. На рынок и уровень сбыта товаров воздействует большое количество постоянно меняющихся факторов (политическая нестабильность, общеэкономические факторы, истощение природных ресурсов, изменение экологической обстановки, демографическая ситуация и т.д.). Поэтому возникает необходимость управления ценами, которое осуществляется посредством изменений в прейскурантах, оговорок в контрактах, компенсаций.
Прейскуранты — это систематизированные сборники цен на продукцию фирмы, предлагаемой покупателю. Обычно компания-продавец заранее фиксирует цены в бланках заказов, фирма не всегда имеет возможность оперативно корректировать действующие прейскуранты, что связано прежде всего с частыми изменениями издержек производства и конъюнктуры рынка. Поэтому фирме-производителю в контракте о сбыте целесообразно предусматривать правовые возможности повышения цен без соответствующего прейскуранта. Для этого используют специальные оговорки о росте цен, с помощью которых производитель получает возможность перенести риск на своих покупателей.
Составной частью ценообразования является широко распространенная система скидок с прейскурантных цен. Их используют фирмы — производители товаров и розничная торговля, уменьшая первоначальную цену для привлечения новых покупателей, сокращения больших запасов, как ответные действия на снижение цен конкурентами. Различают три вида скидок: за оплату товара наличными, за количество и торговые скидки.
Скидки за оплату товара наличными предоставляются покупателю в виде снижения цены за оперативную оплату счета. Такие скидки улучшают финансовое положение производителя, так как обычно сроки оплаты счетов за отгруженные товары колеблются от 30 до 60 и даже до 90 дней.
Под количественными скидками понимается снижение цен за покупку крупных партий товаров. Продажа и транспортировка товара такими партиями сокращают сбытовые расходы. Кроме того, выгоды производителя связаны и со снижением себестоимости продукции по мере роста партии. Скидки за количество могут быть простыми и суммарными. Простые скидки предоставляются покупателю за одноразовую покупку большого количества продукции. Суммарные скидки устанавливаются с учетом закупок, произведенных в течение определенного периода, обычно в течение года. Такие скидки тесно связывают покупателя с продавцом как с единственным источником получения товара. Сезонные скидки предоставляются покупателям, которые делают внесезонные покупки товаров или услуг, позволяют сохранить стабильный уровень производства в течение всего года.
Торговые (или функциональные) скидки предоставляются производителями дилерам за услуги, связанные с продвижением товаров к конечному потребителю. Скидки посредника — это плата за посреднические услуги.
Определяя величину скидки, производитель должен ее соразмерить с суммой средств, которые ему потребуются для продажи товара другим способом. Фирма постоянно должна сопоставлять и анализировать альтернативные варианты продажи своего товара, пересматривать цены и скидки в зависимости от изменений, происходящих на рынке.
Лекция №5. ИЗДЕРЖКИ, ПРИБЫЛЬ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕН
5.1. Издержки производства и их группировка
Изучение различных методик формирования цен на товар показывает, что наряду с другими рыночными факторами они должны учитывать уровень издержек.
В рыночных условиях цена на товар зависит не только от кривой спроса, но и от кривой предложения, объема и состава выпускаемой продукции, издержек производства и обращения. Товар, как правило, проходит определенный путь от производителя до конечного потребителя. Поэтому цена на него во многом зависит от доли прибыли, получаемой производителем, оптовыми и розничными продавцами, количества посредников между производителем и конечным потребителем.
Цена для каждого участника данного процесса будет различна и зависеть от уровня затрат, связанных с изготовлением товара и его продвижением на рынок, и доли прибыли каждого участника в конечной цене продукта. Прибыль от реализации продукции определяется:
в сфере производства — как выручка от реализации без акцизного налога и налога на добавленную стоимость за вычетом полной себестоимости реализованной продукции;
в сфере обращения — как валовой доход торгующей организации без акцизных сборов и налога на добавленную стоимость за вычетом издержек торгующей организации, приходящихся на проданный товар.
Под издержками принято понимать все затраты предпринимателей по организации производства, изготовлению товара и его продаже, т.е. затраты, образовавшиеся в сфере строительства, заготовок, производства и реализации. При этом учитываются и расходы предпринимателей, связанные с использованием различного рода источников (собственных и заемных) и рациональным их размещением. Состав издержек у различных предпринимателей различен и обусловлен спецификой их деятельности. У производителей товара наибольший удельный вес занимают расходы, связанные с изготовлением товара, у оптовых и розничных продавцов — издержки обращения, Рассмотрим процесс формирования издержек в сфере производства товара. Формирование затрат у производителя — сложный процесс. Здесь следует отметить стадийность деления и распределения затрат. Первоначальное деление издержек производителя связано с их отношением к производству. Наибольшая часть расходов, а именно их часть, обусловленная изготовлением товара, включается в его себестоимость. Другая часть связана с формированием оборотных средств (текущих активов). Различные виды затрат — расходы по долгосрочной аренде объектов социального назначения; капитальные вложения, направленные на их создание (приобретение); проценты, уплаченные за использование заемных средств; экономические санкции, оплаченные предпринимателем; некоторые виды налогов и др. — в той или иной мере формируются за счет различных частей прибыли (до или после налогообложения).
Правомерно считать себестоимость равной производственным издержкам изготовителя товара.
Таким образом, первоначальное деление издержек, с одной стороны, способствует выделению затрат, непосредственно связанных с производством товара, а с другой — обусловлено принятой в стране системой налогообложения.
Прибыль от реализации товарной продукции определяется по формуле:
где: П — прибыль от реализации товарной продукции;
ВР— выручка от реализации товарной продукции без акцизных налогов и налога на добавленную стоимость;
ПС — ее полная себестоимость.
Данную формулу можно раскрыть, показав состав реализуемой продукции, его участие в формировании показателей объема реализации и полной себестоимости:
где: q — количество проданных изделий определенного вида;
z — цена каждого изделия;
Sqz — объем реализованной продукции;
p — полная себестоимость определенного вида изделия;
Sqp — полная себестоимость реализованной продукции.
П= Sq(z-p) подтверждает зависимость прибыли от двух факторов: количества проданных изделий, выполненных объемов работ, оказанных услуг и уровня прибыльности каждого их вида, т.е. от уровня цены и издержек производства на единицу продукции (работ, услуг).
На протяжении своей "жизни" товар проходит несколько стадий, связанных с определенным уровнем издержек, их составом, спросом на товар, возможностью продать его по разным ценам. Деятельность предпринимателей (продавцов) при этом направлена на упрочение своего положения.
При выборе уровня цены производитель (продавец) стремится не только не снизить получаемую им прибыль, но и прирастить ее. Высокие цены на новый товар, с которыми он выходит на рынок, субъективно и объективно обусловлены психологией бизнесмена и значительными издержками (текущими, единовременными), понесенными при воплощении идеи создания принципиально нового товара, его экспериментального и промышленного выпуска.
Время наполнения рынка товарами производитель использует для поисков путей сокращения издержек производства. Именно это позволяет снизить цену в период стабилизации спроса или сохранить ее на прежнем уровне, несмотря на дополнительные расходы, связанные с приданием товару новых качеств.
Если же говорить о последней стадии "жизни" товара, то производитель (продавец), учитывая возможность остаться с товаром на складе (на полках в магазине), т.е. иметь убытки в полном размере затрат на его производство (приобретение), как правило, принимает решение продавать его по низким ценам, уровень которых может быть равен себестоимости или даже ниже ее.
В условиях рынка предприниматель должен пользоваться любым способом улучшения своей деятельности. Повышение уровня прибыли может быть достигнуто как за счет повышения рентабельности отдельных видов продукции, так и за счет ускорения оборачиваемости, многократного получения прибыли с одного рубля вложенных средств. При продаже товара ниже рыночных цен или даже ниже себестоимости можно получить прирост прибыли за счет увеличения объема реализации. Это хорошо видно из анализа показателя рентабельности предприятия в целом или, как принято говорить, при анализе эффективности используемых активов (отношения прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, к общей сумме активов). Указанную зависимость можно выразить формулой:
Рпред = По/А,
где: Рпред — рентабельность предприятия;
По — прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия;
А — активы предприятия (сумма актива баланса предприятия) .
Данную формулу можно преобразовать, показав, от каких факторов она зависит:
где: РП — выручка от реализации продукции;
Ррп — рентабельность реализованной продукции;
ОФ — основные средства и вложения (I раздел актива баланса);
ТА — текущие активы (сумма II и III разделов актива баланса);
Фе — фондоемкость, включая емкость вложений долгосрочного характера;
Кз — коэффициент закрепления текущих активов (один из показателей оборачиваемости оборотных средств).
Последовательные преобразования формулы рентабельности предприятия дают возможность убедиться в правильности сделанных ранее выводов о прямо пропорциональной зависимости данного показателя от рентабельности реализованной продукции и обратно пропорциональном влиянии на него фондоемкости и оборачиваемости текущих активов.
Отсюда ясно, что оценка эффективности деятельности предприятия в конечном итоге зависит от цены на изделие, его средней себестоимости, объема реализации, фондоемкости продукции и оборачиваемости текущих активов.
Средняя величина себестоимости единицы продукции, как и цена, устанавливаемая на ее основе, предопределяется общим уровнем издержек на производство и принятыми методами распределения затрат. Издержки группируются по самым разнообразным принципам. Каждый из них имеет самостоятельное значение и область применения.
5.2. Прибыль в условиях рынка
Показатель прибыли в рыночных условиях должен быть переосмыслен. С экономической точки зрения выделяется прибыль, созданная в ходе различной деятельности: прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, внереализационная прибыль и внереализационные убытки. В совокупности эти слагаемые составляют балансовую прибыль. Этот показатель широко используется в экономике. По действующему законодательству, одним из объектов налогообложения является балансовая прибыль. Такой состав прибыли показывает источники образования различных ее частей, но не ее экономическую природу (сущность).
Следует отметить, что в экономической литературе не уделяется должного внимания природе предпринимательской прибыли, которая резко отличается от механизмов формирования прибыли, сложившихся в условиях командно-административной системы хозяйства. Пока нет и опыта формирования предпринимательской прибыли, а следовательно, изучения ее динамики и факторов, под воздействием которых происходят изменения.
Анализ материалов зарубежной экономической литературы позволяет сделать заключение, что в классических условиях рынка прибыль может рассматриваться как безусловная рента, если предприниматель является собственником земли, безусловная заработная плата предпринимателя и безусловный процент на вложенный капитал; как временный доход, получаемый от непредвиденных технических и технологических нововведений, от предпринимательского риска и монопольного положения на рынке сбыта. Однако предприниматель, начиная свое дело, рассчитывает получить прибыль, большую, чем рента, процент и заработная плата. Это довольно трудно при свободной конкуренции, когда цены могут упасть до уровня издержек.
Преуспевающий бизнесмен всегда должен смотреть вперед, развивать идеи совершенствования товара, придания ему свойств, удовлетворяющих возрастающий спрос покупателя. Поэтому предприниматель обязательно должен быть новатором. Далеко не все новаторские идеи приносят успех, но если это случается, предприниматель получает дополнительные доходы.
Некоторые экономисты выступают против того, чтобы считать их прибылью, ссылаясь на непостоянство данного вида дохода, на его полное исчезновение в результате развивающейся конкуренции и применения новшества всеми конкурентами. Это действительно так, но всегда находятся новые идеи, воплощение в жизнь которых приносит дополнительный доход следующим новаторам. Поэтому в обществе в целом существует часть прибыли, образовавшаяся от введения технических усовершенствований.
Очень интересен подход к сущности прибыли как к результату от предпринимательского риска, связанного с неопределенностью ситуации при планировании доходов. Предприниматель может угадать перспективы развития событий и заработать значительные суммы прибыли за короткий период времени или не угадать и иметь значительные убытки. Зарубежные экономисты считают, что вся истинная прибыль связана с неопределенностью. Это значит, что далеко не всегда предприниматель получает тот результат, на который рассчитывал, причем он может быть положительным, нулевым или отрицательным. Убытки рассматриваются как отрицательное значение прибыли. Значит, не следует рассматривать систему показателей только прибыли. Возникает система прибылей и убытков.
При этом предпринимательский риск — это не какая-то отдельная часть прибыли, четвертый фактор производства. Нет, прибыль по-прежнему формируется под воздействием рационального использования трех факторов производства: трудовых, материальных ресурсов и основных средств, но их эффективное использование в определенной мере связано с предпринимательским риском.
В этом можно убедиться, рассмотрев основные показатели, характеризующие эффективность использования ресурсов: выработку (частное от деления объема продукции на численность рабочих или всего персонала в зависимости от того, какой показатель выработки используется), материалоемкость (частное от деления материальных затрат предприятия на объем продукции) и фондоотдачу (частное от деления объема продукции на стоимость основных фондов). Все они основаны на применении объемных показателей производства продукции, цена которой в условиях рынка и конкуренции имеет весьма неопределенное значение. Показатели же материалоемкости и фондоотдачи в дополнение к этому зависят от цен на приобретаемые материалы и оборудование, что усугубляет их неопределенность.
Предпринимательский риск может улучшить или ухудшить прибыль от использования факторов производства. Поскольку далеко не все предприниматели идут на риск; результат этого вида деятельности должен вознаграждаться. Рациональное использование ресурсов вознаграждается прибылью, нерациональное их использование наказывается убытками.
Определив влияние цен на результаты предпринимательской деятельности, можно прийти к выводу, что при существовании монополии на производство или продажу определенного вида товара можно диктовать уровень цен и получать сверхприбыли. Однако в условиях рынка этого не происходит, что подтверждается незначительным размером прибыли, получаемой корпорациями после вычета налогов. Объясняется это условием совершенной конкуренции, при которой, как указывает П. Самуэльсон, «каждый продавец никак не может оказывать сознательное воздействие на цену товара», поскольку ни один человек «не в состоянии контролировать сколько-нибудь значительную часть ресурсов любого вида».
Но в реальных условиях рынка совершенной конкуренции не существует, поэтому каждому предпринимателю следует учитывать, насколько практика отличается от совершенной конкуренции. Отклонения от совершенной конкуренции могут быть связаны с естественной ограниченностью ресурсов. Если предприниматель хочет добиться успеха, ему нужно создавать и искусственные ограничения. Он должен учитывать, что чем чаще он предлагает свой товар, тем больше он его обесценивает, но и сдерживание производства, получение сверхприбылей притягивает конкурентов.
В условиях несовершенной конкуренции монополисты продолжают быть заинтересованными в ограничении выхода на рынок принадлежащих им факторов производства. Вот здесь и возникает противоречие между необходимостью сдерживать производство, невозможностью беспредельного повышения цен на товар и стремлением получить значительный прирост прибыли. Для преодоления этого противоречия необходим комплексным анализ взаимосвязей производственных показателей.
Мы отмечали прямо пропорциональную зависимость прибыли от объема реализации, однако внутренняя связь между издержками (р), количеством (q) и ценой (z) в этой схеме не прослеживается. В условиях командно-административной системы управления такой информации вполне хватало для централизованного установления цен и заданий по снижению себестоимости, а также для контроля за их выполнением. Определенный размер прибыли свидетельствовал о том, укладывается ли предприятие в средние отраслевые нормативы, выполняет ли оно установленное ему задание. Увязка же объемов производства и реализации осуществлялась путем установления государственного планового задания (или заказа) — закона для предприятия.
В условиях рынка перед предпринимателем стоит принципиально иная "задача: самому определить оптимальный вариант цены на изделие, работы или услуги, исходя из конкретных условий сделки, ее объема, степени загруженности производственных мощностей заказами, достигнутого уровня издержек производства. Повседневное решение этой задачи основано на применении методики вариантных расчетов, в основу которых положено деление затрат на переменные и постоянные, принципиально другой подход к оценке компенсации издержек, связанных с производством и реализацией продукции, и к определению прибыли.
Применяемая в рыночных условиях методика основана на определении объема реализации, который покрывает весь комплекс постоянных и переменных затрат, и объема реализации, который будет компенсировать переменные расходы, связанные с производством реализуемой продукции, и формировать прибыль, т.е. до какого-то момента вся выручка от реализации идет на компенсацию затрат, а с какого-то момента появляется прибыль.
Поскольку все постоянные затраты к этому моменту уже компенсированы, значительная часть выручки (полученной после этого момента) составит прибыль от реализации. Понять и принять данное положение очень важно. Оно сохраняется при любой цене на продукцию.
Момент, когда предприятию удается покрыть не только переменные, но и постоянные затраты и начать прибыльную деятельность, в разных литературных источниках называют по-разному: точкой безубыточности, мертвой точкой, точкой опрокидывания и др., но это непринципиально, поскольку в данное понятие вкладывается один и тот же экономический смысл.
Издержки производства можно представить как сумму переменных и постоянных расходов. Тогда прибыль от реализации товарной продукции составит:
где: П — прибыль от реализации товарной продукции;
SqРпер— общая сумма переменных расходов предприятия;
F — общая сумма постоянных расходов предприятия. Применение этой формулы само по себе не меняет сути дела, поскольку здесь использован традиционный показатель прибыли. В теории и практике рыночных отношений он заменен другим, связанным с получаемой информацией. В зарубежной литературе он называется валовой прибылью и определяется как объем реализации без переменных затрат на его изготовление, или как сумма традиционного показателя прибыли от реализации и постоянных расходов:
где: ВПр — валовая прибыль.
Эту формулу можно преобразовать, заменив выражение Sqz-SqРпер составом прибыли от реализации товарной продукции, но для получения идентичного результата, уравновесив его положительным значением постоянных расходов:
В точке безубыточности (примем данную терминологию) прибыль от реализации товарной продукции будет равна нулю; тогда валовая прибыль примет значение фиксированных (постоянных) расходов:
ВПр=О+F=F или F=qz - qPпер
откуда qz=qPпер+F, что соответствует экономическому содержанию момента, при котором происходит компенсация не только переменных затрат в расчете на реализуемый объем производства, но и всех постоянных затрат предприятия.
Если стоит простая задача определить минимальный уровень цены, ниже которого нельзя опускаться для создания условий у безубыточной работы, то можно прийти к выводу о том, что он должен быть равен сумме постоянных и переменных расходов, приходящихся на единицу изделия. Это же доказывается математически:
qz = qPпер+F
Представив F как qPпос, где Pпос — сумма постоянных расходов, приходящихся на одно изделие, можно получить выражение:
qz= qPпер+ qPпос
Разделив обе части уравнения на q, получим:
z=Pпер+Рпос.
Как уже отмечалось, прибыль не единицу продукции по многом зависит от объема производства (реализации). Это видно и из полученного равенства. Подвижность показателя прибыли на единицу продукции, постоянная зависимость от объема производства снижают возможности его использования в экономических расчетах. Наиболее приемлемым в этих условиях становится показатель так называемой маргинальной прибыли: разности между ценой товара и переменными расходами на единицу продукции. Экономическая сущность маргинальной прибыли сводится к сумме прибыли на единицу продукции и части постоянных расходов, включаемых в полную себестоимость изделия. Указанные составные части в цене товара занимают вполне определенную долю, уровень которой зависит только от доли переменных затрат, поскольку влияние изменения объема производства на размер постоянных расходов, включаемых в полную себестоимость единицы продукции, полностью поглощается изменением прибыли.
Рассмотрим условный пример. Предприниматель имеет возможность заключить договор на поставку 5000 шт. изделий по цене 350 грн. за штуку. Переменные расходы на единицу продукции составляют 125 грн. Сумма постоянных расходов 700000 грн.
Воспользовавшись выведенной формулой, можно рассчитать минимальный объем заказа в натуральных измерителях (q), гарантирующий безубыточность предприятия:
Из этого следует, что данный заказ выгоден фирме. Покрытие расходов будет обеспечено продажей 3111 шт. изделий. Продажа остальных 1889 шт. принесет прибыль в размере 425000 грн. [1889 х (350— 125)].
Если за заключение данного договора идет конкурентная борьба, предприятие может предложить более выгодные условия для заказчика, снизив цену на продукцию.
Предел снижения цен в нашем примере равен 265 грн. (125 грн. + +140 грн.), поскольку постоянные расходы на единицу продукции составили 140 грн. (700000 грн.: 5000 шт.).
Правда, при принятии решения о снижении цены предприниматель должен учитывать, что для получения той же прибыли, что и при старой цене, ему необходим заказ (договор) на большее количество изделий.
Формула, которой мы пользовались выше, может быть преобразована с учетом того, что предприятие не только компенсирует свои затраты, но и получает прибыль:
Например, предприниматель снизит цену изделий до 280 грн. Точка безубыточности при этом переместится с 3111 шт. в точку со значением 4516 шт. [700000 грн. : (280 грн. — 125 грн.)]. Размер маргинальной прибыли на единицу продукции снизился бы до 155 грн. (700000 грн. : 4516 шт. или 280 грн. — 125 грн.).
Для получения той же прибыли, что и при цене изделий 350 грн., предпринимателю следует иметь заказ на производство 7258 шт. (425000 грн.: 155 грн. + 4516 шт.). Прибыль в новых условиях будет формироваться за счет 2742 шт. (7258 шт. — 4516 шт.) и составит, как и в первом варианте, 425000 грн. [2742 шт. х (280 грн. — -125 грн.)].
Если при этом рентабельность продукции остается достаточно высокой и соответствует среднеотраслевым размерам, то сделку можно признать удачной, если же она значительно ниже среднеотраслевой, — неудачной.
Применение рассматриваемой группировки затрат позволяет решить многие экономические задачи при весьма ограниченном круге показателей.
Например, совсем необязательно составлять калькуляции или каким-либо другим трудоемким способом рассчитывать сумму переменных расходов, соответствующих проектируемому объему производств. Достаточно определить переменные затраты на единицу продукции (это могут быть и нормативные величины) или на весь объем реализации и знать общую сумму постоянных расходов предприятия.
Этой информации достаточно для экономических расчетов, необходимых для принятия управленческих решений, связанных с выполнением заказов, выработки определенной политики цен на отчетный и перспективный периоды.
Применение методики основано на изучении двух взаимосвязанных коэффициентов: коэффициента переменных расходов и коэффициента маргинальной, или валовой, прибыли. Коэффициент переменных расходов определяется как отношение переменных расходов (на единицу продукции или на весь ее объем) к цене или выручке от реализации, а коэффициент маргинальной, или валовой, прибыли — как отношение этой прибыли к цене или выручке от реализации:
или
где: к — коэффициент переменных расходов;
а — коэффициент валовой, или маргинальной, прибыли;
П — прибыль на единицу продукции;
Пм — маргинальная прибыль.
Сумма рассматриваемых коэффициентов всегда будет равна единице, т.к.
SqРпер + ВПр всегда равно Sqz, а z=Пм+Рпер.
Изучение этих коэффициентов показывает, что при неизменном уровне постоянных расходов, переменных затрат на единицу продукции и стабильных ценах их величина остается на одном и том же постоянном уровне. Изменение условий прибыльности меняет соотношение переменных расходов, маргинальной, или валовой, прибыли.
Значит, при неизменных ценах и издержках производства, сложившихся в предшествующие периоды, коэффициентом валовой (маргинальной) прибыли можно непосредственно пользоваться в экономических расчетах. При изменении цены, но неизменных издержках можно рассчитывать необходимый объем реализации для получения искомого количества прибыли, воспользовавшись тем, что коэффициент валовой (маргинальной) прибыли будет неизменным как для одного изделия, так и для реализуемой их массы. Данное положение широко используется в экономических расчетах, поскольку к показателям себестоимости и прибыли подходят условным способом, рассчитывая их как составные части (коэффициенты, удельные веса) предполагаемого объема производства (реализации).
Воспользовавшись данными нашего условного примера, можно показать практическое применение этих расчетов.
Коэффициент валовой прибыли в примере при цене 350 грн. равен сумме постоянных расходов предприятия и прибыли от реализации 5000 шт. изделий, деленной на объем реализации (сумму заказа) [(700000 + 425000) : 1750000 - 0,64286]. Это же соотношение заложено и в цене одного изделия (225 : 350 - -0,64286). Сумма прибыли и постоянных расходов при объеме реализации в 1750000 грн. составит 1125000 грн. (1750000 х 0,64286). Исключив постоянные расходы в размере 700000 грн., получим прибыль от сделки 425000 грн. (1125000) грн. — 700000 грн.), что соответствует предыдущим расчетам.
При изменении цены на 280 грн. коэффициент маргинальной прибыли составит 0,55357 [(280 грн. — 125 грн.): 280 грн.], а объем сделки — 1400000 грн. (280 грн. х 5000 шт.).
Сумма прибыли и постоянных расходов в данном случае равна 775000 грн. (1400000 грн. х 0,55357), а прибыль от сделки — только 75000 грн. (775000 грн. — 700000 грн.).
Как видно, использование группировки затрат на постоянные и переменные основано на том, что все постоянные расходы, связанные с производством продукции, вне зависимости от уровня загрузки мощности предприятия относятся на себестоимость реализованной продукции. Зная их постоянное (достигнутое или рассчитанное) стоимостное значение и желаемый уровень прибыли, можно осуществить любые вариантные расчеты.
Все произведенные выше расчеты можно было выполнить, используя следующую взаимосвязь показателей:
а* = ВПр/Sqz, но ВПр=Sqz - SqPпер
тогда
т.е. коэффициент а* равен отношению маржинальной прибыли к цене товара.
Данной формулой можно пользоваться для расчета минимального объема реализации, минимального уровня цен на торгах, предела скидок на большие по объему заказы и т.п. Приемлема она и при определении возможности реализации товара по цене не только ниже рыночной, но и ниже ее себестоимости. Идея продажи товара ниже себестоимости не настолько парадоксальна, как кажется на первый взгляд. Это целесообразно сделать, если приростные доходы будут покрывать приростные затраты и если полученная краткосрочная прибыль не войдет в противоречие с долгосрочной ценовой политикой предприятия.
Усложним наш пример. Предприятие уже имеет заказ на 5000 шт. изделий по цене 280 грн. и, как мы видели, покрывает этим заказом все постоянные расходы, формируя прибыль в размере 75000 грн. Однако этой прибыли недостаточно для реализации задуманных программ.
Предприятие предполагает, что при загрузке имеющихся мощностей возможно выпустить дополнительный объем продукции — 3000 шт., но получение заказа на приведенных выше условиях невозможно. Находится покупатель партии товара в 3000 шт., но по цене 210 грн.
Анализ показывает, что эта цена ниже полной себестоимости изделия: общий выпуск продукции — 8000 шт. (5000 + 3000), полная себестоимость изделия — 212,5 грн. [переменные расходы — 125 грн. плюс постоянные — 87,5 грн. (700000 : 8000)]. Таким образом, убыток на каждом изделии составляет 2,5 грн.
На первый взгляд такая сделка ничего, кроме убытков, фирме не принесет. Однако вспомним, что вся сумма постоянных расходов была компенсирована продажей 5000 шт. (точнее, даже 4516 шт. первой партии). Затраты изготовителя сведутся только к переменным расходам, а прибыль по изделию — к маржинальной:
П = Пм — Рпос = Пм — О = Пм.
Коэффициент маржинальной прибыли при этом можно использовать как коэффициент прибыли. Прибыль от сделки в 3000 шт. будет равна 255000 грн. [630000 грн. х 0,40476, где 630000 грн. — объем реализации (3000 шт. х 210 грн.), а 0,40476 — коэффициент маржинальной прибыли (125 грн.: 210 грн. = 0,59524 — 1)].
Исходя из приведенных расчетов, сделку можно считать выгодной, однако если она не повлечет за собой в дальнейшем снижения доходов.
При снижении цены ниже рыночной и ниже себестоимости предприниматель идет на определенный риск: первоначальное снижение цен может повлиять на будущую рыночную цену, а потеря будущих доходов будет настолько велика, что не покроет сиюминутную выгоду. Этим объясняется частый отказ от краткосрочных прибылей, если предприниматели не готовы к использованию длительной политики снижения цен на базе достигнутого уровня переменных и постоянных расходов.
Данная методика применима и при установлении внутрихозяйственных цен, определении целесообразности приобретения полуфабрикатов у поставщика или организации собственного их производства.
При установлении внутренних цен, как правило, учитывается возможность приобретения полуфабрикатов (комплектующих изделий) на внешнем рынке. Эффективность своего производства определяется возможностью установления цен на уровне средних рыночных. Если подразделения предприятия (фирмы) рассчитываются между собой по средним рыночным ценам, то предприятие в целом, как минимум, выигрывает на транспортно-заготовительных расходах, связанных с доставкой полуфабрикатов (комплектующих изделий) от производителя к потребителю. Кроме того, подразделение может иметь и свою прибыль за счет уровня издержек, которая также улучшит показатели работы предприятия в целом. При решении данной управленческой задачи среднерыночная цена рассматривается как цена собственной реализации.
Рассмотрим ситуацию, когда перед предприятием (фирмой) стоит вопрос, что рациональнее: производить полуфабрикаты (комплектующие изделия) или приобретать их на внешнем рынке. Воспользуемся данными о количестве выпускаемых изделий и сложившихся издержках их производства в одном из цехов предприятия:
Количество комплектующих изделий (шт.) — 26300.
Переменные издержки на единицу (грн.) — 31,15.
Постоянные затраты (грн.) — 250000.
Постоянные затраты на единицу продукции при этом составят 9,5 грн. (250000 грн. : 26300 шт.). Минимальная цена для безубыточной работы должна составить 40,65 грн. (31,15 грн. + 9,5 грн.), а коэффициент маржинальной прибыли — 0,234 (9,5 грн. : 40,65 грн.).
Если средняя рыночная стоимость данного комплектующего изделия составляет 55 грн., то коэффициент маржинальной прибыли при стабильных затратах и объеме производства составит 0,173 (9,5:55), т.е. значительно меньше рассчитанного выше. Значит, предприятие будет иметь прибыль от внутреннего потребления комплектующих изделий.
Если же средние рыночные цены составляют 39 грн., то коэффициент маржинальной прибыли выше, чем в точке безубыточности. Он равен 0,244 (9,5 грн. : 39 грн.). Однако транспортные и погрузочно-разгрузочные расходы согласно смете затрат составят 45 тыс. грн., т.е. 1,71 грн. на единицу комплектующего изделия
(45 тыс. грн. : 26300 шт.). Себестоимость его заготовления при этом возрастет до 40,71 грн. (39 грн. + 1,71 грн.). Коэффициент маргинальной прибыли при этом составит 0,233 (9,5 грн. : 40,71 грн.), что почти соответствует точке безубыточности (0,234). Предприятию практически безразлично, производить ли комплектующее изделие или приобретать его на рынке,
Если же товар на рынке имеет цену 35 грн., коэффициент маржинальной прибыли при неизменных затратах составит 0,271 (9,5 грн.: 35 грн.), что значительно выше, чем в точке безубыточности. Произведя расчеты, можно сделать вывод, что предприятию невыгодно самому производить комплектующее изделие.
Однако это не совсем так. При решении вопроса о целесообразности наличия в составе предприятия цеха (подразделения) по изготовлению рассматриваемого комплектующего изделия (при средней рыночной цене в 35 грн.) следует учесть так называемые релевантные расходы, т.е. зависимые от принимаемых решений. Ведь после принятия решения о ликвидации подразделения, выпускающего полуфабрикаты (комплектующие изделия), постоянные расходы останутся прежними, а их доля в себестоимости отдельных выпускаемых изделий возрастет, маргинальная (и не только маргинальная) прибыль снизится. Пределы этого снижения должны быть учтены в ходе принятия решения о целесообразности ликвидации подразделения.
Экономически обоснованное определение релевантных издержек будущего периода приобретает для предпринимателя и дополнительную ценность, поскольку при альтернативном решении вопроса релевантные издержки — не что иное, как будущий прирост денежной наличности, необходимый для приобретения полуфабрикатов (комплектующих изделий) на рынке.
Данный подход приемлем и при решении о расформировании любого другого производственного подразделения, и при выборе ассортимента выпускаемой продукции, если ограничены производственные мощности.
Указанные направления использования в экономических расчетах взаимосвязи цены, объема реализованной продукции, издержек, связанных с ее производством, и получаемой прибыли далеко не полностью исчерпывают зарубежную практику в этой сфере. Знание основных взаимосвязей этих показателей позволит расширить область ее применения и в условиях российской экономики.
Лекция №6. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
6.1. Роль государства в регулировании цен.
Широко распространено мнение, что в рыночной экономике ценообразование не регулируется. Однако такое представление является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен. как правило, невыгодно прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня прн. с тем чтобы иметь гарантий сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.
Нередко саморегулирование цен понимается упрощенно — как встреча продавца и покупателя на рынке, которые, исходя из наличия товара и денег, договариваются о цене. Однако саморегулирование — не стихийный процесс. Это совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты на рынке. Данный процесс можно сравнить с правилами движения автотранспорта, когда на проезжей части движется то много, то мало машин, и все они едут в свободно выбранном направлении с самыми различными грузами. Но свой путь они при этом прокладывают так, чтобы проехать быстрее и наиболее экономично к конечной цели, не нанося при этом ущерба другим видам транспорта и пешеходам.
Всем известно, что происходит, когда общие правила движения нарушаются. Нечто подобное происходит сейчас в сфере ценообразования: только здесь правила товарного производства и обращения нарушаются всеми одновременно.
Вместе с тем существенную "роль в развитии современной экономики играет государство. Проблемы, связанные с усилением экономической роли государства, нашли широкое отражение в исследованиях различных экономических школ.
Кризис 1929 — 1933 гг., который основательно потряс экономические основы западного мира, привел к пониманию того, что для обеспечения стабильности развития рыночный механизм необходимо дополнить мерами государственного регулирования.
В смешанной экономике, т.е. экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству в хозяйственной жизни отводится строго определенная роль.
Рыночный механизм, как показывает опыт многих стран, ведет к существенному подъему экономики, но одновременно сопровождается спадами и кризисами, которые могут затормозить развитие экономики. Поэтому государство стремится разработать такой рыночный механизм, чтобы колебания на рынке не привели к разрушительным последствиям в экономике.
Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. Б зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный или антиинфляционный характер.
Система цен — один из важнейших элементов рыночной экономики; она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.
В условиях перехода к рынку в Украине, когда произошла серьезная разбалансированность экономики, роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка. На это направлено развитие предпринимательства, принятие антимонопольного законодательства и т.д. Проведение государством антимонопольной политики должно снять искусственные ограничения и способствовать развертыванию конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержанию и всяческому поощрению и развитию на этой основе рыночного ценообразования. Однако конкуренция может быть и разрушительной силой, разоряя целые группы производителей. Поэтому задача государственной власти состоит в том, чтобы обеспечивать такое соотношение монополии и конкуренции, которое не привело бы к разрушительным последствиям.
Антимонопольное регулирование предусматривает также санкции, направленные против "недобросовестной деловой практики", которая включает:
ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для других);
принудительные сделки (т.е. продажа и покупка с каким-либо предварительным условием, принудительные "наборы" товаров и услуг);
принудительную "привязку" покупателей к продавцам: сбивание цен ниже издержек производства (демпинг для вытеснения соперников и захвата рынка);
отказ от поставок "неугодным" клиентам, имеющим дело с конкурентами данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров;
различного рода бойкоты.
Все эти разновидности "недобросовестной" практики подлежат расследованию и пресечению антимонопольными органами.
Либерализация цен не ослабляет, а, напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию. Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.
Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценобразования), так и косвенными (через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный, оплата труда, налогообложение и т.д.).
Цены разрабатываются и устанавливаются товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законодательных и нормативных актов. Отклонение от норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений легко может быть обнаружено в процессе взаимодействия с партнерами либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т.п.
Обычно при возрастании цены на товарных рынках спрос уменьшается, а чем ниже цена, тем больше спрос. В период инфляции спрос может расти вместе с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, невзирая на цены, увеличивает спрос. Это характерно для переходной экономики Украины. Кроме того, в рыночной экономике возрастание затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережений. В переходный период возможна и такая ситуация, когда растут и спрос, и сбережения: дефицит товаров не позволяет израсходовать сумму денег, которую покупатель накопил на данный момент.
Государство не может гарантировать быстрое устранение проблемы острейшего дефицита, и товаров по новым ценам не стало больше. Радикально не перестраивающаяся экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. Но если цены недостаточно высоки, они не заинтересовывают производителей в изготовлении необходимой продукции в нужном объеме и в относительно короткие сроки.
Экономическая теория и мировая практика предлагают два сценария построения рынка: "шоковая терапия" со всеми вытекающими из нее социально-экономическими последствиями; долгий, но социально менее взрывоопасный путь поэтапного становления рыночной экономики и ликвидации инфляционных явлений. Сложность второго пути состоит в том, что рычаги, с помощью которых можно остановить инфляцию, одновременно тормозят экономический рост и платежеспособность населения.
Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в отраслях общественного пользования (электроэнергетика, транспорт, связь, водоснабжение и т.д.). Среди прямых методов государственного регулирования необходимо назвать прежде всего административное установление цен. Оно получило распространение в ряде развитых стран (во Франции, в Бельгии, Нидерландах и т.д.). Крупные монополии-потребители в результате этого получают дополнительные выгоды, приобретая товары и услуги по более низким ценам.
В США государством регулируется от 5 до 10% цен. Цены на пшеницу, кукурузу, рис, кормовое зерно, арахис, хлопок, табак поддерживаются преимущественно через залоговые операции и закупки у фермеров, а цены на молочные продукты — через закупки излишков этих продуктов у перерабатывающих фирм. При этом государство гарантирует минимальные уровни залоговых цен для фермеров, а также поддерживает соотношение между ценами на сельскохозяйственную продукцию и товарами, приобретаемыми фермерами. Эту функцию выполняет Министерство сельского хозяйства. В целом контроль за ценами осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия.
В Японии создан особый правительственный орган — бюро цен Управления экономического планирования. В его функции входят: контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, поддержание спроса на необходимом уровне, изучение тенденций спроса и предложения. Государство регулирует цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и медицинское обслуживание. В целом регулируется около 20% потребительских цен. Наряду с методами прямого регулирования государство воздействует на процесс ценообразования и с помощью косвенных мер. Эти меры (финансовые, валютные, налоговые и др.) направлены на изменение конъюнктуры, установление оптимального соотношения между спросом и предложением.
К ним относятся государственные закупки, налоговая система, регулирование денежного обращения и кредита, политика государственных инвестиций и регулирование государственных расходов, установление норм амортизации и т.д. Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и тем самым способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики.
Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях — в периоды ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости в быстрой перестройке экономики — и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной рыночной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается, и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию.
Как только на рынке создаются условия для конкуренции, государственное регулирование цен зачастую отменяется. Так, в 70-х годах в США было установлено государственное регулирование авиационных, железнодорожных и автомобильных грузовых тарифов, тарифов телефонной связи, банковского дела. Это, к примеру, в гражданской авиации способствовало снижению издержек производства посредством снятия маловыгодных маршрутов, увеличения степени загрузок рейсов, сокращения персонала и т.д.
Налоговая система также воздействует на уровень и динамику цен. От размера налогов прямо зависят динамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены. Любой производитель, когда его облагают налогом, старается перенести его через цену на потребителя. Государство же, получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшать налоговые ставки. Современная налоговая политики в развитых странах мира направлена на снижение налогов. В США, например, доля налогов на прибыль в доходах федерального бюджета не превышает 8 %, в то время как в России она составляет около 20%.
Практика государственного регулирования цен показывает, что для преодоления инфляции необходимы по крайней мере два условия:
1. Всемерное укрепление механизмов рыночной системы. Это поощрение малого бизнеса, стимулирование диверсификации производства и продаж, ослабление таможенных и других ограничений на ввоз импортной продукции, систематический контроль за состоянием рынков, пресечение монополистического поведения и др.
2. Курс на постепенное искоренение неуправляемой инфляции, пользующийся поддержкой большинства населения. Если этот курс последовательно проводится в течение нескольких лет, то производители и потребители постепенно убеждаются в том, что правительство не только решительно ведет борьбу с инфляцией, но и способно контролировать положение, добиваться реализации своих целей.
Прямые методы контроля за ценами должны не противопоставляться косвенным, а сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры косвенного воздействия на ценообразование в этом случае дополняются непосредственными, прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен, "замораживания" или "блокирования" их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства воздействует на решения предприятий и фирм об уровне цен на продукцию.
Эффективность различных методов зависит от правильного выбора условий их применения. Получивший распространение в России метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой практике. Он не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. За рубежом регулируется уровень цен через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.
Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимосвязи с другими мерами воздействия на экономику. Так, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.
Одним из важных направлений государственного регулирования цен является декларирование цен на продукцию предприятий-монополистов. Государственное регулирование цен на эту продукцию направлено на предупреждение, ограничение и пресечение нарушений государственной дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением на рынке товаров, а также с недобросовестной конкуренцией. Эти действия могут иметь следующие проявления:
изъятие продукции (товаров, услуг) из обращения при наличии спроса, в том числе путем умышленного снижения производительности труда и сокращения объемов производства с целью создания искусственного дефицита или его поддержания;
необоснованное повышение (понижение) действующих цен на продукцию, пользующуюся спросом;
необоснованное завышение цен на новую продукцию;
нарушение установленного действующим законодательством порядка ценообразования.
Соблюдение существующих правил ценообразования и обоснованность получения прибыли контролируется по той номенклатуре продукции, по которой данное предприятие является монополистом. Такие предприятия включаются в Государственный реестр предприятий-монополистов .
Предприятия-монополисты, включенные в Государственный реестр, обязаны декларировать повышение свободных цен с обязательным представлением декларации и регистрацией нового, повышенного размера цены в государственных органах ценообразования. При этом представляются следующие данные:
предлагаемое изменение цен или тарифов;
калькуляция себестоимости продукции (товаров, услуг);
объем производства в предыдущем и текущем годах;
достигнутый уровень прибыли от реализации продукции и ее плакируемые размеры;
фактическая рентабельность предприятия;
обоснование причин изменения цен (тарифов).
При нарушении антимонопольного законодательства, выражающемся в необоснованном завышении свободных цен на продукцию предприятий-монополистов, также применяется государственное регулирование цен.
Если предприятия-монополисты допускают нарушение государственной дисциплины цен, к ним применяются меры экономического и административного воздействия. к этим мерам относятся перечисление в доход бюджета излишне полученной прибыли от завышения цен и тарифов, а также штрафы в тех же размерах.
Наряду с мерами, препятствующими стремлению монополистов к чрезмерному завышению цен, государственное регулирование цен предусматривает меры по стимулированию технического прогресса, повышению эффективности производства и стабилизации экономики.
6.2. Государство и рыночный механизм
Государство воздействует на рыночное равновесие двумя способами: 1) фиксацией цен; 2) налоговым регулированием.
1. ФИКСАЦИЯ ЦЕН. Уровень существующих цен равновесия по тем или иным причинам может не устраивать государство. Например, равновесие установилось при очень высоком уровне цен на хлеб. Однако хлеб для населения сегодня - один из основных продуктов питания. Времени для ожидания, пока рынок стихийно отреагирует на высокие цены, увеличит предложение и снизит цены, нет. А социальная напряженность при высоких ценах на хлеб будет расти день ото дня.
В этой ситуации государство установит фиксированные цены хотя бы на несколько сортов хлеба на уровне ниже цен равновесия. Бывает ситуация, когда государство устанавливает фиксированные . цены выше цен равновесия. Это происходит при существовании избыточного производства какой-либо продукции, когда установление равновесных цен может привести к массовому разорению, как правило, мелких производителей с более высоким уровнем затрат.
Безусловно, государство может попытаться устанавливать цены на все или большинство производимых товаров. Тогда вероятность попадания государства "в точку" равновесия равна нулю. Для установления равновесия на всех товарных рынках одновременно центральному планирующему органу придется сделать невозможное.
Между тем в любом случае как при фиксации государством на время рыночных цен, так и при установлении им определенных цен последствия в целом одинаковы. Однако во втором случае масштабы негативных экономических последствий значительно шире и острее. Графически рассмотренная ситуация выглядит следующим образом рис. (6.1).
Рис. 6.1. Следствия фиксации цен государством
На рис. 6.1. показана равновесная цена (Ррав), DD – кривая спроса, SS - кривая предложения, Р1 - цена выше цены равновесия Р2 - цена ниже цены равновесия.
Если цена фиксирована государством выше цены равновесия (Р1>Ррав). то возникнет избыток предложения (Qд’ < Qs‘ ),Сколько же товаров будет продано? Очевидно, объем продаж будет на уровне спроса (Qd’). Этот объем продаж меньше того, каким он был при установлении равновесной цены (Qрав): Qпродаж = Оd’< Орав.
Если цена фиксирована государством ниже цены равновесия (Р2 < Ррав), то возникает дефицит (избыток спроса). Величина спроса будет больше, чем величина предложения (QD2>QS2).Очевидно, что будет продано не столько товаров, сколько хотят потребители, а столько, сколько произведено (QS2). Этот объем продаж также будет меньше равновесного: Qпродаж = Qs2 < Орав.
Правило. КАК БЫ ГОСУДАРСТВО НИ ФИКСИРОВАЛО ЦЕНЫ (ВЫШЕ ИЛИ НИЖЕ РАВНОВЕСНОЙ ЦЕНЫ), ОБЪЕМ РЕАЛИЗУЕМОЙ ПРОДУКЦИИ (ОБЪЕМ ПРОДАЖ) ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ ТОГО ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ, КОТОРЫЙ МОГ БЫТЬ ДОСТИГНУТ ПРИ РАВНОВЕСИИ.
Каковы иные последствия фиксации цен? Рассмотрим ситуацию фиксации цен ниже цены равновесия, поскольку она близка украинской экономике.
Следствие дефицита. 1. Возникновение конкуренции потребителей (рис. 6.2.)
Рис. 6.2. Конкуренция потребителей.
При цене Р1 меньше равновесной, весь спрос не сможет быть удовлетворен. В этом случае, чтобы все-таки удовлетворить спрос, потребители начнут конкурировать друг с другом до тех пор, пока объем спроса не сравняется с объемом предложения. Это может быть достигнуто, когда к денежным затратам на покупку товара потребители начнут добавлять неденежные затраты так, что общие затраты на покупку составят Р2.
Что входит в неденежные затраты? Это время, затраченное на стояние в очередях, различные предварительные записи на ожидаемый" товар, которое могло быть использовано на более производительные цели. Сюда относится и переход в отношениях с продавцом на принцип "личного бартера": ты мне - я тебе, это и взятки, чаевые, товар из-под прилавка и с черного хода. При этом возникают различного рода системы распределения: открытки, приглашения, визитные карточки, купоны, талоны, списки, льготы участникам.
Следствие дефицита 2. Возникновение «черного рынка» (рис. 6.3.)