Влияние на цену внешних факторов

Принцип непрерывности определяется динамичностью процесса ценообразования Это проявляется, на­пример, в том, что продукция в своем движении от сырья до готового изделия проходит несколько этапов. Для каждого этапа товародвижения устанавливается своя цена Кроме того, в цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием производства устаревших товаров и освоением новых.

Целевая направлённость цен состоит в том, что необходимо четко определить приоритетные экономиче­ские и социальные проблемы, в решении которых должны использоваться цены. Примером может служить ориентация цен на освоение принципиально новой. Прогрессивной продукции, повышение ее качества. На эту продукцию не­посредственно после ее выпуска и до расширения ее производства устанавливаются цены, обес­печивающие максимальную (монополь­ную) прибыль. Целевые приоритеты и целевая направленность цен из­меняются на каждом этапе развития экономики.

Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании за­ко­нов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимости, закона спроса и пред­ложения. На­учное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъ­юнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также дей­ствующей системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства на пер­спективу, прогнозировать изменение уровня из­держек, спроса, качества товаров и др. Научность обоснова­ния цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения при их установлении. Она трёбует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической.

Важным элементом методологии являются принципы ценообразования, тесно связанные с методами. Принципы — это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежа­щие в ее основе. Важнейшими принципами ценообразования являются научность обоснования цен, их це­левая направленность, непрерывность процесса ценообразования, единство этого процесса и контроля за соблюде­нием цен.

Следует различать методологию и методику ценообразования. На основе методологии разрабатывается его стратегия, методики со­держат конкретные рекомендаций и средства разрабатывается его стратегия, ме­то­дики содержат конкретные рекомендации и средства (инструментарий) для реализации этой стратегии. По­этому методики — элементы методо­логии. Они объединяют целый ряд методов формирования цен. На­пример, разрабатывается методика определения цен на новые виды продукции, методика учета в ценообра­зовании природно-географического фактора и другие методики, предназначенные для разных уровней управления, для различных видов цен и групп продукции.

Основы методологии ценообразования

Методология ценообразования — это совокупность общих правил, принципов и методов разработки кон­цепции ценообразования, опре­деления и обоснования цен; формирования системы цен, управления це­нообра­зованием. Методология едина для всех уровней установления цен. Основные положения и правила формиро­вания цен не меняются в зависимости от того, кто их устанавливает, каков срок их действия. Это является не­обходимой предпосылкой создания единой системы цен.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соб­людением цен состоит в том, что государ­ственные органы, устанав­ливающие и регулирующие цены, обязаны их контролировать. Такой контроль рас­пространяется прежде всего на продукцию и услуги, по которым осуществляется государственное регулиро­вание цен (газ, электроэнергия и др.). Контроль осуществляется и по тем товарам, на которые устанавлива­ются свободные цены. Цель такого контроля — проверка правильности применения установленных за­конода­тельством правил ценообразования. В случае нарушения дис­циплины цен на предприятия и организации нала­гаются админи­стративные и экономические санкции (штрафы и др.).

Лекция №2. Система цен и их классификация.

2.1. Определение системы цен.

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянном развитии под влиянием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков (оптовые цены, закупочные цены, розничные цены и др.), изводящихся в тесной взаимозависимости не взаимодействии. В осно­ве взаимосвязи цен, образующих единую систему, лежит принцип «сообщающихся сосудов». Измене­ние цен в одном из основных бло­ков данной системы довольно быстро передается «по цепочке» во все другие блоки.

Ведущую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относятся топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика), металлур­гия. Так, изменение цен на энергоносители быстро отражается на уровне цен продукции всех отраслей эконо­мики. Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышлен­ности оказывает динамика цен на продукцию сельского хозяйства.

Различные блоки цен, входящие в единую систему, имеют не только прямые, но и обратные связи. На­пример, «волна» повышения цен в топливно-энергитическом комплексе через определенное время возвраща­ется в эти отрасли в виде удорожания потребляемых ими материально-технических ресурсов (машин, обору­дования, электро­энергии и др.).

В административной экономике повышение цен в базовых отрас­лях часто компенсировалось путем пре­доставления дотаций отрас­лям, потребляющим энергоносители. При переходе к рынку дотаций в таких широ­ких масштабах, как было прежде, быть не может. Это привело бы к искусственному искажению структуры и динамики цен, материально-вещественных и стоимостных пропорций во мно­гих отраслях, огромному бюд­жетному дефициту, взрыву инфляции. Отмена широкомасштабных дотаций привела к значительному уси­ле­нию взаимозависимости всех видов цен, входящих в единую систему, сделала ее более гибкой и динамичной, более соответствую­щей требованиям рынка.

Тесная взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в единую систему, обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами:

все цены формируются на единой методологической основе, кото­рой являются законы стоимости, пред­ложения и спроса;

все предприятия (фирмы), производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют единый хозяйственный комплекс. Взаимосвязь предприя­тий, отраслей мо­жет быть производственной, экономической, техно­логической и др.

Взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не только не исключает самостоятельного дви­жения отдёльных блоков цен и цен на конкретные товары внутри них, но и предполагает такое дви­жение.

Тесная связь существует между системой цен и экономической средой, в которой они действуют. Эту среду составляют основные элементы рыночной экономики.

 

2.2. Классификация цен.

В зависимости от экономических признаков все цены в переход­ный период классифицируются по видам и разновидностям.

I. Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от обслужи­ваемой ими сферы товарного обращения. По этому признаку цены подразделяются на следующие виды:

оптовые цены на продукцию промышленности;

цены на строительную продукцию;

закупочные цены;

тарифы грузового и пассажирского транспорта;

розничные цены;

тарифы на платные услуги населению;

цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым реализуется и Закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями, не­редко со сменой форм собственности. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.

В свою очередь оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида: оптовые цены предприятия и опто­вые (отпускные) цены промышленности.

0птовые цены предприятия — цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям — другим предприятиям и организациям. При переходе к рынку эти цены обеспе­чивают возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Реализуя свою продукцию, предприятия или фирмы должны возместить свои издержки произво-дства и реализации и полу­чить такую прибыль, которая позволила бы им функционировать в условиях рынка (рис. 2.1).

На основе оптовых цен предприятия производятся планирование, анализ и расчет стоимостных показате­лей работы предприятия (фирмы).

Рис.2.1. Состав оптовой цены предприятия — цены изготовителя продукции

Цена изготовителя продукции обращена к производству, тесно связана с ним. Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена, которая применяется при коммерческих опера­циях между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Она может устанавливаться как на го­товые изделия полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы) в том числе управленческие. Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье и материалы поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить конкурентоспособ­ность.

Оптовые (отпускные) цены промышленности,— цены, по которым предприятия и организации - потреби­тели оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям (рис. 2.2)

Рис. 2.2. Состав оптовой (отпускной) цены промышленности

Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены про­мышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).

Разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого товара (или бир­жевых сделок), которая форми­руется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

Закупочные цены — это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция кол­хозами, совхозами, фермерами и населением (продукция личных, подсобных хозяйств). На основе закупочных цен для хозяйств определяются средние цены фактической реализации в которых учтены цены и количество продукции, реализованной по различным каналам (заготовительным организа­циям, по прямым связям торгов­лей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены - договорные цены, устанавливаемые по соглашению сто­рон. Отличие закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных заключается в том, что в ее состав не включаются налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы). НДС не включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов.

Важнейшая проблема развития сельского хозяйства — обеспече­ние паритета цен в обмене продукцией между промышленностью и сельским хозяйством, эквивалентности этого обмена. Ценовой пари­тет в течение длительного времени постоянно нарушался, что приво­дило к значительным потерям в сельском хозяйстве и отрицательно сказывалось на его экономике, сдерживало развитие этой важней­шей отрасли. Наиболее ощути­мый урон сельское хозяйство получает от инфляционного роста цен. Ведь результаты своего труда оно реа­лизует один раз в году — после уборки и продажи части урожая, а покупает необходимые материально-техни­ческие ресурсы постоянно, на протяжении всего года, когда цены непрерывно растут.

Поэтому сельскому хозяйству нужна постоянная экономическая и социальная поддержка государства (льготные кредиты, обеспечение материально-техническими ресурсами и т.д.). Такая по­мощь оказывается, особенно в периоды посевных работ и уборки урожая (обеспечение топливом, удобрениями, сельскохозяйст­венной техникой и др.). Во многих экономически развитых странах помощь сельскому хозяйству выражается в закупках государством по гаран­тированным ценам значительной части урожая, финансовой под­держке (суб­венциях).

Цены на строительную продукцию также имеют несколько разно­видностей. Продукция, строительства определяется по трем видам цен: сметная стоимость — предельный размер затрат на строительство каждого объекта;

прейскурантная цена — усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строи­тельного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м—полезной площади, 1 м2 малярных работ и др.);

договорная цена, устанавливаемая по соглашению между заказчи­ками и подрядчиками. Сфера действия этой цены будет расширяться с развитием рыночных отношений.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Розничные цены — цены, по которым товары реализуются в роз­ничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; они, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Состав розничной цены показан на рис.2.3.

Рис. 2.3. Состав розничной цены

Включенный в розничную цену акциз — это косвенный налог на потребителя включаемый в цену товара. Перечень товаров, облагае­мых акцизом, строго ограничен действующим законодательством. В этот перечень включены главным образом престижные товары и предметы роскоши, а также легковые автомобили, алко­гольные на­питки и некоторые другие товары.

НДС, являясь также косвенным налогом, оплачивается конечным потребителем. Этот налог, как правило, составляет 20%. но установлены льготные ставки его по отдельным группам товаров (основные продукты пи­тания, медикаменты, товары детского ассортимента и некоторые другие).

Торговая надбавка (скидка) возмещает издержки обращения торговых организаций и образует их при­быль,

Аукционная цена — цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыноч­ной цены и быть многократно выше, поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит также от мастерства лица, проводящего аукцион.

II. Важное практическое значение имеет классификация цен в зависимости от территории действия. По этому признаку различают цены:

единые, или поясные;

региональные (зональные).

Единые, или поясные цены могут устанавливаться и регулироваться с дарственными органами. Речь идет о таких видах продук­ции, как, например, газ. электроэнергия и некоторые другие. Регио­нальные цены могут регулироваться региональными органами власти и управления. Эти цены ориентируются при своем формиро­вании на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном ре­гионе. Региональными даются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных услуг, оказываемых населению, а также заку­почные цены на продукцию сельского хозяйства

III. Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов также широко используется в ценообразовании. Цена, кроме издержек про­изводства, вклю­чает издержки обращения и, в частности, расходы по транспортировке товаров до покупателя. Поэтому гео­графический фактор играет значительную роль в формировании цены. В зависи­мости от этого экономического признака различают:

цену ФОБ в месте производства продукции. При установлении этой цены товар передается покупателю в месте его производства со всеми правами на него и ответственностью. В данном случае покупа­тель оплачи­вает все фактические расходы по транспортировке про­дукции до места назначения;

единые цены с включением расходов по доставке. Этот метод ус­тановления предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей независимо от их местоположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитыва­ется как средняя стоимость всех перевозок. Такая цена особенно вы­годна тем покупателям, которые удалены от места производства продукции, и фактические транспортные расходы в данном случае значительно превышают средние;

зональные цены. При этом методе определения цен выделяется несколько географических зон и устанав­ливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для разных зон эти цены явля­ются различными, поскольку они устанавливаются в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удален­ности зоны цена возрастает;

цены, определенные на основе базисного пункта. При этом методе предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию, фактические цены продажи рассчитываются путем добавления к цене ближайше­го от заказчика базисного пункта транспортных расходов по доставке ему товара.

В коммерческой практике часто употребляется цены «франко», включающие в себя цену производства товара и транспортные расходы по доставке. Термин «франко» определяет степень оплаты транспортных рас­ходов поставщиком, т.е. до какого пункта в пути следования груза от поставщика к потребителю расходы по доведению груза (транспортные и погрузо-разгрузочные работы) включены в цену и оплачиваются поставщи­ком.

«Франко - склад поставщика». Эта цена не включает в себя никакие расходы по доставке груза. Все за­траты, начиная с приемки товара и его погрузки в транспортное средство на складе поставщика, оплачивает покупатель.

«Франко - станция отправления». В эту цену включаются расходы поставщика по доставке товара на станцию отправления.

«Франко-вагон-станция отправления». В эту цену включаются расходы поставщика по доставке товара на стацию отправления и погрузке в транспортное средство.

«Франко-станция назначения». В эту цену включаются все расходы поставщика по доставке товара на станцию назначения.

«Франко – вагон – станция назначения». В эту цену включаются все расходы поставщика по доставке то­вара на станцию назначения и разгрузке транспортного средства.

«Франко- склад покупателя». В такую цены включены абсолютно все расходы поставщика по доставке товара на склад покупателя.

«Франко-граница». Эта цена включает в себя все затраты поставщика по доставке груза до границы страны покупателя и размеры таможенной пошлины, оплачиваемой поставщиком на территории своей страны.

IV. При переходе к рынку важную роль играет такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого признака различают:

свободные цены, складывающиеся на рынке под влиянием конъ­юнктуры независимо от государственных органов. Государство может добиваться изменения этих цен (их уровня) только путем воздейст­вия на конъ­юнктуру рынка;

регулируемые цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но испытывающие при своем формировании опреде­ленное влияние государственных органов либо посредством прямого ограничения их роста или снижения, либо путем регламентации рентабельности, либо каким-либо аналогичным методом;

фиксируемые цены, устанавливаемые государственными органами на ограниченный круг товаров.

В переходный период к рыночной экономике преимущественно будут действовать два вида цен: свобод­ные (рыночные) и регулиру­емые цены. При этом их удельный вес в общей массе производимых и реализуе­мых товаров может меняться в зависимости от измене­ний, происходящих в экономике страны.

Наиболее адекватными рыночной экономике являются свободные рыночные цены. Но полностью перейти только к ним нельзя и нигде в мире этого нет. Полностью свободное цено­образование идеально может проис­ходить лишь на товарных рынках, где протекают экономические процессы, наиболее полно отвечающие инте­ресам экономики, общества в целом.

Но и в этом случае госу­дарство сохраняет за собой право при необходимости вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся эконо­мических условий перейти к регулируемым или даже фиксирован­ным ценам.

V. Классификация цен в зависимости от новизны товара позволяет различать методы установления цен на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно продолжительное время. При выпуске новых товаров практика многих стран выработала целый ряд методов образования цен и стратегий ценообразования.

Этот вопрос подробно будет раскрыт в лекции №3.

VI. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот выражают растущие внешнеэкономические связи с другими государствами, в том числе ближнего зарубежья. Значительное влияние на уровень этих цен оказы­вают цены мировых рынков, отражающие условия производства и реализации в мировом хозяйстве. Внешне­торговые цены используются при экспорте товаров и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.

На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются спе­циальные цены поставки на экспорт. На­пример, для продукции ма­шиностроения, поставляемой на экспорт, до последнего времени применялись над­бавки к оптовым ценам за экспортное и тропичес­кое исполнение. По некоторым видам дефицитной продукции при поставке на экспорт к ценам добавляется таможенная пошлина. На импортные потребительские товары розничные цены устанавливают­ся во многих случаях свободными, исходя из соотношения спроса и предло­жения. Уровень мировых цен учитывается и в розничных це­нах на услуги, например, гостиниц для иностран­цев.

VII. Особую группу образуют цены используемые в учете и статистике. Статистика цен применяет ме­тоды статистического наблюдения, изучения и анализа сложных явлений ценообразования и ис­пользования цен. К основным задачам статистики цен относится наблюдение за уровнем и динамикой цен путем система­тизации и определения их средних значений в динамических рядах. Органы статистики осуществляют регист­рацию цен. Регистрируемые цены используются для расчетов индексов цен. Проводится также изуче­ние цен по их элементам.

К ценам, используемым в учете и статистике, относятся текущие, средние, сопоставимые и неизменные цены. Эти виды цен позволяют выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, измерять ди­намику фи­зических объемов производства и реализации товаров и услуг, осуществлять контроль и анализ стоимостных показателей. Цены статистического учета являются агрегированными, обобщен­ными.

В статистике широко используются расчеты индексов цен, в част­ности, индекса потребительских цен, ха­рактеризующего уровень жизни населения. Индексы цен производителей (индексы оптовых цен предприятий, индексы цен на продукцию строительства, индексы цен на продукцию сельского хозяйства, индексы транс­порт­ных тарифов и др.), а также индексы потребительских цен исполь­зуются для оценки показателей системы национальных счетов, и прежде всего валового внутреннего продукта. Эти показатели ис­пользуются для меж­дународных сопоставлений.

При проектировании технически сложных изделий определяются лимитные (предельно допустимые) цены. Они служат исходной ба­зой для расчета оптовых цен на эти изделия. Прогнозные (ориенти­ровочные) цены рассчитываются научно-исследовательскими орга­низациями, разрабатывающими прогнозы развития отраслей и про­изводств. Роль этих цен в условиях перехода к рыночным отношениям значительно возрастает.

VIII. В настоящее время для анализа уровней и динамики товарных цен используются главным о6разом регулярно публикуемые цены. Обычно публикуются:

1) цены фактических сделок;

2) биржевые ко­тировки;

3) цены аукционов и торгов;

4) цены, приводимые в общих статистических источниках;

5) цены предложений крупных фирм:

6) справочные цены.

Наилучшим критерием для суждения об уровне и динамике цен являются приведенные цены в фактиче­ских сделках и договорах, со­ответствующих обычной коммерческой практике. Но эти цены, как правило, пуб­ликуются не регулярно, в лучшем случае появляются в печати лишь по отдельным операциям, что недоста­точно для состав­ления динамических рядов.

Применение фактических цен дает полезные результаты, когда предварительно проанализированы усло­вия этих сделок, и экономическая ситуация, в которой они осуществлялись, так как не все фактические сделки типичны и представительны для суждения об уровне цен. В част­ности, это относится к ценам по операциям, осуществляемым между монополиями и их филиалами, известным под названием, трансфер­тные цены. Отра­жающие по существу закрытый товарооборот, эти цены в ряде случаев условны, так как уровень в большей мере зависит от того, на чьем балансе решено сосредоточить в конечном счете при­быль от этих операций, формально они не должны отличился от цен мирового рынка, однако, отчитываясь перед налоговым ведомст­вом каждой отдельной страны за часть своих операций, компании нередко манипулируют такими ценами, за­нижая их соответственно в странах с низким налогом на прибыль в целях сокрытия части прибылей.

Биржевые котировки представляют цены товаров являющихся объектами биржевой торговли; в основ­ном они отражают фактические сделки, и в этом их существенное преимущество перед справочными ценами. Биржевые котировки чутко реагируют на изменения эконо­мической конъюнктуры, в каждый момент отражая несоответствие между спросом и предложением.

Цены аукционов и торгов близки к котировкам бирж, так, как отражают, как правило, реальные сделки. Различают два способа уторгования цен на аукционах: аукционы с повышением цены и аукционы с пониже­нием цены.

Торги практикуются при сдаче подрядов на выполнение определен­ных работ, продаже и покупке машин, оборудования и ряда других товаров согласно заранее объявленным организаторами основным ус­ловиям. Торги используются в основном государственными учрежде­ниями и городскими властями при строительстве электростанций, портов, дорог, ирригационных и других крупных сооружений.

Средние цены по статистическим источникам. Для выявления данных о ценах большое значение имеют такие источники экономи­ческой информации, как промышленные, аграрные и торговые пере­писи, статисти­ческие данные внутренней и внешней торговли. Большинство этих источников не публикует конкретных цен на от­дельные товары, а приводит лишь первичные данные о стоимости и количестве тех или иных изготов­ленных, проданных, вывезенных и ввезенных товаров, на основании которых можно исчислять соответ­ст­вующие средние цены и получать цены за ряд лет.

На основе промышленных и торговых переписей по массовым стандартным товарам определяются сред­ние цены, действующие во внут­ренней торговле. Делением стоимости произведенного товара за определен­ный период времени на его количество определяется цена продавца, а делением стоимости проданных за оп­ределенный проме­жуток времени товаров на количество - цена покупателя.

Статистика внешней торговли позволяет определить: средние цены по всему экспорту какого-либо товара из определенной страны деле­нием стоимости вывезенного за тот или иной период товара на его количество, или средние цены но экспорту в отдельную страну, под­считываемые тем же способом; средние цены по всему импорту како­го-либо товара определенной страны или по импорту из отдельной страны, получаемые указан­ным выше путем. По массовым, однород­ным, стандартным товарам средние внешнеторговые цены более пока­зательны, чем обычные справочные цены, так как являются средневзвешенными. Публикуемые же спра­вочные цены не связаны с объемом реальных операций и часто вовсе не имеют за собой конкрет­ных сделок, а представляют лишь запросы продавцов.

Справочные цены представляют собой цены, публикуемые в специ­альных справочных изданиях, катало­гах, прейскурантах, журналах, газетах и пр. В большинстве случаев они в той или иной степени отклоняются от цен фактических сделок, поскольку продавцы обычно предоставляют со справочных цен разнообразные скидки. В ряде слу­чаев справочные цены представляют собой так называемые базисные цены, т.е. цены товара определенного качества и количества, специфики, размеров, химического анализа и т.п. в том или ином зара­нее установленном географическом пункте (так называемом базисном пункте), к которым применяют специ­альную шкалу приплат и скидок за отклонения условий заказа от основных показателей. В результате цена, фактически устанавливаемая покупателем, существенно отли­чается от публикуемой базисной цены.

Характерная черта справочных цен - их относительно небольшая подвижность; справочные цены могут сравнительно мало меняться при изменении конъюнктуры рынка, тогда как скидки и надбавки чаще подвер­гаются пересмотру, что приводит к соответствующему изменению фактических цен. Приплаты и скидки дают возможность продавцам, не меняя объявленных цен, фактически повышать или понижать их, когда того тре­буют рыночные условия, но делая это предметом гласности, в чем крайне заинтересованы монополии, про­водящие политику дифференцированных цен.

В современной практике применяются следующие основные виды скидок: скидки при покупке товаров за наличный расчет; скидки за количество или серийность; общие скидки с прейскурантных цен на товары, предназначенные для мелкооптовой торговли дилерские скидки, предоставляемые посредникам по сбыту; специальные скидки для привилегированных категорий покупателей, в заказах которых заинтересованы про­давцы; сезонные скидки за покупку вне сезона; экспортные скидки, предоставляемые иностранным покупате­лям в целях повышения конкурентоспособности; скрытые оливки, предо­ставляемые покупателю в виде скидок на фрахт, беспроцентных или льготных кредитов; скидки за возврат ранее купленного товара; скид­ки при про­даже подержанного оборудования.

Для современного мирового рынка характерна множественность цен. По одному и тому же товару на рынке может действовать не одна цена, а ряд различных по уровню цен, зависящих от многих причин. Среди факторов, обусловливающих множественность цен можно вы­делить следующие группы: политика монополий, проводящих систему цен, дифференцированных по рынкам и категориям покупателей (сег­ментация рынка); государственно - монополистические (торгово-политические и валютные) мероприятия; организационные структуры и формы торговли; условия производства и сферы использования.

Множественность цен наблюдается как во внутренней, так и в меж­дународной торговле, но различие цен внутреннего и внешнего рынков нельзя квалифицировать как множественность цен.

С точки зрения мирового рынка наибольший интерес представляют оптовые цены, поскольку это цены на крупные партии товаров, к тому же свободные от налогов и сборов розничной торговли. Приблизительно можно считать, что уровень мировых цен на 30-40% ниже уровня именно оптовых цен. На участке же оптовые - розничные цены происходит удвоение цен в среднем. А в целом, таким образом, на участке мировые - роз­ничные цены происходит рост цен примерно в 2,5 раза.

Условия таможенно-тарифного и валютного режимов, внутреннего налогообложения, наряду с другими протекционистскими мерами и регулирующей деятельностью государства, являются основными при­чинами наличия иногда огромной разницы между внутренними и ми­ровыми ценами.

В промышленно развитых странах внешнеторговые цены, как пра­вило, ниже внутренних. При переходе импортных товаров на внутрен­ний рынок импортные цены становятся выше. При выходе товаров на внешний рынок внутренние цены "очищаются" от разных налогов и сборов, превраща­ясь в экспортные.

В развивающихся странах, наоборот, внутренние цены обычно ни же мировых, поскольку монополии скупают продукцию мелких производителей, как правило, по монопольно низким ценам, а на внешнем рынке продают ее по высоким.

Множественность цен во внешней торговле создает значительные трудности при определении, а тем бо­лее при конкретном выборе ми­ровых цен среди фактически действующих на рынке.

В современной действительности внешнеторговую цену можно рассматривать в качестве мировой, если она удовлетворяет следующим основным требованиям: это должна быть цена, по которой осуществ­ляются обычные крупные коммерческие сделки, предусматривающие раздельные, взаимно не связанные экспортные или импортные опера­ции; платежи по таким коммерческим операциям дол­жны производиться в свободно конвертируемой валюте; это должны быть цены не случайных, а регулярных экспортных или импортных ком­мерческих сделок, заключаемых в важнейших центрах междуна­родной торговли, где постоянно осуществля­ются значительные по объ­ему внешнеторговые операции.

Таким образом, в современных условиях под мировой ценой следу­ет понимать цену, по которой осущест­вляются крупные коммерче­ские экспортные или импортные раздельные операции, носящие регулярный ха­рактер и предусматривающие платежи в свободно конвертируемой валюте.

Практически мировые цены в этих условиях — это экспортные цены основных поставщиков данного то­вара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара. Если по сырьевым товарам мировую цену определяют основные страны-поставщики, то по готовым изделиям и оборудованию решающую роль играют ведущие фирмы, выпускающие и экспортирующие определенные типы и виды изделий.

 

Лекция №3. Особенности ценообразования в условиях рыночной экономики

3.1 Взаимодействие цены, спроса и предложения

Цены подвергаются изменениям на рынке под воздействием спро­са и предложения. Спрос можно опреде­лить как желание и возмож­ность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определен­ном месте. Следует различать понятия "желание" и "спрос". Не всякое желание иметь товар является спросом. В него превращается только' желание, которое подкреплено финансовыми возможностями покупателя. Дру­гими словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.

 
 

Величина спроса на товар определяется следующими факторами:

где: Дх — спрос на товар;

Тх — потребность покупателя в данном товаре;

У — доход потребителя;

Рx — цена на этот товар;

Ру — цена товара-заменителя;

Рz— цена на дополняющий товар;

W — уровень благосостояния, т.е. покупательная способность потребителя;

F — мнение потребителя относительно перспектив его благосостояния.

Закон спроса показывает связь между ценами и количеством това­ров и услуг, которые могут быть приоб­ретены при каждой данной цене. При прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше това­ров, чем по высокой.

Поэтому между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое может быть куплено по этой цене, устанавливается строгое соотношение, Однако при определенных условиях спрос на товары может меняться, в то время как цена остается постоянной. Такую ситуацию определяют следующие случаи:

- существование товаров-заменителей или взаимозаме­няемых товаров (изменение цен на одни товары вызо­вет изменение спроса на товар-заменитель);

- изменение в доходах покупателей, сразу отражающее­ся на изменении спроса на товары и услуги;

- существование дополняющих товаров (это, скажем, бензин и масло для двигателя: (увеличение цен на бензин вызовет снижение спроса на него, а следовательно, и на масло, хотя цены на него не менялись);

- изменение вкусов покупателей.

Если происходит одно из этих явлений, величина спроса растет или уменьшается, хотя цена осталась по­стоянной.

В установлении рыночной цены не менее важную роль играет предложение.

Предложение – это то количество товаров (услуг), которое продавцы готовы предложить покупателю в определенное время и в конкретном месте.

Фирма-производитель через цену товара получает информацию о том, в какой степени общество нужда­ется в ее продукции. И если уровень цены, сложившийся на рынке, возмещает затраты предпри­ятия и обеспе­чивает получение желаемой прибыли, то это служит самым верным ориентиром целесообразности производ­ства.

На величину предложения товаров влияет ряд факторов, главным из которых являются издержки произ­водства. Если затраты при про­изводстве продукта снизятся, это позволит выпустить больше товаров. Рост се­бестоимости приведет к противоположному результату — предложение снизится.

У этого фактора много производных, способных воздействовать на динамику предложения. Это прежде всего научно-технический прогресс, в результате которого снижаются издержки производства и увеличивается предложение товаров. Большое значение имеет сте­пень монополизации рынка, которая проявляется в измене­нии цен при любом уровне производства. Немалую роль играет и динамика цен на другие товары, в том числе и на взаимозаменяемые.

К основным факторам, влияющим на величину предложения, от­носятся другие источники получения фирмой прибыли. Большинство фирм производят не один, а несколько видов товаров. Цена, при которой объем спроса равен предложению, — рыночная цена или точка равновесия. Это именно та цена. по которой товары будут обменены на деньги.

Из тактических с6ображений фирма может временно переклю­чаться на преимущественное производство других товаров выпускаемого ею ассортимента, обеспечивающих большую прибыль, что снизит предложение первого товара.

Маркетинговая служба фирмы анализирует ожидаемые прибыли. Если результаты исследования рынка показывают, что в недалеком будущем ожидается повышение спроса на тот или иной товар (услугу), то произ­водитель имеет все основания увеличить выпуск продукции в расчете на последующее увеличение прибылей.

Цена является наиболее важным аккумулирующим показателем, характеризующим состояние конъюнк­туры товарного рынка, качественный показатель торговли и ее эффективности. За движением цен просматри­вается изменение объемов производства и предложения товаров на рынке, спрос и уровень потребления, из­менение товарных запасов.

Рыночная цена определяется как господствующая на рынке единая цена, уплачиваемая за все товары дан­ного вида независимо от возможных реализации в индивидуальных производственных условиях и издержках производства.

Рыночная стоимость представляет собой среднюю индивидуальных стоимостей товара, поставляемого на рынок отдельными производителями, и образуется в результате конкуренции предприятий одной отрасли, вы­пускающих товары при лучших, средних и худших условиях производства.

На рынке товаров, производство которых связано с непосредственным использованием ограниченных природных ресурсов, действует рентный принцип ценообразования. При этом рыночные цены объективно ре­гулируются наихудшими условиями производства. Производитель, работающий в лучших условиях, получает дополнительную прибыль (ренту), обусловленную этими условиями. На рисунке 3.1 показана структура ры­ночной цены.

Рис. 3.1 Структура рыночной цены

Рыночная цена устанавливается в процессе купли-продажи товара на конкретном рынке. В зависимости от рыночной конъюнктуры рыночная цена может выступать в виде цены покупателя, цены продавца или цены рыночного равновесия.

Цена покупателя - это та максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за товар - фактическое денежное выражение стоимости товара, реализуемого на рынке в условиях превышения предложения над спросом. Формирование рыночной цены как цены покупателя означает, что фактическая цена товара ниже уровня его рыночной стоимости. Товар продает тот продавец который назначает более низкую цену. Цена продавца - это та минимальная цена, по которой продавец может продать свой товар - фактическое денежное выражение стоимости товара, реализуемого на рынке в условиях превышения спроса над предложением. Формирование рыночной цены продавца означает, что фактическая цена повышает уровень рыночной и явля­ется стимулом для расширения производства.

Цена равновесия обеспечивает на рынке равновесие между спросом и предложением. При цене равнове­сия количество товара, которое хотят приобрести потребители, соответствует количеству товара, которое хо­тят реализовать производители.

 

3.2. Система ценообразующих факторов.

Комплексное изучение рынка предполагает необходимость исследования рыночных цен на товары. Цена – это качественный показатель как внутренней, так и внешней торговли, показатель ее эффективности.

Цена, являясь элементом рыночного механизма оказывает влияние на формирование экономической конъюнктуры. Одновременно по той же причине цена испытывает на себе влияние экономической конъюнк­туры и является результатом ее развития. В этом выражается дуализм рыночных цен.

Как концентрированное выражение товарной конъюнктуры рыноч­ная цена товара формируется под воз­действием множества факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Любой конъюнктурооб­разующий фактор оказывает непосредственное или опосредованное влияние на рыночную цену, поскольку прямо или косвенно воздействует на спрос или предложение товара. В этом смысле все конъюнктурообра­зующие факторы могут одновременно считаться и факторами формирования товарных цен, или ценообра­зующими факторами (ЦОФ). Основные ЦОФ представлены на рисунке 3.2. К ним относятся :

- общественная цена производства (ОЦП), которая состоит из общественных издержек, производства (ОИП) и средней прибыли (СП);

- состояние денежной сферы (СДС) , которое зависит от покупательной способности денег (ПСД) и валют­ного куса (ВК);

- соотношение спроса и предложения (ССП);

- конкуренция (К): ценовая (Ц) и неценовая (Н);

- государственное регулирование цен (ГРЦ), включающее в себя прямое (административное) регулирова­ния (ПР) и косвенное (экономическое) регулирование (КР);

- монопольное регулирование цен (МРЦ), включающее в себя прямое (ПР) и косвенное (КР) регулирова­ние;

- участники каналов товародвижения (УКТ): горизонтальные (традиционные) маркетинговые системы (ГМС) и вертикальные (нетрадиционные) маркетинговые системы (ВМС);

- потребители – различные сегменты рынка (СР);

- факторы макросферы фирмы (МСФ);

- качество товара и его потребительские свойства (КТ);

- объем поставок (ОП);

- взаимоотношения между продавцом и покупателем (ВВП);

- условия поставок (УП);

- франкированные цены (ФЦ);

-

 
 

наличие и влияние теневого сектора экономики (ТС).

 

Рис 3.2 Система ценообразующих факторов

Различные ценообразующие факторы оказывают далеко не равнозначное воздействие на процесс форми­рования товарных цен. Системный анализ совокупности ценообразующих факторов позволяет выделить те из них, влияние которых на рыночную цену сказывается непосредственно и имеет в силу этого определяющий характер. При­менительно к условиям рыночных товарных отношений к первой груп­пе факторов, прямо влияющих на уровень цен и их движение (факторов первого порядка) прежде всего относятся: цена производ­ства, соотношение спроса и предложения, состояние денежной сферы, административное (прямое) регулиро­вание цен.

Действием этих факторов в конечном счете и определяются закономерности формирования цены любого товара. Их принято называть основополагающими ЦОФ. Перечисленные факторы завершают "ценовую пира­миду", аккумулируя влияние всех разнообразных факторов косвенного (непрямого) воздействия на цену –фак­торов второго, третьего и всех последующих порядков. К ЦОФ второго порядка относятся величины издержек производства и средней прибыли на вкладываемый капитал, абсолютные размеры и относительная динамика спроса и предложения, покупательная способность денег и движение валютных курсов, меняющиеся под влиянием конкуренции, ценовой и неценовой политики государства и монополий, составляющих в свою оче­редь ЦОФ третьего порядка. По мере удаления от вершины "пира­миды" влияние опосредуемых факторов на рыночную цену ослабева­ет, а взаимосвязи между отдельными ЦОФ последующих порядков становятся все более сложными и разносторонними. Таким образом, можно говорить о сложной иерархической системе фак­торов формиро­вания цены.

При анализе формирования фактических товарных цен основополагающие ЦОФ первого порядка следует дополнить специфическими факторами непосредственного воздействия на цену конкретного товара, а именно, его качество, (потребительная стоимость), характер взаимоотношений между продавцом и покупателем, объем поставок, условия поставкии платежа, франкирование цены.

Среди ЦОФ, представленных в иерархической системе на рис.3.2, одни факторы действуют на всех этапах развития товарно-денежных отношений. К ним следует отнести такие факторы, которые определяются дейст­вием закона стоимости, механизмом распространения доходов, отраженным в ценах, состоянием денежной сферы, соотношением спроса и предложения. Другие факторы, определяющие динамику цен, возникают в оп­ределенных конкретно-исторических усло­виях. Так, на современном этапе развития товарно-денежных отно­шений существенные изменения в динамику цен вносят крупные компании и транснациональные корпорации (ТНК), государственно - монополистическое регулирование, изменение характера конкуренции в условиях ускорения темпов развития научно-технического прогресса.

В зависимости от характера происходящих изменений цен и факто­ров, их вызывающих, обычно разли­чают:

длительные тенденции движения цен, которые отражают измене­ния в стоимости товаров и денег под воз­действием научно-технического прогресса, политики монополий и государства, природных факторов и т.д.;

среднесрочные циклические колебания цен вследствие меняющегося в разных фазах цикла соотношения между спросом и предложени­ем;

кратковременные колебания цен, возникающие под влиянием се­зонных и случайных факторов разнооб­разного происхождения.

Наблюдаются существенные особенности в движении цен отдельных товарных групп: сырья и промыш­ленных изделий, орудий произ­водства и средств потребления, монополизированных товаров, новых товаров и давно выпускае­мых, товаров длительного пользования и продуктов питания и т.д.

В движении цен на сырье и готовые изделия существует следующая особенность: для сырья характерны более резкие колебания цен в условиях меняющейся конъюнктуры, чем для промышленных изде­лий. Чем большая стоимость прибавляется к стоимости сырья в про­цессе производства готового изделия, тем в мень­шей степени цена последнего подвержена колебаниям при изменении цен на сырье. Однако в современный период под различным воздействием монополий часто нарушается параллелизм в движении цен сырья и гото­вых изде­лий: при понижении цен на сырье иногда наблюдается рост на промышленные изделия.

Даже внутри товарной группы отдельным подгруппам свойственны свои особенности изменения цен. На­пример, в группе сырья различаются товары органического происхождения, т.е. продукты растениеводства и животноводства, условия производства которых отличны от условий производства угля, нефти, руд черных металлов и другого сырья неорганического происхождения. Поэтому и движение цен этих товаров имеет свои специфические черты. Товары органического про­исхождения попадают на рынок в зависимости от сроков их восстановления в различных природно-климатических условиях – один, два или несколько раз в год (зерно­вые, овощи, фрукты, ягоды) или через 10-15 лет (дерево гивеи, кофе, какао). Товары неорганического проис­хождения, являясь сырьем для производства средств и орудий труда, в большей мере зависят от действия цик­лических факторов.

Рассмотрим более подробно характер влияния на цены наиболее важных ЦОФ.

Цена производства. Как известно, цена товара есть превращенная форма стоимости, которая определя­ется рабочим временем необходимым для производства товара при данных общественно нормальных произ­водственных условиях и среднем уровне умелости и интенсивности труда.

Следует различать рыночную цену и рыночную стоимость. Первая определяется как господствующая на рынке единая цена, уплачивае­мая за все товары данного вида независимо от возможных различий индивиду­альных производственных условиях и издержки производства товара. Рыночная стоимость как средняя инди­видуальных сто­имостей товара, поставляемого на рынок отдельными производителями, образуется в резуль­тате конкуренции предприятий одной и той же отрасли, выпускающих товары при лучших, средних и худших -условиях. Межотраслевая конкуренция капиталов приводит к вырав­ниванию нормы прибыли отдельных от­раслей в среднюю для всего хозяйства норму прибыли и превращению рыночной стоимости в цену производ­ства, обеспечивающую возмещение издержек производства и получение средней прибыли, пропорциональной размерам авансиро­ванных капиталов.

В результате закон стоимости начинает действовать через цены производства, которые становятся цен­трами тяготения и осями коле­бания рыночных цен.

При этом на рынках товаров обрабатывающей промышленности действует принцип ценообразования, при котором рыночные цены тяготеют к усредненным затратам овеществленного в товаре обще­ственно необходи­мого труда. Это принцип усредненной стоимости.

На рынках товаров отраслей материального производства, связанных с непосредственным использова­нием ограниченных природных ресурсов (минеральных, биологических и т.п.), действует рентный принцип ценообразования, в соответствии с которым рыночные цены объективно регулируются наихудшими усло­виями производства, характерными для соответствующих отраслей.

В современных условиях рыночные цены колеблются вокруг монопольных цен или совпадают с ними. Монопольная цена сама отклоняется от цены производства вверх или вниз. Таким образом, путь стоимости до рыночной цены становится еще длиннее, а закон стоимости действует не только через цены производства, но и через цены, устанавливаемые монополиями.

Однако основная закономерность движения цен сохраняет свое •зна­чение и в настоящее время: динамика цен определяется динамикой цены производства. Рост производительности труда, снижение затрат орудий труда и сырья на единицу продукции вызывают понижение цены производства; и наоборот, всякое понижение производительно­сти труда и увеличение затрат орудий труда и сырья на единицу продукции обусловливают повышение цены производства В условиях развития и ускорения темпов научно-технического прогресса, главной тенденцией должно являться снижение рыночных цен в результате роста производительности труда, снижения материало и энергоемкости выпускаемой продукции, обеспечивающих сокращение цены про­извод­ства.

Тем не менее, на современном этапе развития рыночной экономи­ки, характеризующемся достижениями научно-технического прогресса в производстве таких товаров, как сталь, цемент, пшеница, растительное масло, сахар и ряд других, рост производи­тельности труда не сопровождается снижением стоимости това­ров и их рыночных цен.

Отсюда следует, что совокупное воздействие других факторов, прежде всего политики монополий и ин­фляции являете намного мощнее, и они не только преодолевают влияние общего роста произ­водительности труда и связанного с ним понижения стоимости товара, но и обусловливают повышение цен.

В современных условиях стоимость товаров и общий индекс рыноч­ных цен как бы "расходятся" в разных направлениях. Однако и сейчас существует зависимость уровня цены от цены производства. Одной из форм проявления этой зависимости является дифференцированное движение цен вверх у разных товаров: замедлен­ное повышение цен на товары в отраслях с более быстрым ростом производительными труда и наоборот. Дру­гая форма проявления этой зависимости - отчетливо выраженное падение цен на отдельные товары, являю­щиеся продук­цией новейших отраслей, поскольку производительность в них растет быстро, снижая стоимость и цены.

Связь системы ценообразования с механизмом распределения до­ходов. Любые изменения в соотно­шении реальных затрат (стоимости) вызывают изменения цен, лишь проходя через механизм распределения. Реальный процесс состоит в том, что часть вновь создаваемой стоимости распределяется, приобретая рыноч­ные формы доходов - заработной платы, процента, ренты и прибыли. Эти доходы ограничены рамками вновь созданной стоимости. В то же время вслед­ствие непрерывно повторяющегося процесса воспроизводства этот процесс распределения приобретает устойчивый характер. Теоретически он вторичен по отношению к про­цессу производства стоимости, вместе с тем в определенных пределах он оказывает обратное воздействие на механизм формирования цен.

В механизме рыночного хозяйствования в качестве затрат предпринимателей, их «издержек производ­ства» выступают объективные категории распределения – заработная плата, процент, рента, налоги, предпри­нимательский доход.

Однако содержание понятия "издержки", используемое бизнесменом в повседневной хозяйственной прак­тике, и категория «издержки»..--в экономической теории отнюдь не совпадают. Для предпринимателя полные издержки — это его денежные затраты, связанные с производ­ством. Для экономиста полные издержки равны стоимости потребленных факторов производства плюс нормальная прибыль, или процент, который предпри­ниматель рассчитывает получить. Указанные элементы цены действительно являются регулирующими факто­рами ценообразования, создавая костяк цены, ядро, вокруг которого колеб­лются реальные рыночные цены. Наблюдение за этими элементами цены, анализ их динамики представляют собой важнейшую задачу при ис­следовании конкретного товарного рынка.

Соотношения между отдельными элементами в ценах на различные товары могут быть чрезвычайно раз­нообразны. В ценах на многие горнорудные и сельскохозяйственные товары большая доля может приходиться на арендную плату, подоходный налог и прибыль. В це­нах на продукцию обрабатывающей промышленности с большим удельным весом первичного сырья обычно велика доля заработной платы, например в металлургии.

Изменение уровня того или другого вида дохода, воплощенного в цене, оказывает непосредственное воз­действие на уровень последней, вызывая изменение конъюнктуры на соответствующем товарном рынке

Состояние денежной сферы. Среди ценообразующих факторов состояние сферы денежного обращения оказывает весьма существенное непосредственное влияние на цены на внутренних рынках. На внутренние цены оказывает влияние покупательная способность денежной единицы страны, а на внешнеторговые цены - движение валютных курсов национальных денежных единиц.

Будучи денежным выражением стоимости товара, его цена обратно пропорциональна стоимости денег. При свободном обмене кредитно-бумажных денег на золото равновесие между суммой цен товаров и количе­ством денег в обращении поддерживается постоянным подстраиванием количества денег в обращении к сумме цен товаров, которая остается относительно стабильной. При неразменном денежном обращении по­добная эластичность подрывается и действует преиму­щественно односторонне. В таких условиях только ди­намика количе­ства денег в обращении уже не обеспечивает сохранения их равновесия с суммой цен товаров. Поэтому в системе "количество денег = сумме цен" начинает изменяться и сумма цен. Происходит это потому, что вследствие излишнего выпуска денег в обращение их меновая и потре­бительная стоимости падают, деньги "обесцениваются". Общий рост цен, вызываемый падением стоимости денег, представляет собой не что иное, как увеличение масштаба цен.

Движение валютных курсов в своей основе производно от измене­ния национальных уровней цен через изменение соотношений поку­пательной силы валют. В то же время оно само способна указывать влияние на динамику цен. Если бы колебания курсов валют соответ­ствовали изменениям соотношений их покупательной силы . то про­блема влияния динамики валютного курса на цены вообще бы не возникла, курс был бы просто адекватным отражением движения цен. Но поскольку существует известная обособленность внешнеэкономи­ческой сферы от национальной экономики, определенная самостоя­тельность международной денежно-кре­дитной сферы по отношению к сфере мировой торговли, валютные курсы отклоняются от своей пер­воосновы - соотношения покупательной силы денег. Чем больше и устойчивее такие отклонения, тем больше влияние ва­лютных курсов на цены.

Механизм воздействия изменения валютного курса на цены следу­ющий. У страны, девальвировавшей свою валюту, при прочих равных условиях возникает возможность реально снизить продажные цены. Это по­вышает конкурентоспособность ее товаров, поскольку импортер должен заплатить за них в своей валюте меньше.

При повышении курса валюты (ревальвации) происходит обратный процесс, который ведет к снижению конкурентоспособности экспорта, так как продажные цены повышаются.

На практике рассмотренная цепочка взаимосвязи оказывается бо­лее сложной, что связано со сроками со­вершения внешнеторговых сделок, условиями пересмотра цен в долгосрочных контрактах време­нем транс­портировки товаров и т.д.

Косвенное влияние валютных курсов на цены проявляется прежде всего через изменения соотношения мировых и внутренних цен стра­ны, курс валюты которой подвергся существенному изменению. Так, при сни­жении курса валюты на внутреннем рынке возрастают цены на импортируемую продукцию, что способствует общему росту цен в стране и означает повышение конкурентоспособности национальных товаров без соответ­ствующего снижения их производственных издержек. Если товары (например, сырье или энергоносители) не­обходимы для хозяйства страны и от их импорта отказаться нельзя - то рост импортных цен на них оказывает непосредственное влияние на внут­ренние цены. Если же правительство вводит ограничения на импорт, то тенденция к росту внутренних цен обусловливается уменьшением предложения ряда импортируемых товаров и соответствующим рос­том цен на местные аналогичные товары.

При повышении курса валюты происходят; обратные явления - более низкие импортные цены способст­вуют замедлению инфляционных процессов. Однако в этом случае конкуренция ставших более дешевыми им­портных товаров ослабляет или подрывает позиции внутренних производителей. Данному процессу обычно противодействует политика государства и национальных монополистических объединений, прибегающих к мерам протекционистского характера.

Подводя итоги, можно сказать, что усиление колебаний валютных курсов превратилось в чрезвычайно важный фактор внешнеторгового ценообразования. Рост взаимосвязи и взаимозависимости националь­ных хо­зяйств, проявляющийся в валютных курсах, усилил влияние движения внутренних цен в ведущих странах - участницах междуна­родной торговли на динамику цен мирового рынка.

Важный элемент, влияющий на уровень цен, — конкуренция. В зависимости от того, кто контролирует цены, различают три вида конкурентных сред (рис. 3.3.).

Среда, где цены контролируются рынком, отличается высокой сте­пенью конкуренции, а также сходством товаров и услуг. Именно здесь фирме важно правильно установить цены. Завышенные цены оттолкнут поку­пателей и привлекут их к конкурирующие фирмам, а заниженные цены не обеспечат условий для деятельно­сти. Однако утаить ценовую стратегию от конкурентов не представляется воз­можным. Успешная стратегия фирм быстро подхватывается конку­рентами. В связи с этим перед маркетингом стоит большая и трудная за­дача — видеть перспективы выбранной стратегии цен, не допускать перерастания конкуренции в ценовые войны.

Рис. 3.3. Виды конкурентной среды

Среде, цены в которой контролируются фирмой, присущи ограни­ченная конкуренция, различия в товарах и услугах. В этих условиях фирмам относительно проще функционировать, получая высокие прибыли: их продукция вне конкуренции. И при высоких, и при низких ценах на свою продукцию фирмы находят покупа­телей, выбор цены зависит только от стратегии и целевого рынка.

Среда, где цены контролируются государством, распространяется на транспорт, связь, коммунальные ус­луги, ряд продовольственных товаров Правительственные организации, уполномоченные контро­лировать цены, устанавливают их уровень после всестороннего изу­чения информации от всех заинтересованных в дан­ном товаре сторон: от потребителей и производителей.

На конечную цену товара большое влияние оказывают издержки на приобретение сырья, рабочей силы, отдельных компонентов товара, на транспорт, рекламу, охрану окружающей среды. Указан­ные затраты не мо­гут контролироваться фирмой, но должны быть учтены при ценообразовании. Этого можно достичь несколь­кими способами:

с ростом затрат фирма повышает цены на свою про­дукцию, перекладывая всю тяжесть их роста на потре­бителей;

фирма может частично компенсировать рост издержек за счет своих внутренних резервов, не меняя ас­сортимента продук­ции;

фирма может изменить сами изделия (уменьшить их размер, незначительно снизить качество за счет ис­пользования более дешевого сырья), но сохранить неизменным уровень цен. Это обычно применяется при вы­пуске товаров массового спроса, на которые распространяются долговременные цены;

фирма может усовершенствовать продукцию в такой степени, что рост цены не рассматривается покупа­телями как чрез­мерный, а связывается с повышенным комфортом, высоким качест­вом, престижем;

с уменьшением издержек фирма может пойти на снижение цен на продукцию или оставить их неизмен­ными, увеличив свою долю прибыли.

Ценовая конкуренция — это_вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. Фирмы-продавцы двигаются по кривой спроса, снижая или увеличивая цену; поэтому цены пред­ставляют собой гиб­кий инструмент маркетинга. Им можно легко маневрировать под воздействием множества факторов.

Ценовую конкуренцию может начать не только фирма, занимаю­щая господствующее положение на рынке, но и небольшое предприятие, чтобы выжить в условиях конкуренции. Основное условие успешной конкурентной борьбы с помощью цен — это постоянное совершенствование производства и снижение себе­стоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располага­ет реальными шансами снижения из­держек производства.

Механизм ценовой конкуренции действует следующим образом. Фирма-производитель устанавливает на свою продукцию пены ниже рыночных. Конкуренты, не располагающие возможностью последо­вать за ней, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда обнаружится конкурент, который выведет фирму из трудного положения, перенесет "войну цен" и дождется их нового повышения.

"Война цен" в любом случае дело трудное и в значительной сте­пени разорительное. Можно рассчитывать на выигрыш только той фирме, которая имеет реально сильное положение на рынке по срав­нению с позицией конкурентов. Если же конкурирующие фирмы на­ходятся в примерно равных условиях, то "ценовая война" не просто расточительна, но и бессмысленна.

В случае, когда экономическая мощь конкурентов примерно оди­накова. Оправдано "маневрир6вание це­нами". Эта политика достоит в предоставлении покупателям различного рода скидок, снижении цен на про­дукцию по сравнению с прейскурантами, установлении на товары разного качества одинаковой" цены или их сближении. В ре­зультате этого выигрывает покупатель.

При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшает­ся, однако на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество. Именно это, а не снижение цены позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.