Влияние на цену внешних факторов
Принцип непрерывности определяется динамичностью процесса ценообразования Это проявляется, например, в том, что продукция в своем движении от сырья до готового изделия проходит несколько этапов. Для каждого этапа товародвижения устанавливается своя цена Кроме того, в цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием производства устаревших товаров и освоением новых.
Целевая направлённость цен состоит в том, что необходимо четко определить приоритетные экономические и социальные проблемы, в решении которых должны использоваться цены. Примером может служить ориентация цен на освоение принципиально новой. Прогрессивной продукции, повышение ее качества. На эту продукцию непосредственно после ее выпуска и до расширения ее производства устанавливаются цены, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль. Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.
Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании законов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимости, закона спроса и предложения. Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства на перспективу, прогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др. Научность обоснования цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения при их установлении. Она трёбует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической.
Важным элементом методологии являются принципы ценообразования, тесно связанные с методами. Принципы — это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе. Важнейшими принципами ценообразования являются научность обоснования цен, их целевая направленность, непрерывность процесса ценообразования, единство этого процесса и контроля за соблюдением цен.
Следует различать методологию и методику ценообразования. На основе методологии разрабатывается его стратегия, методики содержат конкретные рекомендаций и средства разрабатывается его стратегия, методики содержат конкретные рекомендации и средства (инструментарий) для реализации этой стратегии. Поэтому методики — элементы методологии. Они объединяют целый ряд методов формирования цен. Например, разрабатывается методика определения цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразовании природно-географического фактора и другие методики, предназначенные для разных уровней управления, для различных видов цен и групп продукции.
Основы методологии ценообразования
Методология ценообразования — это совокупность общих правил, принципов и методов разработки концепции ценообразования, определения и обоснования цен; формирования системы цен, управления ценообразованием. Методология едина для всех уровней установления цен. Основные положения и правила формирования цен не меняются в зависимости от того, кто их устанавливает, каков срок их действия. Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен.
Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы, устанавливающие и регулирующие цены, обязаны их контролировать. Такой контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги, по которым осуществляется государственное регулирование цен (газ, электроэнергия и др.). Контроль осуществляется и по тем товарам, на которые устанавливаются свободные цены. Цель такого контроля — проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. В случае нарушения дисциплины цен на предприятия и организации налагаются административные и экономические санкции (штрафы и др.).
Лекция №2. Система цен и их классификация.
2.1. Определение системы цен.
Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянном развитии под влиянием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков (оптовые цены, закупочные цены, розничные цены и др.), изводящихся в тесной взаимозависимости не взаимодействии. В основе взаимосвязи цен, образующих единую систему, лежит принцип «сообщающихся сосудов». Изменение цен в одном из основных блоков данной системы довольно быстро передается «по цепочке» во все другие блоки.
Ведущую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относятся топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика), металлургия. Так, изменение цен на энергоносители быстро отражается на уровне цен продукции всех отраслей экономики. Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышленности оказывает динамика цен на продукцию сельского хозяйства.
Различные блоки цен, входящие в единую систему, имеют не только прямые, но и обратные связи. Например, «волна» повышения цен в топливно-энергитическом комплексе через определенное время возвращается в эти отрасли в виде удорожания потребляемых ими материально-технических ресурсов (машин, оборудования, электроэнергии и др.).
В административной экономике повышение цен в базовых отраслях часто компенсировалось путем предоставления дотаций отраслям, потребляющим энергоносители. При переходе к рынку дотаций в таких широких масштабах, как было прежде, быть не может. Это привело бы к искусственному искажению структуры и динамики цен, материально-вещественных и стоимостных пропорций во многих отраслях, огромному бюджетному дефициту, взрыву инфляции. Отмена широкомасштабных дотаций привела к значительному усилению взаимозависимости всех видов цен, входящих в единую систему, сделала ее более гибкой и динамичной, более соответствующей требованиям рынка.
Тесная взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в единую систему, обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами:
все цены формируются на единой методологической основе, которой являются законы стоимости, предложения и спроса;
все предприятия (фирмы), производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют единый хозяйственный комплекс. Взаимосвязь предприятий, отраслей может быть производственной, экономической, технологической и др.
Взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не только не исключает самостоятельного движения отдёльных блоков цен и цен на конкретные товары внутри них, но и предполагает такое движение.
Тесная связь существует между системой цен и экономической средой, в которой они действуют. Эту среду составляют основные элементы рыночной экономики.
2.2. Классификация цен.
В зависимости от экономических признаков все цены в переходный период классифицируются по видам и разновидностям.
I. Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от обслуживаемой ими сферы товарного обращения. По этому признаку цены подразделяются на следующие виды:
оптовые цены на продукцию промышленности;
цены на строительную продукцию;
закупочные цены;
тарифы грузового и пассажирского транспорта;
розничные цены;
тарифы на платные услуги населению;
цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым реализуется и Закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями, нередко со сменой форм собственности. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.
В свою очередь оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида: оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.
0птовые цены предприятия — цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям — другим предприятиям и организациям. При переходе к рынку эти цены обеспечивают возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Реализуя свою продукцию, предприятия или фирмы должны возместить свои издержки произво-дства и реализации и получить такую прибыль, которая позволила бы им функционировать в условиях рынка (рис. 2.1).
На основе оптовых цен предприятия производятся планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия (фирмы).
Рис.2.1. Состав оптовой цены предприятия — цены изготовителя продукции
Цена изготовителя продукции обращена к производству, тесно связана с ним. Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена, которая применяется при коммерческих операциях между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Она может устанавливаться как на готовые изделия полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы) в том числе управленческие. Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье и материалы поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить конкурентоспособность.
Оптовые (отпускные) цены промышленности,— цены, по которым предприятия и организации - потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям (рис. 2.2)
Рис. 2.2. Состав оптовой (отпускной) цены промышленности
Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).
Разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок), которая формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.
Закупочные цены — это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермерами и населением (продукция личных, подсобных хозяйств). На основе закупочных цен для хозяйств определяются средние цены фактической реализации в которых учтены цены и количество продукции, реализованной по различным каналам (заготовительным организациям, по прямым связям торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены - договорные цены, устанавливаемые по соглашению сторон. Отличие закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных заключается в том, что в ее состав не включаются налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы). НДС не включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов.
Важнейшая проблема развития сельского хозяйства — обеспечение паритета цен в обмене продукцией между промышленностью и сельским хозяйством, эквивалентности этого обмена. Ценовой паритет в течение длительного времени постоянно нарушался, что приводило к значительным потерям в сельском хозяйстве и отрицательно сказывалось на его экономике, сдерживало развитие этой важнейшей отрасли. Наиболее ощутимый урон сельское хозяйство получает от инфляционного роста цен. Ведь результаты своего труда оно реализует один раз в году — после уборки и продажи части урожая, а покупает необходимые материально-технические ресурсы постоянно, на протяжении всего года, когда цены непрерывно растут.
Поэтому сельскому хозяйству нужна постоянная экономическая и социальная поддержка государства (льготные кредиты, обеспечение материально-техническими ресурсами и т.д.). Такая помощь оказывается, особенно в периоды посевных работ и уборки урожая (обеспечение топливом, удобрениями, сельскохозяйственной техникой и др.). Во многих экономически развитых странах помощь сельскому хозяйству выражается в закупках государством по гарантированным ценам значительной части урожая, финансовой поддержке (субвенциях).
Цены на строительную продукцию также имеют несколько разновидностей. Продукция, строительства определяется по трем видам цен: сметная стоимость — предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
прейскурантная цена — усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м—полезной площади, 1 м2 малярных работ и др.);
договорная цена, устанавливаемая по соглашению между заказчиками и подрядчиками. Сфера действия этой цены будет расширяться с развитием рыночных отношений.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Розничные цены — цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; они, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Состав розничной цены показан на рис.2.3.
Рис. 2.3. Состав розничной цены
Включенный в розничную цену акциз — это косвенный налог на потребителя включаемый в цену товара. Перечень товаров, облагаемых акцизом, строго ограничен действующим законодательством. В этот перечень включены главным образом престижные товары и предметы роскоши, а также легковые автомобили, алкогольные напитки и некоторые другие товары.
НДС, являясь также косвенным налогом, оплачивается конечным потребителем. Этот налог, как правило, составляет 20%. но установлены льготные ставки его по отдельным группам товаров (основные продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента и некоторые другие).
Торговая надбавка (скидка) возмещает издержки обращения торговых организаций и образует их прибыль,
Аукционная цена — цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены и быть многократно выше, поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит также от мастерства лица, проводящего аукцион.
II. Важное практическое значение имеет классификация цен в зависимости от территории действия. По этому признаку различают цены:
единые, или поясные;
региональные (зональные).
Единые, или поясные цены могут устанавливаться и регулироваться с дарственными органами. Речь идет о таких видах продукции, как, например, газ. электроэнергия и некоторые другие. Региональные цены могут регулироваться региональными органами власти и управления. Эти цены ориентируются при своем формировании на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными даются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных услуг, оказываемых населению, а также закупочные цены на продукцию сельского хозяйства
III. Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов также широко используется в ценообразовании. Цена, кроме издержек производства, включает издержки обращения и, в частности, расходы по транспортировке товаров до покупателя. Поэтому географический фактор играет значительную роль в формировании цены. В зависимости от этого экономического признака различают:
цену ФОБ в месте производства продукции. При установлении этой цены товар передается покупателю в месте его производства со всеми правами на него и ответственностью. В данном случае покупатель оплачивает все фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения;
единые цены с включением расходов по доставке. Этот метод установления предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей независимо от их местоположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Такая цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места производства продукции, и фактические транспортные расходы в данном случае значительно превышают средние;
зональные цены. При этом методе определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для разных зон эти цены являются различными, поскольку они устанавливаются в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удаленности зоны цена возрастает;
цены, определенные на основе базисного пункта. При этом методе предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию, фактические цены продажи рассчитываются путем добавления к цене ближайшего от заказчика базисного пункта транспортных расходов по доставке ему товара.
В коммерческой практике часто употребляется цены «франко», включающие в себя цену производства товара и транспортные расходы по доставке. Термин «франко» определяет степень оплаты транспортных расходов поставщиком, т.е. до какого пункта в пути следования груза от поставщика к потребителю расходы по доведению груза (транспортные и погрузо-разгрузочные работы) включены в цену и оплачиваются поставщиком.
«Франко - склад поставщика». Эта цена не включает в себя никакие расходы по доставке груза. Все затраты, начиная с приемки товара и его погрузки в транспортное средство на складе поставщика, оплачивает покупатель.
«Франко - станция отправления». В эту цену включаются расходы поставщика по доставке товара на станцию отправления.
«Франко-вагон-станция отправления». В эту цену включаются расходы поставщика по доставке товара на стацию отправления и погрузке в транспортное средство.
«Франко-станция назначения». В эту цену включаются все расходы поставщика по доставке товара на станцию назначения.
«Франко – вагон – станция назначения». В эту цену включаются все расходы поставщика по доставке товара на станцию назначения и разгрузке транспортного средства.
«Франко- склад покупателя». В такую цены включены абсолютно все расходы поставщика по доставке товара на склад покупателя.
«Франко-граница». Эта цена включает в себя все затраты поставщика по доставке груза до границы страны покупателя и размеры таможенной пошлины, оплачиваемой поставщиком на территории своей страны.
IV. При переходе к рынку важную роль играет такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого признака различают:
свободные цены, складывающиеся на рынке под влиянием конъюнктуры независимо от государственных органов. Государство может добиваться изменения этих цен (их уровня) только путем воздействия на конъюнктуру рынка;
регулируемые цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но испытывающие при своем формировании определенное влияние государственных органов либо посредством прямого ограничения их роста или снижения, либо путем регламентации рентабельности, либо каким-либо аналогичным методом;
фиксируемые цены, устанавливаемые государственными органами на ограниченный круг товаров.
В переходный период к рыночной экономике преимущественно будут действовать два вида цен: свободные (рыночные) и регулируемые цены. При этом их удельный вес в общей массе производимых и реализуемых товаров может меняться в зависимости от изменений, происходящих в экономике страны.
Наиболее адекватными рыночной экономике являются свободные рыночные цены. Но полностью перейти только к ним нельзя и нигде в мире этого нет. Полностью свободное ценообразование идеально может происходить лишь на товарных рынках, где протекают экономические процессы, наиболее полно отвечающие интересам экономики, общества в целом.
Но и в этом случае государство сохраняет за собой право при необходимости вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий перейти к регулируемым или даже фиксированным ценам.
V. Классификация цен в зависимости от новизны товара позволяет различать методы установления цен на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно продолжительное время. При выпуске новых товаров практика многих стран выработала целый ряд методов образования цен и стратегий ценообразования.
Этот вопрос подробно будет раскрыт в лекции №3.
VI. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот выражают растущие внешнеэкономические связи с другими государствами, в том числе ближнего зарубежья. Значительное влияние на уровень этих цен оказывают цены мировых рынков, отражающие условия производства и реализации в мировом хозяйстве. Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.
На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются специальные цены поставки на экспорт. Например, для продукции машиностроения, поставляемой на экспорт, до последнего времени применялись надбавки к оптовым ценам за экспортное и тропическое исполнение. По некоторым видам дефицитной продукции при поставке на экспорт к ценам добавляется таможенная пошлина. На импортные потребительские товары розничные цены устанавливаются во многих случаях свободными, исходя из соотношения спроса и предложения. Уровень мировых цен учитывается и в розничных ценах на услуги, например, гостиниц для иностранцев.
VII. Особую группу образуют цены используемые в учете и статистике. Статистика цен применяет методы статистического наблюдения, изучения и анализа сложных явлений ценообразования и использования цен. К основным задачам статистики цен относится наблюдение за уровнем и динамикой цен путем систематизации и определения их средних значений в динамических рядах. Органы статистики осуществляют регистрацию цен. Регистрируемые цены используются для расчетов индексов цен. Проводится также изучение цен по их элементам.
К ценам, используемым в учете и статистике, относятся текущие, средние, сопоставимые и неизменные цены. Эти виды цен позволяют выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, измерять динамику физических объемов производства и реализации товаров и услуг, осуществлять контроль и анализ стоимостных показателей. Цены статистического учета являются агрегированными, обобщенными.
В статистике широко используются расчеты индексов цен, в частности, индекса потребительских цен, характеризующего уровень жизни населения. Индексы цен производителей (индексы оптовых цен предприятий, индексы цен на продукцию строительства, индексы цен на продукцию сельского хозяйства, индексы транспортных тарифов и др.), а также индексы потребительских цен используются для оценки показателей системы национальных счетов, и прежде всего валового внутреннего продукта. Эти показатели используются для международных сопоставлений.
При проектировании технически сложных изделий определяются лимитные (предельно допустимые) цены. Они служат исходной базой для расчета оптовых цен на эти изделия. Прогнозные (ориентировочные) цены рассчитываются научно-исследовательскими организациями, разрабатывающими прогнозы развития отраслей и производств. Роль этих цен в условиях перехода к рыночным отношениям значительно возрастает.
VIII. В настоящее время для анализа уровней и динамики товарных цен используются главным о6разом регулярно публикуемые цены. Обычно публикуются:
1) цены фактических сделок;
2) биржевые котировки;
3) цены аукционов и торгов;
4) цены, приводимые в общих статистических источниках;
5) цены предложений крупных фирм:
6) справочные цены.
Наилучшим критерием для суждения об уровне и динамике цен являются приведенные цены в фактических сделках и договорах, соответствующих обычной коммерческой практике. Но эти цены, как правило, публикуются не регулярно, в лучшем случае появляются в печати лишь по отдельным операциям, что недостаточно для составления динамических рядов.
Применение фактических цен дает полезные результаты, когда предварительно проанализированы условия этих сделок, и экономическая ситуация, в которой они осуществлялись, так как не все фактические сделки типичны и представительны для суждения об уровне цен. В частности, это относится к ценам по операциям, осуществляемым между монополиями и их филиалами, известным под названием, трансфертные цены. Отражающие по существу закрытый товарооборот, эти цены в ряде случаев условны, так как уровень в большей мере зависит от того, на чьем балансе решено сосредоточить в конечном счете прибыль от этих операций, формально они не должны отличился от цен мирового рынка, однако, отчитываясь перед налоговым ведомством каждой отдельной страны за часть своих операций, компании нередко манипулируют такими ценами, занижая их соответственно в странах с низким налогом на прибыль в целях сокрытия части прибылей.
Биржевые котировки представляют цены товаров являющихся объектами биржевой торговли; в основном они отражают фактические сделки, и в этом их существенное преимущество перед справочными ценами. Биржевые котировки чутко реагируют на изменения экономической конъюнктуры, в каждый момент отражая несоответствие между спросом и предложением.
Цены аукционов и торгов близки к котировкам бирж, так, как отражают, как правило, реальные сделки. Различают два способа уторгования цен на аукционах: аукционы с повышением цены и аукционы с понижением цены.
Торги практикуются при сдаче подрядов на выполнение определенных работ, продаже и покупке машин, оборудования и ряда других товаров согласно заранее объявленным организаторами основным условиям. Торги используются в основном государственными учреждениями и городскими властями при строительстве электростанций, портов, дорог, ирригационных и других крупных сооружений.
Средние цены по статистическим источникам. Для выявления данных о ценах большое значение имеют такие источники экономической информации, как промышленные, аграрные и торговые переписи, статистические данные внутренней и внешней торговли. Большинство этих источников не публикует конкретных цен на отдельные товары, а приводит лишь первичные данные о стоимости и количестве тех или иных изготовленных, проданных, вывезенных и ввезенных товаров, на основании которых можно исчислять соответствующие средние цены и получать цены за ряд лет.
На основе промышленных и торговых переписей по массовым стандартным товарам определяются средние цены, действующие во внутренней торговле. Делением стоимости произведенного товара за определенный период времени на его количество определяется цена продавца, а делением стоимости проданных за определенный промежуток времени товаров на количество - цена покупателя.
Статистика внешней торговли позволяет определить: средние цены по всему экспорту какого-либо товара из определенной страны делением стоимости вывезенного за тот или иной период товара на его количество, или средние цены но экспорту в отдельную страну, подсчитываемые тем же способом; средние цены по всему импорту какого-либо товара определенной страны или по импорту из отдельной страны, получаемые указанным выше путем. По массовым, однородным, стандартным товарам средние внешнеторговые цены более показательны, чем обычные справочные цены, так как являются средневзвешенными. Публикуемые же справочные цены не связаны с объемом реальных операций и часто вовсе не имеют за собой конкретных сделок, а представляют лишь запросы продавцов.
Справочные цены представляют собой цены, публикуемые в специальных справочных изданиях, каталогах, прейскурантах, журналах, газетах и пр. В большинстве случаев они в той или иной степени отклоняются от цен фактических сделок, поскольку продавцы обычно предоставляют со справочных цен разнообразные скидки. В ряде случаев справочные цены представляют собой так называемые базисные цены, т.е. цены товара определенного качества и количества, специфики, размеров, химического анализа и т.п. в том или ином заранее установленном географическом пункте (так называемом базисном пункте), к которым применяют специальную шкалу приплат и скидок за отклонения условий заказа от основных показателей. В результате цена, фактически устанавливаемая покупателем, существенно отличается от публикуемой базисной цены.
Характерная черта справочных цен - их относительно небольшая подвижность; справочные цены могут сравнительно мало меняться при изменении конъюнктуры рынка, тогда как скидки и надбавки чаще подвергаются пересмотру, что приводит к соответствующему изменению фактических цен. Приплаты и скидки дают возможность продавцам, не меняя объявленных цен, фактически повышать или понижать их, когда того требуют рыночные условия, но делая это предметом гласности, в чем крайне заинтересованы монополии, проводящие политику дифференцированных цен.
В современной практике применяются следующие основные виды скидок: скидки при покупке товаров за наличный расчет; скидки за количество или серийность; общие скидки с прейскурантных цен на товары, предназначенные для мелкооптовой торговли дилерские скидки, предоставляемые посредникам по сбыту; специальные скидки для привилегированных категорий покупателей, в заказах которых заинтересованы продавцы; сезонные скидки за покупку вне сезона; экспортные скидки, предоставляемые иностранным покупателям в целях повышения конкурентоспособности; скрытые оливки, предоставляемые покупателю в виде скидок на фрахт, беспроцентных или льготных кредитов; скидки за возврат ранее купленного товара; скидки при продаже подержанного оборудования.
Для современного мирового рынка характерна множественность цен. По одному и тому же товару на рынке может действовать не одна цена, а ряд различных по уровню цен, зависящих от многих причин. Среди факторов, обусловливающих множественность цен можно выделить следующие группы: политика монополий, проводящих систему цен, дифференцированных по рынкам и категориям покупателей (сегментация рынка); государственно - монополистические (торгово-политические и валютные) мероприятия; организационные структуры и формы торговли; условия производства и сферы использования.
Множественность цен наблюдается как во внутренней, так и в международной торговле, но различие цен внутреннего и внешнего рынков нельзя квалифицировать как множественность цен.
С точки зрения мирового рынка наибольший интерес представляют оптовые цены, поскольку это цены на крупные партии товаров, к тому же свободные от налогов и сборов розничной торговли. Приблизительно можно считать, что уровень мировых цен на 30-40% ниже уровня именно оптовых цен. На участке же оптовые - розничные цены происходит удвоение цен в среднем. А в целом, таким образом, на участке мировые - розничные цены происходит рост цен примерно в 2,5 раза.
Условия таможенно-тарифного и валютного режимов, внутреннего налогообложения, наряду с другими протекционистскими мерами и регулирующей деятельностью государства, являются основными причинами наличия иногда огромной разницы между внутренними и мировыми ценами.
В промышленно развитых странах внешнеторговые цены, как правило, ниже внутренних. При переходе импортных товаров на внутренний рынок импортные цены становятся выше. При выходе товаров на внешний рынок внутренние цены "очищаются" от разных налогов и сборов, превращаясь в экспортные.
В развивающихся странах, наоборот, внутренние цены обычно ни же мировых, поскольку монополии скупают продукцию мелких производителей, как правило, по монопольно низким ценам, а на внешнем рынке продают ее по высоким.
Множественность цен во внешней торговле создает значительные трудности при определении, а тем более при конкретном выборе мировых цен среди фактически действующих на рынке.
В современной действительности внешнеторговую цену можно рассматривать в качестве мировой, если она удовлетворяет следующим основным требованиям: это должна быть цена, по которой осуществляются обычные крупные коммерческие сделки, предусматривающие раздельные, взаимно не связанные экспортные или импортные операции; платежи по таким коммерческим операциям должны производиться в свободно конвертируемой валюте; это должны быть цены не случайных, а регулярных экспортных или импортных коммерческих сделок, заключаемых в важнейших центрах международной торговли, где постоянно осуществляются значительные по объему внешнеторговые операции.
Таким образом, в современных условиях под мировой ценой следует понимать цену, по которой осуществляются крупные коммерческие экспортные или импортные раздельные операции, носящие регулярный характер и предусматривающие платежи в свободно конвертируемой валюте.
Практически мировые цены в этих условиях — это экспортные цены основных поставщиков данного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара. Если по сырьевым товарам мировую цену определяют основные страны-поставщики, то по готовым изделиям и оборудованию решающую роль играют ведущие фирмы, выпускающие и экспортирующие определенные типы и виды изделий.
Лекция №3. Особенности ценообразования в условиях рыночной экономики
3.1 Взаимодействие цены, спроса и предложения
Цены подвергаются изменениям на рынке под воздействием спроса и предложения. Спрос можно определить как желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия "желание" и "спрос". Не всякое желание иметь товар является спросом. В него превращается только' желание, которое подкреплено финансовыми возможностями покупателя. Другими словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.
Величина спроса на товар определяется следующими факторами:
где: Дх — спрос на товар;
Тх — потребность покупателя в данном товаре;
У — доход потребителя;
Рx — цена на этот товар;
Ру — цена товара-заменителя;
Рz— цена на дополняющий товар;
W — уровень благосостояния, т.е. покупательная способность потребителя;
F — мнение потребителя относительно перспектив его благосостояния.
Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены при каждой данной цене. При прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.
Поэтому между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое может быть куплено по этой цене, устанавливается строгое соотношение, Однако при определенных условиях спрос на товары может меняться, в то время как цена остается постоянной. Такую ситуацию определяют следующие случаи:
- существование товаров-заменителей или взаимозаменяемых товаров (изменение цен на одни товары вызовет изменение спроса на товар-заменитель);
- изменение в доходах покупателей, сразу отражающееся на изменении спроса на товары и услуги;
- существование дополняющих товаров (это, скажем, бензин и масло для двигателя: (увеличение цен на бензин вызовет снижение спроса на него, а следовательно, и на масло, хотя цены на него не менялись);
- изменение вкусов покупателей.
Если происходит одно из этих явлений, величина спроса растет или уменьшается, хотя цена осталась постоянной.
В установлении рыночной цены не менее важную роль играет предложение.
Предложение – это то количество товаров (услуг), которое продавцы готовы предложить покупателю в определенное время и в конкретном месте.
Фирма-производитель через цену товара получает информацию о том, в какой степени общество нуждается в ее продукции. И если уровень цены, сложившийся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение желаемой прибыли, то это служит самым верным ориентиром целесообразности производства.
На величину предложения товаров влияет ряд факторов, главным из которых являются издержки производства. Если затраты при производстве продукта снизятся, это позволит выпустить больше товаров. Рост себестоимости приведет к противоположному результату — предложение снизится.
У этого фактора много производных, способных воздействовать на динамику предложения. Это прежде всего научно-технический прогресс, в результате которого снижаются издержки производства и увеличивается предложение товаров. Большое значение имеет степень монополизации рынка, которая проявляется в изменении цен при любом уровне производства. Немалую роль играет и динамика цен на другие товары, в том числе и на взаимозаменяемые.
К основным факторам, влияющим на величину предложения, относятся другие источники получения фирмой прибыли. Большинство фирм производят не один, а несколько видов товаров. Цена, при которой объем спроса равен предложению, — рыночная цена или точка равновесия. Это именно та цена. по которой товары будут обменены на деньги.
Из тактических с6ображений фирма может временно переключаться на преимущественное производство других товаров выпускаемого ею ассортимента, обеспечивающих большую прибыль, что снизит предложение первого товара.
Маркетинговая служба фирмы анализирует ожидаемые прибыли. Если результаты исследования рынка показывают, что в недалеком будущем ожидается повышение спроса на тот или иной товар (услугу), то производитель имеет все основания увеличить выпуск продукции в расчете на последующее увеличение прибылей.
Цена является наиболее важным аккумулирующим показателем, характеризующим состояние конъюнктуры товарного рынка, качественный показатель торговли и ее эффективности. За движением цен просматривается изменение объемов производства и предложения товаров на рынке, спрос и уровень потребления, изменение товарных запасов.
Рыночная цена определяется как господствующая на рынке единая цена, уплачиваемая за все товары данного вида независимо от возможных реализации в индивидуальных производственных условиях и издержках производства.
Рыночная стоимость представляет собой среднюю индивидуальных стоимостей товара, поставляемого на рынок отдельными производителями, и образуется в результате конкуренции предприятий одной отрасли, выпускающих товары при лучших, средних и худших условиях производства.
На рынке товаров, производство которых связано с непосредственным использованием ограниченных природных ресурсов, действует рентный принцип ценообразования. При этом рыночные цены объективно регулируются наихудшими условиями производства. Производитель, работающий в лучших условиях, получает дополнительную прибыль (ренту), обусловленную этими условиями. На рисунке 3.1 показана структура рыночной цены.
Рис. 3.1 Структура рыночной цены
Рыночная цена устанавливается в процессе купли-продажи товара на конкретном рынке. В зависимости от рыночной конъюнктуры рыночная цена может выступать в виде цены покупателя, цены продавца или цены рыночного равновесия.
Цена покупателя - это та максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за товар - фактическое денежное выражение стоимости товара, реализуемого на рынке в условиях превышения предложения над спросом. Формирование рыночной цены как цены покупателя означает, что фактическая цена товара ниже уровня его рыночной стоимости. Товар продает тот продавец который назначает более низкую цену. Цена продавца - это та минимальная цена, по которой продавец может продать свой товар - фактическое денежное выражение стоимости товара, реализуемого на рынке в условиях превышения спроса над предложением. Формирование рыночной цены продавца означает, что фактическая цена повышает уровень рыночной и является стимулом для расширения производства.
Цена равновесия обеспечивает на рынке равновесие между спросом и предложением. При цене равновесия количество товара, которое хотят приобрести потребители, соответствует количеству товара, которое хотят реализовать производители.
3.2. Система ценообразующих факторов.
Комплексное изучение рынка предполагает необходимость исследования рыночных цен на товары. Цена – это качественный показатель как внутренней, так и внешней торговли, показатель ее эффективности.
Цена, являясь элементом рыночного механизма оказывает влияние на формирование экономической конъюнктуры. Одновременно по той же причине цена испытывает на себе влияние экономической конъюнктуры и является результатом ее развития. В этом выражается дуализм рыночных цен.
Как концентрированное выражение товарной конъюнктуры рыночная цена товара формируется под воздействием множества факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Любой конъюнктурообразующий фактор оказывает непосредственное или опосредованное влияние на рыночную цену, поскольку прямо или косвенно воздействует на спрос или предложение товара. В этом смысле все конъюнктурообразующие факторы могут одновременно считаться и факторами формирования товарных цен, или ценообразующими факторами (ЦОФ). Основные ЦОФ представлены на рисунке 3.2. К ним относятся :
- общественная цена производства (ОЦП), которая состоит из общественных издержек, производства (ОИП) и средней прибыли (СП);
- состояние денежной сферы (СДС) , которое зависит от покупательной способности денег (ПСД) и валютного куса (ВК);
- соотношение спроса и предложения (ССП);
- конкуренция (К): ценовая (Ц) и неценовая (Н);
- государственное регулирование цен (ГРЦ), включающее в себя прямое (административное) регулирования (ПР) и косвенное (экономическое) регулирование (КР);
- монопольное регулирование цен (МРЦ), включающее в себя прямое (ПР) и косвенное (КР) регулирование;
- участники каналов товародвижения (УКТ): горизонтальные (традиционные) маркетинговые системы (ГМС) и вертикальные (нетрадиционные) маркетинговые системы (ВМС);
- потребители – различные сегменты рынка (СР);
- факторы макросферы фирмы (МСФ);
- качество товара и его потребительские свойства (КТ);
- объем поставок (ОП);
- взаимоотношения между продавцом и покупателем (ВВП);
- условия поставок (УП);
- франкированные цены (ФЦ);
-
наличие и влияние теневого сектора экономики (ТС).
Рис 3.2 Система ценообразующих факторов
Различные ценообразующие факторы оказывают далеко не равнозначное воздействие на процесс формирования товарных цен. Системный анализ совокупности ценообразующих факторов позволяет выделить те из них, влияние которых на рыночную цену сказывается непосредственно и имеет в силу этого определяющий характер. Применительно к условиям рыночных товарных отношений к первой группе факторов, прямо влияющих на уровень цен и их движение (факторов первого порядка) прежде всего относятся: цена производства, соотношение спроса и предложения, состояние денежной сферы, административное (прямое) регулирование цен.
Действием этих факторов в конечном счете и определяются закономерности формирования цены любого товара. Их принято называть основополагающими ЦОФ. Перечисленные факторы завершают "ценовую пирамиду", аккумулируя влияние всех разнообразных факторов косвенного (непрямого) воздействия на цену –факторов второго, третьего и всех последующих порядков. К ЦОФ второго порядка относятся величины издержек производства и средней прибыли на вкладываемый капитал, абсолютные размеры и относительная динамика спроса и предложения, покупательная способность денег и движение валютных курсов, меняющиеся под влиянием конкуренции, ценовой и неценовой политики государства и монополий, составляющих в свою очередь ЦОФ третьего порядка. По мере удаления от вершины "пирамиды" влияние опосредуемых факторов на рыночную цену ослабевает, а взаимосвязи между отдельными ЦОФ последующих порядков становятся все более сложными и разносторонними. Таким образом, можно говорить о сложной иерархической системе факторов формирования цены.
При анализе формирования фактических товарных цен основополагающие ЦОФ первого порядка следует дополнить специфическими факторами непосредственного воздействия на цену конкретного товара, а именно, его качество, (потребительная стоимость), характер взаимоотношений между продавцом и покупателем, объем поставок, условия поставкии платежа, франкирование цены.
Среди ЦОФ, представленных в иерархической системе на рис.3.2, одни факторы действуют на всех этапах развития товарно-денежных отношений. К ним следует отнести такие факторы, которые определяются действием закона стоимости, механизмом распространения доходов, отраженным в ценах, состоянием денежной сферы, соотношением спроса и предложения. Другие факторы, определяющие динамику цен, возникают в определенных конкретно-исторических условиях. Так, на современном этапе развития товарно-денежных отношений существенные изменения в динамику цен вносят крупные компании и транснациональные корпорации (ТНК), государственно - монополистическое регулирование, изменение характера конкуренции в условиях ускорения темпов развития научно-технического прогресса.
В зависимости от характера происходящих изменений цен и факторов, их вызывающих, обычно различают:
длительные тенденции движения цен, которые отражают изменения в стоимости товаров и денег под воздействием научно-технического прогресса, политики монополий и государства, природных факторов и т.д.;
среднесрочные циклические колебания цен вследствие меняющегося в разных фазах цикла соотношения между спросом и предложением;
кратковременные колебания цен, возникающие под влиянием сезонных и случайных факторов разнообразного происхождения.
Наблюдаются существенные особенности в движении цен отдельных товарных групп: сырья и промышленных изделий, орудий производства и средств потребления, монополизированных товаров, новых товаров и давно выпускаемых, товаров длительного пользования и продуктов питания и т.д.
В движении цен на сырье и готовые изделия существует следующая особенность: для сырья характерны более резкие колебания цен в условиях меняющейся конъюнктуры, чем для промышленных изделий. Чем большая стоимость прибавляется к стоимости сырья в процессе производства готового изделия, тем в меньшей степени цена последнего подвержена колебаниям при изменении цен на сырье. Однако в современный период под различным воздействием монополий часто нарушается параллелизм в движении цен сырья и готовых изделий: при понижении цен на сырье иногда наблюдается рост на промышленные изделия.
Даже внутри товарной группы отдельным подгруппам свойственны свои особенности изменения цен. Например, в группе сырья различаются товары органического происхождения, т.е. продукты растениеводства и животноводства, условия производства которых отличны от условий производства угля, нефти, руд черных металлов и другого сырья неорганического происхождения. Поэтому и движение цен этих товаров имеет свои специфические черты. Товары органического происхождения попадают на рынок в зависимости от сроков их восстановления в различных природно-климатических условиях – один, два или несколько раз в год (зерновые, овощи, фрукты, ягоды) или через 10-15 лет (дерево гивеи, кофе, какао). Товары неорганического происхождения, являясь сырьем для производства средств и орудий труда, в большей мере зависят от действия циклических факторов.
Рассмотрим более подробно характер влияния на цены наиболее важных ЦОФ.
Цена производства. Как известно, цена товара есть превращенная форма стоимости, которая определяется рабочим временем необходимым для производства товара при данных общественно нормальных производственных условиях и среднем уровне умелости и интенсивности труда.
Следует различать рыночную цену и рыночную стоимость. Первая определяется как господствующая на рынке единая цена, уплачиваемая за все товары данного вида независимо от возможных различий индивидуальных производственных условиях и издержки производства товара. Рыночная стоимость как средняя индивидуальных стоимостей товара, поставляемого на рынок отдельными производителями, образуется в результате конкуренции предприятий одной и той же отрасли, выпускающих товары при лучших, средних и худших -условиях. Межотраслевая конкуренция капиталов приводит к выравниванию нормы прибыли отдельных отраслей в среднюю для всего хозяйства норму прибыли и превращению рыночной стоимости в цену производства, обеспечивающую возмещение издержек производства и получение средней прибыли, пропорциональной размерам авансированных капиталов.
В результате закон стоимости начинает действовать через цены производства, которые становятся центрами тяготения и осями колебания рыночных цен.
При этом на рынках товаров обрабатывающей промышленности действует принцип ценообразования, при котором рыночные цены тяготеют к усредненным затратам овеществленного в товаре общественно необходимого труда. Это принцип усредненной стоимости.
На рынках товаров отраслей материального производства, связанных с непосредственным использованием ограниченных природных ресурсов (минеральных, биологических и т.п.), действует рентный принцип ценообразования, в соответствии с которым рыночные цены объективно регулируются наихудшими условиями производства, характерными для соответствующих отраслей.
В современных условиях рыночные цены колеблются вокруг монопольных цен или совпадают с ними. Монопольная цена сама отклоняется от цены производства вверх или вниз. Таким образом, путь стоимости до рыночной цены становится еще длиннее, а закон стоимости действует не только через цены производства, но и через цены, устанавливаемые монополиями.
Однако основная закономерность движения цен сохраняет свое •значение и в настоящее время: динамика цен определяется динамикой цены производства. Рост производительности труда, снижение затрат орудий труда и сырья на единицу продукции вызывают понижение цены производства; и наоборот, всякое понижение производительности труда и увеличение затрат орудий труда и сырья на единицу продукции обусловливают повышение цены производства В условиях развития и ускорения темпов научно-технического прогресса, главной тенденцией должно являться снижение рыночных цен в результате роста производительности труда, снижения материало и энергоемкости выпускаемой продукции, обеспечивающих сокращение цены производства.
Тем не менее, на современном этапе развития рыночной экономики, характеризующемся достижениями научно-технического прогресса в производстве таких товаров, как сталь, цемент, пшеница, растительное масло, сахар и ряд других, рост производительности труда не сопровождается снижением стоимости товаров и их рыночных цен.
Отсюда следует, что совокупное воздействие других факторов, прежде всего политики монополий и инфляции являете намного мощнее, и они не только преодолевают влияние общего роста производительности труда и связанного с ним понижения стоимости товара, но и обусловливают повышение цен.
В современных условиях стоимость товаров и общий индекс рыночных цен как бы "расходятся" в разных направлениях. Однако и сейчас существует зависимость уровня цены от цены производства. Одной из форм проявления этой зависимости является дифференцированное движение цен вверх у разных товаров: замедленное повышение цен на товары в отраслях с более быстрым ростом производительными труда и наоборот. Другая форма проявления этой зависимости - отчетливо выраженное падение цен на отдельные товары, являющиеся продукцией новейших отраслей, поскольку производительность в них растет быстро, снижая стоимость и цены.
Связь системы ценообразования с механизмом распределения доходов. Любые изменения в соотношении реальных затрат (стоимости) вызывают изменения цен, лишь проходя через механизм распределения. Реальный процесс состоит в том, что часть вновь создаваемой стоимости распределяется, приобретая рыночные формы доходов - заработной платы, процента, ренты и прибыли. Эти доходы ограничены рамками вновь созданной стоимости. В то же время вследствие непрерывно повторяющегося процесса воспроизводства этот процесс распределения приобретает устойчивый характер. Теоретически он вторичен по отношению к процессу производства стоимости, вместе с тем в определенных пределах он оказывает обратное воздействие на механизм формирования цен.
В механизме рыночного хозяйствования в качестве затрат предпринимателей, их «издержек производства» выступают объективные категории распределения – заработная плата, процент, рента, налоги, предпринимательский доход.
Однако содержание понятия "издержки", используемое бизнесменом в повседневной хозяйственной практике, и категория «издержки»..--в экономической теории отнюдь не совпадают. Для предпринимателя полные издержки — это его денежные затраты, связанные с производством. Для экономиста полные издержки равны стоимости потребленных факторов производства плюс нормальная прибыль, или процент, который предприниматель рассчитывает получить. Указанные элементы цены действительно являются регулирующими факторами ценообразования, создавая костяк цены, ядро, вокруг которого колеблются реальные рыночные цены. Наблюдение за этими элементами цены, анализ их динамики представляют собой важнейшую задачу при исследовании конкретного товарного рынка.
Соотношения между отдельными элементами в ценах на различные товары могут быть чрезвычайно разнообразны. В ценах на многие горнорудные и сельскохозяйственные товары большая доля может приходиться на арендную плату, подоходный налог и прибыль. В ценах на продукцию обрабатывающей промышленности с большим удельным весом первичного сырья обычно велика доля заработной платы, например в металлургии.
Изменение уровня того или другого вида дохода, воплощенного в цене, оказывает непосредственное воздействие на уровень последней, вызывая изменение конъюнктуры на соответствующем товарном рынке
Состояние денежной сферы. Среди ценообразующих факторов состояние сферы денежного обращения оказывает весьма существенное непосредственное влияние на цены на внутренних рынках. На внутренние цены оказывает влияние покупательная способность денежной единицы страны, а на внешнеторговые цены - движение валютных курсов национальных денежных единиц.
Будучи денежным выражением стоимости товара, его цена обратно пропорциональна стоимости денег. При свободном обмене кредитно-бумажных денег на золото равновесие между суммой цен товаров и количеством денег в обращении поддерживается постоянным подстраиванием количества денег в обращении к сумме цен товаров, которая остается относительно стабильной. При неразменном денежном обращении подобная эластичность подрывается и действует преимущественно односторонне. В таких условиях только динамика количества денег в обращении уже не обеспечивает сохранения их равновесия с суммой цен товаров. Поэтому в системе "количество денег = сумме цен" начинает изменяться и сумма цен. Происходит это потому, что вследствие излишнего выпуска денег в обращение их меновая и потребительная стоимости падают, деньги "обесцениваются". Общий рост цен, вызываемый падением стоимости денег, представляет собой не что иное, как увеличение масштаба цен.
Движение валютных курсов в своей основе производно от изменения национальных уровней цен через изменение соотношений покупательной силы валют. В то же время оно само способна указывать влияние на динамику цен. Если бы колебания курсов валют соответствовали изменениям соотношений их покупательной силы . то проблема влияния динамики валютного курса на цены вообще бы не возникла, курс был бы просто адекватным отражением движения цен. Но поскольку существует известная обособленность внешнеэкономической сферы от национальной экономики, определенная самостоятельность международной денежно-кредитной сферы по отношению к сфере мировой торговли, валютные курсы отклоняются от своей первоосновы - соотношения покупательной силы денег. Чем больше и устойчивее такие отклонения, тем больше влияние валютных курсов на цены.
Механизм воздействия изменения валютного курса на цены следующий. У страны, девальвировавшей свою валюту, при прочих равных условиях возникает возможность реально снизить продажные цены. Это повышает конкурентоспособность ее товаров, поскольку импортер должен заплатить за них в своей валюте меньше.
При повышении курса валюты (ревальвации) происходит обратный процесс, который ведет к снижению конкурентоспособности экспорта, так как продажные цены повышаются.
На практике рассмотренная цепочка взаимосвязи оказывается более сложной, что связано со сроками совершения внешнеторговых сделок, условиями пересмотра цен в долгосрочных контрактах временем транспортировки товаров и т.д.
Косвенное влияние валютных курсов на цены проявляется прежде всего через изменения соотношения мировых и внутренних цен страны, курс валюты которой подвергся существенному изменению. Так, при снижении курса валюты на внутреннем рынке возрастают цены на импортируемую продукцию, что способствует общему росту цен в стране и означает повышение конкурентоспособности национальных товаров без соответствующего снижения их производственных издержек. Если товары (например, сырье или энергоносители) необходимы для хозяйства страны и от их импорта отказаться нельзя - то рост импортных цен на них оказывает непосредственное влияние на внутренние цены. Если же правительство вводит ограничения на импорт, то тенденция к росту внутренних цен обусловливается уменьшением предложения ряда импортируемых товаров и соответствующим ростом цен на местные аналогичные товары.
При повышении курса валюты происходят; обратные явления - более низкие импортные цены способствуют замедлению инфляционных процессов. Однако в этом случае конкуренция ставших более дешевыми импортных товаров ослабляет или подрывает позиции внутренних производителей. Данному процессу обычно противодействует политика государства и национальных монополистических объединений, прибегающих к мерам протекционистского характера.
Подводя итоги, можно сказать, что усиление колебаний валютных курсов превратилось в чрезвычайно важный фактор внешнеторгового ценообразования. Рост взаимосвязи и взаимозависимости национальных хозяйств, проявляющийся в валютных курсах, усилил влияние движения внутренних цен в ведущих странах - участницах международной торговли на динамику цен мирового рынка.
Важный элемент, влияющий на уровень цен, — конкуренция. В зависимости от того, кто контролирует цены, различают три вида конкурентных сред (рис. 3.3.).
Среда, где цены контролируются рынком, отличается высокой степенью конкуренции, а также сходством товаров и услуг. Именно здесь фирме важно правильно установить цены. Завышенные цены оттолкнут покупателей и привлекут их к конкурирующие фирмам, а заниженные цены не обеспечат условий для деятельности. Однако утаить ценовую стратегию от конкурентов не представляется возможным. Успешная стратегия фирм быстро подхватывается конкурентами. В связи с этим перед маркетингом стоит большая и трудная задача — видеть перспективы выбранной стратегии цен, не допускать перерастания конкуренции в ценовые войны.
Рис. 3.3. Виды конкурентной среды
Среде, цены в которой контролируются фирмой, присущи ограниченная конкуренция, различия в товарах и услугах. В этих условиях фирмам относительно проще функционировать, получая высокие прибыли: их продукция вне конкуренции. И при высоких, и при низких ценах на свою продукцию фирмы находят покупателей, выбор цены зависит только от стратегии и целевого рынка.
Среда, где цены контролируются государством, распространяется на транспорт, связь, коммунальные услуги, ряд продовольственных товаров Правительственные организации, уполномоченные контролировать цены, устанавливают их уровень после всестороннего изучения информации от всех заинтересованных в данном товаре сторон: от потребителей и производителей.
На конечную цену товара большое влияние оказывают издержки на приобретение сырья, рабочей силы, отдельных компонентов товара, на транспорт, рекламу, охрану окружающей среды. Указанные затраты не могут контролироваться фирмой, но должны быть учтены при ценообразовании. Этого можно достичь несколькими способами:
с ростом затрат фирма повышает цены на свою продукцию, перекладывая всю тяжесть их роста на потребителей;
фирма может частично компенсировать рост издержек за счет своих внутренних резервов, не меняя ассортимента продукции;
фирма может изменить сами изделия (уменьшить их размер, незначительно снизить качество за счет использования более дешевого сырья), но сохранить неизменным уровень цен. Это обычно применяется при выпуске товаров массового спроса, на которые распространяются долговременные цены;
фирма может усовершенствовать продукцию в такой степени, что рост цены не рассматривается покупателями как чрезмерный, а связывается с повышенным комфортом, высоким качеством, престижем;
с уменьшением издержек фирма может пойти на снижение цен на продукцию или оставить их неизменными, увеличив свою долю прибыли.
Ценовая конкуренция — это_вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. Фирмы-продавцы двигаются по кривой спроса, снижая или увеличивая цену; поэтому цены представляют собой гибкий инструмент маркетинга. Им можно легко маневрировать под воздействием множества факторов.
Ценовую конкуренцию может начать не только фирма, занимающая господствующее положение на рынке, но и небольшое предприятие, чтобы выжить в условиях конкуренции. Основное условие успешной конкурентной борьбы с помощью цен — это постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства.
Механизм ценовой конкуренции действует следующим образом. Фирма-производитель устанавливает на свою продукцию пены ниже рыночных. Конкуренты, не располагающие возможностью последовать за ней, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда обнаружится конкурент, который выведет фирму из трудного положения, перенесет "войну цен" и дождется их нового повышения.
"Война цен" в любом случае дело трудное и в значительной степени разорительное. Можно рассчитывать на выигрыш только той фирме, которая имеет реально сильное положение на рынке по сравнению с позицией конкурентов. Если же конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то "ценовая война" не просто расточительна, но и бессмысленна.
В случае, когда экономическая мощь конкурентов примерно одинакова. Оправдано "маневрир6вание ценами". Эта политика достоит в предоставлении покупателям различного рода скидок, снижении цен на продукцию по сравнению с прейскурантами, установлении на товары разного качества одинаковой" цены или их сближении. В результате этого выигрывает покупатель.
При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество. Именно это, а не снижение цены позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.