Тема 2. Основы методологии определения внешнеторговых цен
Тема 1. Особенности ценообразования на мировых товарных рынках
Лекция 5. Ценообразование и регулирование цен за рубежом
Тема 3. Ценообразование и инфляция
Тема 2. Взаимовлияние цен и финансово-кредитной системы
Тема 1. Роль государства в регулировании цен
Лекция 4. Регулирование цен
Тема 2. Расчет прибыли от реализации товарной продукции и услуг.
Тема 1. Издержки производства и их группировка
Цены
Лекция 3. Издержки, прибыль и их роль в формировании
Тема 2. Монополия, конкуренция и цены.
Тема 1. Особенности ценообразования туристско-экскурсионных услугв условиях рыночной экономики
Лекция 2. Ценообразование в условиях рыночной экономики.
Лекция №1. Теоретические основы ценообразования
1.1. Цена как экономическая категория при переходе к рынку.
Переход к рыночной экономике требует преодоления многих теоретических и методологических догм и ошибочных представлений, в том числе и в области ценообразования. Прежде всего необходимо указать принципиально важную проблему, от решения которой зависят все другие вопросы, связанные с теорией, методологией и практикой ценообразования, — каковы место и роль цены в рыночном хозяйстве.
Правильный ответ на этот вопрос может быть дан лишь после выяснения, что такое рынок в широком смысле этого слова. Наиболее полным и точным представляется следующее его определение. Рынок— это устойчивые, постоянно воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, экономические, технологические и др.) между субъектами рыночных отношений, но обязательно опосредованные механизмом стоимости, товарно-денежных отношений, ценообразования, спроса, предложения и всех других составляющих сферы обращения товаров.
Рынок и цена — категории, обусловленные товарным производством. При этом первичным является рынок. Это объясняется тем, что при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом через рынок. Именно рынок есть основная форма проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.
В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он является одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов.
В командно-административной системе при господстве государственной собственности регулирование экономики осуществлялось посредством планирования. Все экономические инструменты, в том числе и цены, были привязаны к плану, подчинены его выполнению. По мере перехода к рыночным отношениям предприятия и их собственники самостоятельно, на свой страх и риск, с полной экономической ответственностью за свои действия принимают производственно-экономические и другие решения. Только предприниматели решают: что, сколько, когда, где, какого качества продукцию изготовлять, кому и на каких условиях, по каким ценам продавать ее и т.д.
В условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется наряду с другими экономическими законами законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования. Здесь нет места для административного, принудительного установления цен, часто допускающего волевые решения, искажающие реальное положение дел в экономике. Поэтому развитие рыночного ценообразования требует кардинального изменения принципов формирования цен.
Как известно, внерыночные принципы и методы формирования цен строятся на том, что они должны определяться на предприятии, т.е. в сфере производства, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда — затратный метод ценообразования. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на их уровень и динамику. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.
Коренное отличие рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Поэтому радикальным образом изменяются представления о стоимости товара и цене как экономических категориях рынка. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку их стоимость получает общественное признание через механизм цен только на рынке.
Это принципиальное теоретическое положение до последнего времени почти полностью игнорировалось в отечественной экономической науке и практике ценообразования. Однако и сейчас еще практика ценообразования такова, что во многих случаях затраты на производство товаров признаются как бы общественно необходимыми и задолго до того, как они появятся на рынке и будут признаны покупателями, т.е. задолго до того, когда затраты на производство получат подлинное общественное признание. Этому во многом способствуют не преодоленные до сих пор существенное превышение спроса над предложением товаров и монополизм производителей. Очевидно, что такая практика явно противоречит теории рыночной экономики.
Основное принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что цены на товары должны определяться их собственниками — субъектами хозяйствования. Только тогда можно преодолеть отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.
Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. На все остальные товары, производимые субъектами хозяйствования, государство может определять лишь общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливать предельные уровни рентабельности или цен на отдельные товары и таким путем осуществлять свои управляющие функции. Но государственные органы не должны устанавливать конкретные цены на товары, изготовляемые различными собственниками.
Предприятия реализуют свою продукцию, работы, услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, — по государственным ценам. На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие цены во всех секторах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартирная плата, тарифы на коммунальные услуги), допускается государственное регулирование.
Поэтому в переходный период к рынку, в условиях смешанной (многоукладной) экономики рыночный механизм ценообразования должен гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные товары. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического развития, формировать соответствующие пропорции.
Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляётся через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов — стратегического и тактического.
Стратегический фактор состоит в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Тактический фактор выражается в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.
Первый фактор — это фактор долговременного, перспективного действия, второй — может часто меняться (в течение дней, часов), поскольку динамика конъюнктурных изменений очень высока. Первый фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия, которые имеют современную технику, технологию, пользуются передовыми методами организации труда и т. д.; наибольший выигрыш получает тот, у кого затраты на производство ниже. Второй фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия, которые в совершенстве и быстро умеют воспользоваться конъюнктурой. В этом случае требуются гибкость, тщательная подготовка производства и производственной инфраструктуры, глубокое изучение рынка, а также высокопрофессиональные исполнители. Однако наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке предприятия, имеющие возможность использовать и тот, и другой факторы.
Следовательно, в условиях рынка динамика цен будет формироваться совершенно по-иному и в какой-то мере непредсказуемо. Но таковы законы рынка, их нельзя игнорировать. Напротив, необходимо глубоко и тщательно изучать все рыночные факторы и научиться правильно пользоваться ими.
Следует иметь в виду, и это подтверждает опыт зарубежных стран, что государство может и должно экономически воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен. Однако механизм такого воздействия в условиях перехода к рынку Украины практически не налажен, что при высокой степени монополизма изготовителей ведет к быстрому росту цен. В связи с этим требуется продуманная система мер, которые уже опробованы в странах с рыночной экономикой. К ним относятся: установление предельного уровня цен государственными органами; меры, принимаемые органами управления, направленные на развитие конкуренции; соответствующая налоговая политика и др. Большую роль в этом должна отводиться местным органам управления. Все мероприятия в данной области должны быть закреплены законодательными актами.
Неотъемлемым и весьма важным элементом рынка является конкуренция. Нормальными конкурентами могут быть только собственники. Многообразие структур при одном собственнике создает монополию, которая порождает застой и консерватизм в производстве.
Монополия государственной собственности была главным препятствием на пути перелива ресурсов непосредственно через предприятия под влиянием механизмов стоимости и ценообразования. Положение весьма осложняла уравнительная система распределения ресурсов. Поэтому со всей остротой возник вопрос об изменении отношений собственности, что и было сделано в процессе приватизации.
Рынок — это жесткий, бескомпромиссный экзаменатор всех участников на их выживаемость в конкурентной борьбе. Главным условием выживаемости является высокий уровень производства и профессионализма в управлении. Уже сейчас многие предприниматели и предприятия, не выдержав конкуренции, разоряются, терпят банкротство. Но мощности этих предприятий, средства производства и рабочие места переходят к более умелым и сведущим предпринимателям, совершенствуются, обновляются, включаются в воспроизводство на новой, более эффективной основе. Поэтому банкротство собственника и предпринимателя зачастую оборачивается для общества ростом эффективности экономики.
Конкуренция — мощный двигатель рыночной экономики. Именно она продвигает ее вперед, используя закон стоимости, механизм ценообразования. Конкуренция строго и независимо проверяет предпринимателя на соответствие производства и его структуры требованиям рынка, жизнестойкость и выживаемость. Вместе с тем конкуренция — это механизм стимулирования постоянного и всестороннего совершенствования производства, закрепления в экономике всего здорового и вытеснения несовершенного и отстающего.
Основы успеха в конкуренции коренятся в состоянии производства. Мировая практика рыночной экономики базируется на гибком производстве. Оно обладает свойствами быстро, в меру возникновения новых потребностей перестраиваться на их удовлетворение. Если нет гибкого производства, то время освоения будет большим и невозможно соперничать с конкурентами на рынке.
Поэтому переход к рынку, помимо собственно рыночных преобразований, требует коренной перестройки производства (технической, технологической, организационной и т.д.). Это принципиальное положение, о котором часто забывают, а нередко пытаются игнорировать, вероятно, потому, что такая перестройка сопряжена со значительными капитальными затратами (инвестициями). Но без нее быстрый переход к рыночной экономике невозможен. Многообразие форм собственности (кооперативной, акционерной, индивидуальной и т.д.) — экономическая основа, на которой реально вырастают и развиваются рыночные отношения. Этому препятствует монопольное положение отдельных предприятий. Практика зарубежных стран с развитой рыночной экономикой выработала систему антимонопольных мер, закрепив их в законодательном порядке.
Конкуренция с неизбежностью ставит предпринимателя в такое положение, когда он вынужден (если хочет выжить в конкурентной борьбе) изменить многое в стратегии и тактике производства, непрерывно работать над его совершенствованием, повышать качество продукции, осваивать ее новые виды, использовать наиболее совершенные и гибкие методы ценообразования и т.д. Рыночный механизм ценообразования должен создавать условия конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и таким образом способствовать оптимизации их структуры, а также структура потребления.
Неотъемлемым элементом командно-административной экономики была система директивного назначения цен, слабо учитывающая экономические интересы изготовителей продукции и ее потребителей. Для обеспечения экономического развития необходимо отслеживать реальное удорожание и удешевление элементов производственных затрат и поддерживать соответствие между спросом и предложением товаров. Однако директивно назначаемые цены не могут использоваться для этих целей.
Эффективность того или иного метода ценообразования прежде всего обусловлена тем, насколько полно учитывается в нем спрос, который определяет текущую рыночную конъюнктуру, формирует структуру инвестиций и самой экономики. Директивные цены практически не сигнализируют об изменении спроса, что предопределяет постоянный дефицит товаров, порождает диспропорции производства и потребления.
Отсутствие рыночного механизма ценообразования не предотвращает инфляцию. Присущая командно-административной системе скрытая, подавленная инфляция сопровождается нехваткой товаров и услуг. При переходе ее в открытую форму происходит резкий рост цен. Таким образом, директивное ценообразование вызывает в экономике целый ряд дестабилизирующих противоречий, приводящих к нарушению пропорций воспроизводства, искажению интересов производителей продукции, их отрыву от конечного потребителя.
Система директивного ценообразования не может служить инструментом согласования экономических интересов и объективно является тормозом экономического развития. Это обусловливает неизбежность перехода по мере рыночных преобразований от системы директивных цен к ценам, устанавливаемым на основе соглашений потребителей продукции и ее изготовителей.
Цены, устанавливаемые по соглашению сторон, которые участвуют в обмене товаров, называются договорными (свободными). Смысл договорного рыночного ценообразования заключается 'в том, чтобы нацелить предприятия-изготовители на выпуск товаров, пользующихся спросом, что должно способствовать ликвидации дефицита. Гибкость и оперативность в установлении рыночных цен приводят к тому, что экономика становится более динамичной и ориентируется на удовлетворение общественных потребностей. Договорные (свободные) цены, которые устанавливаются по соглашению товаропроизводителей и потребителей продукции, являются важнейшим элементом согласования экономических интересов в народном хозяйстве.
Воздействие системы свободного ценообразования на экономику можно проследить только в динамике. Если при этом на какой-то момент достигнут временный баланс спроса и предложения, то в будущем он может нарушиться. Поэтому, особую роль играет системный подход к ценообразованию в динамике, анализ рыночных цен как одного из компонентов социально-экономической системы. Свободные цены могут нормально действовать только в комплексе со всеми другими элементами, составляющими рыночную экономику.
Свободные цены сами по себе еще не обеспечивают экономический рост, а во многих случаях, особенно в условиях дефицита, приводят к стремительному повышению уровня цен. Рост цен в условиях разбалансированной экономики может иметь целый ряд негативных последствий, усугубляющих и без того непростую ситуацию в ней. Быстрый рост цен в условиях ненасыщенного и в значительной степени монополизированного рынка товаров и услуг вызывает дезорганизацию производства. При этом снижается надежность планирования на уровне отдельного предприятия и нарушаются внутриотраслевые и межотраслевые пропорции. Поскольку появляется возможность получить дополнительную прибыль, не обусловленную ростом производства, исчезают стимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном выражении. Инфляция подталкивает дальнейший спад производства, препятствует выходу экономики из кризиса.
Практика показала, что быстрое одновременное распространение свободного ценообразования на основную массу продукции народного хозяйства может привести к углублению экономического кризиса. Поэтому более целесообразен постепенный переход к свободным ценам и контроль за их ростом при проведении активной антиинфляционной политики.
Для того чтобы процесс перехода к свободным ценам происходил нормально, чтобы рост свободных цен находился в допустимых пределах и не приводил к сокращению производства, нужны следующие условия:
- реальная хозяйственная самостоятельность предприятий, обладающих правом участвовать в заключении договоров о ценах;
- отсутствие дефицита товаров, переводимых на реализацию по договорным ценам;
- отсутствие монополии товаропроизводителей;
- структурная перестройка экономики, прежде всего базовых отраслей хозяйства, и конверсия оборонного комплекса;
- обеспечение единого экономического пространства в рамках государства;
- юридически закрепленное право на свободный выбор поставщиков и потребителей.
При отсутствии этих условий следует либо ограничить сферу действия свободных цен, либо, допуская их, в то же время осуществлять государственное регулирование и контроль за ценами. По-видимому, это наиболее приемлемый способ реализации политики в ценообразовании при переходе к рынку. Основные цели такого контроля — прекращение падения производства, ограничение темпов инфляции, создание стимулов для товаропроизводителей, увеличение доходов за счет роста производства, а не цен.
В быстро меняющихся экономических условиях Украины изучение рыночной конъюнктуры и разработку на этой основе стратегии и тактики ценообразования следует начинать с анализа общей экономической ситуации, т. е. с анализа макроэкономических процессов. Проведение ценовой политики при переходе к рынку предполагает трехуровневый экономический анализ — на уровне экономики в целом, на уровне отрасли и на уровне предприятия, фирмы. Такой анализ дает возможность руководителям предприятия (фирмы) правильно ориентироваться в рыночной конъюнктуре.
Для успешного проведения политики цен нужно изучать и знать принципы ценообразования, налогообложение, порядок отнесения затрат на себестоимость продукции, принципы распределения прибыли. Обязательным является знание уровней цен и ценовой ситуации на региональных рынках. Кроме того, большое воздействие на цены оказывают место реализации товара, различие хозяйственных связей и др. Поэтому следует постоянно иметь информацию о состоянии экономики в целом, об экономическом законодательстве в ближайшей перспективе, о развитии экономических связей с другими странами.
Для правильного прогнозирования цен на свою продукцию необходимо изучение динамики цен на сырье, материалы и комплектующие изделия. На отраслевом уровне осуществляется детальный прогноз возможных рынков сбыта товара, устанавливаются предполагаемые покупатели и конкуренты, определяются допустимые для предприятия цены товаров для конкретных покупателей.
Проведение правильной ценовой политики на уровне предприятия предполагает организацию получения и анализа информации по следующим вопросам: возможность повышения качества выпускаемых товаров; состояние и прогнозирование спроса данные о ценах на потребляемую и реализуемую продукцию; изыскание резервов для снижения себестоимости; прогнозирование цен на продукцию, выпускаемую предприятием, и данные о ценах на такую же продукцию у предприятий (фирм) — конкурентов, анализ динамики и структуры цен; данные о декларировании цен предприятиями - монополистами; изучение эластичности спроса на товары, изготовляемые предприятием, его структуры и динамики; прогнозирование внутренних рынков сбыта и потенциальных конкурентов; изучение биржевых цен; анализ цен внешней торговли и внешних рынков сбыта.
С переходом к свободному ценообразованию весьма остро встает проблема о приближении цен к стоимости, учитывающей объективные различия в региональных затратах и формирующийся на разных рынках спрос. Глубокой теоретической разработки требует проблема территориальной (региональной) дифференциации стоимости и цен. Необходимо учитывать существенные особенности формирования связей производителей и потребителей, определяющие рынки сбыта конкретных товаров, их деление на единый рынок и на систему региональных (местных) рынков со своим уровнем цен.
Формируемая на одном региональном рынке система цен через прямые и обратные связи воздействует на системы цен, действующие на других региональных рынках, и таким образом последовательно и постепенно будут формироваться единый рынок и соответствующая ему система цен. Этот процесс, будет довольно болезненным и длительным. Здесь неизбежны попытки отдельных регионов решить свои экономические проблемы с помощью выгодных им цен за счет других регионов (например, в добыче топлива и сырья, в сельском хозяйстве).
Система внутренних цен должна учитывать возрастающее значение развития международных связей, все больше отражать движение и тенденции мировых цен. Это неизбежно при построении рыночной экономики и реализации преимуществ экономического сотрудничества с мировым сообществом.