Тема 2. Основы методологии определения внешнеторговых цен

Тема 1. Особенности ценообразования на мировых товарных рынках

Лекция 5. Ценообразование и регулирование цен за рубежом

Тема 3. Ценообразование и инфляция

Тема 2. Взаимовлияние цен и финансово-кредитной системы

Тема 1. Роль государства в регулировании цен

Лекция 4. Регулирование цен

Тема 2. Расчет прибыли от реализации товарной продукции и услуг.

Тема 1. Издержки производства и их группировка

Цены

Лекция 3. Издержки, прибыль и их роль в формировании

Тема 2. Монополия, конкуренция и цены.

Тема 1. Особенности ценообразования туристско-экскурсионных услугв условиях рыночной экономики

Лекция 2. Ценообразование в условиях рыночной экономики.

 

Лекция №1. Теоретические основы ценообразования

1.1. Цена как экономическая категория при переходе к рынку.

Переход к рыночной экономике требует преодоления многих тео­ретических и методологических догм и ошибочных представлений, в том числе и в области ценообразования. Прежде всего необходимо указать принципиально важную проблему, от решения которой за­висят все другие вопросы, связанные с теорией, ме­тодологией и практикой ценообразования, — каковы место и роль цены в рыноч­ном хозяйстве.

Правильный ответ на этот вопрос может быть дан лишь после выяснения, что такое рынок в ши­роком смысле этого слова. Наиболее полным и точным представля­ется следующее его определение. Рынок— это ус­тойчивые, постоянно воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, эко­номические, технологи­ческие и др.) между субъектами рыночных отношений, но обязательно опосредованные механизмом стоимо­сти, товарно-денежных отношений, ценообразования, спроса, предложения и всех других составляющих сферы обращения товаров.

Рынок и цена — категории, обусловленные товарным производством. При этом первичным является ры­нок. Это объясняется тем, что при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом через рынок. Именно рынок есть основная форма проявления товарно-денежных отношений и стои­мостных категорий.

В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы це­нообразования, сбалансирован­ности спроса и предложения. Он является одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одно­го сектора экономики в другой и внутри отдельных сек­торов.

В командно-административной системе при господстве государственной собственности регулирование экономики осуществлялось посредством планирования. Все экономические инст­рументы, в том числе и цены, были привязаны к плану, подчинены его выполнению. По мере перехода к рыночным отношениям предпри­ятия и их собственники самостоятельно, на свой страх и риск, с полной экономической ответственностью за свои действия принима­ют производственно-экономические и другие решения. Только пред­приниматели ре­шают: что, сколько, когда, где, какого качества продукцию изготовлять, кому и на каких условиях, по каким ценам продавать ее и т.д.

В условиях рыночных отношений регулирование воспро­изводства осуществляется наряду с другими эко­номическими законами законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования. Здесь нет места для административного, принудительного установления цен, часто допускающего волевые решения, искажающие реальное положение дел в экономике. Поэтому развитие рыночного ценообразования тре­бует кардинального изменения принципов формирования цен.

Как известно, внерыночные принципы и методы формирования цен строятся на том, что они должны оп­ределяться на предприятии, т.е. в сфере производства, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда — затратный ме­тод ценооб­разования. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на их уровень и динамику. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установлен­ной цене.

Коренное отличие рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен происходит не в сфере произ­водства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Поэтому радикаль­ным образом изменяются пред­ставления о стоимости товара и цене как экономических категориях рынка. Поскольку только на рынке проис­ходит общественное признание продуктов как товаров, постольку их стоимость получает общественное при­знание через механизм цен только на рынке.

Это принципиальное теоретическое положение до последнего вре­мени почти полностью игнорировалось в отечественной экономичес­кой науке и практике ценообразования. Однако и сейчас еще практика ценообра­зования такова, что во многих случаях затраты на производство товаров признаются как бы общественно не­обходимы­ми и задолго до того, как они появятся на рынке и будут признаны покупателями, т.е. задолго до того, когда затраты на производство получат подлинное общественное признание. Этому во многом способст­вуют не преодоленные до сих пор существенное превышение спроса над предложением товаров и монополизм производителей. Очевидно, что такая практика явно противоречит теории рыночной экономики.

Основное принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что цены на товары должны определяться их собственниками — субъектами хозяй­ствования. Только тогда можно преодолеть отчуждение товаропроиз­водителей от результатов их труда.

Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйст­венной ситуации могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. На все остальные товары, производимые субъектами хозяйство­вания, государство может определять лишь общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавли­вать предельные уровни рентабельности или цен на отдельные товары и таким путем осуществлять свои управляющие функции. Но государственные орга­ны не должны устанавливать конкретные цены на товары, изготов­ляемые различными собственниками.

Предприятия реализуют свою продукцию, работы, услуги, как правило, по ценам и тарифам, установлен­ным самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотрен­ных законода­тельными актами, — по государственным ценам. На продукцию предприятий, занимающих монопольное по­ложение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие цены во всех секторах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартирная плата, тарифы на коммуналь­ные услуги), допускается государственное регулирование.

Поэтому в переходный период к рынку, в условиях смешанной (многоукладной) экономики рыночный механизм ценообразования должен гибко сочетаться с механизмом государственного регулирова­ния цен на отдельные товары. Такое сочетание позволяет государст­ву с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического развития, формировать соответствующие пропорции.

Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляётся через цены, их динамику. Ди­намика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов — стратегического и такти­ческого.

Стратегический фактор состоит в том, что цены образуются на ос­нове стоимости товаров. Посто­янно происходят колебания цен вокруг стоимости. Тактический фак­тор выражается в том, что цены на кон­кретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.

Первый фактор — это фактор долговременного, перспективного действия, второй — может часто ме­няться (в течение дней, часов), поскольку динамика конъюнктурных изменений очень высока. Первый фактор ставит в наиболее благоприятные условия те пред­приятия, которые имеют современную технику, технологию, пользу­ются передовыми методами организации труда и т. д.; наибольший выигрыш получает тот, у кого за­траты на производство ниже. Второй фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприя­тия, кото­рые в совершенстве и быстро умеют воспользоваться конъюнктурой. В этом случае требуются гибкость, тща­тельная подготовка производства и производственной инфраструктуры, глу­бокое изучение рынка, а также вы­сокопрофессиональные исполнители. Однако наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке предприятия, имеющие возможность использовать и тот, и другой факторы.

Следовательно, в условиях рынка динамика цен будет формиро­ваться совершенно по-иному и в какой-то мере непредсказуемо. Но таковы законы рынка, их нельзя игнорировать. Напротив, необходи­мо глубоко и тщательно изучать все рыночные факторы и научиться правильно пользоваться ими.

Следует иметь в виду, и это подтверждает опыт зарубежных стран, что государство может и должно эко­номически воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен. Однако механизм тако­го воздействия в условиях перехода к рынку Украины практически не налажен, что при высокой степени монополизма изгото­вителей ведет к быстрому росту цен. В связи с этим требуется продуманная система мер, которые уже опробо­ваны в странах с рыночной экономикой. К ним относятся: установление предельного уровня цен государст­венными органами; меры, принимаемые органами управле­ния, направленные на развитие конкуренции; соот­ветствующая на­логовая политика и др. Большую роль в этом должна отводиться местным органам управле­ния. Все мероприятия в данной области должны быть закреплены законодательными актами.

Неотъемлемым и весьма важным элементом рынка является кон­куренция. Нормальными конкурентами могут быть только собственники. Многообразие структур при одном собственнике создает моно­полию, кото­рая порождает застой и консерватизм в производстве.

Монополия государственной собственности была главным препят­ствием на пути перелива ресурсов непо­средственно через предприя­тия под влиянием механизмов стоимости и ценообразования. Положение весьма осложняла уравнительная система распределения ресурсов. Поэтому со всей остротой возник вопрос об изме­нении от­ношений собственности, что и было сделано в процессе приватизации.

Рынок — это жесткий, бескомпромиссный экзаменатор всех участников на их выживаемость в конку­рентной борьбе. Главным условием выживаемости является высокий уровень производства и профессиона­лизма в управлении. Уже сейчас многие предприни­матели и предприятия, не выдержав конкуренции, разоря­ются, тер­пят банкротство. Но мощности этих предприятий, средства произ­водства и рабочие места переходят к более умелым и сведущим предпринимателям, совершенствуются, обновляются, включаются в воспроизвод­ство на новой, более эффективной основе. Поэтому банкротство собственника и предпринимателя зачастую оборачивает­ся для общества ростом эффективности экономики.

Конкуренция — мощный двигатель рыночной экономики. Именно она продвигает ее вперед, используя закон стоимости, механизм це­нообразования. Конкуренция строго и независимо проверяет предпринимателя на соответствие производства и его структуры требованиям рынка, жизнестойкость и выживаемость. Вместе с тем конкуренция — это механизм стимулирования постоянного и всесто­роннего совершенствования произ­водства, закрепления в экономике всего здорового и вытеснения несовершенного и отстающего.

Основы успеха в конкуренции коренятся в состоянии производства. Мировая практика рыночной эконо­мики базируется на гибком производстве. Оно обладает свойствами быстро, в меру возник­новения новых по­требностей перестраиваться на их удовлетворение. Если нет гибкого производства, то время освоения будет большим и невозможно соперничать с кон­курентами на рынке.

Поэтому переход к рынку, помимо собственно рыночных преобра­зований, требует коренной перестройки производства (технической, технологической, организационной и т.д.). Это принципиальное по­ложение, о ко­тором часто забывают, а нередко пытаются игнориро­вать, вероятно, потому, что такая перестройка сопряжена со значительными капитальными затратами (инвестициями). Но без нее быстрый переход к рыночной эконо­мике невозможен. Многообразие форм собственности (кооперативной, акционерной, индивидуальной и т.д.) — экономическая основа, на которой реально вырастают и развиваются рыночные отношения. Этому препят­ствует монопольное положение отдельных предприятий. Практика зарубежных стран с развитой рыночной экономикой выработала систему антимоно­польных мер, закрепив их в законодательном порядке.

Конкуренция с неизбежностью ставит предпринимателя в такое положение, когда он вынужден (если хо­чет выжить в конкурентной борьбе) изменить многое в стратегии и тактике производства, непрерывно рабо­тать над его совершенствованием, повышать качест­во продукции, осваивать ее новые виды, использовать наи­более со­вершенные и гибкие методы ценообразования и т.д. Рыночный механизм ценообразования должен создавать условия конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и таким образом способствовать оптимизации их структуры, а также структура потреб­ления.

Неотъемлемым элементом командно-административной экономики была система директивного назначе­ния цен, слабо учитывающая экономические интересы изготовителей продукции и ее потребите­лей. Для обес­печения экономического развития необходимо отслеживать реальное удорожание и удешевление элементов производ­ственных затрат и поддерживать соответствие между спросом и предложением товаров. Однако ди­рективно назначаемые цены не могут использоваться для этих целей.

Эффективность того или иного метода ценообразования прежде всего обусловлена тем, насколько полно учитывается в нем спрос, который определяет текущую рыночную конъюнктуру, формирует структуру инве­стиций и самой экономики. Директивные цены прак­тически не сигнализируют об изменении спроса, что пре­допределяет постоянный дефицит товаров, порождает диспропорции производства и потребления.

Отсутствие рыночного механизма ценообразования не предотвра­щает инфляцию. Присущая командно-административной системе скрытая, подавленная инфляция сопровождается нехваткой товаров и услуг. При переходе ее в открытую форму происходит резкий рост цен. Таким образом, директивное ценообразование вызывает в экономике целый ряд дестабилизирующих противоречий, приводящих к нару­шению пропорций воспроизводства, искажению интересов произво­дителей продукции, их отрыву от конечного потребителя.

Система директивного ценообразования не может служить инстру­ментом согласования экономических интересов и объективно являет­ся тормозом экономического развития. Это обусловливает неизбежность пе­рехода по мере рыночных преобразований от систе­мы директивных цен к ценам, устанавливаемым на основе соглаше­ний потребителей продукции и ее изготовителей.

Цены, устанавливаемые по соглашению сторон, которые участву­ют в обмене товаров, называются дого­ворными (свободными). Смысл договорного рыночного ценообразования заключается 'в том, чтобы нацелить предприятия-изготовители на выпуск товаров, пользую­щихся спросом, что должно способствовать ликвида­ции дефицита. Гибкость и оперативность в установлении рыночных цен приводят к тому, что экономика ста­новится более динамичной и ориентируется на удовлетворение общественных потребностей. Договорные (свобод­ные) цены, которые устанавливаются по соглашению товаропроизво­дителей и потребителей продук­ции, являются важнейшим элементом согласования экономических интересов в народном хозяйстве.

Воздействие системы свободного ценообразования на экономику можно проследить только в динамике. Если при этом на какой-то момент достигнут временный баланс спроса и предложения, то в будущем он мо­жет нарушиться. Поэтому, особую роль играет систем­ный подход к ценообразованию в динамике, анализ ры­ночных цен как одного из компонентов социально-экономической системы. Сво­бодные цены могут нормально действовать только в комплексе со всеми другими элементами, составляющими рыночную экономику.

Свободные цены сами по себе еще не обеспечивают экономический рост, а во многих случаях, особенно в условиях дефицита, приводят к стремительному повышению уровня цен. Рост цен в условиях разбалансиро­ванной экономики может иметь целый ряд негативных последствий, усугубляющих и без того непростую си­туа­цию в ней. Быстрый рост цен в условиях ненасыщенного и в значительной степени монополизированного рынка товаров и услуг вызывает де­зорганизацию производства. При этом снижается надежность плани­рова­ния на уровне отдельного предприятия и нарушаются внутриотраслевые и межотраслевые пропорции. По­скольку появля­ется возможность получить дополнительную прибыль, не обуслов­ленную ростом производ­ства, исчезают стимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном выражении. Инфляция подталки­вает дальнейший спад производства, препятствует выходу экономики из кризиса.

Практика показала, что быстрое одновременное распространение свободного ценообразования на основ­ную массу продукции народного хозяйства может привести к углублению экономического кризиса. Поэтому более целесообразен постепенный переход к свободным ценам и контроль за их ростом при проведении ак­тивной антиинфляционной политики.

Для того чтобы процесс перехода к свободным ценам происходил нормально, чтобы рост свободных цен находился в допустимых пределах и не приводил к сокращению производства, нужны следующие условия:

- реальная хозяйственная самостоятельность предприятий, обладаю­щих правом участвовать в заключе­нии договоров о ценах;

- отсутствие дефицита товаров, переводимых на реализацию по до­говорным ценам;

- отсутствие монополии товаропроизводителей;

- структурная перестройка экономики, прежде всего базовых отрас­лей хозяйства, и конверсия оборон­ного комплекса;

- обеспечение единого экономического пространства в рамках госу­дарства;

- юридически закрепленное право на свободный выбор поставщиков и потребителей.

При отсутствии этих условий следует либо ограничить сферу действия свободных цен, либо, допуская их, в то же время осуще­ствлять государственное регулирование и контроль за ценами. По-видимому, это наиболее приемлемый способ реализации политики в ценообразовании при переходе к рынку. Основные цели такого контроля — прекращение падения производства, ограничение тем­пов инфляции, создание стимулов для това­ропроизводителей, увели­чение доходов за счет роста производства, а не цен.

В быстро меняющихся экономических условиях Украины изучение рыночной конъюнктуры и разработку на этой основе стратегии и тактики ценообразования следует начинать с анализа общей эконо­мической ситуа­ции, т. е. с анализа макроэкономических процессов. Проведение ценовой политики при переходе к рынку предполагает трехуровневый экономический анализ — на уровне экономики в целом, на уровне отрасли и на уровне предприятия, фирмы. Такой анализ дает возможность руководителям предприятия (фирмы) пра­вильно ориентироваться в рыночной конъюнктуре.

Для успешного проведения политики цен нужно изучать и знать принципы ценообразования, налогооб­ложение, порядок отнесения затрат на себестоимость продукции, принципы распределения при­были. Обяза­тельным является знание уровней цен и ценовой ситуации на региональных рынках. Кроме того, большое воз­действие на цены оказывают место реализации товара, различие хозяйствен­ных связей и др. Поэтому следует постоянно иметь информацию о состоянии экономики в целом, об экономическом законодательстве в бли­жайшей перспективе, о развитии экономических связей с другими стра­нами.

Для правильного прогнозирования цен на свою продукцию необ­ходимо изучение динамики цен на сырье, материалы и комплектующие изделия. На отраслевом уровне осуществляется детальный прогноз возможных рынков сбыта товара, устанавливаются предпо­лагаемые покупатели и конкуренты, определяются допустимые для предприятия цены товаров для конкретных покупателей.

Проведение правильной ценовой политики на уровне предприятия предполагает организацию получения и анализа информации по сле­дующим вопросам: возможность повышения качества выпускаемых товаров; состояние и прогнозирование спроса данные о ценах на по­требляемую и реализуемую продукцию; изыскание резервов для снижения себестоимости; прогнозирование цен на продукцию, вы­пускаемую предприятием, и данные о ценах на такую же продукцию у предприятий (фирм) — конкурентов, анализ динамики и структуры цен; данные о декларировании цен предприятиями - монополистами; изучение эластичности спроса на товары, изготовляе­мые предприятием, его структуры и динамики; прогнозирование внутренних рынков сбыта и по­тенциальных конкурентов; изучение биржевых цен; анализ цен внешней торговли и внешних рынков сбыта.

С переходом к свободному ценообразованию весьма остро встает проблема о приближении цен к стоимо­сти, учитывающей объектив­ные различия в региональных затратах и формирующийся на разных рынках спрос. Глубокой теоретической разработки требует проблема территориальной (региональной) дифференциа­ции стоимости и цен. Необходимо учитывать существенные особенности формирования связей производите­лей и потребителей, определяющие рынки сбыта конкретных товаров, их деление на единый рынок и на сис­тему региональных (местных) рынков со своим уровнем цен.

Формируемая на одном региональном рынке система цен через прямые и обратные связи воздействует на системы цен, действую­щие на других региональных рынках, и таким образом последова­тельно и постепенно будут формироваться единый рынок и соответствующая ему система цен. Этот процесс, будет довольно бо­лезненным и длительным. Здесь неизбежны попытки отдельных регионов решить свои экономические про­блемы с помощью выгодных им цен за счет других регионов (например, в добыче топлива и сырья, в сельском хозяйстве).

Система внутренних цен должна учитывать возрастающее значе­ние развития международных связей, все больше отражать движение и тенденции мировых цен. Это неиз­бежно при построении рыночной экономики и реализации преиму­ществ экономического сотрудничества с мировым сообществом.