Взаимодействие цены спроса и предложения.

Факторы, влияющие на уровень цен.

Взаимодействие цены спроса и предложения.

Тема 3. Формирование цен в условиях рынка. Ценообразующие факторы.

 

 

Цена в рыночной экономике формируется под воздействием спроса и предложения.

Спрос – это желание потребителя приобрести товар в определенное время в определенном месте. Однако не любое желание потребителя можно охарактеризовать как спрос. Спросом является то желание, которое подкреплено финансовыми возможностями покупателей, то есть рынок реагирует только на платежеспособные желания потребителей.

Объем спроса или величина спроса – это то количество товаров, которое покупатели готовы купить при прочих равных условиях в определенном месте и по данной цене. На величину спроса влияет ряд факторов:

1. цена самого товара,

2. цена товара заменителя или товаров субститутов,

3. цены взаимодополняющих товаров (комплиментарных),

4. доходы потребителей,

5. уровень благосостояния потребителей или покупательная способность потребителей,

6. сезонность потребления,

7. вкусы и предпочтения потребителей, то есть реакция потребителей на данный товар,

8. количество потребителей данного товара.

Закон спроса показывает взаимосвязь между ценами и тем количеством товара, которое покупатели готовы купить по этим ценам при прочих равных условиях. Покупатели по более низкой цене приобретают большее количество товаров, чем по более высокой цене. Таким образом, между ценой и количеством товара, которое покупатели готовы приобрести по этой цене, установлено строгое соответствие.

Как показывает кривая спроса, цены и количество товаров, приобретаемых по этим ценам, обратно пропорциональны. Изменение цены на товар приводит к изменению величины спроса, то есть происходит движение по кривой спроса.

Одновременно с этим существует также изменение самого спроса при неизменной цене. В данном случае происходит сдвиг кривой спроса. На этот процесс влияют неценовые факторы:

1. цены взаимосвязанных товаров (цены товаров субститутов и цены комплиментарных товаров). В случае роста цены на товар субститут происходит увеличение в спросе на данный товар, то есть цены товаров субститутов и спрос находятся в прямой зависимости. Если растут цены на комплиментарные товары (взаимодополняющие), то происходит уменьшение в спросе на данный товар, то есть зависимость обратная и происходит движение кривой спроса.

2. доходы потребителей. Как правило, рост доходов потребителей вызывает увеличение в спросе, но это происходит в отношении полноценных или нормальных товаров. Что касается низших, неполноценных товаров, то рост доходов при неизменных ценах на эти товары вызывает снижение в спросе на данные товары, так как потребители стремятся заменить данные товары более качественными и полноценными.

3. вкусы и предпочтения потребителей. Данный фактор обусловлен культурным уровнем потребителей, а также рекламой в отношении предлагаемых товаров.

4. потребительские ожидания – ожидания потребителей роста цен на товары в будущем вызывает изменения в спросе в настоящее время.

5. количество потребителей товара. Увеличение числа потребителей со средним постоянным доходом, как правило, ведет к увеличению в спросе на данный товар.

Первые 4 фактора изменяют индивидуальный спрос, а количество потребителей воздействует на рыночный спрос.

Предложение – это то количество товаров, которое продавцы готовы и желают продать в определенное время в конкретном месте. Шкала предложения показывает, что при более высоких ценах производители готовы предложить большее количество товаров, что вызвано желанием получить большие объемы прибыли, величина которой закладывается в цену.

Таким образом, кривая предложения показывает прямую зависимость цен и количества предлагаемых товаров. Цена товара информирует производителя о том, насколько востребован его товар в обществе, и в случае покрытия издержек производства и получения производителем желаемого объема прибыли, данная цена свидетельствует о целесообразности производства и соответствует его спросу.

Объем предложения – это то количество товаров, которое продавцы готовы предложить покупателям в течение определенного периода времени по каждой конкретной цене при прочих равных условиях. Изменение объема предложения происходит в результате изменения цены на данный товар, то есть происходит движение по кривой предложения. Кроме изменения величины предложения существует изменение в предложении товаров. В данном случае происходит сдвиг кривой предложения влево или вправо.

На изменение предложения влияют неценовые факторы:

1. уровень оснащения производства. Чем выше и совершеннее уровень технологии производства, тембольше возможностей у производителя снижать издержки производства, что дает возможность увеличивать объем продаж при неизменной цене на товар, а, следовательно, увеличивать предложение, то есть кривая предложения смещается вправо.

2. налоги и дотации. Рост налогового бремени вызывает изменения в предложении товаров и услуг. При неизменных ценах на эти товары и услуги предложение уменьшается.

3. плата за производственные ресурсы. Рост цен на какой-либо производственный ресурс при неизменной цене на выпускаемую продукцию приводит к уменьшению предложения и смещению кривой предложения влево.

4. цены на другие товары или наличие иных источников получения прибыли. Существуют товары конкуренты, связь между ценами и предложением которых выражается в том, что рост цены на товар конкурент вызывает уменьшение предложения данного товара и существуют товары, дополняющие, выпускаемые параллельно. Зависимость цен и предложения таких товаров прямая.

5. количество продавцов товаров. Увеличение числа продавцов данного товара при неизменных ценах на этот товар и данном объеме производства приводит к росту рыночного предложения.

Первые 4 фактора воздействуют на индивидуальное предложение.

Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, является рыночной или равновесной ценой. Это та цена, при установлении которой, товары будут обмениваться на деньги. Состояние рыночного равновесия не является статичным, оно меняется под воздействием факторов, влияющих как на спрос, так и на предложение.

Чтобы количественно измерить чувствительность спроса и предложения к изменению этих факторов, применяется понятие эластичности.

Эластичность – это мера реагирования одной переменной на изменение другой. В количественном выражении это число, показывающее %-ое изменение одной переменной в результате 1 %-го изменения другой переменной.

Наибольший интерес для производителей товаров представляет эластичность спроса от цены или ценовая эластичность. Она показывает, в какой степени изменение цены влияет на объем спроса. Это мера реагирования потребителей на изменение цен с точки зрения качества товаров, приобретаемых по этим ценам. Если даже незначительные изменения цены приводят к существенным изменения объема спроса, то спрос на данные товары считается эластичным. Если изменения цены практически не вызывают изменения объема спроса, то спрос на данные товары считается не эластичным.

Чувствительность потребителей к ценам определяется экономическими и психологическими факторами, то есть различные товары по-разному реагируют на изменение цен. К товарам неэластичного спроса относят товары первой необходимости, относительно недорогие товары, товары, приобретаемые в комплексе с ранее приобретаемыми, товары, не подлежащие длительному хранению и др.

Для производителя знание эластичности спроса от цены является необходимым при принятии решения об изменении цен на производимые товары, так как это влияет на реакцию потребителей, а, следовательно, на объем общей выручки от реализации продукции.