Определение системы цен.

Классификация цен. Виды цен.

Определение системы цен.

Классификация цен. Виды цен.

Тема 2. Классификация цен и их система

 

В зависимости от признаков цены они подразделяются на следующие виды:

1. Оптовые цены на продукцию промышленности. Это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании (АО, ООО, ЗАО, ИП, хоз. субъекты).

Оптовые цены на продукцию промышленности делятся на 2 вида:

-оптовая цена предприятия (отпускная цена);

-оптовая цена промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – это цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует производимую продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. На основе оптовых цен предприятия производится планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия. В состав оптовой цены входят следующие элементы:

- себестоимость;

- прибыль;

- акциз;

- НДС.

Разновидностью оптовых цен предприятия является трансфертная цена, которая применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в т. ч. % - ов за кредит. Иногда применяется для уменьшения таможенных пошлин (наказуемо).

Оптовые цены промышленности – это цены, по которым предприятия и организации потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым оптовым организациям. Оптовые цены промышленности помимо отпускной цены включают в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидки и НДС.

Снабженческо-сбытовая (оптовая) надбавка или скидка – это цена на услуги по снабжению и сбыту.

2. Цены на строительную продукциюподразделяются на 3 вида:

- сметная цена –это предельный размер затрат на строительство каждого объекта;

- прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м жилой площади, 1 кв. м малярных работ);

- договорная цена.

3. Закупочные цены – это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция в системе АПК. По составу закупочная цена состоит из себестоимости, прибыли, НДС.

4. Тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата за перемещение груза и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей груза и населения. В состав цены входят такие элементы как издержки и прибыль транспортных организаций плюс НДС.

5. Розничные цены – цены, по которым реализуются товары в розничной торговой сети населению, предприятию, организациям. Они являются конечными, т. к. по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или производстве. В состав розничной цены включаются: оптовая цена промышленности, НДС, торговая надбавка (скидка).

 

 

Все цены в экономике взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единую систему. Эта система находится в постоянном развитии под воздействием множества факторов. Система цен состоит из отдельных блоков: оптовые, розничные, закупочные, цены топливно-энергетического, агропромышленного комплекса, легкой и пищевой промышленности и т.д.

В основе единства системы цен лежит принцип сообщающихся сосудов, то есть изменение цен в одном блоке по цепочке передается во все остальные блоки.

Ведущее значение имеют цены топливно-энергетического комплекса, металлургии и цен сельского хозяйства.

Между блоками цен существуют не только прямые, но и обратные связи. Рост цен в ТЭК моментально влечет за собой увеличение цен во всех остальных отраслях, а по истечении определенного периода времени возвращается в ТЭК в виде удорожавших товаров и услуг, потребляемых в этом комплексе.

Взаимосвязь и взаимодействие цен, образующих единую систему цен, определяются двумя факторами:

1. все цены формируются на единой методологической основе, которая базируется на законах стоимости, спроса и предложения, рыночного равновесия;

2. все предприятия, организации, сектора и сферы экономики, а атак5же отрасли представляют собой в совокупности единый народно-хозяйственный комплекс, построенный на экономических, производственных и технических связях между субъектами этого комплекса.