Теоретические основы цены

Взаимосвязь ценообразования с другими дисциплинами

Методологические основы ценообразования

Экономические функции цены

Отличие планово-директивной системы ценообразования от рыночной

Теоретические основы цены

Тема 1. Цена как экономическая категория в переходный период. Стоимостные основы цены и переход к рыночному ценообразованию

Дополнительная

Основная

Список использованной литературы.

1. Действующее в Российской Федерации законодательство о рынке, налогообложении и ценообразовании.

2. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. М., БЕК, 1997 г.

3. Цены и ценообразование. Под ред. Есипова В.Е. СПб, 1999 г.

4. Усатов И.А. Цены и ценообразование в условиях перехода к рыночной экономике. М., ФА при Правительстве РФ, 1995 г.

5. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М., ЭКМОС, 1999 г.

6. Шуляк П.Н. Ценообразование. М., Дашков и Ко , 2000 г.

1. Маркетинг. Под ред. Романова А.Н.. М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996 г.

2. Постановление Правительства РФ от 7.03.94 №239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)”.

3. Уткин Э.А. Управление компанией. М., ЭКМОС, 1997 г.

4. Федеральный закон от 17.08.95 № 147 – ФЗ “О естественных монополиях”.

5. Чеботарь Ю.М. Валютно-кредитный механизм и ценообразование во внешнеэкономической деятельности. М., 1991 г.

6. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы. М., Финансы, ЮНИТИ, 1998 г.

 

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена — сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода. Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена — денежное выражение стоимости товара.

В отличие от цены ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место в основном две системы ценообразования: 1) централизованное, которое предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения и 2) рыночное, основанное на базе взаимодействия спроса и предложения.

Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит,. Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс. Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену.

Стоимость—это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним условиям, умелости и интенсивности труда. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. Таким образом, отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда.

Цена товара есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов. Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.

Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных затрат в наилучшем варианте использования производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. Современная экономическая теория синтезирует оба подхода к ценообразованию, совместив в цене «объективностъ» (стоимость) и «субъективность» (полезность) товара.

Рынок — это устойчивые, постоянно воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, торговые, экономические, технологические и др.) между субъектами рыночных отношений, но обязательно опосредованные через механизмы стоимости, товарно-денежных отношений механизмы ценообразования, спроса, предложения и всех других составляющих сферы обращения товаров.

Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий: финансов, кредита, заработной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стоимостных категорий активно стимулирует весь процесс воспроизводства. В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он является одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов. Этот «перелив» осуществляется предприятиями самостоятельно под воздействием товарно-денежных отношений. В связи с этим в переходный период возникает и усиливается функция цены как категория рационального размещения производства.

Таким образом, рынок- это экономический процесс, который путем столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены.

Таким образом, цена занимает центральное место в рыночных отношениях, сглаживая противоположные экономические интересы продавца и покупателя, приводя в соответствие спрос и предложение. Ценообразование, являясь одним из основных звеньев рыночной экономики, выступает не только гибким инструментом, но и важным рычагом управления.

Рынок и цена — категории, обусловленные товарным производством. При этом первичным является рынок, что объясняется так: при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом не в самом процессе производства, а через рынок.