Тема 8. Особенности ценообразования в отдельных отраслях народного хозяйства

1.Ценообразование и ценовая политика в топливно-энергетическом и минерально-сырьевом комплексе.

2.Ценообразование на рынке транспортных услуг.

3.Ценообразование на рынке научно-технической продукции.

4.Цены и конъюнктура на рынке продовольственных товаров России.

5.Цены на социальные услуги.

6.Цены на рынке труда.

 

1.Ценообразование и ценовая политика в топливно-энергетическом и минерально-сырьевом комплексе.

Сложилась ситуация, когда отрасли топливно-энергетического комплекса, с одной стороны, выступают в качестве кредитора фактически всех отраслей экономики, а с другой — сами вынуждены подавлять другие отрасли высокими ценами на энергоресурсы из-за существующей налоговой системы. Большая часть налогов и платежей в добыче имеет чисто фискальные функции и установлена относительно валового дохода, то есть никак не зависит от экономической эффективности (прибыльности) хозяйственной деятельности.

Высокая энергетическая составляющая в цене на продукцию остальных отраслей промышленности, в первую очередь энергоемких, ведет к их разрушению.

Цены в топливно-энергетическом комплексе складываются под влиянием большого количества факторов и критериев.

В настоящее время цены на топливо не являются действительно рыночными. Они во многом отражают интересы и инфляционные ожидания производителей и практически безразличны к динамике спроса. Текущие оптовые цены производителей энергетических ресурсов характеризуются непрерывным ростом. Но данная динамика не свидетельствует о нормализации уровней и соотношений цен как внутри страны, так и в сравнении с ценами мирового рынка. Напротив, образовался устойчивый диспаритет цен, как между отдельными видами энергии, так и между ними и большинством товаров и услуг.

 

2.Ценообразование на рынке транспортных услуг.

Конкуренция на рынке транспортных услуг проявляется не только между различными видами транспорта, но и между транспортными фирмами. Важную роль в этих условиях для стратегии маркетинга играет гибкая система тарифов.

Тарифы установлены в зависимости от скорости перевозки: грузовой, большой скоростью и с пассажирскими поездами. Тарифные ставки зависят от расстояния от станции отправления до станции назначения и вида отправки (повагонная, контейнерная, маршрутные отправки).

В отрасли с широким спектром оказываемых услуг регулируется тариф не каждой из них, а их комбинация. Это упрощает процедуру расчета (не надо исчислять фактические издержки оказание каждого вида услуг) и облегчает перекрестное субсидирование. Особую проблему представляет определение принципов агрегирования цен, а также масштаба их относительных измерений.

 

3.Ценообразование на рынке научно-технической продукции.

Научно-техническая продукция по своему характеру является по существу продукцией единичного производства. Поэтому ее рынку во многом свойственны черты чистой монополии и, прежде всего — способность продавцов существенно влиять на цену.

Сравнительный анализ вариантов научно-технической продукции позволяет выявить уровень эффективности каждого из них. Такая информация необходима не только для окончательного решения вопроса целесообразности производства и применения того или иного варианта научно-технической продукции, но и для формирования его цены. Между ценой и экономическим эффектом существует прямая зависимость: то есть чем выше эффект, тем выше цена.

Основанием для разработки научно-технической продукции обычно служит договор, заключенный между научной организацией и заказчиком. В этом же договоре фиксируется, и цена научно-технической продукции, которую предстоит разработать. Расчет цены оформляется специальным протоколом, прилагаемым к договору.

 

4.Цены и конъюнктура на рынке продовольственных товаров России.

Базой рынка продовольственных товаров является сельское хозяйство. Основными производителями сельскохозяйственной продукции до настоящего времени были колхозы, совхозы, личные подсобные хозяйства населения, промышленных предприятий, частные фермерские хозяйства. Основными покупателями сельскохозяйственной продукции были государственные заготовительные органы, промышленные предприятия, население и частично внешнеторговые организации.

Хотя уровень цен и вырос более чем в 20-30 раз по сравнению с 1990 г., производство основных видов сельскохозяйственной продукции за этот же период резко сократилось. Вновь стала острой проблема соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, так как ранее применявшаяся индексация цен перестала действовать.

С ростом цен изменилась и ситуация на рынке предложения товаров: повысился удельный вес импортных товаров и снизился удельный вес товаров отечественного производства. Импорт продовольственных товаров на российский рынок увеличился.

С 1 июля 1999 г. список товаров для льготного обложения НДС значительно сократился, что вызывает рост цен на основные продовольственные товары и приведет к снижению уровня жизни населения.

 

5.Цены на социальные услуги.

Особенности сферы услуг обусловливают как особенности формирования цен и методов их определения, так и проведения ценовой политики и стратегии предприятий.

Специфика цены услуги заключается в том, что, будучи по структуре оптовой, она выполняет функции как оптовой, так и розничной цены. Причем цены на услуги могут рассчитываться как на единицу потребляемой услуги, так и как интегральные, представляющие собой сумму цен на различные виды работ, необходимых для оказания данной услуги, или комплексные цены, используемые при реализации взаимодополняющих услуг.

В сфере услуг используются как свободные, так и регулируемые цены, твердые, подвижные и сезонные цены, а также специальные скидки с цен.

Значительное влияние на процесс формирования цены в сфере услуг, выбор маркетинговой стратегии и метода ценообразования оказывает структура рынка, на котором работает предприятие.

В процессе ценообразования может осуществляться ценовая дискриминация обычно в виде сегментации рынка и выделении групп потребителей, приобретающих услугу по более низкой или более высокой цене (коммунальные услуги, услуги городского пассажирского транспорта, ряд бытовых услуг).

Формирование цен на услуги происходит на основе тех же методов, что и на товары. В основном применяются методы ценообразования на основе издержек и текущего уровня цен, позволяющие небольшим предприятиям сферы услуг определить цены быстро и без особых затрат на сбор информации.

 

6.Цены на рынке труда.

Рыночная конъюнктура оказывает неодинаковое воздействие на цену и стоимость рабочей силы:на цену труда это воздействие носит непосредственный характер, на стоимость рабочей силы — опосредованный, косвенный характер — через движение цен, товаров и услуг, входящих в круг потребления наемных работников.

Работники выбирают рабочие места исходя из их «цен», подобно тому,как они выбирают подходящий по цене нужный товар. Работники имеют правопродавать свою рабочую силу тому, кто за нее больше заплатит. Другими словами, на рынке рабочей силы действуют те же силы спроса и предложения, что и на рынке товаров, услуг и капиталов.

Изменение цены труда под воздействием рыночной конъюнктуры в условиях свободной конкуренции происходит постоянно. Равновесие спроса и предложения на рынке труда — исключение, не равновесие — правило.

Динамика изменения цены труда зависит не только от соотношения спроса и предложения труда, но и от движения стоимости рабочей силы. Цена труда есть в определенном смысле выражение стоимости рабочей силы. Свою дальнейшую конкретизацию она получает в категории «заработная плата».

Заработная плата как экономическая категория представляет собой модификацию и конкретизацию цены труда (рабочей силы). Между категориями заработной платы и цены труда существует теснейшая взаимосвязь, однако, это не тождественные категории. Цена труда — это категория рынка труда (рабочей силы). Заработная плата — это категория, прежде всего производства.