Тема 7. Государственное регулирование рынка цен

Тема 6. Факторы ценообразования.

 

1.Факторы спроса.

2.Факторы потребительского выбора.

3.Факторы предложения.

4.Факторы, обусловленные альтернативными производственными издержками.

 

1.Факторы спроса.

Факторы спроса – это условия, которые определяют и формируют цену на товар, предлагаемую покупателем.

1.Платежеспособный спрос, который может выделить покупатель на данный товар.

2.Уровень сбережений, которые покупатель делает, чтобы не покупать данный товар.

3.Объем спроса – количества товара, которые покупатель способен приобрести при некотором уровне цены.

4.Потребительские свойства товара, его характеристики.

5.Полезность товара его способность удовлетворять потребности.

 

2.Факторы потребительского выбора.

Факторы потребительского выбора – определяют конкурентоспособность товара в спросе на рынке замещающего товара.

1.структура потребностей и возможных покупателей товара и конкурентных с ним.

2.Замещаемость товара конкурентными товарами.

3.Возможное сопоставление товара с замещаемыми или взаимозаменяемыми товарами (товары субституты).

4.Сопоставление рынка товара с дополняющими его товарами или с рынком товаров, для которых Ваш товар является дополняющим (комплиментарные товары).

 

3.Факторы предложения.

Факторы предложения определяют и формируют цену предложения товара, на которую претендует продавец.

1.Количество товара, которое будет предложено на рынке и то количество товаров, которое может поставить фирма.

2.Запасы данного товара у возможных его поставщиков и запасы у предприятия.

3.Издержки производства и обращения.

4.Цены на факторы производства (природные ресурсы, капитал, труд, земля).

5.Налоги и отчисления во внебюджетные фонды.

 

4.Факторы, обусловленные альтернативными производственными издержками.

1.Предельная замещаемость средств производства рабочей силы.

2.Предельная замещаемость альтернативных технологий.

3.Предельная замещаемость факторов производства.

Кроме того, среди множества классификаций факторов очень важно делить их на: контролируемые и неконтролируемые.


 

1.Цели и задачи государственного регулирования цен.

2.Формы и методы воздействия государства на цены.

3.Регулирование цен в зарубежных странах.

4. Роль государства при циклическом ценообразовании

 

1.Цели и задачи государственного регулирования цен.

Государственное регулирование цен – воздействие органов государственной власти на условия и порядок формирования и применения цен, предусмотренное законами и иными нормативно-правовыми актами как федеральными, так и региональными.

Разработка концепции государственной ценовой политики предусматривает определение целей государственного регулирования цен. Эти цели формулируются исходя из приоритетов экономической политики государства с учетом текущего состояния экономики. В настоящее время такими целями являются:

· контроль уровня инфляции;

· ограничение деятельности предприятий – монополистов;

· содействие формированию конкурентной рыночной среды;

· создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам первой необходимости для широких слоев населения, имеющих низкую покупательную способность.

Концепция государственной ценовой политики должна предусматривать следующие аспекты:

1. Макроэкономический и микроэкономический аспекты, которые определяют ценовое пространство с точки зрения уровней экономики, то есть разграничение инструментов и механизмов проведения ценовой политики.

2. Федеральный и региональный аспекты, по которым различаются субъекты, осуществляющие ценовое регулирование, то есть разграничение полномочий и функций этих субъектов.

3. Прямые (административные, непосредственные) и косвенные (экономические, индикативные) методы воздействия на субъектов ценообразования и уровни цен.

 

2.Формы и методы воздействия государства на цены.

Прямые методы регулирования используются в том случае, когда государство в лице своих органов управления непосредственно воздействует на порядок определения, структуру и уровень цен. Это касается порядка определения уровня затрат (калькулирование себестоимости), уточнения состава затрат соответствующими нормативными документами, определения расходов, возмещаемых из прибыли, установления норматива рентабельности на продукцию предприятий-монополистов и т.п.

Методы прямого государственного регулирования:

1. Установление фиксированных цен на товары и тарифов на услуги.

2. Замораживание цен.

3. Установление предельных уровней цены, регламентация верхней и нижней границы цены.

4. Установление предельного уровня рентабельности.

5. Декларирование цен.

6. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.

Косвенное регулирование цен осуществляется через систему запретов.

Во-первых, запрет на горизонтальное фиксирование.

Во-вторых, запрет на вертикальное фиксирование.

В-третьих, запрет на недобросовестную рекламу.

В-четвертых, запрет на ценовую дискриминацию.

В-пятых, запрет на демпинг – продажу товара ниже его себестоимости или цены приобретения.

Кроме системы запретов косвенное регулирование может осуществляться путем применения льготного налогообложения, субсидирования и дотирования производителей продукции из бюджета, льготного кредитования и страхования, через регулирование величины таможенных пошлин.

 

3.Регулирование цен в зарубежных странах.

Формы и методы государственного воздействия на цены в различных странах с рыночной экономикой не одинаковы вследствие различий национальных, экономических, политических, ресурсных и других условий, определяющих место страны в мировом хозяйстве. Однако во всех странах государственное регулирование цен осуществляется в рамках антимонопольного законодательства, которое хотя и представлено под разными названиями, но имеет одинаковую суть: поддержка конкуренции и ограничение монополизации.

Впервые в мире такой документ, известный под названием Антитрестовского закона или “Закона Шермана”, был принят в США в конце ХХ века, в 1980 году. В соответствии с этим законом конкуренция была взята под контроль государства.

В целом сфера контролируемого государством ценообразования в разных странах составляет от 10 до 30 % общего объема выпускаемой продукции.

В большинстве стран в качестве общей тактики ценообразования используют определенные правила ценообразования, административно-юридические методы, которые разрабатываются государственными органами. Последние берут на себя обязанность регулирования и введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие значение для национальной экономики.

Способы и методы государственного воздействия на цены в различных странах с рыночной экономикой неодинаковы, это зависит от национальных, климатических, политических, ресурсных и других факторов, определяющих положение страны в мировом разделении труда.

 

4. Роль государства при циклическом ценообразовании

Циклическое ценообразование, как правило, имеет место на рынке сельскохозяйственной продукции (главным образом зерновых), где цены зависят от урожайности.

Государство может производить закупки данного товара в периоды (годы) высокой урожайности, когда цена на товар «слишком низка» (в результате цена товара несколько повысится). И, наоборот, в периоды (годы) низкой урожайности, когда цена товара «слишком высока», государство может выбрасывать на рынок часть накопленных или товарных запасов с тем, чтобы добиться понижения рыночной цены.

Закупка продукции в периоды, когда ее цена «слишком низка», может потребовать огромных финансовых средств, которых у частных предпринимателей просто может не оказаться. Этот аргумент имеет большое значение для страны без развитого рынка капитала, эффективной банковской системы. Кроме того, государство может обладать определенными преимуществами в части прогнозирования цен на товарных рынках, поскольку обладает более полной экономической информацией.

Очень важный аргумент в пользу участия государства в стабилизации рыночного равновесия обусловлен тем, что перед государством и частным предпринимателем в этом случае стоят разные задачи. Для государства - это стабилизация рыночного равновесия.