Тема 1. Роль цены в условиях рынка

 

1. Система цен в экономике.

2. Функции цен.

3. Виды цен и их классификация.

4. Скидки с цены.

5. Необходимые условия рыночного ценообразования.

6. Виды (сферы) рыночного ценообразования.

7. Основные этапы развития ценообразования в России.

 

1.Система цен в экономике.

Многообразие действующих в экономике цен, образует систему, на динамику которой оказывают действие многие рыночные факторы. Эта система состоит из отдельных подсистем цен, взаимосвязанных и взаимодействующих.

Взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих единую систему, обусловлены двумя обстоятельствами:

-формированием цен на единой методологической основе – на законах стоимости, предложения и спроса и других законах;

-взаимосвязью производства предприятий, отраслей, хозяйственная деятельность которых обуславливается ценами.

Систему цен характеризуют следующие параметры:

Уровень – абсолютное количественное выражение цены в деньгах;

Структура – определенные соотношения элементов цены в процентах или долях;

Динамика – изменение уровня цены.

 

2.Функции цен.

Под функцией цены понимается роль и назначение цены в управлении экономикой предприятия и народного хозяйства. Выделяют следующие функции цен: побудительная, измерительная, соизмерительная, учетная, распределительная, социальная, внешнеэкономические.

 

3.Виды цен и их классификация.

В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.

1. По характеру обсуживаемого оборота различают следующие виды цен: оптовые цены, розничные цены.

2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынкеразличают следующие виды цен: свободные цены (рыночные цены),регулируемые цены.

Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные) цены предельные цены, фиксированные цены.

3.По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.

4. По способу получения информации об уровне цены различают: публикуемые цены, расчетные цены.

5. В зависимости от вида рынка различают: цены товарных аукционов, биржевые котировки, цены торгов.

6. С учетом фактора времени различают: постоянные цены, сезонные цены, ступенчатые цены.

7. Внутрифирменные цены.Трансфертные цены.

8.По условиям продажи различают: цена-нетто, цена-брутто

9.По условиям поставки различают: группа цен «Э», группа цен «Ф», группа цен «С», группа цен «Д»

10.Мировые цены различают: цены на экспортную продукцию, цены на импортную продукцию.

 

4.Скидки с цены.

Размер скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателем и от конъюнктуры рынка в момент заключения сделки.

Наибольшее распространение получили следующие виды скидок.

общая (простая) скидка, скидка за оборот (бонусная), скидка за количество или серийность (прогрессивная), дилерская скидка, специальная скидка, экспортные скидки, скрытые скидки, скидки за возврат, скидки при продаже поддержанного оборудования.

 

5.Необходимые условия рыночного ценообразования.

Необходимыми условиями рыночного ценообразования являются:

- экономическая самостоятельность и свобода выбора поведения предприятий – субъектов хозяйствования, агентов рынка как собственников;

- коммерческая основа отношений субъектов хозяйствования, реализуемая посредством взаимовыгодных договоров, в частности в виде устных соглашений, договоров, контрактов купли-продажи;

- правовое обеспечение – содействие и защита договорно-контрактных отношений, других хозяйственных споров – гарантирующие потерь, убытков упущенной выгоды;

- наличие конкурентной среды;

- соотношение спроса и предложения товаров.

 

6.Виды (сферы) рыночного ценообразования.

В предпринимательской деятельности необходимо учитывать следующие виды (сферы) рыночного ценообразования:

- свободное определение цен, при котором покупатель и продавец до вступления в переговоры о совершении сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами и не принимают на себя каких-либо обязательств после осуществления купли-продажи;

- договорно-контрактное ценообразование, при котором продавец и покупатель самостоятельно осуществляют сделку купли-продажи, но либо уже приняли на себя какие-то обязательства, либо принимают их на будущее, заключая договор-контракт;

- ценообразование в условиях частичной или полной олигополии, которые вынуждают одну или две стороны принимать какие-то принудительные условия;

- ценообразование, осуществляемое под непосредственным и прямым государственным или муниципальным контролем посредством фиксирования цен, предельного их ограничения, субсидирования, применения акцизов или в какой-то другой форме.

 

7.Основные этапы развития ценообразования в России.

Выделяют следующие этапы развития ценообразования в России:

1. Цены на российском рынке в конце XIX - начале XX в.в.

2. Политика военного коммунизма и ее влияние на товарно-денежные отношения и цены.

3. Цены в период НЭПа.

4. Проблемы ценообразования и реформы оптовых цен 30-хгг. ХХ века.

5. Цены в период ВОВ.

6. Реформы цен 40-50-х годов.

7. Реформы закупочных цен с 1950 г.

8. Реформа оптовых цен 1966-67 гг.

9. Пересмотры оптовых цен 1982 и 1991 г. Либерализация цен.