ВВЕДЕНИЕ

Содержание

Новокузнецк 2003

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Д.Н. Сенчурова

Министерство образования Российской Федерации

Факторы рыночного ценообразования

Отражают взаимосвязанная комплекс экономических интересов, воздействующих на формирование цены.

Макроэкономические факторы:

· Темпы инфляции

· Кредитно-денежная политика

· Уровень бюджетного дефицита

· Состояние производства

Конкретные рыночные факторы цены

1. Факторы стпроса

a. Уровень сбережений и накоплений

b. Потребительские свойства товаров и его полезности

2. Факторы потребительского выбора

a. Замещаемость конкурентными товарами

b. Конкурентные преимущества

3. Факторы предложения

a. Издержки производства

b. Количество и запасы товара

c. Прибыль и налоги

4. Факторы, обусловленные альтернативными производственными возможностями

a. Предельная замещаемость продуктов

b. Предельная замещаемость технологий

5. Экономическая и финансовая эффективность производства и реализации товаров

Существуют внутренние факторы ценообразования, к которым относятся:

1. Способы производства

2. Жизненный цикл товара

3. Свойства и новизна

4. Организация сервисного обслуживания

5. Имидж фирмы, престиж

6. Торговая марка и сертификат качества

7. Реклама и продвижение товара

 

 

Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского государственного университета

Экономический факультет

 

Кафедра менеджмента и маркетинга

 

 

Конспект лекций

для студентов экономического факультета всех специальностей

(дневное и заочное отделение)

 

 

 

Конспект лекций разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего образования по всем специальностям.

 

Составитель:

Ст. преп. Сенчурова Диана Николаевна

Утвержден на заседании кафедры

Протокол № ___от «____»_______________2003 г.

 

Зав. кафедрой _________________________Степанов И.Г.

 

 

Утвержден методической комиссией

экономического факультета

Протокол №___ «____»_______________2003 г.

 

Председатель методической комиссии

_______________________ Кречетова М.А.

 

 

Введение
Введение в курс “Ценообразование”
1.Цель данной дисциплины в учебном процессе.
2.Понятие и сущность цены в рыночной экономике.
3.Место цены в системе стоимостных экономических категорий.
4.Цены как активный инструмент формирования структуры производства.
5.Связь данного курса с другими дисциплинами.
Тема 1. Роль цены в условиях рынка.
1.Система цен в экономике.
2.Функции цен.
3.Виды цен и их классификация.
4.Скидки с цены.
5.Необходимые условия рыночного ценообразования.
6.Виды (сферы) рыночного ценообразования.
7.Основные этапы развития ценообразования в России.
Тема 2. Состав и структура цены.
1.Состав цены.
2.Себестоимость и прибыль в составе цены.
3.Надбавки (скидки) посредников в цене товара.
4.Прямые и косвенные налоги в составе цены.
Тема 3. Методология ценообразования на предприятии в условиях рыночной экономики.
1.Понятие методология ценообразования.
2.Принципы ценообразования.
3.Методы ценообразования.
3.1.Затратные методы ценообразования.
3.2.Рыночные методы ценообразования.
3.3.Параметрические методы ценообразования.
4.Общая схема расчета цены.
Тема 4. Ценовая политика и стратегия предприятия.
1.Цели ценовой политики.
2.Политика цен жизненного цикла товара, виды цен по периодам жизненного цикла товара.
3.Основные стратегии ценообразования.
4.Этапы разработки ценовой стратегии.
Тема 5. Полезность товара как фактор формирования цены.
1.Полезность товара как основа его оценки покупателями.
2.Процедура определения экономической ценности товара.
3.Факторы, определяющие чувствительность покупателей к уровням цен: эффект представлений о наличии заменяющих товаров, уникальность, затраты на переключение, затрудненность сравнений, оценка качества через цену, дороговизна товара, значимость конечного результата, возможность разделения затрат, мера “справедливости” цены, эффект создания запасов.
Тема 6. Факторы ценообразования.
1.Факторы спроса.
2.Факторы потребительского выбора.
3.Факторы предложения.
4.Факторы, обусловленные альтернативными производственными издержками.
Тема 7. Государственное регулирование рынка цен.
1.Цели и задачи государственного регулирования цен.
2.Формы и методы воздействия государства на цены.
3.Регулирование цен в зарубежных странах.
4. Роль государства при циклическом ценообразовании.
Тема 8. Особенности ценообразования в отдельных отраслях народного хозяйства.
1.Ценообразование и ценовая политика в топливно-энергетическом и минерально-сырьевом комплексе.
2.Ценообразование на рынке транспортных услуг.
3.Ценообразование на рынке научно-технической продукции.
4.Цены и конъюнктура на рынке продовольственных товаров России.
5.Цены на социальные услуги.
6.Цены на рынке труда.
Тема 9. Цены и кредитные отношения.
1.Взаимосвязь цен и кредита как стоимостных категорий.
2.Покупательская способность национальной валюты.
3.Роль кредита в стимулировании эффективности воспроизводства и влияние его на уровень, и динамику цен.
4.Процентная ставка как элемент системы цен.
5.Эффективность кредита.
6.Процентная ставка и инфляция.
Тема 10. Ценообразование на рынке ценных бумаг.
1.Понятие финансового рынка и его элементов.
2.Виды ценных бумаг.
3.Дивиденд.
4.Факторы, влияющие на курс ценных бумаг.
5. Индексы фондового рынка.
Тема 11. Формирование цен на товарных биржах.
1.Виды товарных бирж.
2.Цены на реальный товар и фьючерсные сделки.
3.Биржевые котировки.
4.Индексы товарной биржи.
Тема 12. Ценообразование и система налогообложения.
1.Принципы определения цены для целей налогообложения.
2.Влияние системы налогообложения на ценообразование.
3.Налог на прибыль, его влияние на цены.
4.Налог на добавленную стоимость, его экономическая сущность и его плательщики. Взаимосвязь с ценой.
5.Акцизы, их воздействие на уровень цен, их плательщики.
6.Налог с продаж, сущность и влияние на цены.
Тема 13. Ценообразование в системе страхования.
1.Понятие страхового рынка, его элементы.
2.Страховой тариф как элемент системы цен.
3.Тарифная ставка и методы ее расчета, элементы тарифной ставки.
4.Страховые платежи и страховые возмещения, их взаимосвязь с ценой.
Тема 14. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности.
1.Международная торговля: понятие, особенности, тенденции развития.
2.Контрактная цена и способ ее фиксации.
3.Расчет цен и поправки к ним на экспортируемую и импортируемую продукцию.
4.Валютный курс и цены.
5.Таможенные тарифы.
6. Таможенная стоимость и методы ее определения.
7.Роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности.
Список использованной литературы

 

Целью изучения дисциплины является приобретение необходимых знаний в области ценообразования для выбора правильного подхода в установлении цен.

Задачами изучения курса являются:

- ознакомление в процессе изучения курса с основными понятиями и составляющими цены;

- формирование представления о том, каким образом фирмы и государственные органы используют ценовой механизм для осуществления конкретных операций на рынке;

- ознакомление студентов вуза с методами и приемами эффективного коммерческого ценообразования с учетом реально складывающейся конъюнктуры рынка.

“Ценообразование” одна из основных дисциплин, необходимых для подготовки экономистов всех без исключения специальностей. Особенно актуальной эта проблема становится в условиях перехода к рыночной экономике, что предполагает объективное и всестороннее участие в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических категорий, и в первую очередь, цены.

Курс “Ценообразование” неразрывно связан с другими курсами, преподаваемыми будущим экономистам и управленцам. В частности, это относится к дисциплинам “Финансы”, “Денежное обращение и кредит”, “Бухгалтерский учет и аудит”, “Менеджмент”, “Маркетинг”, а также к специальным дисциплинам, таким, как “Налогообложение”, “Ценные бумаги” и т.п. Поэтому наряду с общетеоретическими, методологическими вопросами практики ценообразования, в курс включены специфические проблемы ценообразования как то: налогообложение, цены и кредитные отношения, страхование.

Данный конспект лекций разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего образования по всем специальностям.