Закон спроса.
Законы ценообразования
Принципы ценообразования
Функции цены
- это форма реализации ее сущности, как экономической категории и внешнего проявления содержания.
Основные функции:
1. Учетно-измерительная (соизмеряются общественно необходимые затраты и результаты производства). Позволяет экономические расчеты при выпуске новой продукции, появлении достижений научно-технического прогресса и др.
2. Регулирующая. Цена уравновешивает спрос и предложение и увязывает их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Цены могут свидетельствовать о диспропорциях в сферах производства и обращения.
3. Распределительная. Осуществляется распределение и перераспределение национального дохода. За счет этого происходит регулирование доходов отраслей, предприятий, различных форм собственности и населения. Эта функция проявляется через акцизы на отдельные группы товаров и НДС.
4. Способствующая рациональному размещению производства. Происходит перелив капитала из 1 сектора экономики в другой, где норма прибыли более высокая.
5. Стимулирующая (поощрительная или сдерживающая воздействие цены на производство и потребление различных видов товаров).
Методология ценообразования включает в себя совокупность общих положений, нормативных актов, принципов и методов ценообразования, определение видов цен, формирование системы цен, а также контроль и управление ценообразованием.
Принципы ценообразования – постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и являющиеся базовыми для неё.
Основные принципы ценообразования
1. Принцип научности обоснования цен (учитываются законы спроса и предложения, ситуация на рынке и различная информация).
2. Принцип целевой направленности цен (решение с помощью цен экономичесих и социальных проблем).
3. Принцип непрырывности процесса ценообразования. Продукция на каждом этапе движения от сырья до готового изделия имеет свою цену. В действующие цены постоянно вносятся изменения в связи со снятием с производства устаревших и освоением новых видов товаров.
4. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен (общие принципы и правила ценообразования).
Спрос отражает платежеспособность населения и зависит от уровня цен на товары и услуги. Чем ниже цена, тем больший объем товаров можно продать и наоборот.
Предложение означает возможность производителя и продавца предложить свои товары на рынке по определенным ценам.
Закон предложения
Предложение возрастает при повышении цен и наоборот.
Рыночная цена – результат сопоставления цен спроса и предложения.