Эффект дохода и эффект замещения
Эффект замещения−изменение объема спроса, вызванное исключительным изменением цены товара при неизменном реальном доходе (то есть сохранение уровня полезности потребляемого набора благ). Эффект замещения − это изменение потребления товара Х в связи с уменьшением цены на него при сохранении степени удовлетворения (реального дохода).
Эффект дохода − изменение спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительно цен товара. Эффект дохода − это изменение потребления товара Х, вызванное ростом покупательной способности потребителя.
xx′ − эффект замены
x′x1 − эффект дохода
x0x1 − общий эффект
Эффект замещения означает, что мы находимся на одной и той же кривой. Эффект дохода предполагает переход на другую кривую потребительских возможностей.
Эффект замещения и эффект дохода для нормальных товаров складываются. Если же товары не относятся к категории нормальных, а к категории так называемых товаров низкого качества, то эффект замены и эффект дохода имеют противоположные направления действия. Тогда из эффекта замены вычитается эффект дохода. Для неполноценных благ (те товары, на которые при уменьшении цены спрос падет) эффекты замены и дохода также направлены в разные стороны, но эффект дохода больше, чем эффект замены.
4. Уравнение потребительского оптимума:
− от какого количества товара Y потребитель может отказаться в пользу товара X.
от т. А к т. В: | |
от т. В к т. C: | |
от т. C к т. D: | |
от т. D к т. E: |
Основные свойства MRS:
1) MRS можно определить для каждой пары точек, принадлежащих одной и той же КБ.
2) MRS уменьшается при движении по КБ.
3) MRS равна соотношению цен на товары в точке потребительского оптимума.
Оптимум потребителя (точка потребительского равновесия) − это наиболее эффективное использование денежных средств при покупке товаров, обладающих наибольшей полезностью.